Природа и сущность управления, субъекты и объекты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа и сущность управления, субъекты и объекты



Экономические процессы не происходят самопроизвольно. Они либо прямо управляются людьми, либо регулируются экономическими законами, нормами общественной жизни, морали, поведения, традициями. От качества управления во многом зависит результативность экономических действий, поэтому изучению управления в современной экономике уделяется огромное внимание. Человек может оказывать воздействие на многие процессы и объекты, направлять их в нужное русло в соответствии со своими целями. Люди перекрывают реки, выращивают культурные растения, разводят скот, заставляют двигаться в необходимом им направлении транспортные средства, побуждают к работе трудовые коллективы. В эти случаях наблюдается влияние человека на ход событий, которое, собственно, и представляет управление.

Управление есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы и на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придать определенную направленность экономической деятельности и получить желаемые результаты.

Не всякое воздействие человека на объекты естественной и искусственной природы можно считать управлением. Если вы толкаете автомобиль плечом, передвигая его на другое место, такое действие можно назвать перемещением автомобиля, а не управлением. А если водитель легким вращением руля заставляет тяжелый грузовик изменить направление движения – это уже управление. Точно также, толкая своего соседа, вы не управляете им. Но если вы тихо скажете ему: «Подвиньтесь, пожалуйста», воздействуете на него словом, то это уже управление.

Современное, цивилизованное управление людьми, производственными коллективами имеет мало общего с грубым физическим воздействием в форме насилия. Управление – это информационный процесс, в ходе которого управляющие вырабатывают решения и сообщают их исполнителям в форме законов, постановлений, положений.

В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая –субъект управления и управляемая – объект управления. Субъекты управления – это люди, в функции которых входит осуществление управления, т.е. руководители, начальники, органы власти. Объектами управления могут быть как граждане, работники или коллективы, действующие согласно предписаниям, положениям, так и любые экономические объекты. Если субъект управления управляет собственными действиями, имеет место частный случай управления, называемый самоуправлением.

Управление существует в разных формах. Человек управляет объектами живой, неживой и искусственной природы, используя законы физики, химии, биологии. С помощью каналов он перераспределяет водные ресурсы, управляет машинами, механизмами. В живой природе мы наблюдаем многочисленные процессы управления. Вожак управляет стадом.

В 40-х годах 20 века сформировалась специальная наука – кибернетика, изучающая общие принципы управления любыми объектами, процессами. Часть этой науки, исследующая процессы управления в экономике, называется экономической кибернетикой. Кибернетика исходит из единой схемы управления (схема 1). Субъект управления вырабатывает управляющее воздействие в виде команды, сигнала, которое передается объекту управления. Объект управления, воспринимая управляющее воздействие, изменяет свой образ действия в соответствии с управляющим сигналом.

 

субъект управляющее объект

управления воздействие управления

обратная связь

Схема 1 «Общая схема управления»

О том, что объект отреагировал на управляющее воздействие, субъект управления узнает из информации, поступающей по каналу обратной связи (зрительный, слуховой, телефонный, телеграфный, например, для летчика – это показания приборов, для водителя автобуса – зрительная информация, для преподавателя- наблюдение за поведением учащихся).

Управление экономикой – часть управления всем обществом. Аппарат управления экономикой представлен в виде органов власти.

Управление предприятием – это управление производственным процессом, работниками, материальными ресурсами, информацией, снабжением и сбытом, качеством продукта, технологией.

Методы управления экономикой

Методами управления называют способы воздействия субъектов управления на объекты управления в виде работников, исполнителей, граждан.

В экономике принято различать три метода управления работниками и производственными коллективами.

Организационно-распорядительное управление основано на принуждении (приказы, команды). Характерно для экономики командного типа. Такое управление является неизбежным в армии, милиции, службах безопасности, пожарных службах.

Экономическое воздействие опирается на интересы людей, предпринимателей, производственных коллективов. Влияние управляющих на управляемых оказывается в форме стимулов-победителей, таких, как заработная плата, премирование, разные формы вознаграждения, предоставление налоговых льгот, расширение экономической свободы, предоставление кредитов.

Социально-психологические представляют собой убеждение, моральное и нравственное воздействие на людей. У каждого человека существует определенная система ценностей, взглядов на труд, собственность, деньги, экономические отношения. Внутренние установки человека можно назвать экономической психологией или моралью. Такое управление заключается в том, чтобы воздействовать на психологию людей и тем самым убедить их действовать в соответствии с желанием субъекта управления.

Наибольших успехов в применении социально-психологических методов достигла Япония, в которой любовь и уважение к труду, преданность своей фирме впитаны с молоком матери. Например, японцы сами добровольно отказываются от отпуска, если дела на фирме идут плохо.

Виды управления:

-экономический анализ (изучение результатов деятельности),

-прогнозирование (предвидение хода будущих событий),

-планирование (построение планов, содержащих будущие события, сроки и этапы их

осуществления),

-организация (упорядочение и согласование действий исполнителей),

-учет (обеспечивает сохранность ценностей, позволяет получать информацию об имеющихся

ресурсах),

-контроль (слежение за исполнением управленческих воздействий).

Менеджмент

1) Сущность и задачи менеджмента

Для создания любого экономического продукта нужно использовать ресурсы производства: рабочую силу, основные средства, сырье, материалы, информацию, денежные средства. Следовательно, управление предприятием включает управление работниками, средствами производства, материальными ресурсами, информацией, финансами. Для функционирования производства на предприятии оно должно получать исходные материалы и реализовывать выпущенную продукцию. Отсюда вытекает необходимость управлять снабжением и сбытом, иметь на предприятии соответствующие службы. Предприятие обязано выпускать продукцию определенного качества, соответствующую стандартам. Значит, управление предприятием включает управление качеством выпускаемого продукта, что, в свою очередь, требует управления технологией. Совокупность всех видов и форм управления предприятием принято относить к той части управления, которую называют менеджментом, а управляющих деятельностью предприятий – менеджерами. Менеджмент как наука зародился в конце 19 в.

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; менеджмент – это функция и вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных условиях и предприятиях.

Целью менеджмента является обеспечение прибыльности предприятия.

Задачи менеджмента:

1) определение целей развития предприятия (прибыль, выживание)

2) разработка планов

3) разработка стратегии развития предприятия

4) определение необходимых ресурсов и их источников

5) осуществление контроля

6) стимулирование и мотивация работников

7) координация действий отдельных работников

 

Менеджмент представляет собой систему. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие границы, ее действия относительно независимы от окружающей среды. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Менеджеры занимаются в основном открытыми системами, потому что все организации являются таковыми. На рисунке 1 показано упрощенное изображение организации как открытой системы.

Входы преобразования выходы

 
 

 


 

Рис.1 Схема организации как открытой системы

На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Это продукция или услуги являются выходами организации, которые они выносят в окружающую среду.

2) Функции менеджмента

Функция менеджмента это отдельные этапы управления. Неотъемлемой составной частью функций менеджмента является планирование.

Планирование – разработка комплекса мероприятий для достижения поставленной цели (разработка планов). План – официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития предприятия, цели и задачи (т.е. набор показателей, которые должны быть достигнуты). Планы бывают:

долгосрочные – от 5-7 лет и выше, указываются глобальные цели, затрагивает интересы всех

работников;

среднесрочные – 1 год, освещаются производственные вопросы

краткосрочные – (текущие)- меньше 1 года, касается отдельных работников, освещаются вопросы, связанные с непосредственной деятельностью работников.

Принципы планирования: участие в разработке планов максимального числа сотрудников, непрерывность (последующие планы разрабатываются на основе предыдущих), гибкость (возможность внесения изменений), координация (планы отдельных подразделений должны быть согласованы друг с другом), экономичность (затраты на составление планов должны быть минимальными), создание необходимых условий для выполнения плана (наличие ресурсов).

Мотивация –процесс побуждения человека к какой-либо деятельности. Человек действует на основании мотивов. Экономические мотивы – это получение различных благ взамен произведенной работы (заработная плата, социальные гарантии – пенсионные отчисления, социальное страхование, путевки). Неэкономические мотивы – благоприятный психологический климат в коллективе и возможность самовыражения (бесконфликтность, уважение к каждому человеку, стремление к карьерному росту).

Контроль – наблюдение за тем как организация достигает поставленной цели.

Виды контроля:

1) предварительный – для того чтобы узнать готовы ли исполнители выполнить задание

(проводят до выдачи задания), если руководитель хорошо знает коллектив контроль можно не

проводить;

2) текущий – сбор информации о производительности труда, о примени новых методов,

каждодневное наблюдение за выполнением задания;

3) итоговый – связан с оценкой выполнения плановых показателей, проводится по приказу за

определенный период времени

Организация – процесс распределения ресурсов для выполнения планов, это средство обеспечения объединения людей. Для любой организации характерно: целенаправленность (любая организация создается с какой-то целью), иерархичность (руководитель - заместители-служащие-рабочие).

Маркетинг



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.017 с.)