Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика понятия
1. Определение понятия. Понятие и слово. 2. Методы образования понятий: анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и обобщение. 3. Структура понятия. Объем и содержание понятия. 4. Виды понятий. 5. Отношения между понятиями. Упражнения
1. Определите объем понятий в следующих выражениях: Поэты пушкинской поры, вычислительное устройство, декан, кентавр, Циклоп, самая кровопролитная война, основатель кибернетики, русалка, зависимость, Клеопатра, даосизм, лама, книга, телескоп, президент Республики Беларусь, вечный двигатель. Укажитеих вид. 2. Установите вид отношений по объему и содержанию между следующими понятиями: племя – общность людей; геометрическая фигура – стройная фигура; музыка – классическая музыка; любовь – ненависть; ЭВМ – закон божий; аудитория № 301 – аудитория № 321; стипендия – ежемесячная выплата учащемуся вуза; клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства; студент – спортсмен; Аристотель – создатель формальной логики; Персональный компьютер – персональный автомобиль,
3. Приведите примеры понятий, отношения между которыми соответствует нижеследующим схемам:
Литература
Гетманова А.Д. Логика. - М.,2010 Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. -М.,1991. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М., 2004 Малыхина Г.И. Логика, - М., 2002 Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011
Контрольные вопросы Что такое понятие? Как оно выражено в языке? Как образуется понятие? Что такое признак? Что входит в структуру понятия? Как определить объем понятия? Из чего образуется содержание понятия? Каким законом связаны между собой объем и содержание понятий? Различаются ли понятия по объему? Различаются ли понятия по содержанию? Какие существуют отношения между понятиями по объему и содержанию? Какие виды понятий существуют? Что значит дать полную логическую характеристику понятия?
Семинар 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
1. Определение умозаключения, его структура и виды. 2. Дедуктивные умозаключения 3. Простой категорический силлогизм.
4. Специфика и виды индуктивных умозаключений. 5. Умозаключение по аналогии.
Упражнения. Выполнить упражнения по сборнику: (Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011)
№1,2, Стр.48-50 №13,14, 15 17, стр.58-64
Литература
Гетманова А.Д. Логика. - М.,1986, гл. V, § 1-6. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике, - М.,1991. Малыхина Г.И. Логика. – Мн., 2002, гл.V, раздел 1, § 1-3. Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. - М.,1991, гл.III. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011
Контрольные вопросы
Что такое умозаключение? Какова структура умозаключения? Какие бывают виды умозаключений? Какое умозаключение называется дедуктивным? Что значит непосредственное умозаключение? Каковы его виды? Что значит понятие «силлогизм»? Какова структура простого категорического силлогизма? Сколько в нем посылок и сколько терминов? Как образуются фигуры простого категорического силлогизма? Как образуются модусы простого категорического силлогизма?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 4. Алексеев А.П. Аргументация. Познание, общение. - М.: МГУ, 1991. 5. Арцашевский Г.В. Выдвижение и проверка следственных версий. - М.: Юридическая литература, 1978. 6. Брюшинкин В.Н. Логика. – М.: Гардарики, 2001 7. Ивлев Ю.В. Логика. - М.: МГУ, 1992. 8. Ивлев Ю.В. Логика. – Сб. упражнений. М.: Дело, 2002 9. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011 10. Малахов В.П. Нормативная логика в правовом мышлении. - М., 1990. 11. Матюшин Б.Т. Общие вопросы оценки доказательств в судопроизводстве. - Хабаровск, 1987. 12. Петров Ю.А. Азбука логического мышления. - М.: МГУ, 1991.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ В процессе установочных лекций преподаватель раскрывает содержание курса логики, дает методические рекомендации студентам по самостоятельному изучению проблем, характеризуя пути и средства достижения задач постижения логики, высказывает советы и рекомендации по изучению учебной литературы, самостоятельному решению студентами задач и упражнений.
Студенты должны тщательно спланировать учебное время. Приступая к изучению логики необходимо подготовить учебную литературу (см. список литературы). В процессе изучения курса логики необходимо обратить внимание на самоконтроль. С этой целью каждый студент после изучения материалов учебника и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов и заданий, которые помещены в учебно-методическом комплексе. Успех в изучении курса логики зависит от систематической индивидуальной деятельности по изучению курса. Такая деятельность должна быть ориентирована на: ü Основательное изучение программы ü Изучение проблемных вопросов к каждой теме ü Изучение рекомендуемой литературы ü Решение задач и упражнений ü Подготовки ответов на поставленные вопросы ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1.Логика как наука 2. Основные этапы развития логики 3. Понятие как форма мышления, виды понятий 4. Общая логическая характеристика понятий 5. Приемы образования понятий 6. Деление понятий 7. Отношение между понятиями 8. Общая логическая характеристика суждений 9. Виды суждений 10. Сложные суждения и их характеристика 11. Косвенные доказательства и их виды 12. Общая характеристика законов логики 13. Закон тождества 14. Закон противоречия 15. Закон исключенного третьего 16. Закон достаточного основания 17. Логический квадрат 18. Общее понятие об умозаключения и его виды 19.Дедуктивное умозаключение 20. Индуктивное умозаключение и его виды 21. Умозаключение по аналогии и его виды 22. Категорический силлогизм 23.История развития логики 24. Общая характеристика гипотезы 25. Этапы разработки гипотезы 26. Логические основы аргументации 27. Сущность гипотезы 28. Понятие и виды доказательства, 29.Логические ошибки, встречающиеся в доказательствах и опровержениях 30. Опровержение и его характеристика 31. Правила доказательства и опровержения 32. Значение логики для профессиональной деятельности юриста
ДИСЦИПЛИНА: «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» Вопросы к зачету 1. Естествознание: определение и содержание понятия, основные задачи. 2. Научный метод познания. Его границы. 3. Редукционизм и холизм. 4. Этапы (стадии) познания природы. 5. Глобальные естественно-научные революции. 6. Натурфилософия и ее место в развитии естествознания. 7. Механика Ньютона. 8. Принципы дополнительности и соответствия Н. Бора и их значение в науке. 9. Понятие научной картины мира. 10. Основные понятия, законы и принципы механистической картины мира. 11. Консервативные и диссипативные системы. 12. Термодинамика и статистическая физика. 13. Сущность I начала термодинамики. 14. Энтропия. Термодинамическая трактовка. Вероятностная трактовка. 15. Сущность II начала термодинамики. 16. Вероятность как атрибут больших систем. 17. Стрела времени. 18. Проблема тепловой смерти Вселенной и флуктуационная гипотеза Больцмана. 19. Электромагнитное поле. 20. Постулаты и основные следствия специальной теории относительности. 21. Основные идеи общей теории относительности. 22. Формирование идеи квантования физических величин. 23. Корпускулярно-волновой дуализм света и вещества. 24. Соотношения неопределенностей Гейзенберга. 25. Основные понятия и принципы квантово-полевой картины мира. 26. Четыре фундаментальных типа взаимодействия. 27. Структурные уровни материи. 28. Элементарные частицы, фундаментальные частицы и частицы-переносчики фундаментальных взаимодействий. 29. Молекулы и реакционная способность веществ. 30. Периодический закон Д.И. Менделеева. 31. Макроскопические тела. Фазовые переходы. 32. Представление о мегамире. 33. Солнечная система. 34. Звезды: основные характеристики, источники энергии. 35. Галактики. Строение, типы галактик. 36. Структура и геометрия Вселенной. 37. Возникновение Вселенной. Теория Большого Взрыва. 38. Эволюция звезд. 39. Гипотезы о возникновении планетных систем. 40. Антропный принцип. 41. Образование Земли и химическая дифференциация вещества. 42. Общая теория химической эволюции и биогенеза. 43. Предмет изучения, задачи, методы и направления биологии. 44. Специфика и системность живого. 45. Уровни организации живых систем. 46. Основные положения современной клеточной теории. 47. Белки, углеводы, липиды: их функции в организме. 48. Состав, структура и функции ДНК. 49. Термодинамика живых систем. Теорема И. Пригожина для открытой термодинамической системы. 50. Энтропия и информация. 51. Задачи и специфика управления в живых системах. Гомеостаз. 52. Теории возникновения жизни. 53. Теория биохимической эволюции Опарина-Холдейна. 54. Эволюционная теория Дарвина - Уоллеса. 55. Современная (синтетическая) теория эволюции. 56. Место человека в системе животного мира и антропогенез. 57. Основные этапы развития Homo Sapiens. 58. Дифференциация человечества на расы. Расы и этносы. 59. Эколого-эволюционные возможности человека. 60. Биосоциальные основы поведения человека. 61. Биосфера: состав, структура, функции. 62. Трофические цепи. 63. Популяции, экологические системы, биогеоценозы. Принципы организации. 64. Понятие об экологической нише. 65. Экологические факторы. 66. Формы биологических отношений в сообществах. 67. Антропогенный фактор и глобальные экологические проблемы. 68. Понятие симметрии. 69. Симметрия пространства - времени и законы сохранения. 70. Симметрия и асимметрия живого. 71. Нарушение симметрии как источник самоорганизации. 72. Концепция самоорганизации в науке. Синергетика. 73. Понятие о диссипативных структурах. 74. Бифуркации и параметры порядка. 75. Фазовое пространство. Аттракторы системы. 76. Тепловая конвекция как прототип самоорганизации в неживой природе. Ячейки Бенара. 77. Излучение лазера как пример самоорганизации в неживой природе. 78. Явления самоорганизации в химии. Реакция Балоусова-Жаботинского. Химические часы. 79. Фрактальная геометрия природы. 80. Синергетика как общенаучная основа анализа динамики социальных систем. 81. Естественнонаучная и гуманитарная культуры как отражение двух типов мышления. 82. Наука и мистицизм. Паранормальные явления. 83. Перспективы интеграции двух культур. Методы гуманитарных и естественных наук.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.073 с.) |