Общая характеристика понятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика понятия



1. Определение понятия. Понятие и слово.

2. Методы образования понятий: анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и обобщение.

3. Структура понятия. Объем и содержание понятия.

4. Виды понятий.

5. Отношения между понятиями.

Упражнения

 

1. Определите объем понятий в следующих выражениях:

Поэты пушкинской поры, вычислительное устройство, декан, кентавр, Циклоп, самая кровопролитная война, основатель кибернетики, русалка, зависимость, Клеопатра, даосизм, лама, книга, телескоп, президент Республики Беларусь, вечный двигатель.

Укажитеих вид.

2. Установите вид отношений по объему и содержанию между следующими понятиями:

племя – общность людей;

геометрическая фигура – стройная фигура;

музыка – классическая музыка;

любовь – ненависть;

ЭВМ – закон божий;

аудитория № 301 – аудитория № 321;

стипендия – ежемесячная выплата учащемуся вуза;

клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства;

студент – спортсмен;

Аристотель – создатель формальной логики;

Персональный компьютер – персональный автомобиль,

 

 

3. Приведите примеры понятий, отношения между которыми

соответствует нижеследующим схемам:

 

 

               
       
 
 
 

 

 


Литература

 

Гетманова А.Д. Логика. - М.,2010

Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. -М.,1991.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М., 2004

Малыхина Г.И. Логика, - М., 2002

Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011

 

Контрольные вопросы

Что такое понятие?

Как оно выражено в языке?

Как образуется понятие?

Что такое признак?

Что входит в структуру понятия?

Как определить объем понятия?

Из чего образуется содержание понятия?

Каким законом связаны между собой объем и содержание понятий?

Различаются ли понятия по объему?

Различаются ли понятия по содержанию?

Какие существуют отношения между понятиями по объему и

содержанию?

Какие виды понятий существуют?

Что значит дать полную логическую характеристику понятия?

 

Семинар 2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

1. Определение умозаключения, его структура и виды.

2. Дедуктивные умозаключения

3. Простой категорический силлогизм.

4. Специфика и виды индуктивных умозаключений.

5. Умозаключение по аналогии.

 

Упражнения.

Выполнить упражнения по сборнику: (Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011)

 

№1,2, Стр.48-50

№13,14, 15 17, стр.58-64

 

Литература

 

Гетманова А.Д. Логика. - М.,1986, гл. V, § 1-6.

Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике, - М.,1991.

Малыхина Г.И. Логика. – Мн., 2002, гл.V, раздел 1, § 1-3.

Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. - М.,1991, гл.III.

Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011

 

Контрольные вопросы

 

Что такое умозаключение?

Какова структура умозаключения?

Какие бывают виды умозаключений?

Какое умозаключение называется дедуктивным?

Что значит непосредственное умозаключение? Каковы его виды?

Что значит понятие «силлогизм»?

Какова структура простого категорического силлогизма? Сколько в нем посылок и сколько терминов?

Как образуются фигуры простого категорического силлогизма?

Как образуются модусы простого категорического силлогизма?

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

  1. Ивлев Ю.В. Логика. – М.: Проспект, 2004
  2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М.: Юристъ, 2002
  3. Ксенофонтов В.Н. Логика. – М.: Изд-во РАГС, 2005

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

4. Алексеев А.П. Аргументация. Познание, общение. - М.: МГУ, 1991.

5. Арцашевский Г.В. Выдвижение и проверка следственных версий. - М.: Юридическая литература, 1978.

6. Брюшинкин В.Н. Логика. – М.: Гардарики, 2001

7. Ивлев Ю.В. Логика. - М.: МГУ, 1992.

8. Ивлев Ю.В. Логика. – Сб. упражнений. М.: Дело, 2002

9. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011

10. Малахов В.П. Нормативная логика в правовом мышлении. - М., 1990.

11. Матюшин Б.Т. Общие вопросы оценки доказательств в судопроизводстве. - Хабаровск, 1987.

12. Петров Ю.А. Азбука логического мышления. - М.: МГУ, 1991.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

В процессе установочных лекций преподаватель раскрывает содержание курса логики, дает методические рекомендации студентам по самостоятельному изучению проблем, характеризуя пути и средства достижения задач постижения логики, высказывает советы и рекомендации по изучению учебной литературы, самостоятельному решению студентами задач и упражнений.

Студенты должны тщательно спланировать учебное время. Приступая к изучению логики необходимо подготовить учебную литературу (см. список литературы).

В процессе изучения курса логики необходимо обратить внимание на самоконтроль. С этой целью каждый студент после изучения материалов учебника и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов и заданий, которые помещены в учебно-методическом комплексе.

Успех в изучении курса логики зависит от систематической индивидуальной деятельности по изучению курса. Такая деятельность должна быть ориентирована на:

ü Основательное изучение программы

ü Изучение проблемных вопросов к каждой теме

ü Изучение рекомендуемой литературы

ü Решение задач и упражнений

ü Подготовки ответов на поставленные вопросы

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1.Логика как наука

2. Основные этапы развития логики

3. Понятие как форма мышления, виды понятий

4. Общая логическая характеристика понятий

5. Приемы образования понятий

6. Деление понятий

7. Отношение между понятиями

8. Общая логическая характеристика суждений

9. Виды суждений

10. Сложные суждения и их характеристика

11. Косвенные доказательства и их виды

12. Общая характеристика законов логики

13. Закон тождества

14. Закон противоречия

15. Закон исключенного третьего

16. Закон достаточного основания

17. Логический квадрат

18. Общее понятие об умозаключения и его виды

19.Дедуктивное умозаключение

20. Индуктивное умозаключение и его виды

21. Умозаключение по аналогии и его виды

22. Категорический силлогизм

23.История развития логики

24. Общая характеристика гипотезы

25. Этапы разработки гипотезы

26. Логические основы аргументации

27. Сущность гипотезы

28. Понятие и виды доказательства,

29.Логические ошибки, встречающиеся в доказательствах и опровержениях

30. Опровержение и его характеристика

31. Правила доказательства и опровержения

32. Значение логики для профессиональной деятельности юриста

ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ АКСИОМА(гр. axioma -значимое, достойное уважения, бесспорное) - истинное суждение, которое при дедуктивном построении какой -либо теории принимается без доказательств в качестве исходного положения и которое входит в основу доказательства всех других положений данной теории. АЛГОРИТМ- точное и легко понимаемое описание (пред писание, правило, рецепт) механически выполняемого шаг за шагом единообразного решения любой задачи из какого-либо класса задач данного типа. АЛОГИЗМ- нелогичность, отрицание роли логики в по знании, логический разрыв речи, нарушение логической последовательности, связанности, обоснованности. АЛЬТЕРНАТИВА(лат. alter - чередоваться) - каждая из двух или нескольких исключающих друг друга возможностей, выбор между этими возможностями есть или P 1 , или Р 2 . АМФИБОЛИЯ(гр. amphibolia -двусмысленность, двойственность) -логическая ошибка, заключающаяся в том, что грамматическое выражение допускает его двоякое толкование. АНАЛИЗ(гр. analysis - разложение, расчленение, разбор)-логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых исследуется в отдельности как часть расчлененного целого. АНАЛОГИЯ(гр. analogia - соответствие, сходство)- подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях, при чем таких предметов, которые в целом различии. АНТИНОМИЯ(лат. anti - против+nomos - закон, противоречие в законе)-противоположность между двумя суждениями, взаимоисключающими друг друга, но в то же время производящими впечатление, что оба они могут быть с одинаковой силой логически доказаны в качестве правильных. АПОРИЯ(гр. aporia - безвыходность, безвыходное положение, затруднение) - кажущееся трудноразрешимым, непреодолимым логическое затруднение. АРГУМЕНТ(лат. argumentum - логический довод, основание, доказательство) - мысль, истинность которой проверена и доказана практикой и которая поэтому может быть приведена в обоснование истинности или ложности другого положения. ВЕРИФИКАЦИЯ(лат. verus - истинный+facio - делаю) - принцип установления осмысленности, то есть возможность данного высказывания (утверждения) оказаться истинным или ложным. ВЕРСИЯ(лат. versio -оборот, видоизменение) -одно из нескольких возможных, отличных друг от друга объяснений или толкований одного и того же факта, явления, события. ВЫВЕДЕНИЕ- мысленное действие, в результате которого новое знание получается логически, то есть без обращения непосредственно к опыту или из предшествующего опыта. ВЫВОДНОЕ ЗНАНИЕ- знание, полученное из ранее установленных и проверенных истин в результате применения законов и правил логики к имеющимся истинным мыслям. ГИПОТЕЗА(гр. hypothesis - основание, предположение) - вероятное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого не может быть проверена и доказана в настоящее время, но которое может приблизительно объяснить данные явления. ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД- способ научного исследования, заключающийся в том, что вначале высказывается несколько гипотез о причинах изучаемых фактов, а затем дедуктивным путем из гипотез выводите следствие. ДЕДУКЦИЯ(лат. deductio - выведение) - такая форма мышления, когда новая мысль выводится логическим путем из предшествующих мыслей, причем этот процесс анализа идет от общего к частному. ДЕМОНСТРАЦИЯ(лат. demonstratio -показывание) -логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов (доводов) выводится истинность или ложность тезиса. ДИЗЪЮНКЦИЯ(лат. disjunctio -разобщение, разделение различие) - операция, выражающаяся в соединении двух и более высказываний с помощью логического союза "или" в новое, сложное суждение. ДИЛЕММА(гр. di - дважды+lemma - предположение или двойственное предположение) - суждение, в котором предмету приписываются два противоречащих признака, исключающих возможность третьего. ДИХОТОМИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ(гр. dicha и tome - разделяю на две части) -суждение, в котором выражается результат деления класса предметов на две части. Одна из этих частей характеризуется наличием известного признака, а другая - его отсутствием. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО- логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. ИМПЛИКАЦИЯ(лат. implicite - тесно связывают) - логическая операция, связывающая два высказывания в сложное высказывание с по мощью логической связки "если... то...". ИНДУКЦИЯ(лат. inductio -наведение) -форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, при этом процесс анализа идет от частного к общему. КАЗУИСТИКА(лат. casus - случай, случайность) - ловкость, изворотливость в спорте, в "доказательстве" ложных или сомнительных положений. КЛАССИФИКАЦИЯ(лат. classis - разряд +facio -делаю) -распределение предметов на классы согласно наиболее существенным признакам, при сущим предметам данного рода. КОНТРАДИКЦИЯ(лат. contra - против+dictio - высказывание)-логически противоречивое высказывание, нарушающее формально -логический, закон противоречия. КОНТРАДИКТОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ(лат. contradictorius - противоречащий) -отношения между противоречивыми суждения, которые вместо не могут быть ни истинными, ни ложными, из двух контрадикторных суждений одно - истинно, другое - ложно. КОНТРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ(лат. contrarius - противоположный)- отношения между противными, или противоположными, суждениями, которые вместе не могут быть истинными, но оба вместе могут быть ложными КОНЪЮНКТИВНЫЕ (СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ) СУЖДЕНИЯ(лат. conjungo- соединяю) - сложное суждение, в котором несколько суждений объединяются союзом "и". КРУГ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ- логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что истинность какого-либо доказываемого положения обосновывается посредством того же самого положения, которое еще должно быть доказано. ЛОГИКА(гр. logos - слово, мысль, речь, разум) -знание о законах и формах мышления. ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ- наглядная схема, облегчающая за поминание характера отношений между не которыми видами суждений. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ- простейшие логические методы установления причинных связей между явлениями и вытекающими из причин следствиями. МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЯ(лат. modus -мера, накопление) - характеристика суждения в зависимости от характера устанавливаемой им достоверности, то есть от того, утверждается ли в нем возможность, действительность или необходимость чего-либо в чем- либо. МОДУС(лат. modus - мера, образ, способ) -логический термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему непостоянно, а лишь в некоторых состояниях. МЫШЛЕНИЕ- активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений. НЕПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ- вид индуктивного умозаключения, в результате которого получается какой - либо общий вывод о всем классе предметов на основании знания лишь некоторых однородных предметов данного класса. ОБОСНОВАННОСТЬ- такое качество правильного логического мышления, которое свидетельствует о том, что в рассуждении все мысли опираются на другие мысли, истинность которых доказана. ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ(англ concept extension) -отображение в нашем сознании множества предметов, каждый из которых имеет признаки, зафиксированные в исследуемом понятии. ОМОНИМИЯ(гр homos -одинаковый + omona - имя) -логическая ошибка, которая происходит вследствие того, что одно итожено звуку слово в одном и том же рассуждении употребляется для обозначения различных понятий. ОПРОВЕРЖЕНИЕ(лат. refutatio ) - доказательств о ложности или несостоятельности какого-либо тезиса. ОСНОВАНИЕ- часть условного суждения, в которой отображается условие, от которого зависит истинность следствия. ПОНЯТИЕ- целостная совокупность суждений, в которых что-либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта. ПОСТУЛАТ(лат postulatum - требуемое) -исходное положение, утверждение, принимаемое без строгого доказательства в рамках какой- либо дедуктивно построенной теории, но веское и обоснованное. ПОСЫЛКА- суждение, которое служит основанием для заключения (вывода) и является необходимой частью любого умозаключения. ПРЕДИКАТ(лат. praedicatum -сказанное) -то, что высказывается (утверждается или отрицается) в суждении о субъекте. ПРИЗНАК-все то, в чем предметы, явления сходны друг с другом или в чем они отличаются друг от друга. ПРОБЛЕМА(гр. problema - задача, задание)-теоретический или практический вопрос, который необходимо изучить и разрешить. СИЛЛОГИЗМ(syllogismos -сосчитывание)- умозаключение, в котором из двух категорических суждений, связанных общим средним термином, получается третье суждение, называемое выводом, при этом средний термин в заключение не входит. СИНТЕЗ(гр. synthesis - соединение, сочетание) - мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и по знание этого предмета как единого целого. СОРИТ(гр. sorit - куча) - вид сложного силлогизма, в котором приводится только последнее заключение, проводимое через ряд посылок, остальные же промежуточные заключения не высказываются, а только подразумеваются. СОФИЗМ(sophisma - измышление, хитрость) - логическая уловка, умышленно ошибочное рассуждение, которое выдается за истинное. СУЖДЕНИЕ- форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений и которая обладает свойством выражать истину, либо ложь. ТАВТОЛОГИЯ(гр. tauto - то же самое + logos - слово) -выражение, повторяющее виной словесной форме ранее сказанное. ТЕЗИС(гр. thesis - положение, утверждение) - мысль или положение, истинность которого еще требуется доказать. ТЕРМИН(лат. terminus - предел, конец, граница) - слово или словосочетание, являющееся точным названием строго определенного понятия. ТРАДУКЦИЯ(лат. traductio - перемещение)-умозаключение, в котором посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности, то есть когда вывод идет от знаний определенной степени общности к новому знанию, но той же степени общности. ТРИХОТОМИЯ(гр. tricha - на три части +tome - сечение) - деление объема понятия на три части. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ- форма мышления или логическое действие, в результате которого из одного или нескольких неизвестных суждений получается новое суждение, в котором содержится новое знание. ФАКТ(лат. factum - сделанное, совершившееся) - действительное, реально существующее, невымышленное событие или явление. ЭНТИМЕМА- сокращенный силлогизм, в котором выпущена одна из подразумевающихся частей.  

 

ДИСЦИПЛИНА: «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Вопросы к зачету

1. Естествознание: определение и содержание понятия, основные задачи.

2. Научный метод познания. Его границы.

3. Редукционизм и холизм.

4. Этапы (стадии) познания природы.

5. Глобальные естественно-научные революции.

6. Натурфилософия и ее место в развитии естествознания.

7. Механика Ньютона.

8. Принципы дополнительности и соответствия Н. Бора и их значение в науке.

9. Понятие научной картины мира.

10. Основные понятия, законы и принципы механистической картины мира.

11. Консервативные и диссипативные системы.

12. Термодинамика и статистическая физика.

13. Сущность I начала термодинамики.

14. Энтропия. Термодинамическая трактовка. Вероятностная трактовка.

15. Сущность II начала термодинамики.

16. Вероятность как атрибут больших систем.

17. Стрела времени.

18. Проблема тепловой смерти Вселенной и флуктуационная гипотеза Больцмана.

19. Электромагнитное поле.

20. Постулаты и основные следствия специальной теории относительности.

21. Основные идеи общей теории относительности.

22. Формирование идеи квантования физических величин.

23. Корпускулярно-волновой дуализм света и вещества.

24. Соотношения неопределенностей Гейзенберга.

25. Основные понятия и принципы квантово-полевой картины мира.

26. Четыре фундаментальных типа взаимодействия.

27. Структурные уровни материи.

28. Элементарные частицы, фундаментальные частицы и частицы-переносчики фундаментальных взаимодействий.

29. Молекулы и реакционная способность веществ.

30. Периодический закон Д.И. Менделеева.

31. Макроскопические тела. Фазовые переходы.

32. Представление о мегамире.

33. Солнечная система.

34. Звезды: основные характеристики, источники энергии.

35. Галактики. Строение, типы галактик.

36. Структура и геометрия Вселенной.

37. Возникновение Вселенной. Теория Большого Взрыва.

38. Эволюция звезд.

39. Гипотезы о возникновении планетных систем.

40. Антропный принцип.

41. Образование Земли и химическая дифференциация вещества.

42. Общая теория химической эволюции и биогенеза.

43. Предмет изучения, задачи, методы и направления биологии.

44. Специфика и системность живого.

45. Уровни организации живых систем.

46. Основные положения современной клеточной теории.

47. Белки, углеводы, липиды: их функции в организме.

48. Состав, структура и функции ДНК.

49. Термодинамика живых систем. Теорема И. Пригожина для открытой термодинамической системы.

50. Энтропия и информация.

51. Задачи и специфика управления в живых системах. Гомеостаз.

52. Теории возникновения жизни.

53. Теория биохимической эволюции Опарина-Холдейна.

54. Эволюционная теория Дарвина - Уоллеса.

55. Современная (синтетическая) теория эволюции.

56. Место человека в системе животного мира и антропогенез.

57. Основные этапы развития Homo Sapiens.

58. Дифференциация человечества на расы. Расы и этносы.

59. Эколого-эволюционные возможности человека.

60. Биосоциальные основы поведения человека.

61. Биосфера: состав, структура, функции.

62. Трофические цепи.

63. Популяции, экологические системы, биогеоценозы. Принципы организации.

64. Понятие об экологической нише.

65. Экологические факторы.

66. Формы биологических отношений в сообществах.

67. Антропогенный фактор и глобальные экологические проблемы.

68. Понятие симметрии.

69. Симметрия пространства - времени и законы сохранения.

70. Симметрия и асимметрия живого.

71. Нарушение симметрии как источник самоорганизации.

72. Концепция самоорганизации в науке. Синергетика.

73. Понятие о диссипативных структурах.

74. Бифуркации и параметры порядка.

75. Фазовое пространство. Аттракторы системы.

76. Тепловая конвекция как прототип самоорганизации в неживой природе. Ячейки Бенара.

77. Излучение лазера как пример самоорганизации в неживой природе.

78. Явления самоорганизации в химии. Реакция Балоусова-Жаботинского. Химические часы.

79. Фрактальная геометрия природы.

80. Синергетика как общенаучная основа анализа динамики социальных систем.

81. Естественнонаучная и гуманитарная культуры как отражение двух типов мышления.

82. Наука и мистицизм. Паранормальные явления.

83. Перспективы интеграции двух культур. Методы гуманитарных и естественных наук.

 

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.073 с.)