Аналитический учет материалов на складах и в бухгалтерии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аналитический учет материалов на складах и в бухгалтерии



Аналитический учет материалов на складах и в бухгалтерии

Учет материалов на складе необходим для обеспечения деятельности организации соответствующими материальными ресурсами, а также для сохранности последних. В этих целях создаются специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей, хозяйственного инвентаря и других материалов. Каждому складу присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается в документах, относящихся к операциям данного склада. На складах (кладовых) материальные ценности размещаются по секциям, а внутри них – по группам, типам и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту). Учет материалов на складе осуществляется заведующим складом (кладовщиком), являющимся материально ответственным лицом. Учет ведется на карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер материалов открывается отдельная карточка.

Первичные документы после записи их данных в карточках учета передаются в бухгалтерию.

Учет материалов в бухгалтерии. Аналитический учет ведется:

а) при помощи карточек аналитического учета, отличающихся от карточек складского учета наличием не только натуральных, но и стоимостных измерителей; остатки и обороты по карточкам сверяются с данными складского учета;

б) путем составления оборотных ведомостей в натуральном и денежном выражении по каждому складу и счету;

в) с применением оперативно-бухгалтерского (сальдового) метода учета, при котором в бухгалтерии по данным карточек складского учета формируется ведомость учета остатков материалов на складе.

Правильность перенесения остатков материальных запасов с карточек складского учета в ведомость проверяется работниками бухгалтерии.

Наиболее прогрессивным является сальдовый метод учета материалов, при котором бухгалтерия использует в качестве регистров аналитического учета карточки складского учета материалов, ведущиеся на складах. Работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках складского учета и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом переносит количественные данные об остатках из карточек складского учета в ведомость. После проверки работником бухгалтерии ведомость передается в бухгалтерию, где остатки материалов оцениваются по учетным ценам и выводятся итоги. На основании указанных сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая ведомость.

Первичный учет кассовых операций

Кассовые операции – это операции, связанные с приемом, хранением и расходованием различных денежных средств, поступающих в кассу организации из обслуживающего банка. Поступление денежных средств в кассу с расчетного счета в бухгалтерском учете отражается следующей проводкой:

Дебет счета 50 «Касса», Кредит счета 51 «Расчетный счет».

Первичная документация:

1) приходный кассовый ордер (для оформления операции поступления наличных средств в кассу по любым основаниям от одного лица);

2) расходный кассовый ордер (для оформления выдачи наличных денег из кассы одному лицу на любые нужды);

3) кассовая книга;

4) платежная ведомость;

5) журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

6) книга учета принятых и выданных кассиром денег в подотчет общественным раздатчикам заработной платы и операциям кассирам.

Первичный учет материалов

При осуществлении учета производственных запасов используются следующие унифицированные формы первичной документации:

1) доверенность (формы № М-2 и № М-2а) применяется для оформления права выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщика. Выданные доверенности регистрируются в пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей. Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна. Форма № М-2а применяется организациями, получение материальных ценностей в которых по доверенности носит массовый характер;

2) приходный ордер (форма № М-4) используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления ценностей на склад;

3) акт о приемке материалов (форма № М-7) предназначен для оформления поступивших материальных ценностей в тех случаях, когда имеются расхождения по количеству, качеству, ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приемке материалов, поступивших без документов поставщика (неотфактурованных поставок);

4) лимитно-заборная карта (форма № М-8) используется для оформления отпуска со склада в производственные подразделения организации в пределах установленного лимита материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, выполнении работ, оказании услуг;

5) требование-накладная (форма № М-11) применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами;

6) накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) предназначена для учета отпуска материальных ценностей структурным подразделениям организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям;

7) карточка учета материалов (форма № М-17) заполняется на каждый номенклатурный номер материала, служит для количественного учета движения материалов на складе по сортам, видам и размерам;

8) акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35), применяется для оформления поступления пригодных к использованию в организации материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств.

От некоторых форм первичной документации можно отказаться, если в организации введен автоматизированный учет.

10) Переоценка основных средств -

называется регулярно проводимая переоценка стоимости основных фондов для приведения ее фактического значения к рыночному уровню.

В связи с неравномерной динамикой рыночных цен на отдельные объекты ОФ происходит формирование искаженного представления о реальной стоимости основных средств, уже введенных в эксплуатацию, и соответственно недостоверное определение суммы амортизации, себестоимости, рентабельности, а также налогооблагаемой базы.

Такое явление становится наиболее очевидным в периоды проявления высоких темпов инфляции. В связи с таким положением, начиная с 2002 года, переоценку основных средств необходимо производить на основании ПБУ 6/01.

Каждый субъект хозяйствования вправе сам решать, производить ежегодную переоценку стоимости ОФ или нет. Если предприятие единожды решило произвести переоценку основных средств, то в дальнейшем такая процедура становится обязательной для ежегодного исполнения.

Относительно переоценки основных средств в 2014 году действуют некоторые особенности. Каждая организация может производить переоценку ОФ не чаще 1-го раза в год (31 декабря).

Переоценка производится по группам однородных объектов ОС на основании текущей (восстановительной стоимости). Свое решение о проведении переоценки предприятие должно отражать в учетной политике.

11) Понятие, состав и оценка нематериальных активов.

Нематериальные активы (НМА) – это объекты долгосрочного пользования (бо­лее 12 месяцев), не имеющие материально-вещественной формы, но имеющие стои­мостную оценку и приносящие доход.

К НМА относят:

- исключительные права патентообладателя на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и селекционные достижения;

- исключительные права владельца на товарный знак и знак обслуживания, наимено­вание места происхождения товаров;

- исключительные авторские права на программы для ЭВМ и базы данных;

- имущественное право автора на топологию интегральных схем;

- деловая репутация организации;

-права, возникающие из авторских и иных договоров на произведения науки, литера­туры, искусства;

- права на «ноу–хау»;

- организационные расходы, связанные с образованием юридического лица;

- права пользования природными ресурсами и др.

К НМА не относятся:

* интеллектуальные и деловые качества персонала, их квалификация;

* организационные расходы, связанные с образованием юридического лица.

Нематериальные активы делятся на следующие группы:

- объекты интеллектуальной собственности – это результаты интеллектуальной дея­тельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, то­варов, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. Они делятся на:

+ регулируемые патентным правом;

+ регулируемые авторским правом.

- деловая репутация организации – возникает в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса. Она бывает:

* положительная (надбавка к цене за имя предприятия)

* отрицательная (скидкой с цены).

Оценка НМА.

В учете НМА отражаются по первоначальной, остаточной и переоцененной стои­мости.

Первоначальная стоимость определяется для объектов:

- приобретенных за плату у других организаций и лиц – по фактически произведен­ным затратам на приобретение объектов и доведение их до состояния, пригодного к использованию;

- внесенных в счет вклада в уставный капитал – по согласованной стоимости;

- полученных безвозмездно от других организаций и лиц – по рыночной стоимости на дату оприходования;

- созданных на предприятии – в сумме фактических затрат.

НМА принимаются к БУ по первоначальной стоимости, в балансе они отража­ются по остаточной стоимости.

Остаточная стоимость НМА представляет собой расчетную величину, получае­мую при вычитании из первоначальной стоимости, накопленной за все время эксплуатации амортизации.

Переоцененная стоимость. Переоценку НМА могут проводить только коммерче­ские организации по текущей рыночной стоимости, но не реже одного раза в год (на начало отчетного года).

Сумма дооценки первоначальной стоимости и амортизации относится на счет 83 «Добавочный капитал», и сумма уценки – на счет 84 «Нераспределенная прибыль, не­покрытый убыток»

12) Порядок оформления трудовых отношений

Трудовые отношения на территории России регулируются установленными нормами Трудового кодекса. Рассматриваемый документ, в том числе содержит информацию о том, в каком порядке происходит организация взаимоотношений между сотрудником и работодателем на начальном этапе. Порядок оформления трудовых отношений включает в себя в первую очередь заключение между сторонами трудового договора. Составление и подписание данного документа является обязательным во всех случаях, предполагающих фактическое допущение работника к выполнению им определенных обязанностей.

Порядок оформления трудовых отношений и его основные этапы

Формирование рабочих взаимоотношений между сотрудником и работодателем начинается с заключения между ними трудового договора. Для этого работник, согласно норм трудового законодательства, должен предоставить следующий пакет определенных документов:

· российский паспорт;

· военный билет (если соискатель является военнообязанным);

· свидетельство о пенсионном страховании;

· трудовую книжку;

· документ о полученном специализированном образовании, если он является необходимым в связи со спецификой специальности.

В содержании любого трудового договора должны быть обозначены условия труда работника, а также обязательно фигурировать обязанности обеих сторон. Кроме того, здесь описывается испытательный срок для потенциального сотрудника, в случае его наличия, определяется заработная плата работника.

После того, как трудовой договор заключен, работодатель в лице руководителя обязан издать приказ о приеме специалиста на соответствующую должность, с которым сотрудник должен быть ознакомлен, что подтверждается его личной подписью.

Заключение трудового договора

В связи с тем, что порядок оформления трудовых отношений включает в себя составление документа, являющегося наиболее значимым для обеих сторон, стоит обратить внимание на наиболее важные моменты в процессе его заключения. В первую очередь, составляться трудовой договор должен в двух экземплярах, которые имеют одинаково юридически значимы. Кроме того, специалист имеет право запросить копию подписанного приказа о приеме на работу. Трудовой договор вступает в действие с момента, когда обе стороны скрепили его своими подписями. Кроме того, специалист обязан приступить к выполнению своих непосредственных обязанностей с того момента, который определен заключенным контрактом. Если день начала работы договором не предусмотрен, сотрудник начинает трудиться со дня, следующего за днем подписания контракта.

Законодательство допускает ситуацию, когда трудовой договор не оформляется в положенном порядке. В таком случае сотрудник приступает к работе согласно распоряжения непосредственного руководителя. При этом работодатель обязан составить и подписать трудовой договор не позже, чем по истечении трех дней с момента начала выполнения специалистом своей работы.

Порядок расчета отпускных

На первый взгляд кажется, что расчет отпускных - это не такая уж и трудная задача. Такой точки зрения обычно придерживаются практически все сотрудники, за исключением естественно бухгалтера. Ведь бухгалтеру известно, что стандартных ситуаций при расчете отпускных практически не бывает. К тому же теперь и без того нелегкую задачу значительно усложняет новый порядок расчета отпускных.

Согласно новым правилам расчета отпускных, право на отпуск возникает у сотрудника после первых шести месяцев работы, но при этом стоит отметить, что в этот период не включается время, когда работник находился в отпуске без сохранения зарплаты (за свой счет) более чем на 14 дней.

Однако, если сотруднику действительно необходим отпуск, то вполне реально получить отпуск "авансом", для этого необходимо просто договориться с руководством, хотя конечно далеко не всем сотрудникам начальник готово предоставить такого рода "аванс".

Однако при этом не стоит забывать, что в определенных случаях очередной отпуск может быть не только продлен, но и перенесен на другой срок, при этом новые даты отпуска фирма согласует с работником.

Напомним, что основные правила предоставления, расчета и оплаты отпуска закреплены в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ), в статье 114 которого закреплено право работников на предоставление ежегодного отпуска с сохранением места работы и оплаты среднего заработка, размер которого составляет 28 календарных дней.

Расчет отпуска (ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого) производится в календарных днях и максимальным пределом оплата отпуска не ограничивается. При этом нерабочие и праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются.

Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Согласно ТК РФ, право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации, однако по договоренности с работодателем оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения этого срока.

Очередность предоставления отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года.

График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен не позднее чем за две недели до его начала.

По дополнительному соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части, однако в этом случае хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.

Расчет и оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до начала отпуска. Об этом говорится в статье 136 ТК РФ. Остановимся подробнее на правилах расчета оплаты отпуска.
Порядок и пример расчета среднего заработка для отпускных
Порядок расчета среднего заработка для отпускных содержится в Постановлении Правительства РФ от 11.04.03 г. № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат. Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных законодательством, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели. В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников (ст. 139 ТК РФ).

Перечень выплат, учитываемых при расчете среднего заработка установлен пунктом 2 Положения об особенностях исчисления среднего заработка (см. Постановление Правительства РФ от 11.04.03 г. № 213. В расчете учитываются только доходы, начисленные работнику за выполнение трудовых обязанностей, а такие выплаты как материальная помощь, дивиденды, кредиты при расчете среднего заработка не учитываются.

Средний дневной заработок для расчета отпускных определяется по формуле:

Сумма выплат за расчетный период * 29,6 / 3

Расчет отпускных определяется по формуле:

Средний дневной заработок * Количество дней отпуска

Как расчитать и начислить налоги с отпускных
Организация, в которой работник получил доход, обязана рассчитать, начислить и уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц (п. 1 ст. 226 НК РФ). Доход в виде отпускных облагается НДФЛ по ставке 13 % (ст. 224 НК РФ). Организация обязана удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов работника при их фактической выплате, а перечислить налог не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату отпускных (п. 6 ст. 226 НК РФ).

На суммы отпускных также начисляется единый социальный налог (ЕСН), платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Отпускные уменьшают базу, облагаемую налогом на прибыль на основании п.7 ст.255 НК. Соответственно, если начислить на отпускные ЕСН и прочие начисления, то они уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Бухгалтерский учет отпускных
В соответствии с выбранной учетной политикой для целей бухгалтерского учета организация может создавать или не создавать резерв для выплаты предстоящих отпускных.

Если выбрана политика без создания резерва, учет отпускных, единого социального налога и взноса на обязательное страхование от несчастных случаев отражается в бухгалтерском учете записями:

Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 70, 69

Дебет проводки зависит от того каким работникам каких подразделений начисляется отпуск.

Учет выплаты отпускных работникам отражается записью:

Дебет 70 Кредит 50

Параллельно с этой проводкой делается проводка на удержание НДФЛ:

Дебет 70 Кредит 68

Нередко отпуск работника приходится на два месяца. В таких случаях необходимо учитывать, что в соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Сумма отпускных, относящаяся к следующему месяцу, в учете текущего месяца отражается на счете 97 "Расходы будущих периодов".

Если выбрана политика с созданием резерва, проводки формируются по-другому.
Операции по формированию резерва на оплату отпусков отражаются в бухгалтерском учете проводкой:

Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 96

Расходы на оплату отпусков списываются за счет созданного резерва:

Дебет 96 Кредит 70, 69

Выплата отпускных осуществляется аналогично тому, как она производится без создания резерва.

УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ НМА

Стоимость нематериальных активов с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования, если срок полезного использования НМА не определен - амортизация не начисляется.

При принятии нематериального актива к бухгалтерского учету организация определяет срок его полезного использования.

Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать нематериальный актив с целью получения экономической выгоды (или для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).

Для отдельных видов нематериальных активов срок полезного использования может определяться исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования активов этого вида.

Нематериальные активы, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования.

Определение срока полезного использования нематериального актива производится исходя из:

  • срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
  • ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).

Определение ежемесячной суммы амортизационных отчислений по нематериальному активу производится одним из следующих способов:

  • линейный способ - исходя из фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) нематериального актива равномерно в течение срока полезного использования этого актива;
  • способ уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости (фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) за минусом начисленной амортизации) нематериального актива на начало месяца, умноженной на дробь, в числителе которой - установленный организацией коэффициент (не выше 3), а в знаменателе – оставшийся срок полезного использования в месяцах;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - исходя из натурального показателя объема продукции (работ) за месяц и соотношения фактической (первоначальной)стоимости нематериального актива и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования Выбор способа определения амортизации нематериального актива производится организацией исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива, включая финансовый результат от возможной продажи данного актива. В том случае, когда расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования нематериального актива не является надежным, размер амортизационных отчислений по такому активу определяется линейным способом.

Амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого актива к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости либо списания этого актива с бухгалтерского учета.

В течение срока полезного использования нематериальных активов начисление амортизационных отчислений не приостанавливается.

Амортизационные отчисления по нематериальным активам прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости или списания этого актива с бухгалтерского учета.

Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

 

 

 

 

Аналитический учет материалов на складах и в бухгалтерии

Учет материалов на складе необходим для обеспечения деятельности организации соответствующими материальными ресурсами, а также для сохранности последних. В этих целях создаются специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей, хозяйственного инвентаря и других материалов. Каждому складу присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается в документах, относящихся к операциям данного склада. На складах (кладовых) материальные ценности размещаются по секциям, а внутри них – по группам, типам и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту). Учет материалов на складе осуществляется заведующим складом (кладовщиком), являющимся материально ответственным лицом. Учет ведется на карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер материалов открывается отдельная карточка.

Первичные документы после записи их данных в карточках учета передаются в бухгалтерию.

Учет материалов в бухгалтерии. Аналитический учет ведется:

а) при помощи карточек аналитического учета, отличающихся от карточек складского учета наличием не только натуральных, но и стоимостных измерителей; остатки и обороты по карточкам сверяются с данными складского учета;

б) путем составления оборотных ведомостей в натуральном и денежном выражении по каждому складу и счету;

в) с применением оперативно-бухгалтерского (сальдового) метода учета, при котором в бухгалтерии по данным карточек складского учета формируется ведомость учета остатков материалов на складе.

Правильность перенесения остатков материальных запасов с карточек складского учета в ведомость проверяется работниками бухгалтерии.

Наиболее прогрессивным является сальдовый метод учета материалов, при котором бухгалтерия использует в качестве регистров аналитического учета карточки складского учета материалов, ведущиеся на складах. Работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках складского учета и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом переносит количественные данные об остатках из карточек складского учета в ведомость. После проверки работником бухгалтерии ведомость передается в бухгалтерию, где остатки материалов оцениваются по учетным ценам и выводятся итоги. На основании указанных сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая ведомость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.064 с.)