Современные подходы к управлению организацией (процессный, системный, ситуационный). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные подходы к управлению организацией (процессный, системный, ситуационный).



Современные подходы к управлению организацией (процессный, системный, ситуационный).

Подход к управлению как к процессу.

В соответствии с этой концепцией, управление – это процесс взаимосвязанных непрерывных действий. Акцент в концепции делается на взаимосвязи функций управления, причем каждая функция управления также рассматривается как некий процесс.

Первоначальная разработка концепции принадлежит А. Файолю, который считал, что существует пять исходных функций управления. По его словам, "управлять – означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".

Для всех организаций независимо от их вида можно выделить четыре основных функции, объединенных в единый процесс управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Функции процесса управления

Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.

Процесс планирования – это непрерывный процесс по двум основным причинам: во-первых, проблема выживания и, во-вторых, постоянная неопределенность будущего могут привести к изменению целей организации.

Организация. Организовывать – значит создавать некую структуру. Есть много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и достичь своих целей. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации.

Промышленная революция началась с сознания того, что организация работы определенным образом позволяет группе работников добиться гораздо большего, чем они могли бы сделать без должной организации. Организация работы была в центре внимания движения за научное управление.

Второй аспект функции организации – это расстановка кадров. Руководитель выдает задания и делегирует соответствующие полномочия своим подчиненным. Делегирование полномочий с наложением ответственности – способ выполнить работу с помощью других лиц.

Мотивация. Задачей функции мотивации является то, что члены организации должны выполнять работу в соответствии с делегированными обязанностями (и полномочиями) и планом.

В современном понимании мотивация – это определение потребностей работников и обеспечение способа удовлетворения этих потребностей через хорошую работу.

Контроль – это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Необходимость постоянного процесса контроля обусловлена, как и для других функций управления, неопределенностью будущего. Могут возникать изменения как во внешней, так и во внутренней среде организаций. Эти изменения могут быть вызваны, например, изменениями в законодательстве, появлением новых конкурентов на рынке, ошибками собственного персонала.

Процесс реализации функции контроля включает три основных этапа:

1) установление стандартов (точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный промежуток времени);

2) измерение достигнутого состояния и сравнение его с установленными стандартами;

3) корректировка действий (в том числе изменение целей, если измерениями выявлены отклонения от стандартов.

Связующие процессы. Перечисленные выше функции управления (планирование, организация, мотивация и контроль) – имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений и для всех необходимы коммуникации для получения информации и для доведения принятых решений до исполнителей. Процессы принятия решения и доведения этого решения до других членов организации называются связующими процессами.

Принятие решений – это выбор одной из возможных альтернатив, это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Принятие решений – это основное содержание деятельности руководителя.

Коммуникация – это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми.

Организации – структурированный тип отношений, поэтому от качества коммуникации зависит эффективность. Прочность и качество отношений – следствие того, насколько четкими и честными являются межличностные отношения.

 

Системный подход

Система есть упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, закономерно образующих единое целое, обладающее свойствами, отсутствую­щими у элементов и отношений, его образующих.

Промышленное предприятие может рассматривается как система, обеспечивающая реализацию экономической программы производства.

Теория управления производством рассматривает прежде всего информационные процессы, протекающие в управляемых системах, в которых должны быть решены по меньшей мере три задачи:

-выполнение программ (если значение управляемых величин изменяется во времени заранее заданным способом);

-слежение (когда изменение заданных величин заранее неизвестно, но нужно добиться, чтобы как можно более было обеспечено соответствие x(t) и x 0 (t 0 );

-оптимизация (достижение оптимального значения коэф­фициента полезного действия системы).

Системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению производством.

Чтобы представить себе все возможные взаимодействия и многочисленные последствия, руководители, особенно высшего звена, должны увидеть перспективу для организации в целом и для связей организации с окружающей средой. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром.

Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления. Это определение переменных и их влияния на эффективность организации является основным вкладом ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.

Ситуационный подход

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное время.

Ситуационный подход подчеркивает значимость ситуационного мышления. Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должны использовать руководители для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс:

-Знание руководителем средств профессионального управления (понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений).

-Предвидение вероятных последствий – как положительных, так и отрицательных – от применения в конкретной ситуации различных управленческих концепций.

-Правильная интерпретация ситуации (определение наиболее важных факторов и влияния изменения одной или нескольких переменных).

-Увязывание конкретных приемов, обеспечивающих максимальный эффект в достижении целей организации.

Успех применения ситуационного подхода зависит главным образом от 3-го шага.

Ситуационные переменные делятся на два класса: внутренние и внешние. Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на управление.

С точки зрения ситуации "лучшего" способа управления организацией не существует.

 

Типы производства.

1. Единичное (индивидуальное)- когда количество видов продукции не ограниченно;

2. Серийное – число видов продукции ограниченно, а выпуск этой продукции осуществляется партиями в плановом порядке;

3.Массовое – в производстве имеется один или несколько видов постоянно изготавливаемой продукции.

Если рабочий постоянно занят выполнением одной, двух иногда трех операций – это массовый тип производства. Если рабочий выполняет все время разные работы вне зависимости от продолжительности их выполнения – это единичный тип производства.

 

11. Методы организации основного производства. Организация поточного производства. Виды и разновидности производственных потоков. Сущность и основные понятия поточного производства. Поточная линия, производственный поток и их элементы. Классификация поточных линий. Расчеты поточного производства. Эффективность поточного производства.

Существует два метода организации производства: поточное и непоточное производство.

Непоточное производство используется преимущественно в единичном и серийном производстве. Его признаки: рабочие места размещаются однотипными технологическими группами без связи с последовательностью выполнения операций, на них обрабатываются разные по конструкции и технологии изготовления предметы труда, которые перемещаются в процессе обработки сложными маршрутами, создавая большие перерывы между операциями.

В условиях единичного производства непоточный метод осуществляется в форме единично-технологического (обрабатываемые предметы труда не повторяются).

В серийном производстве непоточный метод принимает две формы:

1) партионно-технологический метод (предметы труда проходят обработку партиями, которые периодически повторяются);

2) предметно-групповой метод (вся совокупность предметов труда разделяется на технологически подобные группы).

Количество оборудования (N) в непоточном производстве исчисляется для каждой технологически однотипной группы станков:

N = n*t
T *Kв.н

где n - количество предметов труда, обрабатываемых на данном оборудовании;

t - норма времени на обработку предметов труда;

T - плановый фонд времени работы единицы оборудования за год;

Kв.н. - коэффициент выполнения норм времени.

 

Поточное производство обеспечивает строго согласованное выполнение всех операций технологического процесса во времени и пространстве, оно характеризуется следующими основными признаками:

- специализацией каждого рабочего места на выполнении определенной операции;

- согласованным и ритмичным выполнением всех операций на основе единого расчетного темпа работы;

- размещением рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью технологического процесса;

- передачей обрабатываемого материала или изделий с операции на операцию с минимальными перерывами с помощью транспортера (конвейера).

Основным структурным звеном поточного производства является поточная линия - ряд взаимосвязанных рабочих мест, расположенных в порядке последовательности выполнения технологического процесса и объединенный общей для всех нормой производительности (ее определяет ведущая машина потока).

Поточный метод характерен для массового и крупносерийного производства.

Производственные потоки можно классифицировать по ряду признаков:

· по числу линий - на однолинейные и многолинейные;

· по степени охвата производства - на участковые и сквозные;

· по способу поддержания ритма - со свободным и регламентированным ритмами;

· по степени специализации - многопредметные и однопредметные;

· по степени непрерывности процесса - прерывные и непрерывные.

Для поточной линии рассчитываются основные ее параметры:

1) такт (ритм) поточной линии (r) - промежуток времени между выпуском двух, следующих одно за другим готовых изделий или партий готовых изделий:

r = Т
П

где Т - плановый фонд времени работы линии за расчетный период, мин.;

П - объем производства продукции за тот же период в натуральном измерении.

При ритмичном производстве за определенный промежуток времени вырабатывается одно и то же равное количество продукта.

2) количество рабочих мест (N) исчисляется по каждой операции:

N =
r

где - длительность рабочего цикла.

Производственный поток проектируется на основе объемов производства, фонда рабочего времени, такта (ритма) поточной линии, числа рабочих мест на конвейере и длины рабочей части конвейера.

Эффективность поточного производства представляет собой систему показателей, по которым собственно и можно характеризовать само поточное производства. Оценка экономической эффективности производится путем сопоставления результатов производства с затратами.

 

 


 

33 24.Содержание маркетингового анализа.Задачи маркетингового анализа в фирме.

Анализ необходимый этап при подготовке принятия управленческих решений.

Цель анализа - получить объективные значения характеризующие исходную ситуацию в целом и её элементы, закономерности, зависимости для выработки получаемых решений.

Задачи анализа - 1.оценить общую ситуацию в стране, в отрасли, в регионе.2.оценить коньюнктуру рынка. 3. Оценить спрос на товары и её тенденции.4. оценить конкуренцию и конкурен-тов.5. оценить возможности научно-технического процесса в отрасли.6. оценить положение фирмы. В качестве объектов анализа выступают субъекты, т.е. участники рынка и отдельные сфе-ры внешней среды фирмы.

Элементы внешней среды пред-я как объекты анализа.

Для удобства анализа все субъекты изучают раз-делив на следующие группы и элементы.

Микро

1. само пред-е и его потенциал 2.покупатели, потребители 3. посредники по сбыту 4.поставщики и партнёры по про-ву 5.конкуренты 6, природные условия 7. политическая сис-ма, климат 8.население., демографическая ситуация, соц. силы. 9.экономический механизм зако-нодательства 10. с/х, экономика 11.научно-технические условия 12. потребности и товары     5.конкуренты
Среда внутренняя

среда

       
   
 
 

 


Внешняя

Среда

Макро

Среда

На элементы микросреды пред-е влияет непосредственно и в значительной мере, целиком либо частично.

На элементы макросреды пред-я не влияет

Анализ конкурентов

Конкурентов стремятся изучить всех, но обязательно основных. Конкуренты бывают -прямые и –косвенные. Косвенные – производящие заменяющую продукцию и услуги. За конкурентами наблюдают через их: 1- рекламу(ср-ва рекламы, идеи, аргументы) 2- продукты(новизна, ср-ва. кач-во, полезность, цены, материал, упаковка) 3- рынок(существующие рынки, осваиваемые, потенциальные)

Анализ конкурентов проводится по следующим признакам: 1 – имидж фирмы 2- финансовое состояние 3- товары и производственная программа 4 – техника, технология и ОПФ 5 – система управления 6 –персонал 7 – с/с, затраты, рентабельность 8- сис-ма сбыта 9-сис-ма МТС 10 – маркетинг

Анализ потенциала фирмы

Необходим для выявления ее возможностей. При этом исследуются и оцениваются параметры фирмы в следующих аспектах: 1)имидж фирмы – с помощью сборов внешней информации, сообщений в СМИ и опросов клиентов и др. источников фирма устанавливает свой образ в глазах участников рынка 2) финансовое состояние – структура активов и пассивов; ликвидность; динамика, тенденции; использование прибыли; проблемы; причины тех или иных явлений, перспективы в данной области.3) продукция – ее ассортимент, объем реализации, кач-во, конкурентоспособность, динамика ассортимента с учетом жизненного цикла товара 4)структура предприятия и сис-мы управления. Делается подробный анализ служб и подразделений фирмы, их взаимосвязи подчиненности, изучается эффективность системы управления и ее гибькость.5) персонал – его изучение проводится в целом и по группам работников, обязательно оценивается костяк персонала(руководители, специалисты, квали-фицированные рабочие) оценивается численность персонала по категориям, его структура по образовыанию.6) технология и оборудования. Состав и струк-ра всех основных фондов. Но прежде всего технологическое оборудование, его технич. уровень, состояние, совместимость с др. элементами произ-ва. Тщательно оценивается применяемые и используемые технологии.7) научно-технический потенциал. Проводимые исследования и разработки, наличие результатов исследований и разработок, лицензий, научно-технич информация. 8) сбыт. Анализ подлежит сис-ме организации сбыта, организ-я товародвижения, клиенты, услуги при сбыте, послепродажный сервис, стимулирование сбыта, реклама. 9) снабжение. Изучается сис-ма доставки сырья, материалов, топлива. Оцениваются связи с поставщиками и расходы на доставку. 10) затраты. Анализируются все затраты(текущие и капитальные). Анализируется с/с по всем важнейшим изделиям. Затраты должны сравниваться с результатами. т.е. с объемами и качеством продукции.11) маркетинг. Анализируются внешние и внутренние связи и направления работы пред-я, состояние маркетингового анализа.

Анализ макросистемы

Анализируется и оценивается состояние и динамика, в т.ч. по прогнозу.1) природных условия (физико-геогр. условия в зоне интересов фирмы). Рельеф, растительность, водоемы, реки, зона, климат, естественные пути сообщения степени и возможности использования природных факторов, отношение общества к экологии. 2) полетич. система и полетич. климат. Здесь сис-ма власти, полетич. строй, степень жесткости режима, стабильность, политические традиции, политическая культура. 3) население, демография, соц. силы (образование, численность) профсоюзных и др. общественных нравственных форм и ценностей, принципы поведения. 4) Налоговое госуд. регулирование, таможенный, банковский % и политика его соблюдения. 5) Соц.- полетич. положения в стране по показателям ВВП, национальный доход, з/п, доходы, безработица, баланс внешней торговли, гос. долг, бюджет, инфляция, курс национальной валюты. 6) ТЭП изучается по стране, научно-техническим условиям: состояния и достижения науки и техники, возможности и доступности научно-технич. инфляции, научно-технич. уровень отраслей и про-во.

9-сис-ма МТС 10 – маркетинг.

Для анализа используется все существующие источники и методы получения данных. Методы сбора информации.

1. первичный сбор (полевые исследования) изучение рынка на месте, на рыночном пространстве путем: а) опросов, интервью, анкетирования покупателей и потребителей. б) Метод аналогов состоит в анализе данных о похожих ситуациях со сходным товаром в прошлом. в). Метод эксперимента- создаются контролируемые условия и меняется какой-либо элемент маркетинга: цена упаковки, реклама, др. условий сравниваются данные для условий эксперимента и вне его. г) Панельные исследования периодическое получение определенных данных от строго определенных совокупности клиентов(лиц, семей, фирм, магазинов) д) путем опроса фокус-группы. На 2-3 часа собираются компетентные, мыслящие представители торговли, покупатели и с записью на видео, аудиотехнику, обсуждаются маркетинговые исследования. е) наблюдения непосредственно за рынком: лично или с помощью телекамер 2. вторичнач обработка информации (кабинетные исследования, исследования за письменным столом)

Методы анализа.

Методы анализа сочетают в себе математические, расчетные действия, технические операции и логический анализ. Разнообразные методы и приемы используемые в анализе представляют собой группы 1- математические методы анализа они основаны на точных исходных данных, чаще всего применяются следующие а) корреляционный и регрессионный анализ, для выявления взаимосвязи м/у отдельными признаками. б) методы группировок с расчетом по ним средних величин. В) факторный анализ используется для выявления и измерения влияния различных факторов на результат. На базе математич. методов выбираются цены на продукцию и их динамика. 2- логический анализ выполняет специалист пользуясь знаниями, умением, опытом, интуицией. 3- экспертные методы, проводятся по спец. методикам, группами экспертов с использованием математич. данных. 4 – функционально-стоимостной в отношении товаров, технических и организационных систем. Изделия мысленно или физически делятся на составные части с описанием функции каждого из них, затем оценивается значимость каждой функции и затраты на предание ее изделию, затем они сопоставляются, после чего неэффективные функции предаются др. частям изделия или исключаются.

 

 


 

45 26. Сущность, функции и методы планирования на пп. Значение, принципы, виды, методы. Содержание, организация и порядок разработки плана. Ситуационное планирование. Оценка планирования на пп.

Планирование - это метод управления, процесс разработки плана предпринимательской деятельности фирмы: стратегии, тактики, ожидаемых результатов и расходов (затрат) для их достижения. Таким образом, планированием охватываются вопросы определения целей, стратегии и путей их достижения, научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), финансы, труд, производство продукции и его материальное обеспечение, продвижение продукции до покупателя и ее реализация. И чем крупнее предприятие, тем детальнее планирование.

Планирование базируется на ожидаемом будущем с учетом опыта в прошлом. Ожидаемое будущее экономического, финансового, сырьевого пространства фирмы неразрывно связано с состоянием рынка: его стабилизацией, сужением или расширением. Но даже знание рынка, путей продвижения товара и источников получения кредита не может обеспечить плану стабильный (жесткий, стохастический) характер. Непредвиденные экономические кризисы, забастовки, стихийные бедствия, политические потрясения, а особенно непредсказуемые действия конкурентов и т.п. делают план в условиях капитализма эвентуальным, вероятностным.

В то же время все основные элементы, этапы, показатели, формулы расчетов, модели известны, что позволяет создать и обеспечить функционирование системы планирования фирмы, формализовать расчеты, разработать пакеты программ для высокопроизводительной вычислительной техники, в относительно короткий промежуток времени проработать несколько вариантов плана, вносить в них изменения в соответствии с меняющимися условиями и получать почти мгновенно откорректированные данные, эффективно контролировать выполнение планов и ход решения поставленных перед фирмой задач.

Смысл планирования заключается в том, чтобы не только получить ясное представление о будущем состоянии и направлениях хозяйственной и коммерческой деятельности фирмы с учетом ее реальных возможностей и динамично изменяющихся условий внешней среды, но и предусмотреть на основе соответствующих расчетов все факторы (с учетом их взаимосвязей), необходимые для осуществления предусмотренных в планах целей и задач.

Планирование деятельности осуществляется на долгосрочный (5-7 лет), текущий (месяц, квартал, год) и краткосрочный период (декада, неделя, день-оперативно-календарное планирование). Оно ведется как в разрезе отдельных функций, направлений и программ, так и в сводном разрезе, отражающем развитие фирмы как целой хозяйственной системы.

Предприятие, фирма представляют собой, как правило, сложную высокоорганизованную систему, состоящую из основного и вспомогательного производств, хозяйственных и коммерческих служб, других подразделений, работающих по плану. План - заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ; предположение, предусматривающее ход, развитие чего-либо. В понятие “планирование” (планировать - составлять план развития чего-либо; включать в план какие-либо работы) входит определение целей развития предприятия, сроков и путей их достижения. Отсюда главная задача планирования состоит в том, чтобы, сообразуясь с действием экономических законов, обеспечить нормальное функционирование всей производственно-коммерческой системы предприятия и достижение тех целей и в такие сроки, которые стоят перед фирмой на данной ступени экономического развития.

Следует иметь в виду, что некоторые аспекты рыночной экономики (экономические кризисы, банкротство, забастовки, действия конкурентов и т.п.), а также природные катаклизмы трудно поддаются учету. Да и получить исчерпывающую информацию в целом о рынке или действиях конкурентов практически невозможно, их реакцию предугадать чрезвычайно трудно.

Правильно составленные, научно обоснованные планы в значительной мере обусловливают высокие и устойчивые темпы развития предприятия. Но для их получения необходимо соблюдать соответствующие принципы.

Первый принцип - обеспечение единства политики и экономики фирмы. Политика фирмы в разнообразных сферах ее деятельности должна через планы воплощаться в экономике предприятия, его коммерческой, производственной, социальной и других сферах. Их рассогласование может привести к негативным последствиям для компании.

Принцип демократический централизм в планировании, благодаря которому обеспечивается сочетание централизованного планирования с инициативой работников в деле повышения эффективности производства, путем изыскания и использования выявленных трудящимися резервов.

Принцип пропорциональности, предполагающий обеспечение эффективных пропорций между различными подразделениями, службами, видами оборудования и т.п.(обеспечивается планомерное, пропорциональное развитие всех звеньев предприятия, его производственных мощностей, основных и вспомогательных цехов, служб и хозяйств.)

Принцип директивности планов означает обязательность их выполнения всеми подразделениями, службами предприятия и отдельными исполнителями. Планы имеют адресный характер, т.е. в них указывается, кто, что, когда и как должен сделать. Разработка стратегических, перспективных, текущих и оперативных планов предопределяет непрерывность плановой работы. Не менее важным является принцип адаптивности приспособления и изменения планов в соответствии с изменившимися условиями бизнеса в данной отрасли экономики.

Принцип научной обоснованности планов предполагает использование таких принципов, как: комплексность решаемых задач, системный подход при рассмотрении проблем развития фирмы, обеспечение экономической безопасности компании ввиду некоторой неопределенности исходных данных путем включения в планы обоснованных размеров резервов (“набавок безопасности”, “подушек” и т.п.), т.е. принцип “ безопасности ” и т.д.

 

 

План пп по труду и з/п.

План производительности труда. Планирование численности персонала. Планирование фонда з/п. План подготовки и повышения квалификации кадров. План социального развития. Показатели финансового плана.

В странах, ориентированных на рыночную экономику, используются два понятия производительности:

- производительность как отношение стоимости выпущенной продукции (или услуг) к затраченным на ее производство ресурсам, включающим сырье, материалы, энергоресурсы, труд, капитал, коммерческие расходы и т.п. - это многофакторный показатель производительности;

- производительность труда измеряется количеством продукции, вырабатываемой работником в единицу времени (час, смену, месяц, год), - выработка, или количеством рабочего времени, затрачиваемого на производство продукции, - трудоемкость.

Показатель производительности труда играет важную роль в исследованиях проблем использования рабочей силы, прогнозирования требований к занятости, влияния НТП на занятость, изменения стоимости рабочей силы, определения уровня безработицы. Неслучайно первый доклад о производительности труда Министерства труда США, опубликованный в 1898 г., был посвящен цели выявления последствий замены живого труда машинным и его влияния на экономику страны.

Производительность труда служит основой для определения плановой численности работающих, учитывается при разработке плана по фонду заработной платы и выплате разного рода льгот, принимается во внимание в социальном планировании на предприятии. Производительность труда может быть измерена в следующих единицах: натуральных, условных, условно-натуральных, денежных, нормированного времени.

На производительность труда возможно как прямое, так и косвенное воздействие государства. К прямому воздействию государства относятся: управление государственными (казенными) предприятиями, государственное инвестирование, субсидирование программ, направленных на повышение эффективности производства, ускорение амортизационных отчислений, предоставление ссуд под низкий процент, освобождение от выплаты ссуды, налоговые льготы, поощрительные меры, включая временное освобождение от налогов, и т.д.

К косвенному воздействию на производительность труда относятся: информация о проблемах, связанных с повышением производительности труда, субсидирование программ обучения, профподготовки и др.

Расчет роста производительности труда сводится к определению возможности уменьшения численности персонала, достигаемой за счет внедрения организационно-технических мероприятий, направленных на снижение трудоемкости продукции и рациональное использование рабочего времени. Все основные комплексные технико-экономические факторы, влияющие на рост производительности труда, можно свести в следующие группы: повышение технического уровня производства; совершенствование управления, организации производства и труда; изменение объема и структуры производства; влияние природных условий; отраслевые и прочие факторы.

Расчет роста производительности труда по факторам осуществляется обычно в такой последовательности:

а) при сохранении базисной выработки ПТо определяется численность персонала на плановый период Ч

Ч = Вп/ПТо,

где Вп - объем производства на плановый период в тех же единицах измерения, что и производительность труда;

б) рассчитывается возможное высвобождение работников (уме-ньшение численности персонала) на основе проведения организационно-технических мероприятий в плановом периоде Эч;

в) рассчитывается плановая численность работающих Чп как разница между потребностью в работниках на плановый период при базисной производительности труда Ч и уменьшением численности персонала за счет осуществления организационно-технических мероприятий Эч

Чп = Ч - Эч;

г) плановая производительность труда ПТп определяется делением объема производства за плановый период на численность персонала за тот же период

Птп = Впп;

д) исчисляется процент повышения производительности труда по всем факторам или по одному какому-либо фактору ППп

ППп = .

Составление плана рабочей силы связано в основном с решением таких вопросов, как: когда и сколько рабочих и служащих потребуется фирме в плановом периоде. Основой для расчета численности персонала являются: объем производства, ожидаемый в плановом периоде рост производительности труда, изменения в технологии производства и ассортименте выпускаемой продукции, нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания, нормативы численности, нормы управляемости, карты технологических процессов или другие документы, по которым определяется квалификационная сложность планируемых работ, т.е. разряд работ и требуемая квалификация работника, плановый баланс рабочего времени одного работника.

Общая численность работающих в плане по труду устанавливается как среднесписочное число персонала по категориям работников. В списочное число работников включаются все постоянные, временные и сезонные работники, на которых администрация предприятия должна вести трудовые книжки, а также работники, принятые на срок свыше одного дня для выполнения работ, относящихся к деятельности предприятия. Явочным является число работающих, которые фактически вышли (или должны выйти) на работу.

Общую численность персонала можно определить различными методами, в частности:

- делением планового объема работы (продукции, услуг) на производительность труда в плановом периоде в соответствующих единицах измерения;

- делением трудоемкости производственной программы в нормо-часах на среднее число часов работы одного рабочего в год (эффективный, полезный фонд рабочего времени одного рабочего в плановом периоде, плановый баланс рабочего времени) и коэффициент выполнения норм.

План по заработной плате может быть составлен в виде средней заработной платы одного работника фирмы и в виде фонда заработной платы всего персонала предприятия на плановый период. Но в любом случае составлению плана предшествует анализ состава заработной платы всех категорий персонала, осуществляемый по полному перечню элементов заработной платы в соответствии с действующей статистической отчетностью.

Так, в соответствии с Инструкцией о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной постановлением № 89 Госкомстата России от 17 июля 1995 г., фонд заработной платы включает в себя: оплату за отработанное время (заработную плату, начисленную работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время); начисленную за выполненную работу по сдельным расценкам; выданную в порядке натуральной оплаты; премии и вознаграждения, носящие регулярный или периодический характер; стимулирующие доплаты и надбавки за совмещение профессий; вознаграждения за выслугу лет; компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда - оплата сверхурочных, за работу в ночное время, выплаты по районным коэффициентам и т. п.; оплату за неотработанное время (оплата отпусков, льготных часов подростков, за выполнение государственных и общественных обязанностей, простоев не по вине работника и др.); единовременные поощрительные выплаты (премии, вознаграждения по итогам работы за год, материальная помощь и т. п.); выплаты за питание, жилье, топливо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.086 с.)