Роль бюджета в макроэкономическом регулировании. Понятие бюджета, его экономическое значение и функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль бюджета в макроэкономическом регулировании. Понятие бюджета, его экономическое значение и функции.



Роль бюджета в макроэкономическом регулировании. Понятие бюджета, его экономическое значение и функции.

Бюджет-форма образования и использования фонда ден.ср-в, предназначенных для фин.обеспечения задач и функций гос-ва и мест.самоуправл. Гос.бюджет выражает денежные отношения, связанные с образованием и использованием централизованного фонда ден.ресурсов страны,с помощью кот. Финансируются мероприятия по реализации гос.и муниц.управления. В наст.время в России через БС перераспр.более 30% ВВП.

1)бюджет предст.собой обособление части нац.дохода в руках гос-ва

2)по средствам бюджета обеспеч.перераспределение ден.ресурсов между отдельными территориями

3)бюджет отражает уровень соц.эк.развития общества

4)бюджет-главное звено системы гос.муницип.органов

5)бюджет-основа механизма финансирования пр-ва и реализ.гос.и муницип.услуг населению

ФУНКЦИИ:

1)распределительная-выражается в формирование доходов и распределении расходов

2)контрольная-обеспечение контроля за своевременным и полном объеме сборе всех доходов или платежей в разделе источников и эффект.использованием бюджетных ср-в

3)стимулирующая-обеспечивает бюджетное воздействие на экономику страны,это воздействие может осущ.либо через доходы(снижение налог.ставок) или расходы(гос-во не снижает ставки,а доводит их до оптим.размера)

4)Социальная-отражает ответственность гос-ва за обеспечение достойного ур-ня жизни.

Особенности бюджетного устройства в РФ.

Бюджетное устройство-это организация и принципы построения БС.

БС состоит из след.уровней:

1)федеральный и бюджеты гос.внебюджет.фондов(ПФР, фонд соц.страхования, ФОМС)

2)бюджеты субъектов РФ и бюджетных гос.территориальных внебюджет.фондов-региональный бюджет

3)бюджеты местного самоуправления

-бюджеты муниципальных районов, городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов ферерального назначения Москвы и СПб

- бюджеты городских и сельских поселений

Консолидированный бюджет - свод всех бюджетов на соответствующей территории.

Межбюджетные отношения в РФ.

Межбюджетные отношения-это взаимоотношения между фед.органами гос.власти, органами гос.власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений организации и осуществления бюджетного процесса. Междюджет. Отношения строятся на основе принципа бюджетного федерализма

Функции межбюджет.отношений:

1)выравнивающая

2)стимулирующая

Задачи реформирования межбюджет.отношений:

1)упорядочение бюджетного устройства субъекта РФ

2)четкое разграничение бюджет.полномочий

3)четкое стабильное разграничение налоговых полномочий

4)отмена регулир.дох.бюджета

5)повышение качества управления общ. Финансами

Перспективы развития:

1)укрепление фин.самостоятельности субъектов РФ и муницип.образ.

2)создание стимулов для увеличения собираемости налогов

3)создание стимулов для улучшения качества управления гос.миницип.финансами

 

Бюджетный процесс в РФ.

Бюджетный процесс- деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.

Основные участники: президент страны или глава субъекта федерации, органы законодательной и исполнительной власти, центральный банк, государственные учреждения, унитарные предприятия

Бюджетный процесс включает в себя четыре этапа:

1)Составление проекта бюджета

2)рассмотрение и утверждение

3)исполнение

4)финансовый контроль

Исполнение бюджета.

начинается после утверждения закона о бюджете. Оно осуществляется исполнительной властью и заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета. Задачи исполнения бюджета – обеспечение поступления налогов и других видов доходов по каждому источнику, а также финансирование расходов в пределах утвержденных сумм.

Процедура исполнения бюджета четко регламентирована законом.

В процессе исполнения бюджета важную роль играют налоговые органы, администрирующие поступление налоговых доходов в бюджетную систему, а также казначейство - государственный финансовый орган, осуществляющий исполнение государственного бюджета.

Содержание, задачи и значение бюджетного контроля.

Бюджетный контроль - составная часть финансово-экономического контроля, рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов РФ и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины.

Задачами бюджетного контроля являются:

· обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;

· соблюдение налогового и бюджетного законодательства;

· контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

· проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;

· улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

· выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;

· контроль за реализацией системы межбюджетных отношений;

· проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;

· контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

· пресечение незаконных по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

· выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;

· проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.

Объектом бюджетного контроля являются денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации и перераспределения валового внутреннего продукта на территориальном, социальном и отраслевом разрезах с целью выполнения государством своих функций.

 

Система бюджетного контроля состоит из следующих элементов:

· субъект контроля;

· объект контроля;

· предмет контроля;

· принципы контроля;

· методика контроля;

· техника и технология контроля;

· процесс контроля;

· сбор и обработка исходных данных для проведения контроля;

· результат контроля;

· принятие решения по результатам контроля;

Неналоговые доходы бюджета.

Неналоговые доходы явл.невозобновляемыми доходами

1)доходы от использования имущ-ва

2)доходы от платных услуг

3)административные платежи и штрафы

4)прочие неналоговые доходы и доходы от внешнеэк.деят-ти

5)таможенные пошлины

Налоговые доходы.

1)федеральные (НДФЛ, НДС, налог на прибыль, акциз,налог на добычу полезных ископаемых,водный налог,сборы за пользование объектами животного мира и объектами за пользование водных ресурсов)

2)региональные (налог на имущ-во организации, транспортный,налог на игорный бизнес)

3)местные (земельный, налог на имущ-во физ.лиц) и сборы, спец.налоговые режимы (упрощенная система налогообложения), пени и штрафы

15. Методика планирования доходов бюджета.

Включает оценку и прогноз социально эк развития страны и территорий, обоснование методик планирования налогового потенциала, обоснование распределение налогов по уровням бюджетной системы. планирование и прогнозирование налогов-исследуются основные бюджетообразующие показатели эк развития

К бюджетообразующим показателям эк развития относятся:индекс инфляции, цена на нефть, курс рубля, валовая продукция материального производства, материальные затраты, амортизационные отчисления, прибыль прибыльных предприятий, среднегодовая стоимость имущества, численность работающих, фонд оплаты труда,объем производства продовольственных товаров

Данные соц эк развития основываются на финансовой отчетности предприятий, формируются в органах статистики и обосновываются министерством экономики как база для прогноза налоговых поступлений в БС рф.

В методиках используется формы отчетности фед налоговой службы:

· 1-нн отчет о поступлениях платежей в бюджетную систему

· 4-нн отчет о задолженности в бюджетную систему рф

· отчет минфина об исполнении бюджета квартальный, 9 месяцев, 3 предыдущих года

Важной задачей является распределение нормативов отчисений по регулирующим налогам по уровню бюджетной системы. Нормативы отчислений устанавливаются в целях решения задач:

1. расширение налогооблагаемой базы, увеличение поступлений налоговых платежей в бюджет

2. финансирование соц расходов бюджета, выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности.

16. Охарактеризуйте структуру доходов федерального, регионального и местного бюджета за текущий год.

Федеральный бюджет

1)доходы от внешнеэк.деят-ти – 39,2%

2)налоги сборы и регулярные платежи ха пользование природными ресурсами -19,7%

3)налог на тру, реализованный на территории РФ -17,2%

4)налог на товары, ввозимые на территорию РФ -13,6%

5)налог на прибыль, доходы- 3%

6)прочие -7,3%

По данным росстата структура консолидированного бюджета субъектов РФ на 2012 г.

Доходы всего 7644,2 млр.руб. из них: 1)налог на прибыль и доходы- 51%

2)акциз-5% 3)налог на имущество- 9% 4)налог за пользование природными ресурсами- 0,5% 5)доходы,от использования имущ-ва гос.и муницип.собств. – 3,5%

6)безвозмездные поступления- 2,3% 7)прочие- 8%

Риск бюджета. Виды рисков.

Бюджетный риск-вероятность неисполнения запланированного бюджета.

Виды:

1)риск,связанный с вероятностью неосуществления расходов бюджета

2)риск, связанный с неопределенностью получения доходов бюджета

3)риск, связанный с ситуацией непоступления доходов и недофинансирования расходов

Бюджетный риск может быть измерен вероятностью недостижения поставленных стратегических целей.

18. Приведите пример групп, подгрупп, статьи и подстатьи доходов бюджета (на примере любого налога).

На примере НДС

Группа доходов 100 Подгруппа неналоговые доходы 110.Ндс поступает в федеральный бюджет ПО НОРМАТИВУ 100%.К примеру налог на прибыль орг. Поступает в фед.бюджет по нормативу 20%

Вид детализации Код Название
группа   Налоговые доходы
подгруппа   Налоги на прибыль (доход), прирост капитала
статья   Налог на прибыль предприятий и организаций
подстатья · 1010101 · 1010102 и т.д · Налог на прибыль предприятий и организаций (резидентов) · Налог на прибыль иностранных юридических лиц

 

 

Планирование расходов бюджета по разделу «Образование».

По разделу образования финансируеться:

1)дошкольное образование

2)общее обр.

3)среднее обр.- спец.обр.

4)высшее обр.

5)молодежная политика и оздоровление детей

Финансирование образования опред.факторами:

1)процедуры разработки прогноза потребности в бюджете

2)порядок финансирования образования из бюджета

Основными производственными показателями школ являются:

1)кол-во учащихся (среднегодовое), в т.ч. по группам классам 1-4, 5-9, 10-11

2)педагогические ставки

3)рекомендуемая наполняемость класса

Учебный год не совпадает с бюджетным. Финансирование школ осущ.на основе среднегодовых показателей

Методы планирования финансирования школ:

1)сметный метод

2)на основе норматива фин. Затрат

3)бюджетирование нацеленное на результат

25. Сметный и нормативный порядок планирования и финансирования расходов на «Образование».

Сметное финансирование- выделение ден.ср-в из гос.бюджета для покрытия расходов учреждений в соответствии со сметой. Сметное финансирование осущ.в соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, останавлевыемые финансирующим органом. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией,которая определяет целевую направленность ассигнований каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виды расходов. Не допускаются расходы не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а так же увеличение затрат за счет каких-либо других источников.

Смета бюджетного учреждения- документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения.

Нормативное финансирование определяется статистическим способом на основании соотн.фонда оплаты труда и фонда мат.обеспеченности. Все затраты связанные с реализацией образовательных услуг по классификации операционного сектора гос.управления суммируются на среднегодовое кол-во школьников.

Планирование расходов бюджета по разделу «Здравоохранение».

По разделу здравоохранение финансирутся:

1)стационарная мед.помощь

2)скорая мед.помощь

3)санаторно-оздоровительная помощь

4)заготовка,переработка,хренение и обеспечение безопасности донорской крови

5)санитарное и эпидологическое обслуживание

Здравоохранение финансируется за счет 3-х источников:

1)бюджет

2)фонд обязат.мед.страх.

3)платные услуги

За счет фед.бюджета предоставляется доп.мед.помощь, оказываемая врачами терапевтами, участковыми, общей практики федеральных,гос.учреждений. Оказывается дорогостоящая мед.помощь. Диспанцеризация: детей-сирот и детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Лекарственные препараты, предназначенные для лечения больных злокачественными опухолями, склерозом.

Планирование расходов бюджета по разделу «Культура, кинематография и СМИ».

По данному разделу отражается расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений культуры, вкл.дворцы культуры, дома культуры, библиотеки, музеи, театры, цирки.

Бюджетное ассигнование выделяется:

1)оплата труда работников

2)содержание зданий, сооружений, транспорта

3)содержание природных комплексов и объектов

4)содержание животных в зоопарках и цирках

5)комплектование библиотечных фондов

6)создание концертных программ

7)оснащение техническими ср-ми

8)реставрация памятников и др.

Финансир.за счет бюджетных источников осущ.в тех случаях, когда учреждения не могут гарантировать рост собственных доходов за счет предоставления платных услуг.

Решение по выделению ср-в:

1)целесообразность

2)эк.эфф-ть

3)надежность реализации

4)соц.значение

5)творческая подготовленность

6)техническая оснащенность

Планирование расходов бюджета по разделу «Социальная политика».

Финансируются подразделы:

1)пенсионное обеспечение- выплата пенсий

2)соц.обслуживание населения- обеспечение инвалидов техническими средствами

3)соц.обеспечение населения- пособие на ребенка, компенсации по страхованию для инвалидов

4)борьба с беспризорностью, опека попечительство

5)прикладные научные исследования

6)др.вопросы в области соц.политики

Наиболее значимые меры соц.поддержки:

1)выплаты ветераном труда

2)выплаты труженикам тыла

Планирование пособий на соц.политику осущ.по 2 направлениям:

1)на содержание учреждений

2)на выплату пособий и льгот

Методы анализа бюджета.

Бюджетный анализ включает:

1) анализ исполнения бюджета;

2) анализ финансового состояния территории.

1. Метод сравнения- бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо до­биться их сопоставимости.

2. Метод группировки- показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

3. Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным, при этом все остальные показатели неизменные. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

4. Бюджетные коэффициенты - относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

Роль бюджета в макроэкономическом регулировании. Понятие бюджета, его экономическое значение и функции.

Бюджет-форма образования и использования фонда ден.ср-в, предназначенных для фин.обеспечения задач и функций гос-ва и мест.самоуправл. Гос.бюджет выражает денежные отношения, связанные с образованием и использованием централизованного фонда ден.ресурсов страны,с помощью кот. Финансируются мероприятия по реализации гос.и муниц.управления. В наст.время в России через БС перераспр.более 30% ВВП.

1)бюджет предст.собой обособление части нац.дохода в руках гос-ва

2)по средствам бюджета обеспеч.перераспределение ден.ресурсов между отдельными территориями

3)бюджет отражает уровень соц.эк.развития общества

4)бюджет-главное звено системы гос.муницип.органов

5)бюджет-основа механизма финансирования пр-ва и реализ.гос.и муницип.услуг населению

ФУНКЦИИ:

1)распределительная-выражается в формирование доходов и распределении расходов

2)контрольная-обеспечение контроля за своевременным и полном объеме сборе всех доходов или платежей в разделе источников и эффект.использованием бюджетных ср-в

3)стимулирующая-обеспечивает бюджетное воздействие на экономику страны,это воздействие может осущ.либо через доходы(снижение налог.ставок) или расходы(гос-во не снижает ставки,а доводит их до оптим.размера)

4)Социальная-отражает ответственность гос-ва за обеспечение достойного ур-ня жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.240 (0.096 с.)