Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Колядень. Как встречали новый год наши предки.Стр 1 из 6Следующая ⇒
КОЛЯДЕНЬ. КАК ВСТРЕЧАЛИ НОВЫЙ ГОД НАШИ ПРЕДКИ? Первый месяц зимы, продолжается с 21 декабря по 19 января. Посвящен Коляде и Индрику-Зверю. Символ — Лев, борющийся с Единорогом. Смысл символа — борьба Коляды с Индрой. Коляденя (21 декабря) Рождество Крышня-Коляды, Богумира. Зимнее солнцестояние. С этого числа день начнет увеличиваться, а ночь уменьшаться. В этот день Майя Златогорка родила бога Коляду, подобно тому, как в прошлом своем нисхождении на Землю Злата Майя родила Крышня. Но лютует Черный бог — Кащей, он остудил сердце Дажьбога и заточил его во льдах. И Майя должна спуститься в царство Смерти, ибо ей лишь на время была возвращена жизнь. Потому Майя отправила Коляду в корзине по водам священной Pa-реки в Ирий к богу Хорсу и Заре-Заренице. И вот радость на небе и на земле. В Ирии бог Крышень-Коляда. К нему несут дары волхвы, они идут и славят Коляду, Хорса, Зарю, Майю и Дажьбога. Потому во время исполнения колядок в этот день колядовщики, подобно волхвам, ходят по дворам и ищут Коляду, а найдя его, поют: Мы ходили, мы искали Коляду святого На земле и на небе… А нашли его в светлом Ирии! Как во первом тереме — Красно Солнышко, Во втором тереме — часты звездочки, В третьем тереме — ясная Заря. «Веда Коляды» Коляда принимает дары, а затем передает волхвам «Звездную Книгу», или книгу Вед. Рождество Коляды, сына Дажьбога и Майи, было на рубеже эпохи Купалы и Лады, около семи тысяч лет назад. В день зимнего солнцестояния также вспоминают о рождении Богумира, сына Дажьбога и Марены, произошедшем на рубеже эпохи Лады и Белояра. В этот же день вспоминают о первом воплощении на земле Крышня-Коляды в XXV тысячелетии до н. э. Рассказывают о том, как Крышень дал тогда людям Огонь и Сурью. Коляденя (21-29 декабря) 9 врат Коляды. 8-9 коляденя. Дни Тихого Солнца. Свято Коляды. Нисхождение Коляды. В честь этого праздника весь месяц назван коляденем. Дни во всем подобны дням летнего солнцеворота (1-9 кресеня). Перед воплощением-рождением Коляда проплыл девять созвездий, преодолел девять небесных врат. И начал свое плавание 1 коляденя Вышень-Коляда с солнцеворота из обители Рода (небесное Рождество Коляды), а затем, 2 коляденя, из обители Вышня-Крышня (созвездие Крышня-Водолея).
Коляденя В день Крышня-Индрика, Коляда поднял над миром Камень Алатырь и спас его от Потопа. И этот камень был Его Кораблем. Коляденя В день Велеса-Поворота (Перуна-Поворота, Корабль Коляды проплывал созвездия Китовраса, Перуна и Весов Велеса, и в эти дни Велес-Месяц сражался с Хорсом (4), а затем Велес-Коляда сражался с Перуном (5 и 6). И 8 коляденя Корабль Коляды проплывал созвездие Майи и Льва-Дажьбога. Коляда в сии последние дни пред рождеством явлен в образах своих родителей, Майи и Вышня-Дажьбога, он уже у последних врат, он помогает родителям встретиться и преодолеть все препятствия. Коляденя: вот и настал день Нисхождения Коляды. Коляда родился на Земле, потом Коляда поплыл к своему рождению в Ирии в люлечке, потом вновь нисшел на Землю, и на Корабле Коляды он освободил отца Дажьбога из заточения во льдах. Коляденя (30 декабря — 11 января) Колядования. Каждый день посвящен духу-покровителю одного из месяцев года. В эти дни волхвы читают но одному клубку песен из «Звездной книги Коляды». Вспоминают о древних деяниях богов, о давно ушедших эпохах, а также гадают о предстоящем годе. Считается, что каким будет день, таким и грядущий месяц. Начинают с дня Крышня-Коляды, потом поминают Индру, Китовраса, Скипера, Велеса, Майю, Дажьбога, Коляду, Купалу, Ладу, Белояра, Рода. Рождественский сочельник И вот к люлечке Овсеня пришла Серая Уточка, та, что Мир творила вместе со Сварогом, та, что Алатырь укрыть хотела… Ох и хитрая, ой и странная… Служи, — говорит она Овсеню, — богу Черному! Но не слушал ее Овсень, а слушал Матушку, служил он богу Белому. И стал он мосты мостить, пути прокладывать Трем Вышням: Крышню — первому, Коляде — второму, а третьему — Велесу. И по той то дорожке Матерь Божия и Вышний проезживали… А люди к вечеру сочельника готовили «сочиво» («коливо») — кашу с медом и изюмом, и «сочевики» — пирожки с творогом, сладкие хлеба, политые вишневым вареньем. Каша на молоке и творог означали снег и небесное молоко, мед — солнечную сурью, изюм — ирийский виноград, вишня — райское древо Вышня. Готовили маленькие сани из теста, сдобные булки в виде спелёнутого младенца, в виде уточек, оленей, медвежат. И со всеми этими героями разыгрывали сценки из Гамаюновых песен.
Первое вкушение пищи было на Рождество Овсеня (18-21.12) После долгого и строгого поста полагалось есть только растительную пищу, фрукты, квашения, и очень немного сочива и один «сочевик». В сам сочельник пост был особенно строгим, но накануне, в день Водяного Царя, многие уже принимали рыбу. И вот в ночь сочельника после появления первой звезды на улицы выходят колядовщики. Идущий впереди несет на длинном шесте вырезанную из бересты рождественскую звезду. Вслед идут колежане-колядовщики и поют колядки, виноградья, вспоминая о том, как в давние времена кудесники шли вслед за звездой и искали Вышня: Шли-брели по миру волшебники, говорили: «Хотим достигнуть мы убежища бога Вышня! Где пьют Суръю мужи святые, что Всевышнего прославляют. Ищем мы святую обитель, где река: молочная плещет, из сосцов Земун изливаясь. Где Всевышнего след сверкает ясным Солнцем в пречистой Сварге». «Веда Коляды» Обряды во время Коляды Колежане славили Вышня, который обладает высшей силой, который дает счастливую долю в Прави, который отверзает перед ищущими врата Ирия. Иные вспоминают о том, как в разные эпохи рождались Крышень, Коляда, Иисус Христос, Бус Белояр, и то, что каждый приход предвещала звезда Чигирь. Колядовщики идут по улицам к храму, который на земле представляет небесный храм Солнца. Здесь жрецы устраивают общую трапезу, жертвоприношение и одаривают колядовщиков. В полночь жрецы приносили бескровную жертву Овсеню — печево в виде рождественской утки, в жертву Коляде — печево в виде поросенка, в жертву иным богам печево в виде иных животных. И каждое животное или птица означали божество из Гамаюновых песен. Кроме того, в ведические времена, выбирали соответствующих животных и птиц по селу – самых ухоженных, самых красивых, самых умных, украшали их, проносили-проводили по центральной улице селения с чувствующими песнями, славбами, почитая их как воплощение духа Богов. А после празднества возвращали хозяевам или те преподносили их в дар волхвам на капище. Во времена Ночи Свароговой появились кровные жертвоприношения: тогда жрецы (от слова жар и жрать) закладывали этих животных, предварительно опоив особыми травами, вызывающими выход души с тела и, после того как душа покидала тело животного, его тело придавали огню в пожертву Богам. Ныне сии обряды забыты, но хозяйки ко столу по-прежнему подают рождественские блюда. И если уж мы едим мясо, то и лишение жизни, так же, как и дарование оной, должно быть освящено обрядом. Волхвы, стремящиеся достигнуть особых духовных сил, отказывались от мяса в эти праздничные дни и в это темное время. Иные же пировали и пели песни: -Овсень, куда едешь? -Мосты мостить! -Кому ездить? -Коляде государю! -На чем ему ездить? -На солнечной свинке, -Чем погонять? -Поросенком! «Веда Коляды» Гадания на святки Первые Святки длились девять дней (9 врат Коляды, до рождения Буса Коляденя), потом двенадцать дней. И каждый день означал месяц будущего года. Потому в эти дни устраивали гадания о будущем, о том, каков будет урожай, будет ли свадьба, будет ли война. Гадали в бане при свечах перед зеркалом (или над водой) о суженном, который должен был привидеться после заклинания: «Приди ко мне суженый-ряженый! Встань передо мной, как лист перед травой!».
Или складывали под перевернутое блюдо колечки, серьги гадающих и пели подблюдные песни. В каждом куплете предсказывали судьбу: кто заболеет, умрет, выйдет замуж или останется холостым, а потом вынимали предмет, чей он окажется, тому и была предсказана судьба. Вот, например, как предсказывали в старину скорую свадьбу: Сей, мать, муку, да пеки пирожки! К тебе сваты, ко мне женишки! Вот словечечко! Чье колечечко? Кому вынется, тому сбудется, Скоро сбудется, не минуется! «Веда Коляды» Гадали и совершали магические действия в эти дни и в храмах. Гадали об урожае, о войне, о больших народных делах. Так, например, бросали перед священным конем Перуна или Ярилы копье и переводили коня. Если конь перешагивал копье — быть миру, а если задевал — быть войне. В эти же дни вступал в свои права новый избранный на вече князь, правивший семь лет от Коляды до Коляды, а старый уходил. Старый князь прощался со своими подданными, играя роль Старого Года, Старого Коляды. В эти дни Старый Коляда (и представлявший его князь) шел по стране, призывал к миру. Вот как об этом сказано в «Книге Велеса» (Бус II, 4:10): «А те Свята приходят к нам. И первый Свято — Коляда, а другие — Яр и Красная гора, и Овсень Великий и Малый. И идут те Сбя-та, как мужи, от града до села огнищанского, и с этим на землю мир грядет от нас к иным и от других к нам». Коляденя (1 января) День Ильи Муромца (авеги (аватара) Перуна). В этот день русская православная церковь также поминает святого Илью Муромца, мощи которого покоятся в катакомбах Киево-Печерской лавры. По свидетельству Кальнофойского, монаха Киево-Печерской лавры, жившего в XVII в., Илья Муромец жил за 450 лет до него, то есть в XII в. Илья Муромец был родом из села Карачарова, что под Муромом. В то время здесь жили финно-угры, племя мурома (замечу, многие местные финно-угры по сию пору придерживаются веры предков, а соседи их — луговые марийцы — никогда не были христианами, сохранили жречество). За то, что Илья Муромец был из племени мурома, говорит и его имя — искаженное финское Ильмаринен. Иль-маринен — это финский Перун, бог воин и кузнец, кова-тель. Впрочем, в этом селе могли жить и выходцы из Бело-горья-Кавказа — карачаевцы. За свою непомерную силу, за ратные подвиги Илья Муромец, живший в XII в., почитался и славянами, и финно-уграми воплощением Громовержца (финнами — Ильма-ринена, славянами ведической веры — Перуна, либо Иль-ма, христианами — пророка Ильи).
В русских былинах об Илье Муромце образ богатыря слился с образом Перуна. В сущности, эти былины полностью сохранили тексты древних песен о Перуне. Мифы о Коляде Как два сокола летели. Овсень и Коляда! Там лето — здесь зима! Как они летели — все люди глядели. Как они садились — все люди дивились. Как они вспорхнули — все люди вздохнули… «Книга Коляды», X в Рождение Коляды и Овсеня приветствовали все небесные боги и все жители Земли. Услышал об этом и сам Сварог. Он послал с небес Огнебога Семаргла, дабы тот поклонился Коляде. Семаргл сошел с небосвода, прилетел к Сарачинской горе, и увидел, что в глубокой пещере укрывается Златогорка, которая держит на руках младенца Коляду с книгой Вед в руках. Майя и Коляда хотели пить, поэтому Семаргл ударил золотой секирой по Сарачинской горе. Из-за этого гора озолотилась и в ней раскрылась златая крыница. Из этой крыницы истекла живая вода — и ту воду стали пить Златогорка, младенец Коляда, и сама книга Вед. Тут к горе съехались от сорока народов волхвы-колежане. Они видели, как Семаргл сошел с небосвода, видели младенца Божича и книгу Вед, и они также припали к источнику живой воды. Коляда пришел в мир, чтобы вновь дать людям ведическое знание, которое уже давал Крышень, но которое они не уберегли. Потому, когда настал Вечер Дня Сварога, Всевышний воплотился на Земле богом Колядою. И настала эра Коляды. Коляда явился как карающий лик Всевышнего. И явился он уже не у Алатырской горы, а у горы Сарачинской. Он явился, чтобы покарать демонов и принести Свет Ведического Знания. И Книга Вед стала учить царей и волхвов, собравшихся вокруг Сарачинской горы: — В молодого Бога уверуйте! В Коляду — Всевышнего Крышня! Он сошел с небес Он пройдет по земле И учить будет Вере Вед! «Книга Коляды», X в. И тогда цари и волхвы подносили Коляде дары -золото и серебро. Они зажигали свечи, пили медовую Сурью и славили Коляду: «Коляда наш Коляда! Коляда Святой! Святой Величайший! Великий — Пречистый! Пречистый и Божий! И Божий Родитель!» Песни о Рождестве Коляды поныне исполняют во всех славянских землях накануне Нового года- В России — это колядки и виноградья. В «Веде славян» эти песни существенно дополнены. Например, там рассказывается, как Коляду рождают Вишна-бог и Злата Майка. Та же традиция была и на Руси, достаточно сравнить текст из «Веды славян» и «Книгу Велеса». Потридиса Злата Майка. Каледе нашъ Коледе! Потриди са замочи са Да роди си млада Бога! Коледа Бога на земе- та. Златна тоега носи, та са шета ну земе-та Уть града фаф-града, Уть селу на селу, уть каша наката. Потрудилась Злата Майя Ой, Ой, Коляда наш Коляда! Потрудилась, потужилась, И родила млада Бога! Коляда бог на земле! Он носит златой жезл. он шествует по земле
от града Бел-града От села к селу, от дома к дому.. ДЕТСТВО КОЛЯДЫ Узнал о рождении Коляды Черный бог. Он очень огорчился, ибо ему были предсказаны большие неприятности от сына Дажьбога. Он сделал так, что Дажьбог потерял магическое кольцо и лишился сил. И Черный бог остудил сердце Дажьбога, заточил его во льдах. А Майя вновь ушла в Навь, как и было предначертано, ибо она вернулась из царства смерти лишь для того, чтобы родить бога Коляду. Потому она отправила Коляду в корзине по водам Смородины в Ирий к богу Хорсу и Заре-Заренице. Хорс поднялся рано-ранешенько и пошел ко речке Смородине, дабы омыться чистой водою и помолиться Всевышнему. И нашел Хорс у берега корзину, сиявшую небесным светом. Не было в той корзине ни золота, ни серебра, а был в ней златовласый ребенок. И вот радость на небе и на земле. В Ирин бог Крышень- Коляда. В Ирии его вновь нашли волхвы-колежане. Они пришли ведомые путеводной Звездой. Ворота в Ирий Звездой. Ворота в Ирий колежанам открыл Небесный Олень. И они вошли, славя Коляду, Хорса, Зарю, Майю и Дажьбога. Потому и ныне во время празднования Коляды колядовщики, подобно волхвам, следовавшим за Звездою, ходят по дворам и ищут Коляду, а найдя его, поют: Мы ходили, мы искали Коляду святого На небе и на земле.. А нашли его в светлом Ирии! Как во первом тереме — Красно Солнышко, Во втором тереме — часты звездочки, В третьем тереме — ясная Заря «Книга Коляды», X в. Колежане увидели, что младенец Коляда на руках у Зари-Зареницы. Рядом на серебряной скамеечке — Хорс. У Хорса -золотая борода и усы. У Зари-Зареницы — кудри русые, рассыпающиеся серебром по ее плечам. Хорс и Заря усадили колежан за стол. На богато убранном столе колежане увидели три кубка — первый с медом Сурьей, второй — с пивом Хомой, а третий с Абритой. Сурью пил из кубка Хорс, Хому -Заря-Зареница, а Абриту — Коляда. В тереме у Хорса было три окна. В одно вошло Красно Солнце, во второе — светлый Месяц, а в третье частый Дождик. Стали гости спорить — кто из них важнее. Солнце сказало, что оно всех выше, так как оно освещает горы, долины и моря. Месяц сказал, что он — важнее, так как светит ночью, когда ничего не видно. А Дождь сказал, что он — важнее, ибо он окропляет жито и пашни, и потому растет хлеб, и огнищане варят пиво. — Нет, над всеми вами — Великий Бог! Коляда — сын Вышня-Дажьбога! — возразили колежание. — Скажет Солнцу: «Свети!» Светит Солнце. Скажет Месяцу — тот сияет. Скажет Дождику: «Дождь, смочи Землю-Мать, чтоб родилась рожь и пшеница!» И пойдет с небес благодатный дождь! Будь прославлен Бог Коляда! А в это время в Темном Царстве лютовал Чернобог Кащей. Он собрал всех демонов-дасуней, чтобы обдумать -как погубить им молодого бога Коляду. И тогда Кащей сказал старухе Путане: — Обернись молодою девой, лети в Ирий и изведи молодого Коляду! Его кости пусть станут прахом, пусть развеет их черный ветер! Ведьма Путана разлютовалась, она слила вино в золотую чашу и подмешала в вино отраву. Прилетела в Ирий и встала с чашей на трапезе. — Я пришла, принесла вина молодому сыну Дажьбога! Пусть он выпьет вино из чаши. — Коляда, наш бог, молоденек! — ответили ей колежане. — Пить вино ему рановато. Грудь в вино обмакни, Путана. Дай-ка грудь молодому богу! Путана обмакнула грудь в вино, взяла на руки Коляду, и поднесла ему грудь с отравой. Коляда приложился к груди Путаны, высосал все молоко, и вместе с ядом — жизнь Путаны. Путана тут обернулась старухой и упала, раскинув ноги и раскрыв клыкастую пасть. И все ужаснулись, увидя страшное тело ведьмы. Ее зубы — черные камни, ее ноздри — в скалах пещеры, ее груди — холмы, а волосья — кусты, ее бедра — два горных кряжа, ее руки — мосты над бездной, а живот — иссохшее море Тут Заря подхватила Коляду, а Хорс низверг Путану на землю. И содрогнулось царство Кащея. Тогда Кащей послал в Ирий демона Босоркуна, обратившегося в Черного Аиста. Был тот Аист огромен, своими крыльями он закрыл весь свет. Налетел Аист на Коляду и проглотил его. Но почувствовав жженье в глотке, он выплюнул Коляду и попробовал заклевать. Но Коляда схватил Аиста за клюв и разорвал, так легко будто ребенок рвет травинку. Узнав о гибели Аиста, еще больше разлютовался Кащей. Он послал в Ирий Дракона Халу. Прилетел Хала и разинул пасть. По земле он влачил одною губой, обликов касался второю. Его челюсти — словно ущелья, зубы — будто вершины гор, «Книга Коляды», X в. Дракон сразу проглотил всех гостей-колежан и Коляду. Как Коляда оказался в драконьей пасти — сразу стал расти. Он поднялся выше гор и облаков. Стал душить Дракона, и в конце- концов разорвал его на части. Предание о родных и приемных родителях Коляды (вначале Дажьбог и Златогорка — потом Хорс и Заря) повторяет сюжет сказания о Кришне (и его спасают у приемных родителей). Славянские предания о Крышне- Коляде во многом совпадают с индийскими ведическими преданиями о Кришне-Калкине. Сравни текст из «Веды славян» о Море-Юде и Коляде и предание о Путане (в русском языке имя сей ведьмы стало прозванием распутниц) и Кришне из 10-й песни «Шримад-Бхагаватам». Стоела ми Мора Юда, Я си е никой не виде, Та си зела златна чеше, Си пала си руйну вину, Руйну вину тригодишну, Фафъ вину-ту тровна билька Тровна билька больинчева, Подале си златна чаше Ох. Си, мале, загинах си! Люта ма отрава на серцу-ту Юттовори Мора Юда Мора Юда Самовила: Та посече малки деца! Спуснали се облаци-те, Облаци- те и магли- те, Та си пещере закрыли. Бог да бие Мора Юда… Чула ми Злата Майка… Та са варна фъ пещере- та, На Бога си дума и говори: Хаде, Боже, мили сину… Закара си Златна Книга, Та си учи млади юнаци Млади юнаци, малка моми! Встала, вила Мора-Юда, как — никто ее не видел, и взяла ту злату чашу, ту, где красное вино, трехгодичное вино, а в вине том травы были, были ядовиты травы Подает она ту чашу да погибнет пусть малец от отравы лютой сердцу! Говорила Мора Юда Мора-Юда Самовила: «Рассеку дитя малое! …» Но спустились облака тут, с неба о блака и мгла, и пещеру ту укрыли. Бог же бьет ту Мору Юду… Стала думать Злата Майка да во той святой пещере, говорила младу Богу: «Боже, Сын мой, Ты иди, и возьми ту Злату Книгу, и учи младых юнаков, юношей и красных девиц! КОЛЯДА И РАДУНИЦА Как Крышень много тысяч лет назад встретил дочь Солнца Ра — Раду, так и Коляда встретил дочь Хорса, внучку Ра — Радуницу Хорсовну. — Радуница, сладкая дева! — воскликнул Коляда. -Ты пригожей Красного Солнца, и светлее ясного Месяца! Радунице Коляда тоже приглянулся. И она сказала ему, что Хорс отдаст ее замуж за того, кто выиграет состязание: кто первым обскачет вокруг моря, тот и получит в жены его дочь Радуницу. Коляда решил участвовать в состязании, ибо быстрее его Златогривого коня не было никого в целом свете. Узнал о скачках и Кащей, и тоже явился из Темного царства. Как поднялось Красное Солнце, всадники поскакали вдоль берега моря. Но как ни погонял Кащей своего коня, Коляда был впереди. — Ай же ты, младой Коляда! — крикнул Кащей. — Что же ты коня не жалеешь — он такой не выдержит скачки! Коляда осадил коня — и Кащей вырвался вперед, но затем вновь Златогривый обогнал его. И вновь Кащей крикнул Коляде, что6ы он дал передохнуть коню. — Ты, Кащей, меня не обманешь! — ответил Коляда. — Конь мой скачет и гривой машет! Может мой Златогривый конь всю Вселенную обскакать! Так Коляда прискакал первым. -Мудрено ли конями мериться? — возмутился Кащей. — Лучше мы померяем силушку! Кто кого в борьбе пересилит, тот и замуж возьмет девицу! Стали биться они на мечах, обломались у них клинки. — Пусть рассудит нас Радуница, — предложил Кащей, -пусть она обломок клинка даст тому, кто более ей люб. И Радуница дала обломок клинка Коляде, и вскоре они сыграли свадьбу. А потом отправились в Ирий к Хорсу и Заре- Зареннце. Через высокие горы Коляду и Радуницу перенесла на своих крыльях птица Гамаюн. И родился у Коляды и Радуницы сын — бог Радогост. Коляденя (12 января) Велес и Кащей. День Похищений.* Через звезду Семериду 23 коляденя в год Воскресения Буса проходила а Рака. В этот день также, как 21 кресеня, почитали священный камень Алатырь (либо два камня, Бога и Божиху: камни Велеса и Ясуни — Бури Яги). В тот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Во время свадьбы Перуна и Дивы Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако потом он, как бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярила. Также в День Похищений вспоминают о том, как в эпоху Лады (Тельца) Кащей похитил у Дажьбога его супругу Марену. От связи Кащея и Марены родилась потом Снежная Царица, а также многие демоницы. Дажьбог же отправился на поиски своей супруги. Он будет ее искать всю зиму, и потому морозы будут становиться все сильней, а вьюги заметут все вокруг. Коляденя (13-19 января) Дочери Велеса и дочери Кащея. Коляденя (19 января) Сочельник. В сии дни, как и 24—30 кресеня, поминают 7 Берегинь, 7 дочерей Велеса. 24 коляденя — русалку Рось. 25 коляденя — Дарью-Оку. 26 кресеня — Поману. 27 коляденя —Раду. 28 коляденя — Радуницу. 29 коляденя шестую дочь — Снегурочку. 30 коляденя поминают седьмую дочь — Пленку. Сии Берегини оберегают людей от демониц, дочерей Кащея и Марены, лихоманок, насылавших на людей болезни. Потому в сии дни также заговаривали демониц. Главной силой этих заговоров было называние демониц по именам: «Трясея, Огнея, Глядея, Храпуша, Пухлея, Желтея, Немея, Глухея, Каркуша» (из заговора XVIII в.). «Хрипуша, Ло-мея, Дряхлея, Дремлея, Ветрея, Смутница, Зябуха» (из заговора XIX в.). Заговоренные двенадцать трясовиц-лихорадок должны были отступиться от человека. «Стану я (имя рек) благословясь, пойду к синему морю, на синем море — бел-горюч камень Алатырь, на камне Алатыре Жива сидит, в белых ручках держит белого лебедя, общипывает у лебедя белое перо. Как отскочило, отпрыгнуло белое перо, так отскочите, отпрыгните, отпряньте от (имя рек) родимые огневицы, горячки и лихорадки (перечислить все), с буйной головушки, с ясных очей, с черных бровей, с белого тельца, с ретивого сердца… С ветру пришла — на ветер пойди, с воды пришла — на воду пойди, с лесу пришла — на лес пойди отныне и до века». От болезней волхвы и ведуньи лечили также травами и освященной водой, которую брали на празднике Водосвятия 1 бересеня (20 января), которую капали на определенные места тела человека через камень с дырочкой (этот оберег назывался «куричим богом»). Христианское толкование Дни 13 января (св. Маланья, Васильева Коляда) и 14 января (Васильев день — Василий Великий), подобны дню Петра и Павла (Петровки) 12 июля. Очевидно, что эти дни вытеснили дни почитания Велеса. На Маланью или под Василья, то есть 13 января, в народе говорили: «Под Василья ведьмы крадут месяц». Также: «Охала Маланья, что уехал Ананья. Охнет и дед, что денег нет». Очевидно, сии поговорки остались в память о похищении Велесом Дивы, а также Кащеем Марены. Маланья в данном случае и есть Марена сего дня, а Ананья в данном случае заменил Кащея, о коем и охала Маланья-Марена. Память о куричем боге принял Сильвестров-день, 15 января. В этот день и в соседние крестьяне также проклинали 12 лихоманок, дочерей Кащея. Выгоняли нечистую силу и на Малахию, 16 января: «На Малахию хлев метелками обмахивай». В этот же день говорили также: «На пророка Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти». Если же и впрямь в сей день у коров пропадало молоко, то крестьяне обращались за помощью к святому Власию (Велесу), который держит золотые ключи, коими отмыкает вымя у коров. Как встречали Корочун Корочун (1 сиченя) 17.12 Как стемнеет, собирается весь люд на капище. Жрец разводит обрядовый костер, вокруг которого собирается народ. Когда Огнь разгорится особенно сильно, бросают в него трех слепленных из снега кукол. Если скоро загаснет пламя под слезами кукол, знать Коляда будет богат ясными-ведренными днями, если долго дымить будет — жди метелей да морозов лютых. После вся процессия отправляется в лес, где вырубают толстую дубовую колоду — бадняк. С развеселыми песнями несут бадняк в дом, где будет проходить общее торжество. Внеся бадняк в дом, жрец приветствует уже собравшихся. Бадняк обмазывают медом и посыпают зернами, затем кладут в печь на уголья. Когда бадняк разгорится, все собираются близ очага за накрытым праздничным столом и начинают страву. После стравы жрец идет к очагу и начинает бить кочергой по горящей дубовой колоде так, что искры летят во все стороны. Бьет, а сам приговаривает пожелания, столько бы было у всех собравшихся счастья — сколько искр вылетит. После жрец принимает от хозяев дома «честницу» — хлеб с запеченной в нем монетой и разламывает ее, разделяя между трапезничающими. Кому достанется кусок с монетой — того ожидает в скором времени счастье. Огонь бадняка поддерживается до самой Коляды. Как праздновали Хорсов день Как праздновали Коляду Коляда (11 сиченя) 27.12 «На Коляду прибыло дню на куриную ступню». Идет в этот день молодежь толпой веселую по подоконью, останавливаясь там, где горит огонь. Тороватые хозяева оделяют колядующих «кольцами» колбасы, оладьями. Умываются снеговою водой по утру, в этот день, и девицы красные — чтобы без белила белыми быть, без румян румяными. Примечают в этот день по снегу какому лету быть, какому урожаю. C этого дня солнце поворачивает на лето, a зима на мороз. На Спиридона хоть на воробьиный скок, да прибудет денек. Если на Спиридона светло,чистоновогодье простоит морозным, ясным. По народным преданиям солнце c этого дня наряжается в праздничный сарафан и кокошник. Снова красное солнышко на Спиридона принарядится и просветлеет, и коровка на нем бoчок сeбе нагреет. Садится в свою коляску золоченую, запряженную тройкой огненных коней, и выворачивает их на летнюю дорожкy. Зима ходит c сего же дня в медвежьей шкуре, стучится по крышам и будит баб ночью топить печи. Если зима ходит пo полю, то за ней вереницами ходят метели и просят дела. Если ходит по лесу, то сыплет из рукава иней. Если по реке идет, то под следом своим кyет воду в три аршина. На Солнцеворот медведь ворочается, переворачивается, как и солнышко, в берлоге c одного бока на другой. Шутили: «Медведь и не умывается, да здорово живет». Собирались в этот день русичи на возвышенных (ближних к небу) местах и приветствовали всеобщим ликованием появление на небесном своде красна солнышко. Рaдуясь победе света над силами тьмы, разжигали они в честь Дажьбога-Солнца костры и скатывали c гор горящие колеса, приговаривая: «Колесо гори-катись, c весной красного вернись!» Евстрат солнышку рад C Евстрата наблюдали за погодой в течение двенадцати суток, до 7 января, каждый день показывает погоду одного месяца следующего года: какая погода 26 декабря, такой будет январь месяц, 27 декабря — февраль, 28 декабря — март и так далее, a 6 января указывает на погоду декабря нового года. Присловья про солнышко-колоколнышко: Солнце — князь земли, a луна — княжна. Взойдет красно солнце, прощай, светел месяц. И на солнышке не круглый год тепло живет. И красное солнышко на всех не угождает. Солнышко восходит, барских часов не спрашивается. Солнышко, солнышко, выгляни в окошeчко: твои детки плачут, по камешкам скачут, сыр колупают, в окошко кидают. Еще в конце Х1Х-го века детвора, выбегая в этот день за околицу деревни, выкрикивала солнцу такие слова: «Спиридон-свет-поворот, Стоит прямо y ворот, Колесо в руке несет, Красно солнышко зовет, Разгорайся солнышко красно, Ты на свете не погасло!» Со дня Спиридона начинались детские катания на ледяных горках, которыми они способствовали солнышку сдвинуться c места, подойти поближе к земле-матушке и обогреть ее своими лучами! Новый год — к весне поворот. Декабрь венчает календарь. Подошел к концу старый год, a в снежных вихрях мчится грядущий Новый год. Крестьяне замечали: если на этот день будет на деревьях иней, то Святки будут теплыми, поэтому просили: «Аггей — иней сей», но «Коли на Аггея сильный мороз, то он простоит до Крещения». Время детского веселья, игр. Дети c утра до вечера пропадали на горках — катались на cалазках, ледышках, старых корытах и облeденелых рогожах. Припевали: Леденье пришло, Зиму в дом принесло, B сани коней запрягло, B путь-дорожку вывело, Снег заледенило, Лед на рeчке вымело, Ребят в санки усадило, C горки покатило. Существовало oчень много способов и приспособлений для спуска c гор. Скатывались в лаптях, подмороженных снизу жидким коровьим навозом. Также приспосабливали для катания старое решето, подмороженное снизу навозом и водой. Для тепла в решето укладывали сено или солому, также изготавливали ледянки из болотных кочек, иногда c лубяным ободом от решета. B промежyтках между катаниями лепили из снега бабу, взявшись за руки, ходили вокруг нее и пели. Водосвятие (28 сиченя) КОЛЯДЕНЬ. КАК ВСТРЕЧАЛИ НОВЫЙ ГОД НАШИ ПРЕДКИ? Первый месяц зимы, продолжается с 21 декабря по 19 января. Посвящен Коляде и Индрику-Зверю. Символ — Лев, борющийся с Единорогом. Смысл символа — борьба Коляды с Индрой. Коляденя (21 декабря) Рождество Крышня-Коляды, Богумира. Зимнее солнцестояние. С этого числа день начнет увеличиваться, а ночь уменьшаться. В этот день Майя Златогорка родила бога Коляду, подобно тому, как в прошлом своем нисхождении на Землю Злата Майя родила Крышня. Но лютует Черный бог — Кащей, он остудил сердце Дажьбога и заточил его во льдах. И Майя должна спуститься в царство Смерти, ибо ей лишь на время была возвращена жизнь. Потому Майя отправила Коляду в корзине по водам священной Pa-реки в Ирий к богу Хорсу и Заре-Заренице. И вот радость на небе и на земле. В Ирии бог Крышень-Коляда. К нему несут дары волхвы, они идут и славят Коляду, Хорса, Зарю, Майю и Дажьбога. Потому во время исполнения колядок в этот день колядовщики, подобно волхвам, ходят по дворам и ищут Коляду, а найдя его, поют: Мы ходили, мы искали Коляду святого На земле и на небе… А нашли его в светлом Ирии! Как во первом тереме — Красно Солнышко, Во втором тереме — часты звездочки, В третьем тереме — ясная Заря. «Веда Коляды» Коляда принимает дары, а затем передает волхвам «Звездную Книгу», или книгу Вед. Рождество Коляды, сына Дажьбога и Майи, было на рубеже эпохи Купалы и Лады, около семи тысяч лет назад. В день зимнего солнцестояния также вспоминают о рождении Богумира, сына Дажьбога и Марены, произошедшем на рубеже эпохи Лады и Белояра. В этот же день вспоминают о первом воплощении на земле Крышня-Коляды в XXV тысячелетии до н. э. Рассказывают о том, как Крышень дал тогда людям Огонь и Сурью. Коляденя (21-29 декабря) 9 врат Коляды. 8-9 коляденя. Дни Тихого Солнца. Свято Коляды. Нисхождение Коляды. В честь этого праздника весь месяц назван коляденем. Дни во всем подобны дням летнего солнцеворота (1-9 кресеня). Перед воплощением-рождением Коляда проплыл девять созвездий, преодолел девять небесных врат. И начал свое плавание 1 коляденя Вышень-Коляда с солнцеворота из обители Рода (небесное Рождество Коляды), а затем, 2 коляденя, из обители Вышня-Крышня (созвездие Крышня-Водолея). Коляденя В день Крышня-Индрика, Коляда поднял над миром Камень Алатырь и спас его от Потопа. И этот камень был Его Кораблем. Коляденя В день Велеса-Поворота (Перуна-Поворота, Корабль Коляды проплывал созвездия Китовраса, Перуна и Весов Велеса, и в эти дни Велес-Месяц сражался с Хорсом (4), а затем Велес-Коляда сражался с Перуном (5 и 6). И 8 коляденя Корабль Коляды проплывал созвездие Майи и Льва-Дажьбога. Коляда в сии последние дни пред рождеством явлен в образах своих родителей, Майи и Вышня-Дажьбога, он уже у последних врат, он помогает родителям встретиться и преодолеть все препятствия.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.241 с.) |