Христианское толкование Святок и Колядок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Христианское толкование Святок и Колядок



Празднования Святок и Колядок перешли и в христианскую православную традицию. Но следует понимать и то, что дни празднования были нарушены. Так, Рождество (Коляду) было принято отмечать в IV в. на Никейском соборе 25 декабря, дабы вытеснить языческий праздник Рождения Солнца (день Митры).

Почему этот день приходился на 25 декабря, а не на 21, когда было солнцестояние?

Все дело в том, что при введении Юлианского календаря солнцестояние падало точно на 25 декабря, но потом за четыре века из-за прецессии оно отодвинулось на 21. (Подобным образом даты в Юлианском календаре двигаются и поныне, потому православное рождество ныне приходится на 7 января).

При введении Григорианского календаря даты были передвинуты, но не к изначальным датам Юлианского календаря, а к датам IV века, чтобы они соответствовали решениям Никейского собора. Нам же, чтобы вернуть все даты на свои места, нужно отказаться как от реформы календаря Юлианской, так и от Григорианской.

Потому день Рождения Солнца-Коляды мы приурочиваем к 21 декабря. В христианском календаре ему приблизительно соответствует день Николы Зимнего (19 декабря).

Через девять дней, когда Коляда пройдет 9 врат на Земле должен родится Бус Колядень. Кто он? Это тот Бус, что родится через 532 лет после Буса Бересеня, то есть в 3028 г. Соответственно, Бус Овсень родится в 3560 г., а Бус Эвлисень — в 4092 г. Они столь далеки от нас, что воздержимся от рассказа об их миссии.

25 декабря в народе отмечается день Спиридона-поворота. Подобен ему день Петра-поворота (25 июня). Это день, когда Солнце-Велес сражается с Перуном. Это день также можно понимать как день Велеса-Коляды. Победа его в сей день окончательна, день стал длиннее ночи.

Двенадцать последующих дней и в современном народном календаре (передвинуты на 12-дневие после 25 декабря) соответствуют 12 месяцам. А 1 января, день Ильи Муромца, соответствует также дню Ильма-Перуна, вращающего Коло Времян.

Коляденя (12 января)

Велес и Кащей. День Похищений.*

Через звезду Семериду 23 коляденя в год Воскресения Буса проходила а Рака.

В этот день также, как 21 кресеня, почитали священный камень Алатырь (либо два камня, Бога и Божиху: камни Велеса и Ясуни — Бури Яги).

В тот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Во время свадьбы Перуна и Дивы Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако потом он, как бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярила.

Также в День Похищений вспоминают о том, как в эпоху Лады (Тельца) Кащей похитил у Дажьбога его супругу Марену. От связи Кащея и Марены родилась потом Снежная Царица, а также многие демоницы. Дажьбог же отправился на поиски своей супруги. Он будет ее искать всю зиму, и потому морозы будут становиться все сильней, а вьюги заметут все вокруг.

Коляденя (13-19 января)

Дочери Велеса и дочери Кащея.

Коляденя (19 января)

Сочельник. В сии дни, как и 24—30 кресеня, поминают 7 Берегинь, 7 дочерей Велеса.

24 коляденя — русалку Рось.

25 коляденя — Дарью-Оку.

26 кресеня — Поману.

27 коляденя —Раду.

28 коляденя — Радуницу.

29 коляденя шестую дочь — Снегурочку.

30 коляденя поминают седьмую дочь — Пленку.

Сии Берегини оберегают людей от демониц, дочерей Кащея и Марены, лихоманок, насылавших на людей болезни. Потому в сии дни также заговаривали демониц.

Главной силой этих заговоров было называние демониц по именам:

«Трясея, Огнея, Глядея, Храпуша, Пухлея, Желтея, Немея, Глухея, Каркуша» (из заговора XVIII в.).

«Хрипуша, Ло-мея, Дряхлея, Дремлея, Ветрея, Смутница, Зябуха» (из заговора XIX в.).

Заговоренные двенадцать трясовиц-лихорадок должны были отступиться от человека.

«Стану я (имя рек) благословясь, пойду к синему морю, на синем море — бел-горюч камень Алатырь, на камне Алатыре Жива сидит, в белых ручках держит белого лебедя, общипывает у лебедя белое перо. Как отскочило, отпрыгнуло белое перо, так отскочите, отпрыгните, отпряньте от (имя рек) родимые огневицы, горячки и лихорадки (перечислить все), с буйной головушки, с ясных очей, с черных бровей, с белого тельца, с ретивого сердца… С ветру пришла — на ветер пойди, с воды пришла — на воду пойди, с лесу пришла — на лес пойди отныне и до века».

От болезней волхвы и ведуньи лечили также травами и освященной водой, которую брали на празднике Водосвятия 1 бересеня (20 января), которую капали на определенные места тела человека через камень с дырочкой (этот оберег назывался «куричим богом»).

Христианское толкование

Дни 13 января (св. Маланья, Васильева Коляда) и 14 января (Васильев день — Василий Великий), подобны дню Петра и Павла (Петровки) 12 июля. Очевидно, что эти дни вытеснили дни почитания Велеса.

На Маланью или под Василья, то есть 13 января, в народе говорили: «Под Василья ведьмы крадут месяц». Также: «Охала Маланья, что уехал Ананья. Охнет и дед, что денег нет».

Очевидно, сии поговорки остались в память о похищении Велесом Дивы, а также Кащеем Марены. Маланья в данном случае и есть Марена сего дня, а Ананья в данном случае заменил Кащея, о коем и охала Маланья-Марена.

Память о куричем боге принял Сильвестров-день, 15 января. В этот день и в соседние крестьяне также проклинали 12 лихоманок, дочерей Кащея. Выгоняли нечистую силу и на Малахию, 16 января: «На Малахию хлев метелками обмахивай».

В этот же день говорили также: «На пророка Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти».

Если же и впрямь в сей день у коров пропадало молоко, то крестьяне обращались за помощью к святому Власию (Велесу), который держит золотые ключи, коими отмыкает вымя у коров.

Как встречали Корочун

Корочун (1 сиченя) 17.12

Как стемнеет, собирается весь люд на капище. Жрец разводит обрядовый костер, вокруг которого собирается народ. Когда Огнь разгорится особенно сильно, бросают в него трех слепленных из снега кукол. Если скоро загаснет пламя под слезами кукол, знать Коляда будет богат ясными-ведренными днями, если долго дымить будет — жди метелей да морозов лютых.

После вся процессия отправляется в лес, где вырубают толстую дубовую колоду — бадняк. С развеселыми песнями несут бадняк в дом, где будет проходить общее торжество.

Внеся бадняк в дом, жрец приветствует уже собравшихся. Бадняк обмазывают медом и посыпают зернами, затем кладут в печь на уголья. Когда бадняк разгорится, все собираются близ очага за накрытым праздничным столом и начинают страву.

После стравы жрец идет к очагу и начинает бить кочергой по горящей дубовой колоде так, что искры летят во все стороны. Бьет, а сам приговаривает пожелания, столько бы было у всех собравшихся счастья — сколько искр вылетит.

После жрец принимает от хозяев дома «честницу» — хлеб с запеченной в нем монетой и разламывает ее, разделяя между трапезничающими. Кому достанется кусок с монетой — того ожидает в скором времени счастье.

Огонь бадняка поддерживается до самой Коляды.

Как праздновали Хорсов день



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.137 (0.137 с.)