Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую темуСтр 1 из 6Следующая ⇒
Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. Максим Горький Сочинение – это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого экзаменуемый создаёт собственный текст. ___________________________________________________________________________ Сочинение на лингвистическую тему – сочинение, основным содержанием которого является именно лингвистический материал, - сочинение, в котором необходимо рассуждать о различных лингвистических понятиях: о знаках препинания, о синонимах, об антонимах, о фразеологизмах, о частицах, об орфографии и т.д. _________________________________________________________________________ Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению. Структура сочинения- рассуждения: - Тезис (положение, которое необходимо доказать) - Аргументы (доказательства) - Вывод Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Сформулировать ТЕЗИС Привести РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ Привести ПРИМЕР-АРГУМЕНТ, привести ПРИМЕР-АРГУМЕНТ, Иллюстрирующий лексическое понятие ллюстрирующий грамматическое понятие Сделать ВЫВОД –ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ: Смысловая цельность Речевая связность Последовательность Композиционная стройность ! ГРАМОТНОСТЬ и ФАКТИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ!
Языковые средства, связывающие части рассуждения
СОВЕТЫ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете написать работу в научно или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Г. Степанова.
Как начать сочинение? Требования к тезису 1. Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
- Что является тезисом в нашем сочинении? Тезисом в сочинении С2.1 являются слова Г.Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Варианты вступления
- Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход ко второй части сочинения. Как писать основную часть?
Основная часть состоит из двух частей: лексическое явление (его название, комментарий, пример из текста) и грамматическое явление (его название, комментарий, пример из текста)
___________________________________________________________________________ - Что имеет в виду автор, говоря о словаре? Словарь – это лексика, словарный запас человека. - Какова роль лексики в речи? Лексика всегда выражает мысли, чувства, настроения, отношение к событиям, действиям, поступкам человека. ___________________________________________________________________________ - Что имеет в виду автор, говоря о грамматике? Грамматический строй языка, употребление словосочетаний, предложений, синтаксических конструкций Грамматика = морфология + синтаксис - Какова роль грамматика в речи? Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей. ___________________________________________________________________________
О чем писать в заключении?
Последняя композиционная часть вашего сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише, образцы. 1. Заключение не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Образцы заключения: 1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был Г.Степанов, утверждавший, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». 2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение Г.Степанова является справедливым. 3. Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова. 4. Таким образом, смысл высказывания Г. Степанова я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса, пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь. 5. Таким образом, в том, как мыслит и о чем говорит человек, заключается его сущность. 6. В заключение хотелось бы сказать, что утверждение Г.Степанова абсолютно справедливое. 7. Итак, мы убедились в том, что лексика и грамматика влияют на то, как мыслит и говорит человек. 8. Примеры из текста стали убедительным доказательством высказывания Г.Степанова.
Несколько советов в заключение: 1. В сочинении должно быть 4 абзаца. Это очень важно! 1 абзац - тезис, 3 абзац - функция или довод №2 с примером или примерами, 2. Объем сочинения – не менее 70 слов. Более 150 слов нежелательно. 3.Почерк – разборчивый, аккуратный. 4. Помните: ваш ответ на вопрос – гармоничное сочетание анализа и интерпретации текста, а не его пересказ! 5. Используйте в работе высказывания о языке и речи известных лингвистов, писателей.
Функция №6. СРЕДСТВО СМЯГЧЕНИЯ РЕЗКОСТИ ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО ПЛАНА ВЫСКАЗЫВАНИЯ К ДРУГОМУ
Каковы функции суффиксов? Функция №1 - МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ. Например, с помощью суффикса -ИЗН- от прилагательного БЕЛЫЙ можно образовать существительное со значением признака БЕЛИЗНА, а используя суффикс -ЕНИ-, от глагола ЦВЕСТИ можно получить существительное ЦВЕТЕНИЕ со значением действия. Функция № 2 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ. Например, суффикс -ЕНЬК- (тоненький, светленький, толстенький и др.) - имеет значение уменьшительно-ласкательное, а суффиксы -ИЩ- (иглища) и -ЕНН- (толстенный) - увеличительно-неодобрительное. Суффикс выявляет и показывает отношение говорящего к обсуждаемому предмету: негативное или положительное, восторженное или насмешливое, ласкательное или ироничное. Например, суффикс -ЁНК- в слове ЛОШАДЁНКА демонстрирует положительное или ироничное (в зависимости от контекста) отношение говорящего к данному предмету. Вслушайтесь в те суффиксы, которые чаще произносит собеседник, проанализируйте их и вы поймете отношение его к данному предмету, скрытый смысл происходящего. Функция № 3 - ЗНАКОВАЯ. Например, сравнительно недавно появившееся в русском языке слово ПИАРЩИК происходит от существительного ПИАР, которое, в свою очередь, образовалось от англ. PR, сокр. от public relations, буквально: «связи с общественностью». Благодаря часто употребляемому русскому суффиксу -ЩИК-, который в данном случае использован для образования существительного со значением лица по роду деятельности, это слово становится понятным. Материал к сочинению на тему "Нужно ли употреблять в современной речи устаревшие слова?"
На протяжении столетий лексика терпит постоянные изменения. Многие слова изменяются, не сохраняя своего первоначального значения. А некоторые слова совсем исчезают из обихода. Есть такое понятие – устаревшая лексика. И слова, и выражения, которые входят в понятие устаревшей лексики, называют историзмами и архаизмами.
Архаизмами называют слова, которые почти не употребляются в современной лексике из-за того, что предметы или явления, которые они обозначали, со временем стали иметь другое название. Во-первых, применение устаревших слов в художественном произведении или в сценариях исторических фильмов позволит сделать акцент на времена, в которые разворачивается сюжетная линия, а также точно передать веяния и особый стиль описанной эпохи. Во-вторых, употребление устаревших слов, в основном архаизмов, может определить стилистику текста и наполнить его некой торжественностью. В-третьих, в художественной литературе архаизмы широко используются и в сатирических целях. В-четвёртых, без устаревших слов никак не обойтись, работая над научно-исследовательскими материалами. Слова, переставшие активно использоваться в языке, исчезают из него не сразу. Какое-то время они ещё понятны говорящим на данном языке, известны по художественной литературе, хотя повседневная речевая практика уже не испытывает в них потребности. Такие слова составляют лексику пассивного запаса и приводятся в толковых словарях с пометкой «устар». Известны случаи возрождения устаревших слов, возвращения их в активный лексический запас. Так, в современном русском языке активно используются такие существительные, как солдат, офицер, прапорщик, министр и ряд других, которые после Октября архаизовались, уступив место новым: красноармеец, начдив, нарком и т.д. В 20-е гг. из состава пассивной лексики было извлечено слово вождь, которое ещё в пушкинскую эпоху воспринималось как устаревшее и приводилось в словарях того времени с соответствующей стилистической пометой. Теперь оно вновь архаизуется. Невзирая на то что архаизмы и историзмы постепенно уходят из нашего обихода, полностью забывать их не стоит. Материал к сочинению на тему "Роль эпитетов в художественной речи" Что такое ЭПИТЕТ? Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь), глаголом («желание забыться»). Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову(выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе. 2. Роль эпитетов в художественной речи:
Для заключения Представьте себе, что в нашем языке нет эпитетов. Мы не имеем возможности описать словесно какой-то предмет или явление. Представили? И сразу станет понятно, зачем нужны эпитеты. Скучным, серым и однообразным был бы наш язык без эпитетов. А поэзии не было бы вообще.
Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. Максим Горький Сочинение – это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого экзаменуемый создаёт собственный текст. ___________________________________________________________________________ Сочинение на лингвистическую тему – сочинение, основным содержанием которого является именно лингвистический материал, - сочинение, в котором необходимо рассуждать о различных лингвистических понятиях: о знаках препинания, о синонимах, об антонимах, о фразеологизмах, о частицах, об орфографии и т.д. _________________________________________________________________________ Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению. Структура сочинения- рассуждения: - Тезис (положение, которое необходимо доказать) - Аргументы (доказательства) - Вывод Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Сформулировать ТЕЗИС
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.055 с.) |