Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему



Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса:

что хочу написать, как написать и для чего написать.

Максим Горький

Сочинение – это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого экзаменуемый создаёт собственный текст.

___________________________________________________________________________

Сочинение на лингвистическую тему –

сочинение, основным содержанием которого является именно лингвистический материал,

- сочинение, в котором необходимо рассуждать о различных лингвистических понятиях: о знаках препинания, о синонимах, об антонимах, о фразеологизмах, о частицах, об орфографии и т.д.

_________________________________________________________________________

Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.

Структура сочинения- рассуждения:

- Тезис (положение, которое необходимо доказать)

- Аргументы (доказательства)

- Вывод

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Сформулировать ТЕЗИС

Привести РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Привести ПРИМЕР-АРГУМЕНТ, привести ПРИМЕР-АРГУМЕНТ,

Иллюстрирующий лексическое понятие ллюстрирующий грамматическое понятие

Сделать ВЫВОД –ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ:

Смысловая цельность

Речевая связность

Последовательность

Композиционная стройность

! ГРАМОТНОСТЬ и ФАКТИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ!

 

 

Языковые средства, связывающие части рассуждения

 

Языковые средства, связывающие тезис и доказательства Языковые средства, связывающие доказательства и примеры Языковые средства, связывающие доказательства и вывод
1. Глаголы 1-го лица мн. числа:   докажем, найдем, подтвердим, приведём, определим и др. 2. Союзы и союзные слова: так как, так что, потому что, поэтому, для того чтобы и др. 3.Синтаксические конструкции: Это подтверждается тем, что… Это обусловлено тем, что… Причина состоит в том, что… Отсюда вытекает… Из этого следует то, что… Из этого вытекает, что… Это позволяет предположить то, что… 1. Вводные слова: во-первых, … во-вторых, … наконец,… 2. Синтаксические конструкции: Я Я согласен с автором в том, что… Я разделяю точку зрения автора, потому что… Разве можно не согласиться с автором? Конечно, нет. 1..Вводные слова: таким образом, итак, следовательно, в заключение, как видим   2.Синтаксические конструкции: Итак, можно убедиться в то, что… В заключение сделаем вывод. Подытожим вышесказанное. В итоге мы пришли к выводу. В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
Лексические, местоименные и синонимические повторы: Г. Степанов, автор, он, лингвист   Порядок слов в предложении: наиболее важное слово чаще всего ставится в конце предложения

 

СОВЕТЫ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».

Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете написать работу в научно или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Г. Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Как начать сочинение?

Требования к тезису

1. Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
2. Тезис может состоять из 2-х предложений минимум и более.
3. Объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

 

- Что является тезисом в нашем сочинении?

Тезисом в сочинении С2.1 являются слова Г.Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Варианты вступления

Вступление может быть написано в виде: Пример
… фразы, принадлежащей автору высказывания Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Попробуем разобраться в этом высказывании.
… вопросов Можем ли мы согласиться с утверждением известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Разберёмся в этих вопросах.
… умолчания Словарный состав и грамматический строй языка… Можно ли утверждать, что они влияют на речь человека? Известный лингвист Г. Степанов говорил, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Разберемся в этом.
… согласия или несогласия с автором   Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Я согласен с автором высказывания и попытаюсь доказать это.
… именительного темы Словарный состав языка. Грамматика. Какова их роль в языке? Как они влияют на речь человека? Известный лингвист Г. Степанов утверждает, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Разберемся в этих вопросах и мы.
… предложений, констатирующих актуальность темы Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Я думаю, что известный лингвист говорил о единстве содержания и формы языка – о единстве лексики и грамматики, что очень важно. Постараюсь доказать свою точку зрения.

 

- Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход ко второй части сочинения.

Как писать основную часть?


Требования к основной части


1. Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
2. В основной части вы должны назвать одно лексическое и одно грамматическое явление, привести примеры-аргументы из текста, иллюстрирующие лексическое и грамматическое явления.

 

Основная часть состоит из двух частей:

лексическое явление (его название, комментарий, пример из текста) и

грамматическое явление (его название, комментарий, пример из текста)

 

___________________________________________________________________________

- Что имеет в виду автор, говоря о словаре?

Словарь – это лексика, словарный запас человека.

- Какова роль лексики в речи?

Лексика всегда выражает мысли, чувства, настроения, отношение

к событиям, действиям, поступкам человека.

___________________________________________________________________________

- Что имеет в виду автор, говоря о грамматике?

Грамматический строй языка, употребление словосочетаний, предложений, синтаксических конструкций

Грамматика = морфология + синтаксис

- Какова роль грамматика в речи?

Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей.

___________________________________________________________________________

 

О чем писать в заключении?

 

Последняя композиционная часть вашего сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише, образцы.
Требования к заключению

1. Заключение не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
2. Заключение представляет собой вывод о справедливости высказывания героя иллюстрации о сущности языкового явления.

Образцы заключения:

1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был Г.Степанов, утверждавший, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».

2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение Г.Степанова является справедливым.

3. Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.

4. Таким образом, смысл высказывания Г. Степанова я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса, пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.

5. Таким образом, в том, как мыслит и о чем говорит человек, заключается его сущность.

6. В заключение хотелось бы сказать, что утверждение Г.Степанова абсолютно справедливое.

7. Итак, мы убедились в том, что лексика и грамматика влияют на то, как мыслит и говорит человек.

8. Примеры из текста стали убедительным доказательством высказывания Г.Степанова.

 

 

Несколько советов в заключение:

1. В сочинении должно быть 4 абзаца. Это очень важно!

1 абзац - тезис,
2 абзац - функция или довод №1 с примером или примерами,

3 абзац - функция или довод №2 с примером или примерами,
4 абзац - вывод.

2. Объем сочинения – не менее 70 слов. Более 150 слов нежелательно.

3.Почерк – разборчивый, аккуратный.

4. Помните: ваш ответ на вопрос – гармоничное сочетание анализа и интерпретации текста, а не его пересказ!

5. Используйте в работе высказывания о языке и речи известных лингвистов, писателей.

 

Высказывания о языке и речи известных лингвистов, писателей
Многие из нас не понимают, какое великое богатство – словарь и грамматика. (С.Я. Маршак)
Самая большая ценность народа – это язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чем он говорит. (Д.С. Лихачев)
Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. (Д.С. Лихачев)
С языком шутить нельзя: словесная речь человека – это видимая связь, звено между душою и телом, духом и плотью. (В.И. Даль)
Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. (В.И. Даль)
Норма, как зоркий страж, подстерегает зазевавшегося на каждом шагу: при произношении слов, при склонении или спряжении их, при построении предложений. В.И. Максимов (ученый лингвист)
Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое. (К.Д. Ушинский)
Самая изменчивая часть языка – это словарь. Как хороший барометр, откликается словарь на все знамения жизни. (А.И. Спрун)
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в тексте. И по тому, как человек говорит (или пишет), мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности… Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». (Д.С. Лихачев)
Всё наше достоинство заключено в мысли. Будем же учиться хорошо мыслить. (Б. Паскаль)

Функция №6. СРЕДСТВО СМЯГЧЕНИЯ РЕЗКОСТИ ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО ПЛАНА ВЫСКАЗЫВАНИЯ К ДРУГОМУ

 

Каковы функции суффиксов?

Функция №1 - МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ.
Суффикс отвечает за образование нужной части речи (существительного, прилагательного, глагола, наречия и др.)

Например, с помощью суффикса -ИЗН- от прилагательного БЕЛЫЙ можно образовать существительное со значением признака БЕЛИЗНА, а используя суффикс -ЕНИ-, от глагола ЦВЕСТИ можно получить существительное ЦВЕТЕНИЕ со значением действия.

Функция № 2 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ.
Суффисы могут придать слову нужную эмоциональную окраску (пренебрежительную, уменьшительную, преувеличительную, восторженную и т.д.)

Например, суффикс -ЕНЬК- (тоненький, светленький, толстенький и др.) - имеет значение уменьшительно-ласкательное, а суффиксы -ИЩ- (иглища) и -ЕНН- (толстенный) - увеличительно-неодобрительное.

Суффикс выявляет и показывает отношение говорящего к обсуждаемому предмету: негативное или положительное, восторженное или насмешливое, ласкательное или ироничное.

Например, суффикс -ЁНК- в слове ЛОШАДЁНКА демонстрирует положительное или ироничное (в зависимости от контекста) отношение говорящего к данному предмету.

Вслушайтесь в те суффиксы, которые чаще произносит собеседник, проанализируйте их и вы поймете отношение его к данному предмету, скрытый смысл происходящего.

Функция № 3 - ЗНАКОВАЯ.
Некоторые суффиксы преобразуют иноязычные слова в знакомые нам формы русского языка, придавая им понятную нам физиономию. Ведь если к чужому корню добавить знакомый суффикс, слово становится близким, домашним и понятным.

Например, сравнительно недавно появившееся в русском языке слово ПИАРЩИК происходит от существительного ПИАР, которое, в свою очередь, образовалось от англ. PR, сокр. от public relations, буквально: «связи с общественностью». Благодаря часто употребляемому русскому суффиксу -ЩИК-, который в данном случае использован для образования существительного со значением лица по роду деятельности, это слово становится понятным.


Материал к сочинению на тему "Нужно ли употреблять в современной речи устаревшие слова?"

 

На протяжении столетий лексика терпит постоянные изменения. Многие слова изменяются, не сохраняя своего первоначального значения. А некоторые слова совсем исчезают из обихода. Есть такое понятие – устаревшая лексика. И слова, и выражения, которые входят в понятие устаревшей лексики, называют историзмами и архаизмами.


Историзмами называют слова, которые перестали употреблять, потому что исчезли из обращения предметы, которые они обозначали. Например: посадник, жупан. Историзмы еще можно встретить, но не в обычном общении, а в исторических, научных и некоторых, художественных изданиях.

Архаизмами называют слова, которые почти не употребляются в современной лексике из-за того, что предметы или явления, которые они обозначали, со временем стали иметь другое название.
Процесс устаревания слов – неизбежность. И все-таки устаревающие слова находят свое применение и в современной речи. Почему?

Во-первых, применение устаревших слов в художественном произведении или в сценариях исторических фильмов позволит сделать акцент на времена, в которые разворачивается сюжетная линия, а также точно передать веяния и особый стиль описанной эпохи.

Во-вторых, употребление устаревших слов, в основном архаизмов, может определить стилистику текста и наполнить его некой торжественностью.

В-третьих, в художественной литературе архаизмы широко используются и в сатирических целях.

В-четвёртых, без устаревших слов никак не обойтись, работая над научно-исследовательскими материалами.

Слова, переставшие активно использоваться в языке, исчезают из него не сразу. Какое-то время они ещё понятны говорящим на данном языке, известны по художественной литературе, хотя повседневная речевая практика уже не испытывает в них потребности. Такие слова составляют лексику пассивного запаса и приводятся в толковых словарях с пометкой «устар».

Известны случаи возрождения устаревших слов, возвращения их в активный лексический запас. Так, в современном русском языке активно используются такие существительные, как солдат, офицер, прапорщик, министр и ряд других, которые после Октября архаизовались, уступив место новым: красноармеец, начдив, нарком и т.д. В 20-е гг. из состава пассивной лексики было извлечено слово вождь, которое ещё в пушкинскую эпоху воспринималось как устаревшее и приводилось в словарях того времени с соответствующей стилистической пометой. Теперь оно вновь архаизуется.

Невзирая на то что архаизмы и историзмы постепенно уходят из нашего обихода, полностью забывать их не стоит.


Материал к сочинению на тему "Роль эпитетов в художественной речи"

Что такое ЭПИТЕТ?

Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь), глаголом («желание забыться»).

Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову(выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.

2. Роль эпитетов в художественной речи:

  • усиливают выразительность, образность языка произведения;
  • придают художественную, поэтическую яркость речи;
  • обогащают содержание высказывания;
  • выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
  • создают живое представление о предмете;
  • оценивают предмет или явление;
  • вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
  • помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

Для заключения

Представьте себе, что в нашем языке нет эпитетов. Мы не имеем возможности описать словесно какой-то предмет или явление. Представили? И сразу станет понятно, зачем нужны эпитеты. Скучным, серым и однообразным был бы наш язык без эпитетов. А поэзии не было бы вообще.

 

 

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса:

что хочу написать, как написать и для чего написать.

Максим Горький

Сочинение – это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого экзаменуемый создаёт собственный текст.

___________________________________________________________________________

Сочинение на лингвистическую тему –

сочинение, основным содержанием которого является именно лингвистический материал,

- сочинение, в котором необходимо рассуждать о различных лингвистических понятиях: о знаках препинания, о синонимах, об антонимах, о фразеологизмах, о частицах, об орфографии и т.д.

_________________________________________________________________________

Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.

Структура сочинения- рассуждения:

- Тезис (положение, которое необходимо доказать)

- Аргументы (доказательства)

- Вывод

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Сформулировать ТЕЗИС



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.055 с.)