Функции обобщённо-личных предложений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции обобщённо-личных предложений



Обобщенно-личные – один из типов личных ОСП, форма главного члена в котором выражена глаголом в форме 1 или 2 лица изъявительного или повелительного наклонений или 3 лица множественного числа изъявительного наклонения: Поспешишь – людей насмешишь. После драки кулаками не машут.

В первую очередь надо обратить внимание на то, что форма выражения главного члена в одном случае совпадает с определенно-личным предложением, а в другом – с неопределенно-личным. Следовательно, должно быть какое-то смысловое различие.

Обобщённо-личные предложения оформляют сообщение о действии, которое может относиться ко всем и к каждому.

Деятель не назван и осмыслен как обобщенное лицо – все, кто угодно или никто в отрицательных предложениях.
Тише едешь – дальше будешь – предполагается, что все, кто выполнит первую половину совета, получит в качестве награды обещание из второй.
Без счастья и в лес по грибы не ходи! - в пословице этого не рекомендуется делать никому.

Все обобщенно-личные предложения представлены в афоризмах, пословицах и поговорках.
Модальность таких предложений – долженствование (Битому коту лишь лозу покажи), при отрицании предложение получает значение невозможности (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).

 

7. Функции БЕЗЛИЧНЫХ предложений
Смысловое значение безличных предложений заключается в том, что они называют действие, происходящее без участия субъекта или независимо от его воли.

Безличные предложения выполняют в современном русском языке следующие смысловые функции:

а) Безличными предложениями оформляются сообщения о состоянии природы или окружающей среды:

  • О стихийных действиях в природе: Снегом занесло дорогу; льдом сковало реки (субъект обозначен творительным падежом). Лодку разбило бурей. Нет ни в чем удачи: то скосило градом, то сняло пожаром.
  • О тех или иных явлениях природы, обстановки, окружающей среды: Было морозно и ясно. На улицах было пусто. Глухо в степи. На дворе оказалось неожиданно светло и солнечно. В кабине было тепло и душно. Под утро похолодало. В лесу было прохладно.
  • Переход из одного состояния в другое: светает, смеркается, темнеет. Чуть светало...Уже давно смеркалось. Уже совсем стемнело и начало холодать.

б) Безличными предложениями оформляются сообщения о физическом и психическом состоянии человека: мне нездоровится, дремлется, нам холодно, жарко. Меня лихорадит. Утром ей нездоровилось. Нет, не спалось Петру и Оксане в эту ночь. От каждого шороха у него холодело в груди. Помутилось у него в глазах.

в) Безличные предложения употребляются для выражения модальных отношений говорящего к сообщаемому, а именно:

  • o возможности, желательности, необходимости, неизбежности или допустимости каких-либо действий: Мне хочется поскорей добраться до дому. Здесь можно пройти. Польше нельзя двигаться, придется нам заночевать тут. Пришлось подставлять под течь корыто и котлы. Придется проследить.

г) Безличные предложения используются в речевой практике для указания на:

  • недостаток или отсутствие кого или чего-нибудь. Ему недостает смелости. У меня нет здесь знакомых. Мне не с кем посоветоваться.
  • наличие, достаток, прибыль и убыль кого-либо или чего-либо: Прибыло и убыло воды в Неве, народу на Невском! Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца! Казалось, счастья хватит на целый век. Она проворно и весело подавала солому, словно у нее прибавилось силы.

Во всех перечисленных случаях используются безличные конструкции, посредством которых предоставляется возможность выразить наиболее тонко и точно такого рода действия и состояния, которые происходят стихийно, сами по себе, а внутри нас - помимо нашей воли.

 

 

Материал к сочинению на тему "Для чего нужны суффиксы?"

Учимся писать сочинение сами, используя готовый материал! Это не так сложно, как кажется. Если вы не знакомы с требованиями к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, то советую это сделать перед написанием сочинения.

1. Что такое "суффикс"?

Суффикс (от лат. suffixus «прикреплённый») в лингвистике — морфема, изменяемая часть слова, расположенная обычно после корня и служащая для образования новых слов.

Каковы функции суффиксов?

Функция №1 - МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ.
Суффикс отвечает за образование нужной части речи (существительного, прилагательного, глагола, наречия и др.)

Например, с помощью суффикса -ИЗН- от прилагательного БЕЛЫЙ можно образовать существительное со значением признака БЕЛИЗНА, а используя суффикс -ЕНИ-, от глагола ЦВЕСТИ можно получить существительное ЦВЕТЕНИЕ со значением действия.

Функция № 2 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ.
Суффисы могут придать слову нужную эмоциональную окраску (пренебрежительную, уменьшительную, преувеличительную, восторженную и т.д.)

Например, суффикс -ЕНЬК- (тоненький, светленький, толстенький и др.) - имеет значение уменьшительно-ласкательное, а суффиксы -ИЩ- (иглища) и -ЕНН- (толстенный) - увеличительно-неодобрительное.

Суффикс выявляет и показывает отношение говорящего к обсуждаемому предмету: негативное или положительное, восторженное или насмешливое, ласкательное или ироничное.

Например, суффикс -ЁНК- в слове ЛОШАДЁНКА демонстрирует положительное или ироничное (в зависимости от контекста) отношение говорящего к данному предмету.

Вслушайтесь в те суффиксы, которые чаще произносит собеседник, проанализируйте их и вы поймете отношение его к данному предмету, скрытый смысл происходящего.

Функция № 3 - ЗНАКОВАЯ.
Некоторые суффиксы преобразуют иноязычные слова в знакомые нам формы русского языка, придавая им понятную нам физиономию. Ведь если к чужому корню добавить знакомый суффикс, слово становится близким, домашним и понятным.

Например, сравнительно недавно появившееся в русском языке слово ПИАРЩИК происходит от существительного ПИАР, которое, в свою очередь, образовалось от англ. PR, сокр. от public relations, буквально: «связи с общественностью». Благодаря часто употребляемому русскому суффиксу -ЩИК-, который в данном случае использован для образования существительного со значением лица по роду деятельности, это слово становится понятным.


Материал к сочинению на тему "Нужно ли употреблять в современной речи устаревшие слова?"

 

На протяжении столетий лексика терпит постоянные изменения. Многие слова изменяются, не сохраняя своего первоначального значения. А некоторые слова совсем исчезают из обихода. Есть такое понятие – устаревшая лексика. И слова, и выражения, которые входят в понятие устаревшей лексики, называют историзмами и архаизмами.


Историзмами называют слова, которые перестали употреблять, потому что исчезли из обращения предметы, которые они обозначали. Например: посадник, жупан. Историзмы еще можно встретить, но не в обычном общении, а в исторических, научных и некоторых, художественных изданиях.

Архаизмами называют слова, которые почти не употребляются в современной лексике из-за того, что предметы или явления, которые они обозначали, со временем стали иметь другое название.
Процесс устаревания слов – неизбежность. И все-таки устаревающие слова находят свое применение и в современной речи. Почему?

Во-первых, применение устаревших слов в художественном произведении или в сценариях исторических фильмов позволит сделать акцент на времена, в которые разворачивается сюжетная линия, а также точно передать веяния и особый стиль описанной эпохи.

Во-вторых, употребление устаревших слов, в основном архаизмов, может определить стилистику текста и наполнить его некой торжественностью.

В-третьих, в художественной литературе архаизмы широко используются и в сатирических целях.

В-четвёртых, без устаревших слов никак не обойтись, работая над научно-исследовательскими материалами.

Слова, переставшие активно использоваться в языке, исчезают из него не сразу. Какое-то время они ещё понятны говорящим на данном языке, известны по художественной литературе, хотя повседневная речевая практика уже не испытывает в них потребности. Такие слова составляют лексику пассивного запаса и приводятся в толковых словарях с пометкой «устар».

Известны случаи возрождения устаревших слов, возвращения их в активный лексический запас. Так, в современном русском языке активно используются такие существительные, как солдат, офицер, прапорщик, министр и ряд других, которые после Октября архаизовались, уступив место новым: красноармеец, начдив, нарком и т.д. В 20-е гг. из состава пассивной лексики было извлечено слово вождь, которое ещё в пушкинскую эпоху воспринималось как устаревшее и приводилось в словарях того времени с соответствующей стилистической пометой. Теперь оно вновь архаизуется.

Невзирая на то что архаизмы и историзмы постепенно уходят из нашего обихода, полностью забывать их не стоит.


Материал к сочинению на тему "Роль эпитетов в художественной речи"

Что такое ЭПИТЕТ?

Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь), глаголом («желание забыться»).

Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову(выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.

2. Роль эпитетов в художественной речи:

  • усиливают выразительность, образность языка произведения;
  • придают художественную, поэтическую яркость речи;
  • обогащают содержание высказывания;
  • выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
  • создают живое представление о предмете;
  • оценивают предмет или явление;
  • вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
  • помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

Для заключения

Представьте себе, что в нашем языке нет эпитетов. Мы не имеем возможности описать словесно какой-то предмет или явление. Представили? И сразу станет понятно, зачем нужны эпитеты. Скучным, серым и однообразным был бы наш язык без эпитетов. А поэзии не было бы вообще.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.014 с.)