Последователи имамов отказываются от их взглядов, если они противоречат сунне. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последователи имамов отказываются от их взглядов, если они противоречат сунне.



 

Ввиду всего вышеизложенного последователи имамов, многие из прошлых поколений и лишь некоторые из последующих [Ср. с аятами 13-14 суры 56 «Неотвратимое»] безоговорочно принимают не всё из сказанного своими имамами. На самом деле они даже отвергали многие из их взглядов, если выяснялось, что они прямо противоречат Сунне. Даже два имама — Мухаммад ибн аль-Хасан и Абу Йусуф (да будет милостив к ним Аллах) — поступали вопреки указаниям своего учителя Абу Ханифы в «приблизительно трети его мазхаба» *, как на то указывают многие книги, посвященные рассмотрению отдельных правовых вопросов (маса’иль).

 

*[Ибн ’Абидин «аль-Хашийя» (1/62) и аль-Лукнави, указавший на его источник в «Ан-Нафи’ аль-Кябир», от Газали. К примеру, в переведенной на русский язык книге Абу Йусуфа «Китаб ал-Харадж» (Мусульманское налогообложение), выпущенной Санкт-Петербургским филиалом Института востоковедения РАН в 2001 г., мнение Абу Йусуфа часто расходится с мнением его учителей Абу Ханифы и Ибн Аби Лайлы либо с мнением кого-то одного из них, что автор «Китаб ал-Харадж» отмечает в выражениях типа: «Я же, Абу Йусуф, утверждаю, что...», «Я, Абу Йусуф, считаю, что...» и т.д. (Прим. перев.)].

 

То же самое можно сказать и об имаме аль-Музани* и других последователях имама аш-Шафи’и, а также последователях других имамов (да будет милостив к ним Аллах). Если мы станем приводить примеры в доказательство нашего утверждения, то это займет много места, и мы выйдем за пределы поставленной в предисловии к этой книге цели.

 

*[Он сам указывает во введении к написанной им книге «Краткий обзор Фикха (имама) аш-Шафи’и» следующее: «Эта книга является сборником знаний Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах) и толкования его высказываний, чтобы помочь желающему понять, уразуметь это, не забывая при этом о запрете (имама) следовать его или чьему-либо еще мнению, дабы такой человек мог со всем тщанием сверить свою Веру (Дин) с ней» ].

Поэтому ограничимся лишь двумя примерами:

1. Имам Мухаммад в своей книге «аль-Муватта’» * (стр. 158) пишет: «Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) не считал, что следует проводить молитву о ниспослании дождя. А по нашему мнению, имаму следует совершить с людьми два рак’ата, затем произнести мольбу (ду’а) и надеть свою одежду по-другому ** ...».

 

*[Он в ней разъяснил свои расхождения с имамом (Абу Ханифой) по приблизительно 20 правовым вопросам (№ 42, 44, 103, 120, 158, 169, 172, 173, 228, 230, 240, 244, 274, 275, 284, 314, 331, 338, 355, 356 - приводится по «Та’лик аль-Мумаджид ’аля Муватта’ Мухаммад» («Значимые замечания к труду имама Мухаммада ’Аль-Муватта’»)].

**[То есть изнаночной стороной наверх, наизнанку, в результате чего правая его сторона оказалась слева, а левая — справа (Прим. перев.). Подробнее см. «Книгу моления о ниспослании дождя», «Сахих аль-Бухари» (краткое изложение), хадисы № 503 и № 509].

 

2. Исам ибн Йусуф аль-Бальхи, один из сподвижников имама Мухаммада [1] и последователь имама Абу Йусуфа [2], «издавал фетвы, которые противоречили словам Абу Ханифы, поскольку он не знал о доводах последнего, в то время как ему представлялись другие доказательства, на основании которых он выносил фетвы» [3]. Поэтому «перед совершением поясного поклона (руку’) и вставая после него, он поднимал руки (до уровня плеч [4])» [5], как об этом сообщается во множестве (мутаватир) достоверных хадисов, являющихся Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). А три имама (т.е. Абу Ханифа, Абу Йусуф и Мухаммад) высказывались по этому вопросу иначе. Подобным образом и должен поступать каждый мусульманин, следуя высказываниям четырех имамов и других авторитетных знатоков религии (улемов), как об этом было упомянуто выше.

 

[1] - [Ибн ’Абидин упомянул его среди них в «аль-Хашийат» (1/74) и в «Расм аль-Муфти» (1/17). Кураши упомянул его в «аль-Джавахир аль-Мадийа фи Табакат аль-Ханафийа» (стр. 347) и сказал о нем: «Он является надежным передатчиком хадисов. Он и его брат Ибрахим были двумя шейхами Балаха в свое время»].

[2] - [«аль-Фава’ид аль-Бахийа фи Тараджум аль-Ханафийа» стр. 116].

[3] - [«аль-Бахр ар-Ра’ик» (6/93) и «Расм аль-Муфти» 1/28].

[4] - [См., напр., «Сахих аль-Бухари» (краткое изложение), хадис № 390 (Прим. перев)].

[5] - [«аль-Фава’ид аль-Бахийа фи Тараджум аль-Ханафийа» (стр. 116). Далее автор «аль-Фава’ид» добавляет следующее замечание: «Из этого сообщения можно сделать вывод о ложности рассказа Макхуля, который передал, что якобы Абу Ханифа сказал: «Тот, кто поднимает руки во время молитвы, погубил свою молитву». Этим (приписываемым Абу Ханифе) высказыванием Верховный Писарь аль-Иткани, был введен в заблуждение, как на то указывается в его автобиографии...». Подробнее см. Приложение № 3, комментарий к хадису № 2 (Прим. перев.)].

 

Подводя итог, выражаю искреннюю надежду, что никто из последователей имамов не бросится осуждать принципы этой книги, отказавшись от содержащейся в ней Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) лишь на том основании, что эта Сунна противоречит их мазхабу. Я надеюсь, что такой человек, наоборот, объективно рассмотрит вышеприведенные нами увещевания имамов о необходимости поступать согласно Сунне и отказаться от их взглядов, если они противоречат ей. Я также надеюсь, что такой человек поймет, что осуждение методологии этой книги равнозначно осуждению любого из имамов, за которым он следует. Я, как было уже разъяснено, взял эту методологию, к которой нам было велено обращаться в случае разногласий и на которую мы должны полагаться, от самих имамов. Кто отказывается следовать в этом вопросе указаниям имамов, тот подвергает себя большой опасности, ибо, поступая так, он отворачивается от Сунны.

 

Ведь Всевышний Аллах сказал: «Но нет, — клянусь Господом твоим! — не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьёй в возникающих между ними (спорах), пока не перестанут твои решения вызывать их недовольство и пока они не подчинятся полностью» (Сура «Женщины», аят 65).

 

Молю Всевышнего Аллаха включить нас в число тех, о которых Он сказал: «Поистине, когда верующих призывают к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они только говорят: «Мы слышим и повинуемся!» Такие преуспеют! И кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, и страшится Аллаха, и боится Его, этим - предстоит успех!» (Сура «Свет», аяты 51-52).

 

Дамаск,13 число месяца джумада аль-авваль,1370 г. х. (20.02.1951).

 

Описание молитвы Пророка

(да благословит его Аллах и приветствует).

Обращение в сторону Каабы.

 

Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приступал к молитве, он обращался лицом к Каабе при совершении обязательных (аль-фарз) и дополнительных (ан-нафиля) молитв. [Этот факт передается через многочисленные (мутаватир) цепочки хадисов, поэтому нет необходимости останавливаться на нем подробнее, хотя некоторые из доводов, касающиеся этого вопроса, будут приведены далее].

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел поступать именно так, сказав «человеку, который плохо помолился*»: «Когда ты приступаешь к молитве, тщательно соверши омовение, затем обратись лицом к Кибле и произнеси такбир» [Аль-Бухари, Муслим и ас-Сирадж].

*[См. Приложение № 1 в конце данной книги].

 

«Находясь в пути, он (да благословит его Аллах и приветствует) совершал дополнительные молитвы и молитву «аль-витр» *, сидя верхом, куда бы его верховое животное ни поворачивалось» [Аль-Бухари, Муслим и ас-Сирадж. Достоверность этого хадиса установлена в книге «аль-Ирва’ аль-Галиль» (289 и 588)].

*[Дополнительная ночная молитва, состоящая из нечетного числа рак’атов (Прим. перев.)].

 

Сюда же относятся и следующие Слова Всевышнего: «Куда бы вы ни обратились, там Лик Аллаха» (Сура «Корова», аят 115).

 

«(Иногда), намереваясь совершить дополнительную молитву на своей верблюдице, он поворачивал ее в сторону Киблы, произносил такбир и молился, куда бы она ни поворачивалась» [Абу Дауд, Ибн Хиббан в книге «Ас-Сика»(1/12), ад-Дийа’ в книге «аль-Мухтара» с хорошим иснадом. Его достоверность подтвердили Ибн ас-Сукн, а также Ибн аль-Мулаккин в книге «Хуласат аль-Бадр аль-Мунир» (22/1). Еще раньше на достоверность этого хадиса указал Абд аль-Хакк аль-Ишбили в своей книге «аль-Ахкам» (№ 1394), проверенной мной. Имам Ахмад использовал этот хадис как довод, о чём рассказал Ибн Хани с его слов в книге «аль-Маса’ил» 1/67].

 

«Он обозначал совершение поясного и земного поклонов (руку’ и суджуд), когда сидел верхом, нагибая свою голову: при совершении земного поклона он нагибал голову ниже, чем при совершении поясного поклона» [Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным].

 

«Когда он хотел совершить обязательную молитву, то спешивался и обращался лицом к Кибле» [Аль-Бухари и Ахмад].

 

Во время молитвы (совершаемой под воздействием) страха, он (да благословит его Аллах и приветствует) велел своей общине (умме) молиться «на ходу, стоя либо сидя верхом (на животном), обращаясь или не обращаясь (при этом) в сторону Киблы» [Аль-Бухари и Муслим], и он также сказал: «А если они (два войска) столкнутся в бою, то она (молитва) - это такбир и кивки головой» [Аль-Байхаки, приводящий этот хадис с иснадом, который соответствует требованиям, предъявляемым к хадисам имамами аль-Бухари и Муслимом].

 

Он (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «Кибла находится между востоком и западом» [Ат-Тирмизи и аль-Хаким. Они оба называют этот хадис достоверным. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (292). Это предписание относится к жителям Медины, потому что Медина расположена севернее Мекки, и если жители Медины обратятся лицом в направлении Мекки, то справа от них будет запад, а слева — восток. Этот хадис свидетельствует о том, что если молящийся находится на большом расстоянии от Каабы, то ему достаточно повернуться в направлении Заповедной мечети («аль-Масджид аль-Харам») — «Итхаф аль-Кирам» Сафий ар-Рахман аль-Мубаракфури (Прим. перев.)].

 

Джабир (да будет доволен им Аллах) передал: «Однажды, когда мы с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) находились в походе, небо было закрыто тучами, поэтому, пытаясь определить Киблу, мы разошлись во мнениях (относительно Киблы), и каждый из нас совершил молитву в своем направлении (на Каабу). (Однако) каждый начертил перед собой линию, чтобы обозначить направление (совершённой молитвы). Утром мы посмотрели на небо и обнаружили, что совершили молитву не в сторону Киблы. Мы рассказали о случившемся Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), (но он не велел нам повторить молитву) и сказал: «Та молитва для вас достаточна» [Ад-Даракутни, аль-Хаким, аль-Байхаки, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и ат-Табарани. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» 296].

 

«Он (да благословит его Аллах и приветствует) молился в сторону Иерусалима* [а перед ним была Кааба] до того, как был ниспослан следующий аят: «Мы видели, как лицо твое обращается к небу, и Мы обратим тебя к Кибле, которой ты будешь доволен. Так повернись же лицом к Заповедной мечети, и где бы вы ни были, поворачивайтесь к ней лицами» (Сура «Корова», аят 144).

(И) когда этот аят был ниспослан в Откровении, он повернулся лицом к Каабе. Во время утренней молитвы в мечети Куба’ к молящимся подошел какой-то человек и сказал: «Поистине, Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было ниспослано в эту ночь откровение, и ему было велено обращаться лицом в сторону Каабы, так не обратиться ли вам также в её сторону?!» (А в это время) их лица были обращены в сторону аш-Шама, и (услышав это) люди развернулись [и их имам также развернулся, чтобы обратиться лицом к Кибле вместе с ними]. [Аль-Бухари, Муслим, Ахмад, ас-Сирадж, ат-Табарани (3/108/2) и Ибн Са’д (1/234). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» 290].

 

*[Имеется в виду Отдаленная мечеть - аль-Масджид аль-Акса, находящаяся в Иерусалиме (Прим. перев.)].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.015 с.)