Определение консультативного контакта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение консультативного контакта



В 1975 г. С. Rogers (цит. по: Gelso, Fretz, 1992) задал воп­рос: "Можно ли утверждать, что существуют необходимые и достаточные условия, способствующие позитивным измене­ниям личности, которые можно было бы четко определить и измерить?" На этот вопрос он сам дал ответ, назвав шесть условий:

1. Два лица находятся в психологическом контакте.

2. Первый персонаж, назовем его "клиентом", пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен.

3. Второй персонаж, назовем его "консультантом", ак­тивно участвует в общении.

4. Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту.

5. Консультант переживает эмпатию, приняв точку зре­ния клиента, и дает это ему понять.

6. Эмпзтическое понимание и безусловное уважение кон­сультанта передаются клиенту даже при минимальной выра­женности.

Никакие другие условия не обязательны. Если в опреде­ленный промежуток времени обеспечены данные шесть ус­ловий, этого достаточно. Позитивные изменения личности произойдут.

Итак, клиент должен быть в контакте с консультантом и прийти в состояние, делающее его чувствительным к помо­щи со стороны. Особенно важны 3-е, 4-е и 5-е условия, обеспечивающие достаточный для помощи консультативный контакт.

Доверительный контакт консультанта и клиента, осно­ванный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и ис­кренности консультанта по отношению к клиенту, является неотъемлемой, а по мнению многих профессионалов — су­щественной составляющей психологического консультиро­вания и психотерапии.

Консультативный контакт, хотя внешне кажется фор­мальным и весьма непродолжительным по сравнению со всей жизнью клиента, все же является более тесным, интен­сивным и глубоким, нежели любая другая межличностная связь. В консультировании клиент обращается к незнакомому человеку и раскрывает ему мельчайшие подробности своей личной жизни, о которых, может быть, никто больше не знает. Рассказанное клиентом часто представляет его не в лучшем свете. Иногда в процессе консультирования "всплы­вают" новые стороны личности, удивляющие, огорчающие и даже шокирующие самого клиента. Все это делает консуль­тативный контакт интимным отношением двоих людей, причем специфически интимным, непохожим на привыч­ные дружеские или любовные отношения. Эта специфич­ность неплохо раскрыта Henry с соавт. (1973 г.; цит. по:

Kennedy, 1977):

"Уникальность природы терапевтического контакта за­висит от способности терапевта различать интимно-лично­стные и интимно-терапевтические отношения. В противо­положность близким личным связям терапевтический контакт, хотя и наполнен чувствами, является асиммет­ричным, т.е. только пациент раскрывает интимные под­робности своей жизни. Психотерапевт же волен решать, насколько раскрываться, и выбирать способ реагирования на события, излагаемые клиентом, а может не реагировать вообще. Контакт асимметричен еще и потому, что только терапевт истолковывает смысл рассказанного и способен оценить достижение терапевтических целей. В итоге тера­певтический контакт устанавливается по правилам, ука­занным терапевтом. Эти правила предусматривают отно­шения, в которых терапевт имеет возможность узнать о клиенте почти все, а клиент получает сведения о терапев­те всего лишь как о специалисте". Соображения об особен­ностях интимности в отношениях клиента и психотерапев­та, несмотря на психоаналитическую категоричность, можно, по нашему мнению, отнести и к консультативно­му контакту.

Теперь перейдем к определениям консультативного кон­такта. Они разнообразны, но мы рассмотрим только два наиболее обобщенных определения, отвечающие нашей точке зрения на психологическое консультирование.

Консультативный контакт — это уникальный динамич­ный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для разви­тия в позитивном направлении и актуализировать потенци­ал осмысленной жизни (George, Cristiani, 1990).

Консультативный контакт — это чувства и установ­ки, которые участники консультирования (консультант и клиент. — Прим. авт.) испытывают один по отноше­нию к другому, и способ их выражения (Gelso, Carter,

1985).

Практически все определения указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта. George и Cristiani (1990) выделили шесть основных параметров:

— эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследова­ние переживаний клиентов);

— интенсивность (поскольку контакт представляет ис­креннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);

— динамичность (при смене клиента меняется и специ­фика контакта);

— конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверитель­ности);

— оказание поддержки (постоянная поддержка консуль­танта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);

— добросовестность.

Что делает консультативный контакт терапевтичным, эффективным для решения психологических проблем кли­ентов? Прежде всего то, что сам характер контакта между консультантом и клиентом отражает особенности отношений клиента с другими людьми, стиль и стереотипы его обще­ния — проблемы клиентов можно увидеть словно в зеркале.

Характер консультативного контакта в самом процессе консультирования зависит от теоретической ориентации консультанта (George, Cristiani, 1990).

 

Таблица 3. Современные представления о консультативном контакте.

 

Как видно из табл. 3, с позиций различных теоретичес­ких ориентации контакт "консультант — клиент":

— или создает предпосылки для начала изменения (тера­пия поведения и рационально-эмоциональная терапия);

— или самопроизвольно изменяет клиента (ориентиро­ванная на клиента терапия или экзистенциальная терапия);

— или составляет содержание обсуждения и работы вооб­ще (психодинамическое направление).

Таким образом, хотя представители, например, экзис­тенциально-гуманистического и психодинамического на­правлений консультативный контакт в конкретной работе используют по-разному, они едины во мнении о его важно­сти в процессе консультирования (Prochaska, 1979).

 

3.2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КЛИМАТ. ФИЗИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КЛИМАТА

Качество консультативного контакта зависит от двух важных факторов: терапевтического климата, навыков кон­сультанта (вербальных и невербальных) в поддержании об­щения.

Терапевтический климат в свою очередь включает не­сколько эмоционально значимых компонентов. Из физичес­ких составляющих упомянем оборудование места консульти­рования, расположение консультанта и клиента в простран­стве (дистанция, манера сидеть и т.п.), структурирование выделенного для консультирования времени. К собственно эмоциональным компонентам терапевтического климата от­носят создание атмосферы обоюдного доверия, искренность консультанта, его способность к эмпатии и безусловному уважению клиента.

В этом разделе обсудим физические компоненты терапев­тического климата.

Обстановка консультирования

Во время психологического консультирования клиент с меньшей настороженностью раскрывает и исследует свои проблемы, если консультирование происходит в хорошо обо­рудованном кабинете. Понятно, что не всегда возможно обес­печить идеальные условия, однако к месту консультирования предъявляются определенные требования. Прежде всего кон­сультирование должно происходить в спокойной обстановке, в звуконепроницаемом кабинете. Мы знаем, что сам процесс консультирования на первых порах повышает тревожность, поэтому клиент должен быть уверен, что его не услышат посторонние. Если клиент слышит происходящее в соседней комнате или коридоре, он усомнится в конфиденциальности общения с консультантом. Это может помешать возникнове­нию терапевтически эффективного контакта.

Кабинет должен быть не очень большим, окрашенным в спокойные тона, уютно обставленным и не слишком вычур­ным. Свет не должен падать на клиента. В кабинете необхо­дим стол, удобные стулья (три-четыре стула на случай при­ема нескольких человек, например: родители клиента, суп­ружеская пара и т.п.). Для проведения занятий по релакса­ции желательно иметь кушетку. На стенах можно повесить несколько картин, на полках расположить книги, но инте­рьер не должен быть перегружен, чтобы не отвлекать внима­ние клиента. На рабочем месте не стоит держать слишком личные вещи (например, семейные фотографии) или пред­меты, отражающие убеждения консультанта (например, крест на стене).

Каждый раз клиента следует принимать в одном и том же кабинете. Это его меньше отвлекает, не занимает время на освоение новой обстановки, кроме того, позволяет чувство­вать себя безопаснее.

Иногда между консультантом и клиентом имеется по­средник (например, регистратор), выполняющий вспомога­тельные функции. Однако роль такого человека отнюдь не второстепенна, он настраивает клиента на встречу с кон­сультантом. Поэтому ассистент должен уметь тепло и дру­жески общаться, быть гостеприимным, но ни в коем случае не подменять консультанта и не вмешиваться в жизнь кли­ента. Он, как и консультант, обязан строго соблюдать требо­вания конфиденциальности.

Структурирование консультативного пространства

Клиент входит в комнату и попадает на "территорию кон­сультанта". Одним из главных аспектов взаимодействия кон­сультанта и клиента является то, что обозначают как "струк­турирование пространства". Уже происходящее при первой встрече оказывает влияние на психологическое самочувствие клиента. Встреча начинается со знакомства. При этом следует придерживаться определенного этикета; встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента на­звать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому. Чтобы клиент по­чувствовал непринужденность, консультант с первых минут знакомства должен предстать вежливым, гостеприимным хо­зяином и вести себя естественно без излишнего напряжения. Еще один вопрос, связанный со структурированием кон­сультативного пространства, — это расположение консуль­танта и клиента. R. May (1968) употребляет понятие "геомет­рия любви". Если консультант и клиент сидят на противопо­ложных сторонах стола, то между ними сохраняется соци­альная дистанция, и атмосфера консультирования будет скорее всего официальной. Беспокойным клиентам подходит именно такая позиция — стол служит барьером общению. Для консультирования, наоборот, благоприятна позиция расположения консультанта и клиента за столом на одной стороне. В этих условиях консультанту доступна вся невер­бальная информация, исходящая от клиента, кроме того, он может менять (и позволяет менять клиенту) расстояние между ними в зависимости от ситуации консультирования или при изменении консультативного контакта. Расположе­ние друг против друга позволяет в большей мере создавать отношения сотрудничества. Дистанция между консультантом и клиентом отражает известный в социальной психологии феномен "личного пространства". Личное пространство из­меняется в зависимости от отношений участников беседы, обсуждаемой темы, культурных различий. Из-за неправиль­но выбранной дистанции в консультировании (например, несоразмерность социального или возрастного аспекта лич­ного пространства) некоторые темы вообще не могут быть затронуты, С проблемой дистанции тесно связан вопрос о терапевтическом смысле и возможности физического при­косновения к клиенту. Прикосновение означает очень близ­кий, интимный контакт. Исследования Holroyd и Brodsky (1977, цит, по: Corey, 1986) показали, что около половины опрошенных психотерапевтов полагают, что физический не­эротический контакт представляется ценным в процессе консультирования. Он более всего уместен при:

— консультировании социально и эмоционально незре­лых клиентов;

— консультировании людей, находящихся в кризисе после психической травмы, особенно связанной с утратой близких;

— стремлении продемонстрировать эмоциональную под­держку.

Однако очень трудно установить границу, где физичес­кий неэротический контакт приобретает характер эротичес­кого. В любом случае прикосновение не должно быть исполь­зовано как специфическая техника консультирования при отсутствии искренних, истинных чувств по отношению к клиенту. Чтобы прикосновение помогло создать безопасный для клиента терапевтический климат, оно должно быть спонтанным и искренним.

Структурирование времени консультирования

Терапевтический климат предполагает и надлежащее структурирование времени. Уже первая встреча с клиентом должна продолжаться столько времени, сколько и все пос­ледующие встречи. Иногда первая встреча затягивается из-за необходимости ближе познакомиться с клиентом и вселяет в него надежду на нереальную продолжительность консуль­тирования. Поэтому лучше не вызывать ложных ожиданий.

Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится от 50 минут до одною часа. Такая продолжительность не случайна. Менее продолжительная беседа заставляет нервничать и консультанта, и клиента, создавая впечатление, что они не успеют достаточно глубоко обсудить вопросы, возник­шие во время встречи. Более продолжительная беседа, хотя этого иногда желает как клиент, так и консультант, слиш­ком утомит обоих участников консультирования. Психотера­пия и консультирование требуют концентрации внимания и бдительности, а, как известно, концентрацию внимания трудно сохранять более 45 — 50 минут. Традиционные 50 минут, регламентирующие консультативную встречу, по­зволяют продуктивно обсудить несколько вопросов, а затем 10 минут уделить записи основных аспектов прошедшей беседы или просто отдыху за чашечкой кофе. Это также важно при приеме нескольких клиентов подряд. Продолжитель­ность беседы может изменяться в зависимости от возраста клиента. George и Cristiani (1990) указывают, что беседа с 5-7-летним ребенком не должна длиться более 20 минут, с 8-12-летним — около 30 минут, а с детьми старше 12 лет консультативная беседа может продолжаться до 1 часа.

Продолжительность беседы консультант определяет в на­чале встречи. Клиент должен знать, каким временем он рас­полагает для обсуждения наболевших проблем. Когда кон­сультант не устанавливает продолжительности беседы, он заставляет клиента постоянно нервничать, что прием может прекратиться в любой момент. Такое манипулятивное пове­дение нежелательно. Пределы времени можно устанавливать самыми разнообразными способами:

"В нашем распоряжении 50 минут, и я готов выслушать

Вас".

"Полагаю, что Вы могли бы начать с того, что ждете от

консультирования. У нас есть 50 минут времени".

"Как бы Вы хотели использовать сегодняшнее наше вре­мя? У нас есть 50 минут".

Консультативная встреча подходит к концу спустя почти 40 минут. Чтобы помочь клиенту лучше сориентироваться во времени, мы должны ему напомнить, что время заканчива­ется: "Сегодня у нас остается около 10 минут, что бы Вы еще хотели обсудить за это время?" Озабоченный клиент часто плохо ориентируется во времени, поэтому такое напо­минание может оказаться важным.

В начале консультирования необходимо также определить общую продолжительность консультирования. Конечно, в самом начале трудно установить, сколько времени займет решение тех или иных проблем. Поэтому можно заключить с клиентом определенный контракт на 3-4 встречи, а затем окончательно решить, является ли консультативный кон­такт продуктивным и сколько времени может продолжаться

консультирование.

В начале консультирования следует определить и частоту встреч. Обычно полагают, что для установления продуктив­ного контакта достаточно одной — двух встреч в неделю.

Если встречаться реже, становится значительно труднее бли­же узнать клиента, вспомнить, что происходило на прошлой встрече, а также сохранить непрерывность процесса кон­сультирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.230.60 (0.03 с.)