Консультирование при параноидальных расстройствах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультирование при параноидальных расстройствах



В наше время параноидальные проявления, согласно ут­верждению Kennedy (1977), встречаются немногим реже Февожных состояний. Популярное прежде выражение: "Не комплексуй!" все чаще заменяется советом: "Не будь пара­нойяльным". Это значит — не проявляй подозрительности и эгоцентричное™. Данные черты по существу характеризуют основные параноидные синдромы — манию преследования и манию величия. Характерная для паранойяльной личности склонность к этим маниям обусловливает неспособность к завязыванию связей с другими людьми и социальную от­страненность, а также отражает диффузность личностной идентичности, когда человеку становится трудно различать, что относится к собственной личности, а что — нет.

Суть мании преследования — подозрение окружающих в злонамеренности. Поэтому параноик много времени тратит на выявление "врагов", следящих за ним, подслушивающих его разговоры и т.п. Таким "врагом" может стать как отдель­ный человек, так и группа людей. С этой манией связана и очень часто встречающаяся ревность. Подозрение супруга в неверности — очень плодотворная почва для возникновения параноидальных страхов.

Мания величия проявляется в приписывании себе прежде не замечаемых талантов и способностей. Параноики такого типа обычно выдают себя за изобретателей, работы которых призваны разрешить глобальные проблемы мира, или твор­цов мессианских теорий, способных спасти мир. Иногда па­ранойя проявляется в эротомании, когда человек думает, что он влюблен, и стремится соблазнить лицо противопо­ложного пола,

Психодинамически параноик хотя и сильно желает бли­зости с другими людьми, но боится оказаться обманутым. Это служит главной причиной подозрительности. Тем самым параноик, боясь быть отвергнутым, сам всех отталкивает, что обусловлено его враждебностью.

Консультант, встретившись с параноидным клиентом, должен быть готов к его недоверию и враждебности. Такие клиенты постоянно "проверяют", насколько можно дове­рять консультанту. Недоверие и враждебность довольно не­приятны, и их преодоление является важнейшим условием в работе с параноидными клиентами. Прежде всего консуль­тант должен иметь в виду, что параноики сходным образом ведут себя со всеми людьми. Соответствующее понимание

 

помогает консультанту сохранить самообладание, не прибе­гать к чрезмерной защите и не стараться "победить" клиента, работая с параноидными клиентами, следует соблюдать оп­ределенную дистанцию, потому что слишком быстрое или чрезмерно глубокое "вторжение" вызывает у них неприязнь. Неопытный консультант может начать дискутировать или спорить с параноиком по поводу обоснованности его маний, пытаясь призвать на помощь логические аргументы. Дискус­сия бессмысленна, поскольку параноидному клиенту чужд язык логики. В общении он пользуется параноидальными метафорами. Наконец, в задачу консультанта не входит оп­ределение правдоподобности высказываемых клиентом це­лей. Значительно важнее сам факт наличия мании и уверен­ность клиента в своей правоте.

В любом случае консультант должен помнить, что он столкнулся не с манией, которую надо устранить, а с чело­веком, "породившим" эту манию.

5. 11. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ШИЗОИДНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ

Шизоидная личность представляет одну из наибольших трудностей в работе консультанта или психотерапевта, а крайнее ее проявление — шизофрения — одно из глубочай­ших и сложнейших нарушений психики. 'Контуры шизоид­ной личности можно очертить по основным симптомам ши­зофрении. Впервые термин "шизофрения" использовал из­вестный психиатр Eugen Bleuler в 1911 г. Важнейшие симп­томы этого нарушения психики он описал известной фор­мулой "четырех А" (цит. по: Kennedy, 1977):

1. Лффективность. У больного шизофренией нарушается эмоциональная сфера. Его эмоциональная жизнь становится очень скудной. Нередко эмоциональные реакции неадекват­ны (например, смех в рассказе о смерти близкого человека), т.е. эмоциональные переживания не соответствуют содержа­нию мыслей.

2, Ассоциативность. Шизофреникам свойственна утрата логической последовательности мыслей. На основе свободно возникающих ассоциаций у них происходит перескакивание от одной мысли к другой. Способ мышления кажется стран­ным и хаотичным, ответы на вопросы бывают совершенно неадекватными. Иногда ассоциативные нарушения могут быть очень утонченными и трудно заметными.

3. Аутизм. Мышление шизоида крайне субъективно и эго­центрично. Он кажется погруженным в мечты и фантазии, которые постепенно подменяют реальность. Нередко словам придается особый смысл, и консультанту трудно понять, о чем говорит клиент. Такой индивидуальный словарь указы­вает на аутичность мышления.

4. Амбивалентность. Хотя большинство людей испытыва­ют двойственность в тех или иных ситуациях, шизоидная личность амбивалентна почти во всем. Она переполнена про­тиворечивыми чувствами, установками и взглядами по от­ношению к другим людям и к своим жизненным условиям.

Шизоидные клиенты попадают на психологическое кон­сультирование или психотерапию по разным причинам. Час­той причиной обращения служит неверие, что окружающие способны их понять и помочь, поэтому они ищут помощи у специалистов, от которых ждут понимания своих трудностей. Обычно шизоиды жалуются на невозможность установить и поддерживать отношения, особенно с лицами противопо­ложного пола, на неспособность сконцентрироваться и за­кончить начатую работу, на плохое настроение.

Шизоидные клиенты испытывают много трудностей в отношениях с другими людьми. Они недоверчивы, поэтому у них очень мало или вообще нет друзей. Иногда шизоид завязывает дружбу с себе подобным, однако отношения бы­вают хрупкими и редко длятся продолжительное время. Ши­зоидные клиенты боятся близости, интимности, потому что реакции других людей вызывают у них амбивалентные чув­ства. От близости они защищаются, избегая любых эмоцио­нальных проявлений в межличностных отношениях. По­скольку чувства важны в жизни людей, шизоидная лич­ность балансирует на грани переживания бессмысленности жизни. Избегание близких отношений шизоидные клиенты объясняют тем, что такие отношения их изнуряют, а также обременительны окружающим. "Сбережение" себя в обше-

 

нии приводит к осторожности и не позволяет вести себя спонтанно. Возникновение установки на избегание близких межличностных связей объясняется (Storr, 1980) специфич­ным поведением родителей в детстве. Уход за малышом от­нимает у родителей много физической и психической энер-,ии, и шизоидные родители, которым чужд мир ребенка, его потребности, чувствуют себя истощенными. В результате ребенок не получает необходимые ему любовь и понимание. У него формируется убеждение, что любовь возможна толь­ко в воображении. Позднее, в зрелом возрасте, эмоциональ­ные отношения воспринимаются не как взаимообогащаю-шие, а как истощающие, и наиболее безопасным представ­ляется уклонение от них. Стремясь восполнить недостаток контактов с внешним миром, шизоидные личности создают богатый воображаемый мир. Недоступность реальных отно­шений и подлинной любви шизоиды компенсируют в вооб­ражении, наделяя себя величием. Плоды воображения шизо­идная личность старается воплотить в реальность. В межлич­ностных отношениях это выражается позой превосходства, что неприемлемо для большинства людей.

Кстати, шизоидные индивиды могут испытывать зависи­мость от других, считая, что не способны позаботиться о себе или устроить свою жизнь. Чувство бессилия — одна из причин регрессии таких клиентов до примитивных форм приспособления к окружению. С другой стороны, шизоид­ной личности больно чувствовать себя зависимой, потому что это ранит ее гордость.

Особенности шизоидной личности затрудняют установ­ление и поддержание с ней контакта. Консультант часто чувствует, как подметила Storr (1980), что у шизоидов от­личается "длина волн". В отношениях с такими клиентами очень важна заинтересованность и желание помочь, а не ди­агностический подход. За тяжелыми нарушениями кроется уникальный человек, и даже малая толика простой человеч­ности консультанта может дать неплохие результаты и об­легчить страдания шизоидного клиента.

Консультанту следует понимать степень изоляции шизо­идного клиента. Первый контакт должен быть интеллектуа-лизирован. Шизоидного клиента легко напугать непосредственным проникновением в его эмоциональную жизнь. Консультант также должен принимать во внимание проти­воречие между желанием клиента быть с людьми и страхом перед окружающими. Поспешность в установлении с клиен­том близкого контакта может спровоцировать его бегство. Однако, если консультант будет слишком нейтрален и чрез­мерно отдаляться от клиента, тот может почувствовать себя отвергнутым. Не надо забывать, что оптимальная дистанция во взаимоотношениях — лучший подарок шизоидному кли­енту.

Консультант должен помнить, что в консультировании шизоидный клиент ведет себя, как и в других жизненных ситуациях, например в семье. Эти клиенты часто стараются, чтобы окружающие их люди испытывали чувство вины.

Когда клиенты говорят, что консультант еще больше за­путал их проблемы, это не простая констатация факта, а скорее психологическая манипуляция. У консультанта про­воцируется чувство вины в надежде, что он рассердится, и тогда клиент получит подтверждение неэффективности его

работы.

Вообще шизоидная личность в консультировании — это вызов консультанту или психотерапевту. Но не будем забы­вать, что это и самые интересные клиенты, способные на­учить нас ориентироваться в дебрях человеческой природы,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.006 с.)