Тесты: знаете ли вы как снизить уровень холестерина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тесты: знаете ли вы как снизить уровень холестерина.



Проверьте свой IQ на тему холестерина и узнайте самые эффективные методы снизить уровень холестерина.

1. Сколько требуется времени для того, чтобы снизить уровень холестерина с помощью здоровой диеты?

· 1 месяц

· 3 месяца

· 6 месяцев или дольше

2. Сколько необходимо делать упражнений для снижения уровня холестерина?

· 30 минут упражнений легкой интенсивности в день 3-4 дня в неделю

· 30 минут упражнений средней интенсивности хотя бы 4 дня в неделю

· 1 час упражнений средней интенсивности 7 дней в неделю

3. Как семейный анамнез раннего сердечного заболевания влияет на лечение высокого уровня холестерина?

· Если вы сами не страдаете сердечным заболеванием, семейный анамнез не имеет никакого значения.

· Врач будет чаще проверять ваш уровень холестерина.

· Врач вероятно сразу же пропишет вам препараты для снижения уровня холестерина.

4. Как наличие диабета влияет на лечение высокого уровня холестерина?

· Ваш врач попытается опустить ваш уровень холестерина до показателя ниже нормы.

· Врач в первую очередь сфокусируется на лечении диабета.

· Наличие диабета не влияет на лечение высокого уровня холестерина.

5. Что необходимо делать, если не удается снизить уровень холестерина с помощью диеты и упражнений?

· Начать принимать препараты и отказаться от диеты и упражнений.

· Попробовать новые диеты для снижения уровня холестерина.

· Начать принимать препараты и продолжать соблюдать диету и выполнять упражнения.

Результаты теста:

1. Сколько требуется времени для того, чтобы снизить уровень холестерина с помощью здоровой диеты?

Правильный ответ: 3 месяца

Обычно врачи предлагают пациентам на протяжении 3 месяцев соблюдать диету для снижения уровня холестерина. Если после 3 месяцев уровень холестерина не снижается, назначается дополнительное лечение. Врач может порекомендовать вам Терапевтические изменения образа жизни. Они включают три компонента: диету для снижения уровня холестерина, регулярные физические упражнения и поддержание здорового веса. Также врач может порекомендовать вам препараты для снижения уровня холестерина, такие как статины, фибраты и другие препараты.

2. Сколько необходимо делать упражнений для снижения уровня холестерина?

Правильный ответ: 30 минут упражнений средней интенсивности хотя бы 4 дня в неделю. Большинство врачей рекомендуют 30 минут упражнений средней интенсивности хотя бы 4 дня в неделю как часть плана TLC для снижения уровня холестерина. Упражнения средней интенсивности означают, что ваши ЧСС и дыхание участятся, однако вы будете в состоянии разговаривать. Примеры включают легкий бег, быструю ходьбу, езду на велосипеде, плавание и аква аэробику. Регулярные упражнения средней интенсивности помогают повысить уровень плохого холестерина. Также они помогают снизить уровень ЛПНП и триглицеридов.

3. Как семейный анамнез раннего сердечного заболевания влияет на лечение высокого уровня холестерина?

Правильный ответ: Врач вероятно сразу же пропишет вам препараты для снижения уровня холестерина.

Низкий уровень ЛПВП и семейный анамнез раннего сердечного заболевания являются основными факторами риска сердечных заболеваний. Они даже частично определяют ваш риск получить инфаркт через 10 лет. Если у вас в семье были случаи ранних сердечных заболеваний, и у вас низкий уровень ЛПВП, ваш врач пропишет вам препараты для снижения уровня холестерина. Также вы должны вести здоровый образ жизни с помощью диеты, упражнений и поддержания здорового веса.

4. Как наличие диабета влияет на лечение высокого уровня холестерина?

Правильный ответ: Ваш врач попытается опустить ваш уровень холестерина до показателя ниже нормы.

Если у вас диабет, врач назначит вам лечение с целью снижения уровня «плохого» холестерина на 100 пунктов ниже оптимального показателя (100-129). Диабет значительно увеличивает риск сердечных заболеваний, так же как и высокий уровень холестерина. Если вы столкнулись с обеими проблемами, вы подвержены очень высокому риску сердечных заболеваний. Единственный способ сократить риск – опустить уровень холестерина ниже нормы.

5. Что необходимо делать, если не удается снизить уровень холестерина с помощью диеты и упражнений?

Правильный ответ: Начать принимать препараты и продолжать соблюдать диету и выполнять упражнения.

Часто план TLC помогает снизить уровень холестерина так же эффективно, как и прием препаратов. Но иногда одного изменения образа жизни не достаточно. В этом случае могут помочь препараты для снижения уровня холестерина, такие как статины, фибраты, никотиновая кислота и другие. Если вы начали принимать препараты, продолжайте соблюдать диету, поддерживать здоровый вес и делать упражнения. Здоровый образ жизни поможет вам снизить дозу препарата, что избавит вас от финансовых затрат и побочных эффектов.

 

СРСП № 10

1. Тема: Обмен простых белков. Промежуточный обмен простых белков. Конечные продукты обмена простых белков, их выделение

 

2. Цель:

Научиться интерпретировать результаты биохимических анализов крови и мочи при нарушении обмена белков с разработкой соответствующих рекомендаций

Задачи обучения

По окончании СРСП студенты будут:

1) Использовать знания, полученные при изучении обмена белков в решении (интерпретации и рекомендациях) ситуационных задач и учебно-научных ситуаций

2) Способны показать знания и практические навыки по пройденному материалу

Форма проведения

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя – разбор вопросов темы после предварительной работы в командах, выполнение учебно-научных ситуаций выполнение упражнений и ситуационных задач, письменный опрос

TBL

5. Задания по теме: выполнить упражнения и ситуационные задачи, обсудить учебно-научные ситуации

 

6. Раздаточный материал: учебное пособие кафедры 2 том, учебно-научные ситуации

7. Литература:

Основная:

i. Николаев А.Я. «Биологическая химия», 2007 г.

ii. Северин Е,С. «Биохимия», 5-е изд., М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2009

Дополнительная:

1. Сеитов З.С. «Биохимия», Алматы, 2012 г.

2. Плешкова С.М. и др. Учебное пособие для самостоятельного изучения биохимии

Часть 1. Белки, ферменты, энергетический обмен, витамины.

Часть 2. Обмен веществ и его регуляция.

Часть 3. Биохимия жидкостей и тканей организма. – Алматы, 2009 г.

iii. Аблаев Н.Р., Бейсембаева Ш.А. Клинически значимые биохимические показатели и их интерпретация: учеб пособие, Алматы, КазНМУ, 2007

4. Клиническая биохимия учеб.пособие под ред Ткачук В.А. – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008

Контроль.

Вопросы

1. Синтез креатина и использование его. Образование креатинина

2. роль аминокислот в детоксикации

3. пути образования и обезвреживания аммиака

4. виды дезаминирования и превращения безазотистого остатка аминокислот

5. декарбокислирование и роль продуктов реакции

6. синтез мочевины

7. роль печени в обмене белков

8. образование конечных продуктов обмена белков

СРСП № 11

Тема Обмен сложных белков.

Характеристика основных этапов обмена простых и сложных белков. Коллоквиум

2. Цель:

Научиться интерпретировать результаты биохимических анализов крови, мочи и желудочного сока при нарушении обмена белков с разработкой соответствующих рекомендаций

Задачи обучения

По окончании СРСП студенты будут:

1) Использовать знания, полученные при изучении обмена белков в решении (интерпретации и рекомендациях) ситуационных задач и учебно-научных ситуаций

2) Способны показать знания и практические навыки по пройденному материалу

Форма проведения

устный опрос, письменный опрос, выполнение лабораторных работ

TBL, CBL выполнение учебно-научных ситуаций, заполнение таблицы

5.Задания по теме: ответить на вопросы письменного контроля, заполнить таблицу, обсудить учебно-научные ситуации, выполнить упражнения и ситуационные задачи

6. Раздаточный материал – таблица, учебное пособие 2 том, учебно-научные ситуации, билеты для письменного контроля

Таблица:

Виды желтух

Вид Причина Уровень билирубина Цвет мочи Цвет кала
общий прямой непрямой    
гемолитическая (надпеченочная)            
паренхиматозная (печеночная)            
обтурационная (подпеченочная)            
новорожденных (физиологическая)            

 

7. Литература:

Основная:

i. Николаев А.Я. «Биологическая химия», 2007 г.

ii. Северин Е,С. «Биохимия», 5-е изд., М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2009

Дополнительная:

1. Сеитов З.С. «Биохимия», Алматы, 2012 г.

2. Плешкова С.М. и др. Учебное пособие для самостоятельного изучения биохимии

Часть 1. Белки, ферменты, энергетический обмен, витамины.

Часть 2. Обмен веществ и его регуляция.

Часть 3. Биохимия жидкостей и тканей организма. – Алматы, 2009 г.

iii. Аблаев Н.Р., Бейсембаева Ш.А. Клинически значимые биохимические показатели и их интерпретация: учеб пособие, Алматы, КазНМУ, 2007

4. Клиническая биохимия учеб.пособие под ред Ткачук В.А. – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008

Контроль

Вопросы:

1. Синтез креатина и использование его. Образование креатинина

2. роль аминокислот в детоксикации

3. пути образования и обезвреживания аммиака

4. виды дезаминирования и превращения безазотистого остатка аминокислот

5. декарбокислирование и роль продуктов реакции

6. синтез мочевины

7. роль печени в обмене белков

8. образование конечных продуктов обмена белков

9. химический состав желудочного сока

10. роль соляной кислоты

11. физические свойства нормального и патологического желудочного сока

12. патологические составные части желудочного сока, качественные реакции на них и причины их появления в желудочном соке

13. переваривание белков (на иностранном языке – английском, казахском или русском в зависимости от группы)

14. всасывание аминокислот (разобрать подробно механизм с помощью гамма-глутамилтранспептидазы)

15. гниение белков в кишечнике (примеры реакций)

16. обезвреживание продуктов гниения

17. Строение и роль гемоглобина

18. основные стадии синтеза гема (первые две формулами, остальные словами) (на иностранном языке – английском, казахском или русском в зависимости от группы)

19. распад гемоглобина (схематично) – возможно вызвать 2 студента

20. свойства и строение прямого и непрямого билирубина (вызываются 2 студента)

21. понятие о гипербилирубинемии, желтухе. Виды желтух. Нормальное содержание общего билирубина.

22. причины, понятие о механизме и проявления (лабораторные данные) основных видов желтух (3 студента)

23. понятие о переваривание нуклеопротеинов, ферменты, участвующие в этом процессе

24. образование мочевой кислоты (формулами)

СРСП № 12

1. Тема: Регуляция обмена веществ. Гормоны щитовидной и паращитовидных желез

2. Цель: Научиться интерпретировать результаты гормональных исследований с разработкой соответствующих рекомендаций

Задачи обучения

По окончании СРСП студенты будут:

1) Знать место выработки, клетки-мишени, механизм действия, физиологические эффекты и регуляцию секреции кальцитонина, паратгормона, кальцитриола, тироидных горомнов

2) Использовать знания, полученные при изучении материала по гормонам в решении (интерпретации и рекомендациях) ситуационных задач и учебно-научных ситуаций

3) Способны показать знания и практические навыки по пройденному материалу

 

4. Форма проведения:

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя – выполнение упражнений и ситуационных задач, ЖИГСО с элементами трехязычия. Разбор учебно-научных ситуаций индивидуально, TBL, заполнение таблицы

Задания по теме.

Заполнить таблицу и выполнить учебно-научные ситуации

6. Раздаточный материал – таблица,учебное пособие кафедры 2 том,учебно-научные ситуации

Таблица 1: Гормоны, регулирующие обмен кальция и фосфора

Горм Место образования Клетки-мишени Механизм действия Физиологические эффекты Регуляция секреции Гипер- и гипофункция
Кость Кишечник Почки
                 

Таблица 2 Биохимические механизмы гипер- и гипотиреоза

Гипертиреоз Симптомы Биохимический механизм
     
     
Гипотиреоз    

7. Литература:

Основная:

i. Николаев А.Я. «Биологическая химия», 2007 г.

ii. Северин Е,С. «Биохимия», 5-е изд., М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2009

Дополнительная:

1. Сеитов З.С. «Биохимия», Алматы, 2012 г.

2. Плешкова С.М. и др. Учебное пособие для самостоятельного изучения биохимии

Часть 1. Белки, ферменты, энергетический обмен, витамины.

Часть 2. Обмен веществ и его регуляция.

Часть 3. Биохимия жидкостей и тканей организма. – Алматы, 2009 г.

iii. Аблаев Н.Р., Бейсембаева Ш.А. Клинически значимые биохимические показатели и их интерпретация: учеб пособие, Алматы, КазНМУ, 2007

4. Клиническая биохимия учеб.пособие под ред Ткачук В.А. – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008

8. Контроль:

Вопросы:

 

1. Гормоны, регулирующие кальций-фосфорный обмен

2. Место выработки кальцитонина, паратгормона и кальцитриола

3. Механизмы действия кальцитонина, паратгормона и кальцитриола

4. Влияние кальцитонина, паратгормона и кальцитриола на органы-мишени

5. Регуляция секреции кальцитонина, паратгормона и кальцитриола

6. Тироидные горомны – химическая природа, образование, механизм действия и физиологические эффекты, регуляция секреции

7. Биохимические механизмы гипер- и гипотиреоза

 

 

СРСП № 13

1.Тема: Регуляция обмена веществ. Общая характеристика гормонов

2.Цель: Научиться интерпретировать результаты гормональных исследований с разработкой соответствующих рекомендаций

Задачи обучения

1) Использовать знания, полученные при изучении гормонов, регулирующих обмен углеводов в решении (интерпретации и рекомендациях) ситуационных задач и учебно-научных ситуаций

2) Способны показать знания и практические навыки по пройденному материалу

4.Форма проведения:

дискуссия и видео касты, выполнение упражнений и ситуационных задач выполнение учебно-научных ситуаций, заполнение таблицы

.

5. Задания по теме. Участие в демонстрационном эксперименте, интерпретация учебно-научных ситуаций, заполнить таблицу

6. Раздаточный материал – учебно-научные ситуации, сценарий эксперимента

1. Демонстрационный эксперимент – преподаватель объясняет принцип эксперимента (см. Практикум лаб.раб. № 102). Студенты работают в малых группах. Одна группа должна предложить данные по влиянию адреналина, а другая – по влиянию инсулина на уровень глюкозы в крови. Заполняют таблицу и чертят графики. Студенты обмениваются данными. Делают выводы.

Для преподавателей.

Время взятия крови после введения гормонов Содержание глюкозы в мМоль/л
До введения инсулина Через 30 мин. Через 60 мин. Через 90 мин. 5,5 мМоль/л 2,2 мМоль/л 4,4 мМоль/л 5,5 мМоль/л
До введения адреналина Через 30 мин. Через 60 мин. Через 90 мин. 5,5 мМоль/л 11 мМоль/л 7,7 мМоль/л 5,5 мМоль/л

2. Заполнение таблицы «Гормоны эпифиза, гипоталамуса, гипофиза, половых желез, натрийуретический фактор, альдостерон и дезоксикортикостерон, тироидные гормоны»

 

Название гормона Место образова ния Химичес кая природа Клетки-мишени Механизм действия Физиологические эффекты Регуляция секреции
             

 

Литература

Основная:

i. Николаев А.Я. «Биологическая химия», 2007 г.

ii. Северин Е,С. «Биохимия», 5-е изд., М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2009

Дополнительная:

1. Сеитов З.С. «Биохимия», Алматы, 2012 г.

2. Плешкова С.М. и др. Учебное пособие для самостоятельного изучения биохимии

Часть 1. Белки, ферменты, энергетический обмен, витамины.

Часть 2. Обмен веществ и его регуляция.

Часть 3. Биохимия жидкостей и тканей организма. – Алматы, 2009 г.

iii. Аблаев Н.Р., Бейсембаева Ш.А. Клинически значимые биохимические показатели и их интерпретация: учеб пособие, Алматы, КазНМУ, 2007

4. Клиническая биохимия учеб.пособие под ред Ткачук В.А. – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008

Контроль.

Вопросы:

1.Схема нейроэндокринной регуляции

2.Гормоны, понятие. Классификация по химической природе

3.Общие свойства гормонов

4.Рецепторы гормонов, клетки-мишени

5.Механизмы действия гормонов (общие понятия)

6.Внутриклеточные вторичные посредники действия гормонов

7.Действие гормонов через аденилатциклазную систему

8.Действие гормонов через гуанилатциклазную систему

9.Виды гуанилатциклаз, их действие

10.ц.АМФ и ц.ГМФ - химическая природа, значение этих веществ в механизмах

действия гормонов

11.Действие гормонов через кальций-кальмодулиновую систему

12.Действие гормонов через инозитолтрифосфат и ДАГ-циклазную систему

13.Реакции, катализируемые аденилатциклазой и фосфодиэстеразой. Роль этих

реакций в действии гормонов

14.Протеинкиназы. Общая характеристика, представители. Как происходит их

активация?

15.Действие гормонов по П механизму

16.Действие гормонов по Ш механизму (за счет увеличения проницаемости мембран)

17.Гормоны гипоталамуса, общая характеристика, представители, понятие о

химической природе, клетки-мишени, механизм действия, физиологические

эффекты

19.Гормоны эпифиза, общая характеристика, представители, понятие о

химической природе, клетки-мишени, механизм действия, физиологические

эффекты

20.Гормоны гипофиза, общая характеристика,

21.Гормоны передней доли гипофиза, общая характеристика, представители, понятие

о химической природе, клетки-мишени, механизм действия, физиологические

эффекты

22.Соматотропный гормон, соматомедины,понятие о химической природе, клетки-

мишени, механизм действия, влияние на организм

23.Тиреотропный гормон гипофиза,понятие о химической природе, клетки- мишени, механизм действия, влияние на организм

24.Гонадотропные гормоны гипофиза, представители,понятие о химической природе, клетки- мишени, механизм действия, физиологические эффекты

25.Гормоны задней доли гипофиза, представители, понятие о химической природе, клетки-мишени, механизм действия, влияние на организм

26.Гормон паращитовидных желез, понятие о химической природе, клетки-мишени, механизм действия, физиологические эффекты, регуляция секреции

27.Кальцитонин, понятие о химической природе, клетки-мишени, механизм действия, физиологические эффекты, регуляция секреции

28. Гормоны щитовидной железы, общая характеристика

29.Тиреоидные гормоны, трийодтиронин и тетрайодтиронин, образование. Химическая природа, клетки-мишени, механизм действия, физиологические эффекты, регуляция секреции

30.Гиперфункция щитовидной железы, Биохимические основы клинических проявлений.

31.Гипофункция щитовидной железы, Биохимические основы клинических проявлений у взрослых и у детей

32.Эндемический зоб, причины возникновения. Биохимические основы клинических проявлений.

33.Гормоны коркового слоя надпочечников, общая характеристика

34.Глюкокортикостероиды, представители, химическая природа, клетки-мишени, механизм действия, влияние на обмен веществ, регуляция секреции

35.Противовоспалительное и антиаллергическое действие глюкокортикостероидов

36.Минералокортикостероиды, химическая природа, клетки-мишени, механизм действия, физиологические эффекты, регуляция секреции

37.Альдостерон, химическая природа, клетки-мишени, механизм действия, влияние на обмен веществ, регуляция секреции

38.Гормоны мозгового слоя надпочечников, образование, рецепторы гормонов, механизм действия

40.Адреналин, норадреналин, клетки-мишени, механизм действия, физиологические эффекты, регуляция секреции

41.Гормоны поджелудочной железы, общая характеристика

42.Инсулин, образование, понятие о химической природе, клетки-мишени, механизм действия, влияние на обмен веществ, регуляция секреции

43.Глюкагон, образование, понятие о химической природе, клетки-мишени, механизм действия, влияние на обмен веществ, регуляция секреции

44.Сахарный диабет, биохимические изменения при данной патологии

45. Сахарный и несахарный диабет. С нарушением секреции каких гормонов связаны эти заболевания?. Краткая характеристика этих гормонов

46.Половые гормоны,понятие о химической природе, клетки-мишени, механизм действия, общее физиологическое действие

47.Женские половые гормоны (эстрогены и прогестерон), понятие о химической природе, клетки-мишени, механизм действия, специфическое действие гормона

48.Регуляция менструального цикла женщины

49. Мужские половые гормоны (тестостерон), понятие о химической природе, клетки-мишени, механизм действия, специфическое действие гормона

50.Простагландины, общая характеристика, представители, понятие о химической природе, клетки-мишени, механизм действия, физиологическое действие

51.Регуляция обмена углеводов

52. Регуляция обмена белков

53. Регуляция обмена липидов

54. Регуляция обмена воды

55. Регуляция обмена минеральных веществ

56. Регуляция кальций-фосфорного обмена

СРСП № 14

1. Тема Биохимия мочи. Физико-химические свойства нормальной и патологической мочи

2. Цель: Научиться обосновывать план лабораторных исследований при типовых патологических процессах и интерпретировать анализы мочи

3. Задачи обучения:

Студенты по окончании СРСП будут:

1) знать основные показатели мочи в норме и при патологии

2) знать принцип качественных реакций на патологические составные части мочи

3) назначать необходимые лабораторные исследования мочи при типовых патологических процессах

4) интерпретировать анализы мочи

5) Способны показать знания и практические навыки по пройденному материалу

 

Форма проведения

Работа в малых группах по методу ЖИГСО (создание одного термина на трех языках, заданий в тестовой форме к квантованному тексту или заполнение таблиц)

5. Задания по теме: создать один термин на трех языках, заполнить таблицы или создать задания в тестовой форме к квантованному тексту

6. Раздаточный материал – учебное пособие кафедры 3 том, квантованный текст «Функции почек » и глоссарий в качестве эталона, таблицы (для преподавателей заполненные, для студентов – слепые)

 

Таблица 1

Физ.св-во Норма Изм. в норме Изм. при патологии
       
       
       
       
       

 

ТАБЛИЦА 1. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МОЧИ И ИХ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИ ПАТОЛОГИИ

Физ.св-во Норма Изм. в норме Изм. при патологии
       
Кол-во 1000-2000мл/сут Физиологическая полиурия – более 2л/сут Физиологическая олигоурия 500-1000 мл/сут Физиологические поли- и олигоурия обусловлены количеством потребляемой жидкости и степенью потоотделения Патологическая полиурия – более 2л/сут бывает почечная и внепочечная (внепочечная при сахарном и несахарном диабете). Патологическая олигоурия – 50-500 мл/сут. Анурия всегда патологическая – менее 50мл/сут. Патологическая олигоурия и анурия бывают преренальная (при шоке), ренальная (при заболеваниях почек), постренальная (при заболеваниях мочевыводящих путей).
Уд.вес (отн. плотно сть) В общем анализе мочи – 1,010-1,025. В пробе по Зимницкому – 1,002-1,032. Обусловлен солями и мочевиной. Физ. гиперстенурия при физ. олигоурии. Физ. гипостенурия при физ. полиурии. Патологическая гиперстенурия за счет белка и глюкозы – при заболеваниях почек и сахарном диабете. Патологическая гипостенурия при почечной недостаточности. Часто сопровождается изостенурией. Изостенурия всегда патологическая и выявляется только в пробе по Зимницкому – монотонное колебание уд. Веса (1,002-1,005) в течение суток.
рН 5,0-7,0 (слабо-кислая среда) Обусловлена однозамещенными фосфатами натрия и калия (КН2РО4, NаН2РО4. Повышение рН при употреблении большого количества щелочных мин.вод, у вегетарианцев, у детей грудного возраста (молоко содержит много щелочных продуктов). Понижение рН при употреблении большого количества мяса. В клинической практике имеет значение повышение рН, т. к. щелочной характер мочи способствует развитию инфекций в МВП. Повышение рН при употреблении некоторых лекарств, воспалительных заболеваниях МВП (аммиачное брожение), длительной рвоте (потеря кислых эквивалентов). Резкое понижение рН при лихорадке и сах.диабете (распад белков, увеличение катаболизма аминокислот).
Цвет Соломенно-желтый– янтарно-желтый Обусловлен наличием пигментов – урохром, стеркобилин, урозеин, уроэритрин. Количественное изменение цвета – гиперхромурия и гипохромурия. Первое состояние при физ. олигоурии, второе при физ. полиурии. Качественное изменение цвета при употреблении свеклы и других красящих продуктов. Гиперхромурия при пат.олиго- и анурии, гипохромурия при пат. Полиурии. Кач. Изменение – красно-бурый цвет при наличии крови (цвет мясных помоев) при гламерулонефрите и травме, мочекаменной болезни. Коричневый цвет (цвет пива) при заболеваниях печени и ЖВП. Обусловлен уробилином и прямым билирубином. Белый цвет при липурии. Обусловлен попаданием в мочу ХМ и лимфы при хилезных фистулах. Зелено-синий цвет при усилении гниения в кишечнике и обусловлен индиго.
Прозрач ность Полная Может помутнеть при стоянии. Мутная моча обусловлена – 1) солями, 2) липидами, 3) бактериями и гноем, 4) белком
Запах Не резкий запах миндаля или промывных вод из под мяса. Запах изменяется часто при патологии, наиболее частой причиной являются врожденные заболевания обмена аминокислот. Аммиачный при воспалении МВП; запах ацетона при сахарном диабете; «мышинный» запах при фенилкетонурии; запах кленового сиропа при врожденной патологии обмена разветвленных аминокислот – лей, иле.

 

Таблица 2 Химический состав мочи

Компонент Количественная характеристика Возможные причины изменения
     
     
     

Таблица №2 ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ МОЧИ

 

КОМПОНЕНТ КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ
     
Мочевина 80-85% всего азота мочи В норме увеличивается при употреблении большого количества пищи, богатой белком. При патологии увеличивается при заболеваниях, связанных с усилением распада белков тканей (лихорадка, опухоли и т.д.). содержание понижается при заболеваниях печени, при нарушении фильтрационной функции почек
Креатинин 5% азота мочи См. мочевину
Аммонийные соли 3% азота мочи Увеличиваются при усилении процессов дезамидирования в почках, при ацидозах. Уменьшаются при алкалозах.
Аминокислоты 2% азота мочи Гипераминоацидурия бывает почечная и внепочечная. Почечная при врожденных или приобретенных нарушениях реабсорбции аминокислот в почках. Внепочечная обусловлена увеличением аминокислот в крови. Это отмечается в основном при патологии – заболеваниях печени (нарушение дезаминирования и трансаминирования), раке, инфекциях, обширных травмах, миопатии, комах, лечении кортикостероидными гормонами, т.е. при состояниях, когда усиливается катаболизм белков.
Мочевая кислота и пурины 1% азота мочи В норме увеличиваются при употреблении большого количества мясной пищи. При патологии увеличиваются при мочекаменной болезни и подагре.
Гиппуровая кислота 1% азота мочи Образуется в печени при обезвреживании бензоата глицином. Содержание увеличено у вегетарианцев (растительная пища богата бензоатом). Уменьшение гиппурата в моче играет диагностическую роль при заболеваниях печени
Эфиросерные и эфироглюкуроновые кислоты (в т.ч. индикан) Около 0,06% азота мочи Образуются в печени. Увеличиваются при усилении гниения белков в кишечнике.
Органические кислоты (цитрат, оксолат, сукцинат, пропионат и др.) Около 1г/сут Диагностического значения изменение уровня в моче орг.кислот не имеет. При алкалозе увеличивается цитрат и сукцинат.
Стероидные гормоны, чаще 17-ОКС Следы В настоящее время значения для определения функции половых желез не имеет, т.к. большинство 17-ОКС мочи имеют надпочечниковое происхождение.
Хлориды 8-15 г/сут (90% принятых с пищей хлоридов) Уменьшаются при ряде патологии – ревматизме, хр.нефрите, диарее, длительной рвоте.
Фосфаты 5-10 г/сут – преимущественно однозамещенные Увеличиваются при гиперфункции паращитовидных желез и ацидозе. Введение вит.Д уменьшает их выведение с мочой.
Сульфаты (за счет сульфатов органического происхождения – цистеина, цистина и метионина, эфиросерных кислот). Около 2 г/сут Увеличиваются в моче при усилении оксиления цистеина, метионина в тканях и при усилении гниения белков в кишечнике.

 

Таблица 3. ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ МОЧИ

Пат.сост.часть Основные кач. реакции Клиническое значение определения
     

 

Таблица № 3. ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ МОЧИ.

 

ПАТ.СОСТ.ЧАСТЬ ОСНОВНЫЕ КАЧ. РЕАКЦИИ КЛИНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Белок (протеинурия) 1) реакция с сульфосалициловой кислотой – осадок. 2) реакция с НNO3 – появление белого кольца. Протеинурия бывает почечная и внепочечная (внепочечаня при заболеваниях МВП).
«Диастаза» мочи – альфа-амилаза и липаза поджелудочной железы.   Панкреатит и/или паротит
Кровь – а) гематурия (эритроциты в моче), б) гемоглобинурия (гемоглобин в моче) Бензидиновая проба – зелено-синее окрашивание, переходящее при стоянии в коричневое (выявляет и гематурию и гемоглобинурию). Микроскопия осадка мочи (анализ по Нечипоренко) позволяет отличить гематурию от гемоглобинурии. Гематурия бывает почечная и внепочечная. Почечная при остром гламерулонефрите. Внепочечная при воспалении и травме, мочекаменной болезни. Гемоглобинурия при гемолизе – малярии, гемолитической желтухе.
Глюкоза (глюкозурия) Р. Фелинга (при нагревании с реактивом Фелинга выпадает оранжевый осадок) Глюкозурия бывает почечная и внепочечная. Почечная связана с нарушением реабсорбции и бывает врожденной и приобретенной. Внепочечная связана с увеличением глюкозы в крови. Почечный порого для глюкозы 8.8 мМ/л. выше этого количества глюкоза даже при нормальной функции почек полностью не реабсорбируется и попадает в мочу. Внепочечная глюкозурия наблюдается при сах. диабете и некоторых других эндокринных болезнях.
Кетоновые тела (кетонурия) Р. с нитропруссидом натрия и NaOH, появляется красное окрашивание. При сах.диабете, длительном голодании, тиреотоксикозе и черепно-мозговых травмах. При последних 2-х состояниях кетонурия связана с усилением использования углеводов и, как следствие, усиления липолиза и кетогенеза.
Прямой билирубин Р. Петтенкофера – с серной кислотой и 10% сахарозой. Красное кольцо на границе 2-х слоев жидкости. Печеночная и мех.желтухи
Уробилин (не путать со стеркобилином, который в норме есть в моче). Печеночная желтуха, возможно также при гемолизе, т.к. печень не успевает разрушить весь УБГ до моно- и дипирролов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.115 с.)