Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности



Категория наклонения

«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)

  • Модель 1. Пример сочинения

Как известно, наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, а в повелительном и условном – возможные, желательные или необходимые.

Эти значения наклонения использованы автором текста. Например, действительность, окружающая героя, описана с помощью глаголов в форме изъявительного наклонения: «шумел дождь», «скрипели половицы», «сидел у окна» (предложения 1-6).

Скучной обыденности Г.Андреев противопоставляет мир мечты. Так, желания героя показаны с помощью глаголов в форме условного наклонения: «Забросить бы всё эти бессмысленные бумаги и отправиться в путешествие» (предложение 18). Завершает текст предложение с глаголом в повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!» (предложение 37). Этот призыв также ведет читателя в идеальный мир, где нет бессмысленной скуки.

Таким образом, с помощью различных форм наклонения глагола автор противопоставляет окружающий мир внутреннему миру своего героя.

  • Модель 2. Пример сочинения

Формы наклонения глагола передают различное отношение действия к действительности. В этом можно убедиться, анализируя текст Г. Андреева. В начале текста автор использует глаголы в форме изъявительного наклонения, чтобы показать действия, которые происходят на самом деле: «прошелся по комнате», «открыл окно», «шумел дождь» и т.д.

В последнем абзаце появляются глаголы в условном (предложение 18) и повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!». Эти действия не совершены, но изображены автором как желательные и очень важные.

Таким образом, А.А.Потебня прав: повелительное и условное наклонения схожи в том, что выражают не действительные, а существующие только в мысли говорящего события.

Тематика сочинений С2

Ø Лексика и фразеология

Ø Лексика и грамматика

Ø Морфология

Ø Синтаксис и пунктуация

Ø Человек и его язык (речь)

Ø Язык и речь

Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности

Аргументы

Подсказки при выборе языковых явлений для аргументации, прежде всего лексических, могут содержаться в тестовых заданиях А2, А3 и В1.

Способы оформления: указать номера предложений ИЛИ использовать цитирование.

Речевые клише для анализа цитаты

§ В приведенной цитате автор размышляет о таких языковых явлениях, как…

Речевые клише для аргументации

§ В подтверждение этого тезиса приведу пример, демонстрирующий лексическое (или грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.

§ Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению.

§ В качестве примера можно привести предложение … текста.

§ Речевые клише для аргументации

§ Рассмотрим … предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … Это подтверждает вывод о том, что ….

§ Проиллюстрировать это лексическое (или грамматическое) явление можно на примере предложения текста.

§ В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (или грамматическое) явление, как …


Научный стиль

§ Подчеркнутая информативность.

§ Отвлеченность и обобщенность.

§ Точность, однозначность высказывания.

§ Подчеркнутая логичность, последовательность повествования.

§ Ограниченное использование образных средств.

• Основная задача стиля – предельно точно и ясно донести до читателя информацию.

Сфера применения: энциклопедии, словари, справочники, учебная литература, рефераты, аннотации, лекции, доклады.

Лексика:

• термины;

• отсутствие образных средств;

• частая повторяемость ключевых слов;

Синтаксис:

• прямой порядок слов;

• частое употребление причастных и деепричастных оборотов;

• сложные предложения;

• вводные слова;

• повествовательные предложения.

Морфология:

• преобладание существительных;

• отсутствие личных местоимений и глаголов 1-2 лица;

• отсутствие восклицательных частиц и местоимений.

 

Публицистический стиль

Лингвистическое сочинение в публицистическом стиле – это рассуждение, цель которого - не только информировать читателей о лингвистической проблеме, заявленной в тезисе, но и убедить их в справедливости этого тезиса.

§ Информативная насыщенность.

§ Проявление авторской индивидуальности, четко выраженное авторское отношение к проблеме

§ Яркость, образность высказывания, оценочность.

§ Широкое использование выразительных средств языка для достижения эффекта воздействия.

§ Неоднородность лексического состава. Языковые черты стиля:

• 1)Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; использование экспрессивно-оценочных слов и выражений.

• 2) Широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, риторических вопросов, экспрессивных повторов, рядов однородных членов; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов.

 

 


Лексика и фразеология

«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К.А. Федин)

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Г. Паустовский)

«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах» (И.Н. Горелов)

«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (учебник русск. яз.)

Лексика и грамматика

«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» (Л.В. Успенский)

«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» (Л.В. Успенский)

«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика» (М.В. Исаковский)

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» (Г.В. Степанов)

Подчинение, сочинение,

Предложение

Члены предложения

Порядок слов

Однородные члены

Обращение

Вводные слова

Категория наклонения

«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)

  • Модель 1. Пример сочинения

Как известно, наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, а в повелительном и условном – возможные, желательные или необходимые.

Эти значения наклонения использованы автором текста. Например, действительность, окружающая героя, описана с помощью глаголов в форме изъявительного наклонения: «шумел дождь», «скрипели половицы», «сидел у окна» (предложения 1-6).

Скучной обыденности Г.Андреев противопоставляет мир мечты. Так, желания героя показаны с помощью глаголов в форме условного наклонения: «Забросить бы всё эти бессмысленные бумаги и отправиться в путешествие» (предложение 18). Завершает текст предложение с глаголом в повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!» (предложение 37). Этот призыв также ведет читателя в идеальный мир, где нет бессмысленной скуки.

Таким образом, с помощью различных форм наклонения глагола автор противопоставляет окружающий мир внутреннему миру своего героя.

  • Модель 2. Пример сочинения

Формы наклонения глагола передают различное отношение действия к действительности. В этом можно убедиться, анализируя текст Г. Андреева. В начале текста автор использует глаголы в форме изъявительного наклонения, чтобы показать действия, которые происходят на самом деле: «прошелся по комнате», «открыл окно», «шумел дождь» и т.д.

В последнем абзаце появляются глаголы в условном (предложение 18) и повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!». Эти действия не совершены, но изображены автором как желательные и очень важные.

Таким образом, А.А.Потебня прав: повелительное и условное наклонения схожи в том, что выражают не действительные, а существующие только в мысли говорящего события.

Тематика сочинений С2

Ø Лексика и фразеология

Ø Лексика и грамматика

Ø Морфология

Ø Синтаксис и пунктуация

Ø Человек и его язык (речь)

Ø Язык и речь

Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности

Аргументы

Подсказки при выборе языковых явлений для аргументации, прежде всего лексических, могут содержаться в тестовых заданиях А2, А3 и В1.

Способы оформления: указать номера предложений ИЛИ использовать цитирование.

Речевые клише для анализа цитаты

§ В приведенной цитате автор размышляет о таких языковых явлениях, как…



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.014 с.)