Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса
Синтаксические явления
| теоретическая интерпретация тезиса
| словосочетания с разными видами связи
| | предложения по цели высказывания
| Восклицательное предложение
Может содержать
- побуждение к действию;
- передавать приказ, требование, выраженное формой повелительного наклонения глагола;
- придавать эмоциональную окраску высказыванию (радость, возмущение, гнев, удивление и т.д.)
Вопросительные предложения
Вопросительными называются предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чем-либо. Они информируют о том, что хочет узнать говорящий. Это могут быть сведения
- о человеке или предмете (Кто пришёл? Что принёс?);
- о месте действия (Куда пошел учитель? Где он сейчас?);
- о характере действия (Как ты смог поднять этот груз?);
- о цели (Зачем ты купил эту книгу?);
- о достоверности информации (Ты действительно был дома?)
Вопросительные предложения используются для обмена информацией в диалоге.
1. Формулируют проблему, над которой размышляет автор: Как изменить отношение человека к природе?
2. Образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь читателя к совместному размышлению:
В чём высшее наслаждение жизнью? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству.
| Уточняющие члены предложения
| - Уточняющие члены, относясь к тому или иному члену предложения, сужают понятие, им передаваемое, или в каком-либо отношении ограничивают его.
- Уточняют время, место, признак предмета, переданные в общем виде.
- Помогают передать мысль конкретно, выпукло, с уточняющими смысл деталями обстановки, времени и т.п.
- Позволяют передать тонкие оттенки смысла, подчеркнуть нужные детали, сообщить необходимые дополнительные сведения, конкретизировать значение других членов предложения.
| обособленные члены предложения
| ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Помогают
• уточнить признак предмета;
• полнее раскрыть отличительные свойства предмета;
• избежать нагромождения сложных грамматических конструкций.
ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Помогают автору многогранно представить предмет или лицо;
• дополняют характеристику лица или предмета.
• Обособленные приложения
Обособленные приложения могут
·образно характеризовать лицо или предмет;
- пояснять или уточнять определяемый предмет.
· обозначать характерные внутренние и внешние свойства и качества героя;
· обозначать характерные свойства и качества предмета;
· точнее обозначать предмет или лицо через переименование.
• Обособленные обстоятельства
v Помогают автору уточнить основное действие (как, почему, зачем, при каком условии оно происходит)
v создают экспрессивность речи,
v делают речь краткой, лаконичной, выразительной,
v позволяют детально описать действие,
v служат средством создания словесных картин,
v ведут к разнообразию синтаксических конструкций, помогают избежать повторения, нагромождения сложных предложений,
v с их помощью передаваемое сообщение приобретает смысловую точность.
| вводные слова и предложения
| По выражаемому ими значению вводные слова и сочетания подразделяются на несколько разрядов. 1. Большую группу составляют вводные слова и словосочетания, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.).
2. Эмоциональную оценку сообщаемого дают вводные слова и словосочетания, выражающие чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.) 3. Вводные слова и словосочетания могут указывать на связь мыслей, последовательность изложения. 4. Ряд вводных слов и словосочетаний указывает на источник сообщаемого.
1.Показывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец и др.
2. Выражают оценку достоверности изображаемого: наверное, по-видимому, должно быть, разумеется, конечно и др.
3. Выражают авторское отношение к изображаемому: к счастью, к несчастью, к сожалению и т.п.
Авторская оценка выражена не только с помощью лексики. Например, в предложении 13 (К сожалению, человечество продолжает свою разрушительную деятельность) использована вводная конструкция, показывающая негативное отношение автора к вмешательству человека в жизнь природы.
| обращения
| • звательная функция: называет того, к кому обращаются с речью;
• оценочная функция: выражает отношение говорящего к собеседнику.
• Средства речевого этикета (Уважаемый Иван Александрович!)
• Средства речевой характеристики героя (Женщина! Папаша! Эй ты, чучело! - Доченька! Мамочка!)
• Риторические обращения усиливают выразительность текста.
| разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные)
| • Бессоюзные сложные предложения
Могут выражать значения
• одновременности перечисляемых событий;
• их последовательности;
• причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом);
• пояснительные (второе предложение поясняет первое);
• пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.);
• сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему);
• условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором);
• следствия (содержание второго предложения является следствием того, о чём говорится в первом).
| Простые и сложные предложения
| Простые предложения называют какие-либо факты, события, явления, а сложные выражают отношения между этими событиями.
Сверкнул луч солнца. Всё вокруг преобразилось.
Сверкнул луч солнца, и всё вокруг преобразилось.
Когда сверкнул луч солнца, всё вокруг преобразилось.
| Сочинительные союзы в сложносочинённом предложении
| Соединяют части сложносочинённого предложения, выражают значение одновременности событий
Обозначают противопоставление противоречащих слов или предложений.
Обозначают противопоставление двух одновременных событий (сходно по значению с союзом "между тем").
Обозначают противоречие ожидаемому, должному с точки зрения говорящего.
Обозначают присоединение следствия к предполагаемому условию.
| Роль придаточных частей в сложноподчинённых предложениях
| 1. Определительные:Определяют и распространяют слово, к которому присоединяется придаточное.
2. Изъяснительные:Дополняют, поясняют один из членов главного предложения (чаще сказуемое).
3. Цели:указывают на цель, назначение действия
4. Условия:указывают на условие, от которого зависит осуществление действия, события, явления.
5. Причины:указывают на причину или обоснование действия (события, явления)
6. Уступки:указывают на то, что действие совершается вопреки условиям (несмотря на условие)
7. Сравнения:поясняют содержание главного предложения, сравнивая одно событие (действие, явление) с другим.
| Однородные члены предложения
| Однородные члены предложения позволяют подробно, в деталях, описать
· внешность, характеры героев, их быт, окружающий мир;
· поступки героев;
· их действия;
· их душевное состояние;
· чувства персонажей;
· их увлечения;
· динамику действий;
· последовательность или одновременность действий.
2. Однородные члены могут представлять ряд синонимов, характеризующих одно понятие, явление или признак и использующихся вместе, чтобы полнее обрисовать его.
3. Ряды однородных членов могут служить средством создания контраста.
Использованный автором ряд однородных членов (жизнь в окружении автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров) создаёт образ современного индустриального мира, противопоставленного миру природы
| односоставные предложения
| | предложения по эмоциональной окраске
| | прямая речь
| | косвенная речь
| | диалог
| | Функции абзаца
| - Отделение друг от друга на письме реплик диалога;
- отделение друг от друга на письме отрезков монологического текста с целью
а) логико-смыслового выделения;
б) экспрессивно-эмоционального выделения.
| Синтаксические средства выразительности
| | | | | | - синтаксический параллелизм
| | | | | | | | | | | | | | | | Грамматика как раздел науки о языке изучает грамматический строй русского языка и имеет в своём составе две части:
} Морфологию - грамматическое учение о слове
} Синтаксис - учение о законах построения словосочетаний и предложений
Роль грамматических явлений (пример)
Грамматика помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли. Примером может быть такое грамматическое явление, как сложноподчинённое предложение, между частями которого устанавливаются отношения подчинения. Например, в предложении 22 придаточное изъяснительное объясняет, о чём разговаривали герои, а придаточное обстоятельственное времени говорит о том, когда они разговаривали.
Грамматика учит нас правильно говорить и писать. Она нужна не только для правильного построения слов в речи, но может служить ещё и способом передачи дополнительных смыслов в тексте. Н-р, в предложении «Вдруг справа из кустов что-то белое – прыг!» для обозначения действия вместо глагола прошедшего времени используется междометие «прыг». Это придаёт высказыванию экспрессивную окраску: создаётся эффект внезапности и скорости действия.
|