Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса



Синтаксические явления теоретическая интерпретация тезиса
словосочетания с разными видами связи  
предложения по цели высказывания Восклицательное предложение Может содержать - побуждение к действию; - передавать приказ, требование, выраженное формой повелительного наклонения глагола; - придавать эмоциональную окраску высказыванию (радость, возмущение, гнев, удивление и т.д.) Вопросительные предложения Вопросительными называются предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чем-либо. Они информируют о том, что хочет узнать говорящий. Это могут быть сведения - о человеке или предмете (Кто пришёл? Что принёс?); - о месте действия (Куда пошел учитель? Где он сейчас?); - о характере действия (Как ты смог поднять этот груз?); - о цели (Зачем ты купил эту книгу?); - о достоверности информации (Ты действительно был дома?)   Вопросительные предложения используются для обмена информацией в диалоге.   1. Формулируют проблему, над которой размышляет автор: Как изменить отношение человека к природе? 2. Образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь читателя к совместному размышлению: В чём высшее наслаждение жизнью? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству.
Уточняющие члены предложения - Уточняющие члены, относясь к тому или иному члену предложения, сужают понятие, им передаваемое, или в каком-либо отношении ограничивают его. - Уточняют время, место, признак предмета, переданные в общем виде. - Помогают передать мысль конкретно, выпукло, с уточняющими смысл деталями обстановки, времени и т.п. - Позволяют передать тонкие оттенки смысла, подчеркнуть нужные детали, сообщить необходимые дополнительные сведения, конкретизировать значение других членов предложения.
обособленные члены предложения ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Помогают • уточнить признак предмета; • полнее раскрыть отличительные свойства предмета; • избежать нагромождения сложных грамматических конструкций. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Помогают автору многогранно представить предмет или лицо; • дополняют характеристику лица или предмета. • Обособленные приложения Обособленные приложения могут ·образно характеризовать лицо или предмет;
  • пояснять или уточнять определяемый предмет.
· обозначать характерные внутренние и внешние свойства и качества героя; · обозначать характерные свойства и качества предмета; · точнее обозначать предмет или лицо через переименование. • Обособленные обстоятельства v Помогают автору уточнить основное действие (как, почему, зачем, при каком условии оно происходит) v создают экспрессивность речи, v делают речь краткой, лаконичной, выразительной, v позволяют детально описать действие, v служат средством создания словесных картин, v ведут к разнообразию синтаксических конструкций, помогают избежать повторения, нагромождения сложных предложений, v с их помощью передаваемое сообщение приобретает смысловую точность.
вводные слова и предложения По выражаемому ими значению вводные слова и сочетания подразделяются на несколько разрядов. 1. Большую группу составляют вводные слова и словосочетания, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.). 2. Эмоциональную оценку сообщаемого дают вводные слова и словосочетания, выражающие чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.) 3. Вводные слова и словосочетания могут указывать на связь мыслей, последовательность изложения. 4. Ряд вводных слов и словосочетаний указывает на источник сообщаемого. 1.Показывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец и др. 2. Выражают оценку достоверности изображаемого: наверное, по-видимому, должно быть, разумеется, конечно и др. 3. Выражают авторское отношение к изображаемому: к счастью, к несчастью, к сожалению и т.п. Авторская оценка выражена не только с помощью лексики. Например, в предложении 13 (К сожалению, человечество продолжает свою разрушительную деятельность) использована вводная конструкция, показывающая негативное отношение автора к вмешательству человека в жизнь природы.
обращения • звательная функция: называет того, к кому обращаются с речью; • оценочная функция: выражает отношение говорящего к собеседнику. • Средства речевого этикета (Уважаемый Иван Александрович!) • Средства речевой характеристики героя (Женщина! Папаша! Эй ты, чучело! - Доченька! Мамочка!) • Риторические обращения усиливают выразительность текста.  
разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные) Бессоюзные сложные предложения Могут выражать значенияодновременности перечисляемых событий; • их последовательности;причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом); • пояснительные (второе предложение поясняет первое); • пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.); • сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему); • условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором); • следствия (содержание второго предложения является следствием того, о чём говорится в первом).
Простые и сложные предложения Простые предложения называют какие-либо факты, события, явления, а сложные выражают отношения между этими событиями. Сверкнул луч солнца. Всё вокруг преобразилось. Сверкнул луч солнца, и всё вокруг преобразилось. Когда сверкнул луч солнца, всё вокруг преобразилось.
Сочинительные союзы в сложносочинённом предложении Соединяют части сложносочинённого предложения, выражают значение одновременности событий Обозначают противопоставление противоречащих слов или предложений. Обозначают противопоставление двух одновременных событий (сходно по значению с союзом "между тем"). Обозначают противоречие ожидаемому, должному с точки зрения говорящего. Обозначают присоединение следствия к предполагаемому условию.
Роль придаточных частей в сложноподчинённых предложениях 1. Определительные:Определяют и распространяют слово, к которому присоединяется придаточное. 2. Изъяснительные:Дополняют, поясняют один из членов главного предложения (чаще сказуемое). 3. Цели:указывают на цель, назначение действия 4. Условия:указывают на условие, от которого зависит осуществление действия, события, явления. 5. Причины:указывают на причину или обоснование действия (события, явления) 6. Уступки:указывают на то, что действие совершается вопреки условиям (несмотря на условие) 7. Сравнения:поясняют содержание главного предложения, сравнивая одно событие (действие, явление) с другим.
Однородные члены предложения Однородные члены предложения позволяют подробно, в деталях, описать · внешность, характеры героев, их быт, окружающий мир; · поступки героев; · их действия; · их душевное состояние; · чувства персонажей; · их увлечения; · динамику действий; · последовательность или одновременность действий. 2. Однородные члены могут представлять ряд синонимов, характеризующих одно понятие, явление или признак и использующихся вместе, чтобы полнее обрисовать его. 3. Ряды однородных членов могут служить средством создания контраста. Использованный автором ряд однородных членов (жизнь в окружении автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров) создаёт образ современного индустриального мира, противопоставленного миру природы
односоставные предложения  
предложения по эмоциональной окраске  
прямая речь  
косвенная речь  
диалог  
Функции абзаца
  • Отделение друг от друга на письме реплик диалога;
  • отделение друг от друга на письме отрезков монологического текста с целью
а) логико-смыслового выделения; б) экспрессивно-эмоционального выделения.
Синтаксические средства выразительности  
  • риторические вопросы
 
  • риторические восклицания
 
  • синтаксический параллелизм
 
  • анафора
 
  • инверсия
 
  • парцелляция
 
  • многосоюзие/бессоюзие
 
  • градация
 
   
   

Грамматика как раздел науки о языке изучает грамматический строй русского языка и имеет в своём составе две части:

} Морфологию - грамматическое учение о слове

} Синтаксис - учение о законах построения словосочетаний и предложений

Роль грамматических явлений
(пример)

Грамматика помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли. Примером может быть такое грамматическое явление, как сложноподчинённое предложение, между частями которого устанавливаются отношения подчинения. Например, в предложении 22 придаточное изъяснительное объясняет, о чём разговаривали герои, а придаточное обстоятельственное времени говорит о том, когда они разговаривали.

Грамматика учит нас правильно говорить и писать. Она нужна не только для правильного построения слов в речи, но может служить ещё и способом передачи дополнительных смыслов в тексте. Н-р, в предложении «Вдруг справа из кустов что-то белое – прыг!» для обозначения действия вместо глагола прошедшего времени используется междометие «прыг». Это придаёт высказыванию экспрессивную окраску: создаётся эффект внезапности и скорости действия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.007 с.)