Разные типы сложных предложений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разные типы сложных предложений



Человек и его язык (речь)

«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных» (И.А. Гончаров)

«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя» (Георг фон Габеленц)

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит» (Д.С. Лихачёв)

«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи» (Поль Рикёр)

Язык и речь

«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Б.Н. Головин)

«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет» (А.А. Мирошниченко)

«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу» (М.В. Панов)

«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» (В.Г. Короленко)

«Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью» (А.А. Мирошниченко)

Язык Речь
1. Орудие (средство) общения. 1. Само общение, язык в действии, процесс общения.
2. Отвлечён от конкретных жизненных ситуаций. 2. Конкретное применение языка в определённых жизненных ситуациях.
3. К языку неприменимы нравственные категории правдивости и ложности. 3. То, что высказано в речи, всегда бывает либо правдиво, либо ложно.
4. Язык нецеленаправлен. 4. Речь всегда направлена на достижение цели.
6. Язык имеет уровневую организацию. 6. Речь линейна.
7. Язык потенциален, статичен. 7. Речь актуальна, динамична.
8. Язык ограничен определённым набором единиц, инвариантен. 8. Речь вариативна, её возможности широки, но не беспредельны.
9. Язык – результат коллективного опыта людей, объективен. 9. Речь индивидуальна, субъективна.
10. Язык упорядочен. 10. Речь допускает элементы случайного.

Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности

«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев» (литературная энциклопедия)

«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» (М.Н. Кожина)

«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли» (Н. Шамфор)

«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» (Е.В. Джанджакова)

«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» (Г.Я. Солганик)

«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» (А.А. Зеленецкий)

«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» (А.И. Горшков)

Средства выразительности для теоретической интерпретации текста

  • тропы;
  • синонимы, антонимы, омонимы;
  • фразеологизмы;
  • риторические (стилистические) фигуры речи.

ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ

Пример 1

Лев Васильевич Успенский утверждает: «В языке есть...слова. В языке есть... грамматика. Это - те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Докажем этот тезис на материале прочитанного текста.

В тексте автор использует обращение. Обращение раскрывает представление о герое, т.е. выполняет оценочную функцию. Например: «Нет, дорогой, позвони мне на работу».

Единицами грамматики являются однородные члены, функция которых перечисление признаков, предметов, с их помощью можно передать одновременность, последовательность действий. В предложении 40 однородные определения позволяют увидеть разные признаки предмета («..слишком длинные и слишком короткие звонки»).

Итак, мы доказали, что правильное использование грамматических единиц позволяет автору точно реализовать замысел произведения. (93 слова)

Пример 2

Лев Васильевич Успенский утверждает: «В языке есть...слова. В языке есть... грамматика. Это - те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Докажем этот тезис.

В тексте автор использует обращение. Обращение раскрывает представление о герое этого рассказа. Например: «Нет, дорогой, позвони мне на работу».

Единицами грамматики являются однородные члены. В предложении 40 однородные определения позволяют увидеть разные признаки предмета («..слишком длинные и слишком короткие звонки»).

Таким образом, нельзя не согласиться с мнением автора. (71 слово)

Пример 3

В системе наклонений глагола в русском языке изъявительное наклонение, обозначающее реальное действие, противопоставлено условному и повелительному, которые обозначают действия, не происходившие в реальной действительности, то есть «идеальные, то есть представляемые существующими только в мыслях говорящего».

Докажем это на примере анализируемого текста. Например, в предложении 26 глагол «видел бы» в форме условного наклонения обозначает «нереальное» действие, но возможное при определённых условиях.

Это же можно сказать и о глаголе «пожалели бы» в предложении 13. Кроме того, данная форма условного наклонения употреблена в значении повелительного (= пожалейте.

Таким образом, доказано, что сходство условного и повелительного наклонений глагола существует.

Пример 4

Лев Толстой писал, что «русский язык...богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту Л.Улицкой.

Например, в предложении 2 глагольный ряд «улыбался, хмурился, подёргивал носом или губами» показывает разнообразие оттенков чувств, испытываемых героем-учителем.

В предложениях 7 и 14, описывая чувства, переживаемые героями-учащимися, их состояние, автор использует глагольные словосочетания «улыбался снисходительно», «сидели одурманенные».

Приведённые примеры убеждают в справедливости высказывания Л.Н. Толстого.

Пример 5

Великий русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин утверждал: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Аргументируя свой ответ, приведу два примера из прочитанного текста.

Одним из элементов синтаксиса является предложение. Оно может быть как простым, так и сложным. Автор использует сложноподчинённое предложение для того, чтобы раскрыть смысл глагола в главной части (1).

Составляющая часть грамматики - морфология. Использование однородных предложений, выраженных глаголами помогает перечислить последовательность действий героя (21).

Таким образом, я доказал, что синтаксис и грамматика играют важную роль в формировании мысли.

 

Речевые клише

Речевые клише (синонимы)

— Лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог.

— Утверждал, считал, писал, рассуждал.

— Высказывание, афоризм, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова, изречение.

— Справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно, понятно.

Речевые клише (основная часть

— я (полностью согласен с

— не могу не согласиться с

— я вынужден согласиться с

— я разделяю точку зрения

— я поддерживаю мнение

— автор убеждён, что..., и подобная уверенность небезосновательна;

— бесспорно мнение автора о том, что...

— разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся в смысле данного афоризма

Речевые клише (основная часть

— Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к слову... из предложения № текста....

— Проиллюстрировать названное морфологическое явление можно на примере слова из предложения № текста.

— Пример морфологического явления можно найти в предложении №...

— Справедливость этого вывода можно доказать на примере... предложения, в котором автор использует такое морфологическое явление, как....

— В подтверждение приведу пример из... предложения прочитанного мною текста.

— Рассмотрим пример из предложения №. В нем использовано такое морфологическое явление, как.... Это подтверждает наш вывод о том, что....

Речевые клише (заключение

вводные слова: таким образом, итак, в заключение, как видим и др.;

синтаксические конструкции: итак, можно увидеть, что...; в результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что...; эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что...

 

  • Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. (М.Кожина)

Путь жизни, длинный, трудный, со многими печалями и страданиями, человек не проходит, а совершает, свершает. Это только кажется: вот дорога, вот судьба, и человек шагает себе по судьбе-дороге, выполняя ежедневные свои задачи и задачки.

Да нет же, всё не так: путь жизни – это, конечно, и дорога, простирающаяся не по полю, а во времени, но путь жизни – это и дом, и дело, и своего рода строительство, которое нам предстоит свершить к неизвестному сроку.

Представьте себе, пожалуйста, жизнь как строительство, и вы поймёте, что же именно строит каждый из нас, что нам предстоит совершить.

Да самого себя! Каждый из нас строит самого себя, чтобы в самом себе жить. Я каждый день строю дом, который всегда со мной. Дом, из которого не уйдёшь, даже если ты пошёл в гости или на дискотеку. Из него не вырвешься и на другой не обменяешь.

Этим люди и различаются: одни просто бредут по жизненному пути, а другие строят себя, стараясь выстроить жизнь-дом красивее и надёжнее. (С. Соловейчик)

  • Текст с пропусками

Как отмечает М. Кожина, ____________________________________________________________________________. Эту мысль можно подтвердить на примере текста С.Соловейчика. Автор пишет очень эмоционально и выразительно. Размышляя о человеческой жизни, он использует синонимы (например,__________________), для того чтобы_________________________

  • Текст с пропусками

Особую роль в тексте играет метафора: _____________________________________. С помощью этого тропа С. Соловейчик хочет подчеркнуть, что_________________

_______________________________________.

Итак, использованные автором языковые средства создают художественные образы произведения и помогают читателю открыть их смысл.

  • Таблица- матрица сочинения
  • Сочинение по тексту С.Соловейчика (Текст взят из книги ГИА-2012, с.102)

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.

(21)Но мужественность свойственна не только отдельным людям; целые народы могут быть мужественными, а могут потерять свой дух, впасть в уныние. (22)Сейчас наша страна переживает трудное время, и мы видим много людей, которые только и знают что хныкать, ныть и причитать, вспоминая прежние, лучшие времена, которые, кстати сказать, вовсе не были лучшими. (23)Тому, кто бьёт на жалость, всегда кажется, что прежде было лучше, а теперь настала ужасная жизнь.

  • Примеры-аргументы
    (иллюстрация лексического явления)

Словарь любого языка – это его лексика. Лексика всегда выражает мысли, чувства и настроения говорящего (автора). Человек использует в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Например, С.Соловейчик использует разговорные слова «хныкать, ныть и причитать» (предложение 22), которые дают яркую словесную характеристику тем людям, которые от трудностей впадают в уныние.

  • Примеры-аргументы
    (иллюстрация грамматического явления)

Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей.

Так, однородные члены могут выражать различные отношения между предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их, противопоставления или исключения.

  • Примеры-аргументы
    (иллюстрация грамматического явления)

Например, ряды однородных членов в предложении 21 позволяют автору путём перечисления выразить мысль о том, что мужественность может быть свойственна не только людям, но и целым народам, и противопоставить мужественность потере духа и унынию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.021 с.)