Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Почему россияне не верят в законы
Горькие слова о том, как можно «поворачивать» отечественные законы словно дышло, преследуют нас, похоже, всю жизнь. Казалось, после краха тоталитарного режима обществом будет взят решительный курс на построение правового государства. К сожалению, власть законов так и не обрела в нашей стране высшей власти по сравнению с любой другой. Сегодня мы знакомим читателей с материалами, подготовленными Центром прикладных политических исследований «ИНДЕМ». В них сделана попытка ответить на волнующие многих вопросы о судьбе российского законодательства, дать политический прогноз, как оно будет развиваться и совершенствоваться дальше, какое влияние на укрепление законодательной базы могут оказать предстоящие парламентские выборы. Нет ни буквы, ни духа Неверие в силу законов – такова особенность нынешнего этапа общественного и государственного развития России. К сожалению, сохранению этой данности способствуют и некоторые высказывания представителей властных структур: дескать, отдельные области государственной и общественной жизни еще не получили достаточно полного законодательного оформления и потому не могут регулироваться законами. Есть и другое мнение: законов вроде бы достаточно, но их по тем или иным причинам трудно или невозможно применять. Такие высказывания встречаются в выступлениях и депутатов Государственной Думы, и членов Совета Федерации, и представителей президентской администрации и даже прокуратуры и судебной власти. Действительно ли российское законодательство столь несовершенно, что не всегда может служить регулятором общественных отношений? К сожалению, следует признать, что дело обстоит именно так. И примеров тому более чем достаточно. Каким образом законодательно оформлена процедура отзыва, лишения полномочий депутата Думы? Такая возможность в законодательстве РФ предусмотрена, но применение описанных в нем правовых норм практически неосуществимо и в практике не встречалось. То же самое можно сказать и по поводу отзыва депутатов всех предшествующих органов представительной власти: Верховного Совета РСФСР, съездов народных депутатов СССР и РСФСР. Все подобные инициативы со стороны общественных организаций и отдельных граждан были безрезультатны в силу трудностей в реализации соответствующих правовых процедур.
Или совокупность законодательных и нормативных актов по вопросам повышения минимальной оплаты труда и пенсий. Всем известно, что «повышение» отстает от роста дороговизны жизни и по сути не решает социальных проблем. Нельзя назвать оптимистичным и положение в области налогового законодательства. В некоторых случаях налоги столь высоки, что их сумма превышает валовой доход, причем это случается не только в области коммерческой деятельности, но и при проведении научно-исследовательских работ. Значит, часто выгоднее уклониться от уплаты налогов, причем способом, вполне соответствующим законодательным нормам. В результате, государство не получает весьма ощутимую долю своих запланированных в бюджет доходов и поэтому не может своевременно и в необходимом объеме выплачивать заработную плату государственным служащим, пенсии и пособия, а также проводить их индексацию в соответствии с уровнем инфляции. Примером области, где законодательная база достаточно разработана, но не обеспечивает решение проблемы, может служить законодательство о защите интеллектуальной собственности. Эта область права должна регулировать распространение книг и другой печатной продукций, аудио- и видеопродукции, кино- и телефильмов, программного обеспечения, баз и банков данных для компьютеров и т.п. Незаконное распространение такой интеллектуальной продукции наносит большой ущерб и его производителям, и легальным распространителям, и государству, поскольку каждый из перечисленных субъектов недополучает, а иногда и вовсе не получает причитающийся ему по закону доход. Кроме того, нелегальные распространители, не платя налогов, получают более выгодные условия для развития своего «пиратского» бизнеса, чем легальные. В результате цивилизованный рынок в области интеллектуальной продукции сужается, а «черный» – процветает. Постепенно в России становится невыгодно, в частности экономически, снимать кинофильмы, издавать книги, разрабатывать программное обеспечение для компьютеров. Не потому ли рынок интеллектуальной продукции все активнее захватывается иностранными ее производителями и распространителями?
Насколько характерно такое положение с законодательством именно для нынешнего этапа развития Российского государства? В России издавна слишком уважительно относились к законам. Так что правовой нигилизм не является особенностью исключительно демократической формы государственного устройства в России. Качество - жертва количества Тем не менее, некоторые особенности современного этапа становления российской государственности усиливают негативные тенденции правового нигилизма среди государственных служащих и в общественном сознании. Одними из наиболее важных таких особенностей, но нашему мнению, являются механизмы разработки и принятия законов Федеральным Собранием. Если законопроект принимается Думой, то он передается на утверждение в Совет Федерации, который также имеет право внести свои поправки или вообще отклонить его. Если СФ не отклоняет законопроект, то он попадает на подпись Президенту РФ, который может предложить свои поправки для повторного рассмотрения законопроекта Думой или не подписать его, то есть отклонить и не вводить тем самым в действие. Сам по себе принцип последовательного и постоянного согласования позиций и интересов при разработке и принятии законов не вызывает никаких возражений. Но чьи интересы реально согласовываются в рамках описанной процедуры? Интересы избирателей в ней совершенно не учитываются, отсутствует даже принципиальная возможность всенародного обсуждения законопроектов, которая хотя бы номинально имелась в советский период. А депутаты в течение нескольких первых месяцев работы в органах представительной власти перестают представлять интересы своих избирателей и представляют уже только самих себя. Этот вывод подтверждается результатами многих социологических исследований, в том числе совместного исследования «Российской газеты», ИТАР-ТАСС, Института экспериментальной социологии и Центра прикладных политических исследований «ИНДЕМ», некоторые материалы которого публиковались в феврале-марте этого года в «Российской газете» под рубрикой «Власть в зеркале социологии». К сходным выводам приводит и анализ текстов прошедших и проходящих через Думу законопроектов. Ею принято уже более 200 законов, а в общей сложности выносилось на ее заседание более 600 законов. Но качество этой важнейшей государственной деятельности явно приносится депутатами в жертву количеству, поскольку законодательное оформление многих областей является неудовлетворительным и не решает заявленных проблем. Повышение активности депутатов объясняется прежде всего необходимостью подготовки к предстоящим выборам в Думу. Стремясь обеспечить себя работой и средствами к существованию в случае поражения на предстоящих выборах в Думу, депутаты включают в тексты некоторых законопроектов положения о создании новых структур, номинально призванных обеспечить решение проблем общества и государства. В качестве таких структур авторы законопроектов обычно используют внебюджетные фонды, которые должны аккумулировать денежные средства, предназначенные для достижения заявленных целей. Внебюджетные фонды не подлежат государственному контролю, даже если создаются за счет федерального бюджета и постоянных отчислений предприятий и организаций.
Поправки «с голоса» Согласование позиций различных политических сил начинается уже на этапе представления законопроектов в Думу. Они могут представляться Правительством, администрацией Президента, фракциями Думы, отдельными депутатами и т.д. Отбор законопроектов комитета производится прежде всего на основе политических предпочтений, поэтому не всегда именно лучший вариант законопроекта принимается к рассмотрению. Многое зависит не от его содержания или концепции, а от политической ситуации на момент осуществления выбора того, какой из нескольких представленных законопроектов рекомендовать для рассмотрения на заседаниях Думы. На стадии рассмотрения законопроектов в комитетах и комиссиях Думы в их тексты вносятся поправки, не всегда согласованные с их концепциями и текстами ранее принятых и находящихся в работе законопроектов. Объясняется это тем, что депутаты и привлекаемые ими эксперты не всегда являются специалистами в соответствующих областях. Кроме того, на этом этапе депутатами движет в первую очередь стремление получить политические выгоды для себя, своей фракции, партии или движения, а не решить наболевшую общественную проблему. Вот почему на заседаниях Думы обсуждаются уже иные тексты законопроектов, чем те, которые были представлены разработчиками и экспертами. На самих заседаниях депутаты часто принимают поправки, которые предварительно не обсуждались. Иногда такие поправки принимаются «с голоса», то есть без их фиксации на бумаге, что обычно еще больше ухудшает качество законопроектов. В результате большинство российских граждан не считают принятые и действующие законы своими, поскольку, по данным различных исследований, не более 5-10 процентов из них считают, что их интересы представляют какие-либо политические партии или движения. Более того, даже если интересы конкретных политических партий и движений представлены в окончательных текстах законов, то лишь весьма опосредованно, в виде компромиссов с интересами десятков других политических сил. Поэтому ни одна политическая фракция, партия или движение не может, за редким исключением, считать принятый закон выражающим их интересы и не станет предпринимать специальные усилия для введения его в действие, разъяснения его положений если не всему обществу, то хотя бы своему электорату. Здесь проявляется заинтересованность политических сил в самой процедуре принятия закона, в своем участии в этом процессе, но не в обеспечении действенности российского законодательства.
Понятно, что и по этим причинам «своими» принятые законы будет считать меньшинство российских граждан, а большинство будет стараться их обходить; в итоге законы работать не будут.
Не личный интерес Любые выборы в Думу должны позволить стать депутатами тем, кто способен представить в ней интересы своих избирателей и России в целом, а не свои личные. Наверняка будут избраны и многие депутаты, способные профессионально работать в Думе. Такому результату будет способствовать отмечаемая в различных социологических опросах ориентация российских избирателей на конкретные личностные качества кандидатов, а не на принадлежность их к каким-либо партиям и движениям. Повлиять на повышение действенности российского законодательства могут все органы государственной власти и многие общественные организации, имеющие возможности представления своих законопроектов в Думу. Но больше всего возможностей имеют сами депутаты. Именно в решении этой проблемы с наибольшей пользой для России может проявиться профессионализм нового состава Думы, поскольку требуется изменить всю систему формирования законодательства. Решения в этой области, безусловно, должны принимать специалисты, но некоторые предложения, по-видимому, следует признать разумными. Вероятно, следует перейти от рассмотрения и принятия отдельных законов к законодательному оформлению конкретных областей общественной жизни на основе принципов целостности и системности, в частности рассматривать и принимать одновременно целые группы, пакеты законов, описывающих различные аспекты одной проблемы, или включать эти аспекты в тексты единых документов. Желательно также законодательно оформлять и механизмы реализации принятых законов. Необходимы кардинальные изменения в законодательстве, относящемся к деятельности самих депутатов: они должны быть поставлены под реальный контроль тех социальных групп, общественных организаций и объединений, которые их выдвинули и чьи интересы они должны представлять. Законопроекты, затрагивающие интересы большинства общества и многих социальных групп, необходимо проводить через процедуру всенародного обсуждения. Владимир Римский, заведующий отделом социологии Центра прикладных политических исследований «ИНДЕМ» / «Российская газета», 8 сентября 1995/
Set Work I. Think of the best English equivalents of: преследовать всю жизнь, законодательство, взять решительный курс на построение нового государства, дать политический прогноз, судебная власть, отозвать депутата, нормативный акт по вопросам повышения минимальной оплаты труда и пенсий, валовой доход, уклониться от уплаты налогов, черный рынок, внести поправки, средства к существованию, внебюджетные фонды, фракция, наболевшая общественная проблема, опосредованно, повлиять на повышение действенности законодательства, пакет законов, процедура всенародного обсуждения.
II. What’s the English for? Утвердить применить разработать принять закон отклонить ввести в действие, в силу рассмотреть
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.015 с.) |