Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Строение атомов. Периодический закон и↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 Т е м а I АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ ХИМИИ 1. Дайте определения понятий «атом», «молекула», «ион», «вещество». В чем заключаются сходство и различие понятий «химический элемент» и «простое вещество»? а) После сжигания смеси водорода с кислородом общим объемом 50 см3 остался кислород объемом 2 см3. Рассчитайте объемные и массовые доли компонентов в исходной смеси. Чему равна масса образовавшейся воды? б) Назовитеследующие вещества: KBrO, (CdOH)2SO4, H2Cr2O7, (NH4)3AsO4, Mn2(HPO4)3. 2. Сформулируйте закон сохранения массы веществ и объясните его суть с позиций атомно-молекулярного учения. Где находит применение этот закон? В чем заключается различие между химическими и физическими свойствами веществ? а) Какой объем воздуха (н. у.) необходим для полного сжигания смеси пропана и водорода общим объемом 100 дм3 (н. у.), если в ней объемная доля простого вещества равна 10 %, а объемная доля кислорода в воздухе составляет 21 %. б) Назовитеследующие вещества: Ni(ClO3)2, Ag4P2O7, KFe(SO4)2, (CoOH)2CO3, Sr(HSO3)2. 3. Сформулируйте закон постоянства состава веществ и укажите условие его применимости. Какие вещества обладают постоянным, а какие — переменным составом? а) Рассчитайте объем (н. у.) газовой смеси, в которой массы кислорода, озона и гелия равны, соответственно, 64, 96 и 20 г. Чему равны объемные доли компонентов в этой смеси и общее число молекул в ней? б) Назовите следующие вещества: LiClO4, Fe(H2PO4)3, H2CrO4, [Al(OH)2]2SO4, (NH4)3AsO3. 4. Что такое парциальное давление газа? Сформулируйте закон парциальных давлений. а) В неизвестном соединении массовые доли элементов составляют: серы – 23,7 %; кислорода – 23,7 %; хлора – 52,6 %. Определите молекулярную формулу данного вещества, если относительная плотность его паров по водороду равна 67,5. Сколько молекул содержится в порции этого вещества массой 2,7 г? б) Напишите формулы следующих веществ: карбонат гидроксомагния; сульфит цинка; дигидрофосфат калия; хлорат меди(II); ортотеллуровая кислота. 5. Сформулируйте закон объемных отношений Гей-Люссака и объясните его с позиций атомно-молекулярного учения. а) В результате полного термического разложения некоторого вещества массой 1,225 г образовался хлорид калия массой 0,745 г и выделился кислород объемом 336 см3 (н. у.). Найдите формулу исходного вещества. Чему равно химическое количество этого вещества, если его масса составляет 36,75 г? б) Напишите формулы следующих веществ: ортомышьяковистая кислота; перхлорат магния; дигидрофосфат бария; сульфат гидроксоалюминия; хромат кальция. 6. Что характеризует химическое количество вещества? Дайте определение понятия «моль» и объясните физический смысл постоянной Авогадро. а) Порции магния и алюминия растворили по отдельности в соляной кислоте, в результате чего в обоих случаях выделился газ одного и того же объема. Рассчитайте массу растворенного магния, если масса алюминия составляла 81 г. Чему равен общий объем выделившегося газа при температуре 45 оС и давлении 96,3 кПа? б) Напишите формулы следующих веществ: дифосфорная кислота; иодат меди(II); дигидрофосфат железа(III), хлорит гидроксобария; дихромат серебра. 7. Сформулируйте закон Авогадро и следствия из него. Объясните физический смысл относительной плотности газа по водороду и по воздуху. а) Неизвестный металл массой 1,28 г растворили в воде, в результате чего выделился газ объемом 380 см3, измеренный при температуре 21 °С и давлении 104,5 кПа. Определите металл и рассчитайте массу образовавшегося гидроксида. б) Назовите следующие вещества: (NH4)2Cr2O7, (CaOH)2SO3, HMnO4, Al2(HPO4)3, Na2SeO3. 8. Дайте определения понятий «химический эквивалент» и «молярная масса эквивалента». Как рассчитываются молярные массы эквивалентов кислот, оснований и солей? а) Пар неизвестного вещества массой 21 г при температуре 20 °С и давлении 2,5 ·104 Па занимает объем, равный 22 дм3. Рассчитайте плотность и относительную плотность пара данного вещества по воздуху. Чему равно число молекул в порции этого вещества массой 4,65 г? б) Напишите формулы следующих веществ: бромит бария; гидрофосфат индия(III); хлорат дигидроксохрома(III); фосфористая кислота; нитрит магния. 9. Дайте определения понятий «атомная единица массы», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «молярная масса». Запишите математическое выражение объединенного газового закона и объясните его суть. а) Определите эквивалент и рассчитайте молярную массу эквивалента Н3РО4, если эта кислота массой 9,8 г прореагировала с гидроксидом калия массой 5,6 г; массой 11,2 г; массой 16,8 г. Напишите уравнения соответствующих реакций. б) Назовите следующие вещества: Tl2Cr2O7, Cd2SiO4, Fe(HSO4)2, (CuOH)3PO4, HClO2. 0. Запишите уравнение Клапейрона-Менделеева и объясните его суть. Укажите единицы всех величин, входящих в это уравнение. а) Из оксида неизвестного металла массой 6,50 г был получен металл массой 4,45 г. Вычислите молярные массы эквивалентов металла и его оксида, определите неизвестный металл. б) Напишите формулы следующих веществ: дигидрофосфат марганца (III), хромат серебра, фосфат дигидроксожелеза (III), азотистая кислота; сульфит аммония.
Т е м а II Т е м а III Т е м а IV ОСНОВЫ ХИМИЧЕСКОЙ КИНЕТИКИ 1. Что называется скоростью химической реакции и каковы ее единицы? Какие факторы влияют на скорость химической реакции? а) Как изменится скорость реакции, протекающей по уравнению 2H2S (г) + O2 (г) = 2S (ромб.) + 2H2O (г), в результате: 1) увеличения концентрации сероводорода в 3 раза; 2) уменьшении объема реакционного сосуда в 2 раза (при тех же химических количествах реагентов)? 2. Сформулируйте закон действующих масс и укажите условия его применимости. Каков физический смысл константы скорости реакции? а) Запишите математические выражения закона действующих масс для процессов: 1) CaO (к) +CO2 (г) = CaCO3 (к) 2) NH3 (г) + HCl (г) = NH4Cl (к) 3) 2NO2 (г) = 2NO (г) +O2 (г) 3. Как и почему влияет температура на скорость химических реакций? Что такое температурный коэффициент скорости реакции? а) Температурный коэффициент скорости реакции равен 3. Как изменится скорость реакции при повышении температуры от 45 °С до 85 °С? 4. Что такое энергия активации и активированный комплекс? Поясните на энергетической диаграмме хода химической реакции. а) В сосуд объемом 2 дм3 ввели оксид серы(IV) массой 3,2 г и кислород массой 6,4 г. Рассчитайте скорость реакции 2SO2 (г) + O2 (г) = 2SO3 (г) в начальный момент и в момент, когда масса оксида серы(IV) уменьшилась в 2 раза. Константа скорости данной реакции равна 2,5. 5. Какие вещества называются катализаторами? В чем заключается ускоряющее действие катализатора? Поясните с использованием энергетической диаграммы хода реакции. а) В сосуд объемом 10 дм3 ввели азот массой 28 г и водород массой 6 г. Рассчитайте константу равновесия системы N2 (г) +3H2 (г) ↔ 2NH3 (г), если к моменту наступления равновесия масса азота уменьшилась на 10 %. 6. Какое состояние реакционной системы называется химическим равновесием? Что такое константа химического равновесия? Каков ее физический смысл? а) Химическое равновесие 2NO (г) + O2 (г) ↔ 2NO2 (г)установилось при концентрациях оксида азота (II), кислорода и оксида азота(IV), равных, соответственно, 0,08, 0,03 и 0,02 моль/дм3. Вычислите константу равновесия указанной реакции и исходные концентрации оксида азота(II) и кислорода. 7. Какие факторы влияют на смещение химического равновесия? Укажите, в какую сторону сместится равновесие в каждой из систем: 1) COCl2 (г) ↔ CO (г) + Cl2 (г) – 113 кДж; 2) 2СО (г) + О2 (г) ↔ 2CO2 (г) + 565 кДж; 3) H2 (г) + I2 (г) ↔ 2HI (г); Δ Н = – 26 кДж; 4) N2 (г) + О2 (г) ↔ 2NO (г); Δ Н = 181 кДж в результате: а) повышения температуры; б) увеличения давления. 8. Сформулируйте принцип Ле-Шателье. Проиллюстрируйте его на конкретных примерах. а) Константа равновесия гомогенной системы N2 (г) +3H2 (г) ↔ 2NH3 (г) при температуре 400 °С равна 0,1. Равновесные концентрации водорода и аммиака равны, соответственно, 0,2 и 0,08 моль/дм3. Вычислите равновесную и начальную концентрации азота. 9. Напишите математическое выражение для константы равновесия реакции: Fe2O3 (тв) + 3H2 (г) ↔ 2Fe (тв) + 3H2O (г). а) Константа равновесия системы CO (г) + H2O (г) ↔ CO2 (г) + H2 (г) при некоторой температуре равна 1. Начальная концентрация оксида углерода(II) cоставляла 1 моль/дм3, а к моменту наступления равновесия она оказалась равной 0,5 моль/дм3. Чему была равна начальная концентрация водяного пара? Изменится ли давление в системе в результате реакции? 0. Напишите математическое выражение для константы равновесия процесса: Sn4+(р-р) + 2Fe2+(р-р) ↔ Sn2+(р-р) + 2Fe3+(р-р). а) При 1000 °С константа равновесия реакции FеО (к) + СО (г) ↔ Fе (к) + СО2 (г) равна 0,5. Вычислите равновесные концентрации СО и СО2, если их начальные концентрации были равны, соответственно, 0,05 и 0,01 моль/дм3. Т е м а V Т е м а VI РАСТВОРЫ. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ Т е м а VII ВОДОРОДНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
1. Дайте определение понятия «электролитическая диссоциация». Какие вещества относятся к электролитам и к неэлектролитам? В чем сходство и в чем различие механизмов электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью? а) Составьте в молекулярной и ионно-молекулярных формах уравнения реакций взаимодействия в водных растворах следующих веществ: нитрата свинца(II) и сероводорода; сульфита бария и соляной кислоты; гидроксида натрия и гидроксида алюминия. б) Водородный показатель (рН) раствора гидроксида натрия равен 11. Рассчитайте массу щелочи, содержащейся в указанном растворе объемом 10 дм3, если его плотность равна 1 г/см3, а степень диссоциации щелочи составляет 100 %. 2. Какую роль играет растворитель в процессе электролитической диссоциации? В чем заключается гидратация ионов? Каков состав катиона гидроксония и как он образуется? а) Составьте в молекулярной и ионно-молекулярных формах уравнения реакций взаимодействия в водных растворах следующих веществ: бромида железа(II) и гидрата аммиака; серной кислоты и гидроксида алюминия; карбоната кальция и уксусной кислоты. б) Вычислите значения рН и рОН раствора циановодородной (синильной) кислоты, если ее молярная концентрация равна 0,1 моль/дм3, а константа диссоциации составляет 7,2 · 10–10. 3. Что представляет собой ионное произведение воды и чему равна его величина при 22 оС? Что характеризует водородный показатель рН и как рассчитываются его значения в растворах сильных и слабых кислот и оснований? Как связаны между собой водородный (рН) и гидроксидный (рОН) показатели раствора? а) Составьте в молекулярной и ионно-молекулярных формах уравнения реакций взаимодействия в водных растворах следующих веществ: соляной кислоты и сульфида железа(II); нитрата серебра и сульфата аммония; гидроксида калия и гидроксида хрома(III). б) Аммиак объемом 2,24 дм3 (н. у.) растворили в воде объемом 1 дм3. Рассчитайте значения рН и рОН приготовленного раствора, если константа диссоциации гидрата аммиака составляет 1,8 · 10–5. 4. В каком интервале изменяются значения рН растворов? Могут ли они быть равными нулю или меньше нуля? Каково соотношение величин рН и рОН в чистой воде и в разбавленных растворах электролитов? а) Составьте в молекулярной и ионно-молекулярных формах уравнения реакций взаимодействия в водных растворах следующих веществ: хлорида кальция и фосфата аммония; карбоната магния и уксусной кислоты; гидроксида цинка и гидроксида калия. б) Вычислите молярную концентрацию муравьиной кислоты в растворе, если его рН равен 3, а константа диссоциации кислоты составляет 1,8 · 10– 4. 5. Что представляет собой константа диссоциации воды? От каких факторов зависит ее величина и чему она равна при 22 оС? а) Составьте в молекулярной и ионно-молекулярных формах уравнения реакций взаимодействия в водных растворах следующих веществ: нитрата бария и сульфата железа(III); карбоната цинка и азотной кислоты; аммиака и хлорида алюминия. б) Молярная концентрация азотистой кислоты в растворе равна 0,1 моль/дм3, а концентрация ионов водорода в нем составляет 6,3 · 10—3 моль/дм3. Рассчитайте значение константы диссоциации указанной кислоты. 6. Охарактеризуйте кислотно-основные свойства гидроксидов, образованных элементами группы III-A и объясните причину их изменения в ряду B(OH)3 – Tl(OH)3. а) Составьте в молекулярной и ионно-молекулярных формах уравнения реакций взаимодействия в водных растворах следующих веществ: карбоната аммония и уксусной кислоты; нитрата железа(III) и аммиака; силиката натрия и оксида углерода(IV). б) В воде объемом 1 дм3 растворили дигидрат гидроксида бария массой 1,035 г. Рассчитайте значения рОН и рН полученного раствора, если его плотность равна 1 г/см3, а степень диссоциации основания по обеим стадиям составляет 100 %. 7. Что характеризует и как выражается степень электролитической диссоциации? От каких факторов она зависит? Каким образом можно изменить величину степени диссоциации слабого электролита? Приведите соответствующие примеры и объясните их. а) Составьте в молекулярной и ионно-молекулярных формах уравнения реакций взаимодействия в водных растворах следующих веществ: аммиака и уксусной кислоты; оксида алюминия и гидроксида натрия; карбоната кальция и азотной кислоты. б) Раствор объемом 14,8 см3 с массовой долей серной кислоты, равной 90 % (плотность раствора – 1,84 г/см3), разбавили водой до объема 5 дм3. Рассчитайте значения рН и рОН полученного раствора, если в нем степень диссоциации кислоты по обеим стадиям составляет 100 %. 8. Что представляет собой и как выражается константа диссоциации слабого электролита? От каких факторов зависит ее величина? Как она связана со степенью диссоциации данного электролита? а) Составьте в молекулярной и ионно-молекулярных формах уравнения реакций взаимодействия в водных растворах следующих веществ: фосфата кальция и соляной кислоты; хлорида меди(II) и сероводорода; ацетата алюминия и аммиака. б) Водородный показатель (рН) раствора серной кислоты равен 4. Рассчитайте массу кислоты, содержащейся в указанном растворе объемом 1 м3, если в данном случае степень диссоциации H2SO4 по обеим стадиям составляет 100 %. 9. Охарактеризуйте кислотно-основные свойства высших гидроксидов, образованных элементами третьего периода, и объясните причину их изменения в ряду гидроксид натрия – гидроксид хлора(VII). а) Составьте в молекулярной и ионно-молекулярных формах уравнения реакций взаимодействия в водных растворах следующих веществ: сульфида цинка и бромоводородной кислоты; аммиака и фосфорной кислоты; карбоната калия и оксида серы(IV). б) Рассчитайте массу уксусной кислоты, содержащейся в растворе объемом 5 м3, если рН этого раствора равен 3, а степень диссоциации кислоты в нем составляет 1,8 %. 0. Сформулируйте закон разбавления В. Оствальда и объясните его суть. Для каких электролитов он применим? а) Составьте в молекулярной и ионно-молекулярных формах уравнения реакций взаимодействия в водных растворах следующих веществ: сульфита кальция и оксида серы (IV); аммиака и нитрата железа (III); гидроксида рубидия и оксида цинка. б) Оксид углерода(IV) объемом 0,112 дм3 (н. у.) растворили в воде объемом 500 см3, при этом СО2 прореагировал лишь на 10 %. Рассчитайте значение рН приготовленного раствора приняв во внимание только первую стадию диссоциации угольной кислоты. КI(H2CO3) = 4,5·10 – 7. Тема VIII ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ 1. От чего зависит среда растворов различных солей? Приведите примеры. а) Какова среда водных растворов следующих солей: сульфат железа(III); сульфид натрия; нитрат стронция; карбонат аммония? Напишите в молекулярной и в ионно-молекулярных формах уравнения соответствующих реакций. При необходимости ответ подтвердите расчетами. 2. В чем заключается гидролиз солей, образованных слабыми основаниями и сильными кислотами? Каков его механизм? а) Какова среда водных растворов следующих солей: нитрат хрома(III); сульфат калия; карбонат цезия; фосфат аммония. Напишите в молекулярной и в ионно-молекулярных формах уравнения соответствующих реакций. При необходимости ответ подтвердите расчетами. 3. В чем заключается гидролиз солей, образованных слабыми основаниями и сильными кислотами? Каков его механизм? а) Какова среда водных растворов следующих солей: хлорид цезия; силикат калия; сульфат кадмия; сульфид аммония. Напишите в молекулярной и в ионно-молекулярных формах уравнения соответствующих реакций. При необходимости ответ подтвердите расчетами. 4. В чем заключается гидролиз солей, образованных слабыми основаниями и слабыми кислотами? В каких случаях он протекает необратимо? а) Какова среда водных растворов следующих солей: ортофосфат натрия; хлорид меди(II); иодид кальция; нитрит аммония. Напишите в молекулярной и в ионно-молекулярных формах уравнения соответствующих реакций. При необходимости ответ подтвердите расчетами. 5. Что характеризует степень гидролиза солей и от каких факторов она зависит? Ответ обоснуйте. а) Какова среда водных растворов следующих солей: сульфат железа(II); перхлорат натрия; фосфат рубидия; сульфит аммония. Напишите в молекулярной и в ионно-молекулярных формах уравнения соответствующих реакций. При необходимости ответ подтвердите расчетами. 6. Какие факторы способствуют усилению гидролиза солей? Какие условия и предосторожности необходимо соблюдать при приготовлении водных растворов сильногидролизующихся солей? а) Какова среда водных растворов следующих солей: сульфид натрия; сульфат калия; хлорид хрома(III); формиат аммония. Напишите в молекулярной и в ионно-молекулярных формах уравнения соответствующих реакций. При необходимости ответ подтвердите расчетами. 7. Что представляют собой и что характеризует константа гидролиза соли? От каких факторов зависит величина этой константы? а) Какова среда водных растворах следующих солей: бромид кальция; сульфат алюминия, ортофосфат рубидия; фторид аммония. Напишите в молекулярной и в ионно-молекулярных формах уравнения соответствующих реакций. При необходимости ответ подтвердите расчетами. 8. Каким образом константа гидролиза соли, образованной слабым однокислотным основанием и сильной кислотой, связана с ионным произведением воды? Выведите соответствующую формулу. а) Какова среда водных растворов следующих солей: нитрат железа(III); ортоарсенат аммония; ацетат бария; хлорид бария? Напишите в молекулярной и в ионно-молекулярных формах уравнения соответствующих реакций. При необходимости ответ подтвердите расчетами. 9. Каким образом константа гидролиза соли, образованной слабой одноосновной кислотой и сильным основанием, связана с ионным произведением воды? Выведите соответствующую формулу. а) Какова среда водных растворов следующих солей: нитрат алюминия; гипохлорит бария; хлорид рубидия; ацетат аммония. Напишите в молекулярной и в ионно-молекулярных формах уравнения соответствующих реакций. При необходимости ответ подтвердите расчетами. 10. Какова связь между концентрацией, константой и степенью гидролиза соли, образованной однозарядным катионом и анионом? Как зависят константа и степень гидролиза соли от температуры раствора? а) Какова среда водных растворов следующих солей: сульфид аммония; нитрат бария; сульфат хрома(III), силикат рубидия. Напишите в молекулярной и в ионно-молекулярных формах уравнения соответствующих реакций. При необходимости ответ подтвердите расчетами. Т е м а IX КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 Т е м а X ВОДОРОД. ГАЛОГЕНЫ
1. Охарактеризуйте промышленные и лабораторные способы получения водорода. а) Составьте уравнения реакций взаимодействия хлора с гидроксидом калия при нагревании; гидрида натрия с водой; термического разложения хлората калия в присутствии катализатора. б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: Cl2 → NaClO3 → NaClO4 → HCl → PCl5 → HClO. 2. Как изменяются сила кислот и их окислительные свойства в рядах: HClO – HClO2 – HClO3 – HClO4 и HClO – HBrO – HIO? Ответ обоснуйте. а) Составьте уравнения реакций взаимодействия хлора с гидроксидом калия в охлажденном растворе; перманганата калия с концентрированной соляной кислотой; термического разложения хлората калия без катализатора. б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: H2 → NaOH → NaH → H2 → Mg(OH)2 → H2. 3. Как и почему изменяются кислотные и окислительно-восстановительные свойства веществ в ряду галогеноводородов? а) Составьте уравнения реакций взаимодействия иода с хлором в водном растворе; дихромата натрия с иодидом калия в присутствии серной кислоты; гидрида кальция с соляной кислотой. б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: LiCl → LiClO3 → Cl2 → Ca(ClO)2 → HCl → PCl3. 4. Охарактеризуйте лабораторные способы получения всех галогеноводородов. Почему HBr и HI получить взаимодействием соответствующих солей с концентрированной серной кислотой? Приведите уравнения соответствующих реакций. а) Составьте уравнения реакций взаимодействия бромида калия с концентрированной серной кислотой; фтора с водой; гидрида бария с бромоводородной кислотой. б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: KBr → CsBrO3 → HBr → NaBrO → Br2→ Ba(BrO3)2. 5. Охарактеризуйте химические свойства и применение водорода. а) Составьте уравнения реакций взаимодействия иодида кальция с концентрированной серной кислотой; брома с хлором в водном растворе; алюминия с гидроксидом рубидия в водном растворе. б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: KIO3 → HI → NaIO → I2 → HIO3 → PI3. 6. Охарактеризуйте химические свойства воды. Какие вещества называются кристаллогидратами? Приведите примеры. а) Составьте уравнения реакций взаимодействия иода с раствором гидроксида кальция при нагревании; хлората натрия с концентрированной соляной кислотой; водорода с оксидом углерода(II). б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: HBr → Ca(BrO3)2 → Br2 → NH4Br → KBrO → PBr3. 7. Oхарактеризуйте химические свойства галогеноводородов. В чём заключаются химические особенности фтороводородной (плавиковой) кислоты? Чем их можно объяснить? а) Составьте уравнения реакций взаимодействия фтора с раствором гидроксида натрия; иодида аммония с концентрированной серной кислотой; золота со смесью концентрированных соляной и азотной кислот. б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: Cl2 → KClO3 → HCl → PCl5 → AgCl → Ca(ClO)2. 8. Охарактеризуйте взаимодействие галогенов с водой и растворами щелочей (при охлаждении и при нагревании). Что представляет собой «хлорная известь» и где она используется? а) Составьте уравнения реакций взаимодействия фтороводорода с оксидом кремния(IV); иода с тиосульфатом натрия; хлора с сероводородом в водном растворе. б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: NaClO3 → NaClO4 → Cl2 → CsClO → Cl2 → ClO2. 9. Охарактеризуйте получение и химические свойства хлората калия («бертоллетовой соли»). Где она находит практическое применение? а) Составьте уравнения реакций взаимодействия хлорида калия с оксидом марганца(IV) в присутствии серной кислоты; брома с гидроксидом стронция в горячем растворе; хлора с сульфитом натрия в водном растворе. б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: NaCl → Cl2O → KClO3 → ClO2 → KClO4 → Cl2. 0. Охарактеризуете кислотные и окислительно-восстановительные свойства хлороводородной (соляной) кислоты. а) Составьте уравнения реакций взаимодействия иодида кальция с концентрированной серной кислотой; иода с концентрированной азотной кислотой; гидрида лития с гидридом алюминия. б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: Br2 → KBrO3 → HBr → PBr3 → NH4Br → NaBrO.
Т е м а XI КИСЛОРОД, СЕРА И ЕЕ АНАЛОГИ
1. Чем по электронному строению атом кислорода отличается от атомов серы и ее аналогов? Каковы возможные значения степеней окисления и валентности атомов кислорода? Приведите примеры соответствующих веществ. Охарактеризуйте химические свойства концентрированной серной кислоты. а) Составьте уравнения реакций взаимодействия сероводорода с концентрированной азотной кислотой; пероксида водорода с перманганатом калия в присутствии серной кислоты; оксида серы(IV) с хлором. б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: O2 → KO2 → K2O→ KOH → KO3 → O2. 2. Каковы возможные значения степеней окисления и валентности атомов серы? Приведите примеры соответствующих веществ. Какие реакции лежат в основе промышленного способа получения серной кислоты? Укажите условия их осуществления. Охарактеризуйте химические свойства сероводорода. а) Составьте уравнения реакций взаимодействия серы с гидроксидом калия; пероксида водорода с сульфидом свинца(II); дисульфида железа(II) с кислородом. б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: Cs2S → SO2 → CsHSO3 → S → (NH4)2SO3 → (NH4)2SO4 . 3. Как и почему изменяются окислительно-восстановительные свойства простых веществ в ряду кислород – полоний? Какие аллотропные модификации образуют кислород и сера? Охарактеризуйте химические свойства разбавленной серной кислоты. а) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: S → Na2S2 → S → Na2S2O3 → Na2SO4 → NaHSO4 . 4. Охарактеризуйте строение молекулы серной кислоты. В чем заключается принципиальное отличие окислительных свойств серной кислоты в ее разбавленных и концентрированных растворах? Приведите примеры реакций. а) Составьте уравнения реакций взаимодействия концентрированной серной кислоты с медью; пероксида натрия с горячей водой; сероводорода с хлором в водном растворе. б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: H2SO4 → H2S2O7 → KHSO4 → K2S2O7 → K2SO4 → SO2. 5. Как и почему изменяются кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ в ряду водородных соединений элементов группы VIА? Охарактеризуйте химические свойства воды. а) Составьте уравнения реакций взаимодействия концентрированной серной кислоты с серой; кислорода с сульфитом натрия; пероксида водорода с перманганатом калия в нейтральном растворе. б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: SO2 → Na2S2O3 → S → NaHSO3 → SO3 → Na2S2O7. 6. Какие вещества относятся к пероксидам? Каковы строение молекулы Н2О2, его окислительно-восстановительные и кислотно-основные свойства. Как получают это вещество в промышленности и где оно используется? а) Составьте уравнения реакций взаимодействия тиосульфата натрия с иодом; сероводорода с дихроматом натрия в присутствии серной кислоты; термического разложения перманганата калия. б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: SO3 → H2S2O7 → H2SO4 → H2S → S → Na2S2O3. 7. Охарактеризуйте строение молекулы оксида серы(IV), его получение, кислотные и окислительно-восстановительные свойства. Изобразите графическую формулу тиосерной кислоты. Каковы продукты взаимодействия тиосульфата натрия с соляной кислотой; с иодом в водном растворе; хлором в водном растворе? а) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: K2S → S → Na2SO3 → H2S → NaHS → SO2. 8. Охарактеризуйте строение молекулы оксида серы(VI), его получение, кислотные и окислительные свойства. Какие кислоты называются полисерными? Что представляет собой олеум, как его получают и где используют? а) Составьте уравнения реакций взаимодействия серы с концентрированной азотной кислотой; оксида серы(IV) с перманганатом калия в водном растворе; сульфита натрия с серой. б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: Li2SO3 → SO2 → SO2Cl2 → H2SO4 → SO2 → Na2S. 9. Охарактеризуйте лабораторные и промышленные способы получения кислорода. Каково строение молекулы озона? Как он образуется и где находит практическое применение? Охарактеризуйте химические свойства сероводорода. Что такое полисульфиды? Приведите примеры. а) Составьте уравнения реакций взаимодействия тиосульфата натрия с хлором в водном растворе; пероксида водорода с перманганатом калия в присутствии гидроксида натрия; кислорода с сульфидом меди(I). б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: CuSO4 → CuS → SO2 → NaHSO3 → Na2S2O3 → H2SO4. 0. Как изменяется состав, кислотные и окислительные свойства высших гидроксидов в ряду S ― Se ― Te? Как получают селеновую и ортотеллуровую кислоты? Напишите уравнения реакций взаимодействия концентрированной селеновой кислоты с золотом; с хлороводородом; с оксидом фосфора(V). а) Составьте уравнения реакций взаимодействия сульфида натрия с дихроматом натрия в присутствии серной кислоты; озона с иодидом калия в водном растворе; концентрированной серной кислоты с сероводородом. б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: PbS → PbSO4 → Na2SO4 → NaHSO4 → Na2S2O7 → Na2SO4.
Т е м а XII АЗОТ 1. Изобразите графическую формулу и рассмотрите строение молекулы аммиака (тип и полярность связей, тип гибридизации орбиталей атома N, геометрическую форму и полярность молекулы). Охарактеризуйте физические и химические свойства, физиологическое действие указанного вещества. а) Составьте в молекулярной и ионно-молекулярных формах уравнения реакций взаимодействия аммиака в водных растворах с хлоридом железа(III); с серной кислотой; с перманганатом калия. б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: NH4NO3 → NH4Cl → N2 → NH4NO2 → NaNH2 → N2O. 2. Изобразите графические формулы и рассмотрите строение молекулы оксида азота(IV) (тип и полярность связей, тип гибридизации орбиталей атома N, геометрическую форму и полярность молекулы). Охарактеризуйте физические и химические свойства, физиологическое действие указанного вещества. К какому классу оксидов он относится и где находит практическое применение? а) Составьте уравнения реакций получения аммиака в лабораторных условиях. Какова среда водных растворов аммиака? Какие процессы происходят при растворения его в воде? Чем схожи и чем отличаются «нашатырный спирт» и «аммиачная вода»? б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: N2 → NH4NO3 → NH3 → N2O → (NH4)2SO4 → NО. 3. Изобразите графическую формулу и рассмотрите строение молекулы азотной кислоты (тип и полярность связей, тип гибридизации орбиталей атома N, геометрическую форму и полярность молекулы). Охарактеризуйте физические и химические свойства азотной кислоты. В чем заключаются ее химические особенности? Как влияет концентрация азотной кислоты на ее окислительные свойства? а) Составьте уравнения реакций термического разложения нитратов аммония, цезия, свинца(II) и серебра; карбоната, нитрита и дихромата аммония. б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: HNO3 → NH3 → (NH4)2Cr2O7 → N2 → N2O → N2O3. 4. Изобразите графическую формулу и рассмотрите строение молекулы азота (тип и полярность связей, их виды, тип гибридизации орбиталей атома N, полярность молекулы). Охарактеризуйте его физические и химические свойства, лабораторные способы получения. Какие соединения азота образуются путем его непосредственного связывания? Приведите уравнения соответствующих реакций и укажите условия их протекания. а) Составьте уравнения реакций термического разложения нитратов алюминия, калия и ртути(II); сульфида, нитрата и иодида аммония. б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: NH4Cl → N2 → NaNH2 → NH4NO3 → NO2 → N2O. 5. Изобразите графическую формулу и рассмотрите строение молекулы азотистой кислоты (тип и полярность связей, тип гибридизации орбиталей атома N, геометрическую форму и полярность молекулы). Почему азотистая кислота проявляет как окислительные, так и восстановительные свойства. Охарактеризуйте устойчивость данной кислоты. Как ее получают? Приведите уравнения соответствующих реакций. а) Составьте уравнения реакций термического разложения нитратов бария, хрома(III), ртути(I); нитрита, сульфита и дихромата аммония. Какая реакция является качественной на катионы аммония? б) Напишите уравнения реакций, соответствующих превращениям: Na3N → NH4NO3 → KNO3 → KNO2 → N2 → N2O. 6. Чем по строению внешнего энергетического уровня атом азота отличается от атомов других элементов группы V-A? Какие значения валентности и степеней окисления характерны для атомов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.71 (0.017 с.) |