Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ГЛАВА 4. Грамматика программ.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В современном лексиконе слово «программа» в применении к человеческой психике стало чрезвычайно популярным, и само это понятие сделалось чуть ли не мифологическим. О нем говорят, кто с трепетом, кто со скептической иронией, кто — преисполнившись таинственной многозначительности. Как только мы проясним значение этого слова, многое значительно упростится. Греческое programma — «объявление», «предписание», «предварительное описание». Сам же процесс программирования осуществляется посредством того, что мы называем умом. Что такое ум? Ум — это такое психическое устройство, которое преобразует информацию в опыт. Через него индивид получает возможность планировать и прогнозировать свои последующие действия. Можно сказать, что техническим обеспечением этой виртуальной машины является система рефлексов. Если я обжегся о горячий утюг, то вряд ли в следующий раз я буду безалаберно хвататься за этот предмет. На основании определенного действия и связанного с ним состояния моим умом был сделан вывод, а последний в свою очередь сформировал очередную стратегию поведения. Значит, ум оценивает и делает выводы. Он — думает. В этом его отличие от разума. Разум — нечто другое. Сама частица раз- в применении к некоему понятию означает нечто оппозиционное тому, что в данном понятии заложено. Обиходные примеры хорошо это иллюстрируют: раздеть противоположно одеть, разуть — обуть, разъять — объять. В своем ядерном значении означает также через, сквозь. Стало быть, разум демонтирует ум, разум раз-умеет. Он не думает, а раз-думывает, размышляет. Ум примитивен, разум интеллектуален и в этом смысле в какой-то степени духовен. Можно сказать, что разум, проникая через ум, сквозь ум, находится за умом. Ум чистит зубы и отдергивает руку от утюга, разум создает теорию относительности и Лунную сонату. Животное может быть умным, но никак не разумным. Homo sapiens — человек именно разумный, а не умный! Даром ли говорят о Всемирном Разуме, но никак не о Всемирном Уме? Разумный означает — способный проявлять себя креативно, творчески и созидающе. Разум — также и то, что не только за умом, но и над умом. В этом их основное отличие. Ум на самом деле индифферентен к его носителю. Он, что называется, себе на уме. И потому вовсе не озабочен нуждами своего обладателя: как компьютер, который призван обслуживать потребителя, но которому вовсе нет никакого дела до своего хозяина. Он холоден и безучастен и просто делает свое дело. Ум — только умеет и не более того. Однако это вовсе не означает, что не следует заботиться о своем уме. Как и всякий механизм, он требует к себе известной заботы и внимания. Важно здесь другое — остаться в состоянии над умом, а не отождествляться с ним, что и происходит с большинством особей. Теперь подробно рассмотрим алгоритм, по которому работает машина ума. 1. Каждое событие, происходящее с индивидом или имеющее к нему хоть какое-то отношение, неизбежно интерпретируется умом, то есть оценивается с точки зрения его позитивных или негативных свойств. 2. На основании произведенной оценки ум делает соответствующий ей вывод, выносит свой категорический вердикт. 3. Постольку поскольку всякий вывод представляет собою некое завершающее суждение, четкий итог, то вскоре он становится предписанием. 4. Предписание можно определить как руководство к действию в соответствии с принятым выводом, который теперь уже обладает статусом закона. Следовательно, речь здесь идет уже о программировании. 5. Программа, до поры до времени существующая как тенденция, при определенном напряжении, сгущении ее параметров конденсируется в Установку — непосредственный импульс к действию. 6. Действие приводит к Результату — финалу всего процесса. Вырисовывается следующая цепочка: событие — вывод — программа — установка — действие — результат (событие). Причем получаемый результат, который мы можем обозначить как Событие 2, являет собой своеобразное повторение изначального События 1. Символический круг замыкается. Особь попадает в западню замкнутого цикла, действие которого на данном этапе отнюдь не заканчивается, но содержит в себе тенденцию к постоянному воспроизведению через определенные интервалы времени. Запись регулярно прокручивается с механическим упорством магнитофонной ленты до скончания биологических дней субъекта, кроме тех случаев, разумеется, при которых происходит перепрограммирование. Таким образом, получается, что цепочка последующих событий неизбежно возвращает нас к одной и той же ситуации. Несмотря на формальное разнообразие ситуаций, их скрепляет единый контекст. Можно сказать, что каждое последующее событие фактически является очередной копией события предыдущего с подобным смысловым содержанием. Последнее же, в свою очередь, также представляет собой не более чем звено в некоем ряду, содержащем в себе универсальный смысл общей заданности. То есть речь идет, по сути, об одном и том же событии! Житейская иллюстрация. Любой пример, взятый из повседневной жизни, убедительно проиллюстрирует действенность вышеприведенной выкладки. Не столь уж редко приходится наблюдать семейные коллизии, где супруги расходятся друг с другом, вынуждая ребенка делать выбор, с кем остаться. Рассмотрим пример негативного программирования. 1. Событие 1. Уход одного взрослого от другого взрослого. 2. Интерпретация ума. «Уход от меня!» 3. Вывод ума. «Если от меня ушли, стало быть, я уже не нужен. Раз я не нужен, значит, меня не любят. Коли не любят, то и не за что любить. Следовательно, я плохой и во мне что-то не то». 4. Программа. «Меня не любят и меня бросают». 5. Установка (реализующаяся через определенные, возможно, и продолжительные интервалы времени). «Даже если любовь существует, то я ее не достоин». 6. Результат (Событие 2). Уход мужа или жены. Подобная механика объясняет и то, почему фактором риска для последующего семейного или личного благополучия является развод родителей одного из супругов, происшедший, когда он или она были еще детьми. Основываясь на приведенной схеме, мы можем прояснить любую ситуацию, случающуюся в жизни индивида. Используя подобные принципы, мы способны ход событий изменить. Практика перепрограммирования базируется на тех же законах и механизмах. Но, прежде чем приступить к ней, полезно осмыслить следующие базовые положения.
• Любое событие нейтрально. Это значит, что само по себе оно ни плохое, ни хорошее. Оно случилось и имеет место быть. Ту или иную значимость ему придает наш ум. • Любое событие дуально. Это значит, что оно включает в себя антагонистические составляющие, которые при взаимодействии друг с другом уравновешиваются и порождают его конечную нейтральность. Нейтральность — это завершающий синтез, благодаря которому поддерживается установленный порядок вещей. Ум выбирает то или иное свойство данного события исходя из степени своей причастности к последнему, наделяет его актуальностью и значением, а затем выводит частный эпизод в ранг обобщения. Ум занят тем, что постоянно обобщает. Самобытная же истинность данного обобщения, то есть его адекватность реальности, в расчет не берется. Из этого следует весьма важный вывод: если организм способен управлять своим умом, то он может перенаправить его внимание к другой смысловой составляющей события и тем самым активизировать новую цепочку причинно-следственных связей. Позитивное самопрограммирование. Обратимся к нашему примеру с ребенком. Первый вариант выделения из ситуации одной ее части и интерпретации ее как негативной мы рассмотрели. Теперь же осмыслим способ, посредством которого можно совершить позитивное перепрограммирование, то есть рассмотрим пример позитивного программирования. 1. Ситуация. Взрослый уходит от взрослого. 2. Интерпретация ума. «Взрослые расстаются, но я-то остаюсь!» 3. Вывод ума. «В любом случае, я остаюсь. И если я остаюсь, то я продолжаю жить. А раз я жив, то представляю собой несомненную ценность. Стало быть, я нужен, и во мне есть что-то особенное. И поэтому меня есть за что любить!» 4. Программа. «Я всегда и в любом случае остаюсь жив. И эта моя жизнеспособность притягивает окружающих». 5. Установка. «Я достоин любви, и во мне присутствует сила». 6. Результат. Способность к установлению эффективных взаимоотношений с миром, людьми, самим собой. Подобным же образом можно нейтрализовать любую сиюминутную ситуацию, представляющуюся актуальной. При этом меняется не отношение к ситуации, а сама сумма обстоятельств! Ниже предлагается алгоритм самоосознания, позволяющий депрограммировать, то есть стереть, нежелательную психоинформационную матрицу и сформировать позитивное предписание. 1. Я осознаю, что происходящее со мною само по себе не является ни плохим, ни хорошим. 2. Тем не менее происходящее со мною беспокоит и тревожит меня. 3. Но теперь я знаю, что некая механическая часть моей личности, называемая умом, на основании своей логики просто сделала вывод о том, что данная ситуация для меня вредна. 4. С другой стороны, мне известно, что любое событие само по себе нейтрально. И в то же время оно — дуально, то есть двойственно, а это означает, что оно не только содержит в себе плохой для меня фактор, но и хороший. 5. И поскольку я осознаю, что я не есть мой ум, я могу отделиться от него и подняться над ним, заняв позицию разума. 6. Это означает, что я обретаю тем самым способность управлять и руководить моим умом. 7. И я направляю внимание своего ума на позитивную составляющую актуальной для меня ситуации. 8. Я осознаю и знаю, что происходящее со мною есть для меня — благо. 9. А потому я испытываю чувство доверия, принятия и благодарности к тому, что со мною происходит! ГЛАВА 5. Кризис.
Многие принимают разнообразные трансформации устоявшихся жизненных структур за беды или наказания, в связи с чем и начинают испытывать растерянность, недоумение, страх, тревогу и теперь уже предаются реальному самоистязанию. Круг замыкается и становится порочным. И, увы, этот круг оказывается слишком прочным, чтобы мановением здравой мысли в одно мгновение разорвать его. Основная беда обывателя заключается в его обиде на мир, что действенно усугубляет начатое разрушение и углубляет внутренний конфликт между бессознательным разумом и начиненным всевозможными программами умом. Тем не менее выход из западни существует. Для этого исследуем своеобразную анатомию явления, получившего название «Кризис». Прежде всего следует отдать себе отчет в том, что появление на свет человека сопровождается болью и ужасом. И свет этот оказывается мраком. Повинуясь инстинкту самосохранения, новорожденное существо стремится выбраться из тупика, каковым для него становится мир. В качестве способа спасения новоявленная особь испытывает стремление вернуться обратно в Эдем материнского чрева, но такой вариант невозможен в силу необратимости происходящего, ибо в прошлое невозможно попасть. Никакого прошлого, оно уже про шло, следовательно, путь в прошлое заказан. Как можно попасть в то, чего нет? Появившаяся особь, несмотря на ее инстинктивное влечение вернуться в мир нирванического блаженства, не способна его реализовать. Но тем не менее ее нужда удовлетворяется при участии матери, которая в новой ситуации остается все тем же объектом защиты. Она снова замыкает ребенка в себе, заключая его в объятия и прижимая к живительной груди. По сути дела, объятие представляет собой имитацию материнского чрева, и поэтому оно способно усыпить и погрузить в расслабленное состояние. Мы инстинктивно обнимаемся, чтобы регрессировать на детский уровень и получить ощущение слитности и единства. В подобном состоянии пребывает и младенец, взаимодействующий с матерью. Он получает пищу, тепло, чувство защиты и безопасности как некое подтверждение того, что он жив. В психоанализе эта фаза в развитии человека известна как «магическое галлюцинаторное величие», когда ребенок чувствует, что его желания могут тут же исполниться. Период жизни от рождения до примерно шести месяцев называется «симбиотическим». Дитя не разделяет мир на внутренний и внешний. В его восприятии нет границ и разграничений. Между ним и матерью устанавливаются отношения, воплощающиеся в чувстве полного слияния. Такое слияние и есть симбиоз. Травма и драма рождения теряют свою остроту и вытесняются новыми возможностями обретения покоя. В данной ситуации как бы воспроизводится изначальная благость непосредственной связи с космическим ритмом. Однако к шести месяцам наступает неизбежное отделение ребенка от матери, получившее название «сепарации — индивидуации», что переживается как новое потрясение, вторичный шок, следующий за тем, которым сопровождалось рождение. В общем, получается, что сама жизнь человеческая — это шок. В неоформленное сознание врываются новое отчаяние и разочарование. К ребенку является понимание того, что они с матерью вовсе не единое целое, рушится иллюзия всемогущества. Начинается эпоха кризиса и новых испытаний. И естественным образом возникает вопрос — а для чего, собственно, все это нужно? Ответ же вполне очевиден — ради выживания. Ведь если особь продолжит свое пребывание в состоянии симбиотической слитности, она не сможет самостоятельно познавать реальность, то есть реализоваться, что неизбежно приведет к потере ориентации в мире, а это создает уже непосредственную угрозу гибели. Поэтому в начинающейся жизни человека подобный кризис представляется поворотной точкой — моментом начала постижения действительности, переходом на качественно новый этап развития и существования. И здесь важно присутствие гармоничного соотношения предоставляемой свободы, то есть степени отделенности — сепарации и наличия опеки, защиты. Получается, что только посредством кризиса можно изменить качество жизни в сторону ее усиления. Именно таким образом — через разделение — ребенок переходит на следующий уровень развития -постижения и освоения. Теперь же обратимся к исследованию так называемой взрослой жизни, которая представляет собой повторение и воспроизведение тенденций, сформированных на начальных этапах бытия человека. Проще говоря, наша жизнь — это повторение. (См. Закон возвращения.) Мы всего лишь повторяем навыки, усвоенные некогда, и, в сущности, благодаря этому мы обладаем возможностью существовать, в связи с чем и приведу примеры, очевидность которых не вызывает никаких сомнений. Однажды, следуя программе, ребенок встает на ноги и идет. С тех пор ничего не меняется в принципе — ходьба остается как навык, несмотря на некоторые изменения в ее форме, стиле, ритме и прочем. Однажды человек начинает произносить слова, и в дальнейшем они в его речи повторяются. Теперь мы можем сделать более широкое обобщение. Психобиологическое соотношение Симбиоз — Сепарация, то есть Слияние — Отделение, также повторяется, правда в несколько видоизмененной форме, на протяжении всей жизни явно или скрыто. Данная тенденция осознается более четко и явно, если мы изучим такое понятие, как быт. Само это слово, столь распространенное и обыденное, на самом деле таит в себе множество загадочных смыслов. За внешней простотой, чуть ли не примитивностью, скрывается завораживающая глубина. Быт как материнский символ. Проведем исследование и, прежде всего, зададимся вопросом — а что, собственно, такое быт? Каково его определение? Обобщенно, хотя в равной мере столь же конкретно, можно данное понятие определить следующим образом. Быт — это то, что окружает человека и вступает с ним в отношения собственности. И здесь обнаруживаются следующие аспекты быта. 1. Свойство ограждать. 2. Свойство защищать. 3. Свойство принадлежать. 4. Свойство утешать. Важно при этом иметь в виду, что не все окружающее нас является нашим бытом, а только то, чему придается значение «своего», «собственного», «родного». Таким образом, Быт представляет собой Материнский Символ. Известно, что, как только мы переступаем порог своего Жилого пространства и помещаем себя в домашние тапочки, мы регрессируем, то есть символически возвращаемся в младенческое, а порой даже и эмбриональное состояние. Следовательно, бытовые отношения есть отношения симбиотические. Но не будем забывать, что симбиоз благотворно действует лишь на определенном этапе развития, после чего он уже становится угрозой этому самому развитию. И тогда наступает неизбежная сепарация — в силу действия программы выживания. Существо отделяется от матери для того, чтобы вступить в самостоятельные отношения с Миром и в конечном итоге научиться воспроизводить себе подобных. NB. Значит, если личность регрессирует до такой степени, что это уже начинает представлять опасность для ее программы выживания, то включается механизм сепарации как действенный противовес симбиотическому регрессу. Как уже говорилось ранее, сепарация переживается как некий кризис и связана с лишениями. Наши кризисы с математической точностью адекватны степени нашей регрессии. Если последняя невелика, то и потери малы и могут проявляться в лишении каких-то вещей. Более глубокий уровень регрессии лишает нас каких-то отношений, к примеру дружеских, семейных, деловых. Крайняя степень регрессии лишает человека здоровья или жизни. Он умирает — для того чтобы выжить. Житейские драмы. Приведу примеры из практики моей консультационной работы. На прием пришла женщина и рассказала такую историю. Она вполне благополучно жила с мужем и дочерью. Семейная ситуация складывалась весьма удовлетворительным образом, и не возникало никаких причин для беспокойства. Дочь поступила в престижное учебное заведение, муж успешно работал в одной влиятельной фирме. Жизнь складывалась ровно и спокойно, с незначительными проблемами, общими друзьями и безоблачным времяпрепровождением. Как-то в очередной раз они выезжают отдохнуть на море. И там глава семейства погибает от внезапного приступа удушья, случившегося с ним в воде, вблизи берега, при ясном солнечном дне. Обращает на себя внимание одно — внезапность, неожиданность происшедшего на фоне совершенного благоденствия. Однако, анализируя события, я обнаружил в этой и в других известных мне ситуациях ряд настораживающих знаков. Анализируя самые разные случаи, обратим внимание, что всегда прослеживается одна особенность — люди достигали определенного уровня бытового комфорта и вдруг среди полнейшего благоденствия с ними случались трагические происшествия. Какая здесь взаимосвязь? С учетом обнаруженных закономерностей можно полагать, что в обеих семьях наступила выраженная регрессия до симбиотического состояния, превысившая некий критический порог, и в качестве неизбежной реакции включился процесс сепарации. Важно заметить, что крайняя степень регрессии наступает не сразу. Процесс происходит поступательно и постепенно, и вся беда в том, что зачастую люди не улавливают признаков начинающейся регрессии. А ведь о них можно судить по тем ситуациям, которые называют мелкими, досадными неприятностями. Все они — мини-кризисы, призванные вытащить человека из симбиотической ловушки. Вместо того чтобы осознать это и переформировать свою стратегию взаимоотношений с миром, личность начинает озлобляться или роптать или же вступает в борьбу со всеми этими «наваждениями», которая в конечном итоге оборачивается в борьбу с самим собой. А в этой борьбе победителей нет, схватка заканчивается фатально. Что же следует предпринять, дабы не быть раздавленным собою же придуманными тисками? Ниже я привожу рекомендуемую мною формулу осознавания и переформирования контекста текущего события. 1. Я осознаю, что в настоящее время нахожусь в ситуации кризиса. 2. Я также в полной мере осознаю, именно осознаю, а не внушаю себе и не уговариваю себя, что мой кризис для меня — благо. 3. Ибо он позволяет мне выйти из заточения той ловушки, которая представляет угрозу моему развитию, моей жизни. 4. В этом смысле кризис предоставляет мне возможность трансформации. 5. Ведь настоящая, истинная трансформация возможна только через кризис, когда разрушаются уже отжившие свое старые формы, расчищая дорогу новым возможностям, новым качествам жизни. 6. Именно благодаря кризису я выживаю и живу. И это не внушение, не настрой, не утешение, а осознанное понимание происходящего. 7. Через кризис и в кризисе я обретаю освобождение и свободу, ведь при этом рвутся мои цепи и рушатся оковы. 8. Потому я с уверенностью ставлю знак равенства между кризисом и трансформацией. Кризис = трансформация. ЧАСТЬ 3. ОТНОШЕНИЯ.
ГЛАВА 1. Взаимоотношения.
Вся наша жизнь состоит из взаимоотношений с людьми, с природой, с вещами, с собой. И все наши взаимоотношения — это прежде всего мы сами, они отражают наше отношение к самим себе. А наше отношение к самим себе — это отношение к нам взрослых, когда мы были детьми. Все наши значительные взаимоотношения есть проявление взаимоотношений с одним из наших родителей. И пока мы не расчистим наши взаимоотношения с родителями, мы не создадим эффективных взаимоотношений с другими людьми. Так что наши взаимоотношения с другими — это зеркало нас самих. То, что мы в жизни привлекаем, является прямым отражением наших качеств и наших убеждений. Как мы уже раньше говорили, чаще всего происходит так, что качества, которые нас отталкивают в других, — это прежде всего наши собственные качества. Подумайте о том человеке, который вас больше всего раздражает. Опишите все его отрицательные качества, которые бы вы хотели изменить в нем, а затем загляните в глубь себя и посмотрите, не найдете ли вы там нечто подобное. После чего спросите себя, готовы ли вы сами к перемене. И только тогда, когда вы сами начнете меняться, подобные люди тоже или начнут меняться, или уйдут из вашей жизни. Если ваш сотрудник упрямится и не желает выполнять свою часть работы, подумайте о том, как вы привлекли его в свою жизнь. Насколько ленивы и упрямы вы? Если у вас складываются проблемы в семье, загляните в глубь себя и подумайте, какое ваше убеждение привлекло в вашу жизнь того человека, с которым вы сейчас живете. Если вас раздражают привычки вашего ребенка, у вас точно такие же привычки. И если вы хотите, чтобы ваши воспитательные мероприятия подействовали, изменитесь сами и избавьтесь от тех самых привычек. Тогда вам не придется «воспитывать». Все это убеждает нас в том, что существует только один способ изменить что-либо в других — это измениться самому. Не растрачивайте вашу драгоценную силу на критику других, лучше направьте ее на собственные перемены. И не делайте из себя беспомощных жертв. Что же касается любви, то она всегда находится внутри нас самих. И если вы постоянно ищете любви, то вряд ли что-нибудь из этого получится. Люди всегда инстинктивно тянутся к тому человеку, который прежде всего любит себя. Любовь — это всегда энергия, всегда излучение, и такой человек излучает эту энергию, он переполнен ею, и другие это ощущают. Чем больше и искреннее вы любите себя, тем сильнее будут любить вас. Думайте о себе только положительно и в настоящем времени. Не внушайте, а именно думайте, осознайте. Осознание — более мощная сила, чем внушение. Сформулируйте сами для себя положительные утверждения, которые смогут изменить к лучшему вашу жизнь, и концентрируйтесь на них в настоящем моменте. Именно в настоящем. Не заявляйте о том, чего вы не хотите, а только то, к чему вы стремитесь. Не следует, например, говорить себе подобным образом: «Я не хочу быть вялой и безынициативной личностью», утверждайте: «Я — яркая личность. Я постоянно ощущаю свой тонус и готовность действовать. Я ощущаю свою решительность и силу». Важно постоянно делать подобные положительные утверждения, тогда ваше подсознание реализует их. И в вашей жизни произойдет все именно так, как вы хотите. Любовь к себе — это проявление деятельности нашего разума. А разум можно тренировать так же, как и тело. Все дело в том, что и самонеприятие, и самоненависть, и самокритика, и комплекс неполноценности есть результат подобных тренировок, и первыми нашими тренерами были взрослые. Более того, вся наша жизнь является тренировкой и ее результатом. Начните тренировать свой разум в любви к себе, и вы обязательно добьетесь рекордов. Процесс «Преобразование». А теперь настало время взять список всех своих отрицательных утверждений и преобразовать их в положительные. Подойдите к зеркалу (пусть оно будет вашим постоянным рабочим инструментом) и, вместо того чтобы сказать себе: «Мне нужно освободиться от своей скованности и нерешительности», скажите: «Я совершенно свободная от всех комплексов личность. Я чувствую внутреннюю свободу и желание общаться. Я общаюсь легко и свободно, я не забочусь о том, чтобы понравиться окружающим. Я и так знаю, что нравлюсь им, а если — нет, то это не мои проблемы». ГЛАВА 2. Язык тела.
В Сакральной Традиции понятие «тело» связывалось с Мировым Древом, а также с тем, что связывает душу, являясь образом последней. Подобный подход известен как холистический, или целостный, который подчеркивает единство вещественного и невещественного. На основе сказанного становится вполне очевидной и явственной антропологическая и этимологическая обоснованность такого понятия, как психосоматика, получившая в наше время благодаря психоанализу столь бурное развитие. Что в общем-то подчеркивает действенность мысли: модерн — это актуализация архаического. Стало быть, если строго придерживаться логической последовательности, то говорить о медицине или психологии не-психосоматической по меньшей мере абсурдно. В связи с тем, что данная парадигма в современном человековедении является актуальной и практически действенной, рассмотрим ее основополагающие позиции, которые определим как психосоматическую диагностику. Согласно данной парадигме:
• мы сами создаем болезни в нашем теле, ибо тело, как и все остальное в нашей жизни, есть прямое отражение наших убеждений; • кроме того, мы уже говорили, что наше тело представляет собой универсальный контейнер, в котором накапливаются различные подавленные и вытесненные эмоции в виде мышечных зажимов, физических блоков, препятствующих нормальной циркуляции энергии, тем самым способствуя возникновению болезненного состояния; • каждая клетка нашего организма реагирует на каждую нашу мысль и каждое наше слово. И наше тело начинает себя вести в соответствии с нашим образом мыслей. Наше тело постоянно пытается говорить с нами, подсказывать нам, но мы этого не замечаем и продолжаем создавать и накапливать болезни. Если мы научимся понимать язык тела, то мы сможем избежать самых различных и достаточно серьезных проблем со своим здоровьем. Ниже я даю самые основные психосоматические критерии, по которым вы можете определить зоны своего неблагополучия и поработать с ними. Это своего рода начальный словарь, но если вы его усвоите, вы уже будете на достаточном уровне понимать тот язык, на котором разговаривает с вами ваше тело. • Волосы символизируют силу. Проблемы с волосами -признак хронического страха. Когда человек испуган, он как бы втягивает голову в плечи, словно пытается защититься от нападения. При этом создается сильное напряжение в плечевом поясе, распространяющееся и на голову, что в свою очередь блокирует питание волосяных мешочков. • Уши. Проблемы возникают тогда, когда в жизни происходит нечто такое, чего наотрез не хочется слышать. Боль в ушах сигнализирует о выраженном раздражении, источником которого является то, что вам приходится слышать. • Глаза. Проблемы с глазами означают символический протест против того, что приходится видеть, в частности, в себе самом или собственной жизни. Возникающие микронапряжения в глазных мышцах изменяют фокус, и зрение рассеивается. Когда привычка к подобной физиологической реакции становится прочной, соответственно и изменения делаются стойкими. • Шея. Отражает такую способность мышления, как его гибкость. Проблемы с шеей могут указывать на упрямство и ригидность, «упертость» в собственные установки. • Горло. Самоутверждение. Недаром существуют такие общераспространенные выражения, как: «отдать за кого-то свой голос», про иного говорят: «у него совсем нет своего голоса». Кашель зачастую выражает бессознательное сопротивление. Проблемы с самоутверждением психосоматически проявляются в болезнях горла. • Спина. Телесный символ поддержки и защиты. • Легкие. Способность участвовать в трансформации жизненной энергии. Обеспечение жизненного пространства. Проблемы с ними могут отражать бессознательный страх перед жизнью. Астма — это сигнал нежелания жить самостоятельно, страха перед откровенностью, искренностью и боязни перемен. • Грудь. Материнский принцип. Встречаются ситуации, которые метафорически характеризуют — «задушить своим вниманием», «задушить своей любовью». Проблемы с грудью связаны с данным проявлением. • Сердце. Любовь. Нарушение сердечной деятельности связано с недостатком чувства любви и безопасности, невниманием к собственным чувствам, эмоциональным самоподавлением, боязнью открыться спонтанным чувствам, заниженной самооценкой по типу «не достоин любви». • Сосуды. Регуляция жизненного тонуса. Гипертония развивается как следствие самоуверенного желания взять на себя непосильную нагрузку, одержимости трудом без отдыха и передышек, потребности оправдать ожидания окружающих, стремления к утверждению собственной значимости перед другими, что является проявлением склонности к перфекционизму. • Зубы. Сила. Решительность. Первое соприкосновение с незнакомой информацией. Подготовка к перевариванию. Размельчение информации. Проблемы с зубами отражают нерешительность и несамостоятельность. Иногда потеря зубов может означать символическую кастрацию, как самонаказание вследствие чувства вины, реактивно возникшей на стремление к наслаждениям. Здесь обращает на себя внимание примечательное совпадение, что сладости, от которых якобы «портятся зубы», и «наслаждение» — слова одного корня. • Желудок. Усвоение новой информации. Расстройства желудка отражают тенденцию застревать в прошлом, привязанность к старым идеям и неготовность взять ответственность за настоящее. Гастрит возникает на фоне длительной раздражительности. Изжога — свидетельство подавленной агрессивности. • Поджелудочная железа. Переработка и усвоение сладостного чувства любви. Диабет развивается как следствие потребности в контроле и сопротивления принятию и усвоению любви. • Печень. Фабрика организма по переработке негативной, токсической информации. Неразряженный гнев приводит к нарушению деятельности данного органа. • Желчный пузырь. Переработка агрессии в таких ее вариантах, как злобность и раздражительность. Выражение «желчный характер» психосоматически весьма точно. • Толстая кишка. Освобождение от лишнего, переваренного и потому отжившего свое прошлого. Колиты и запоры являются непосредственной реакцией на избыток накопленных чувств, переживаний и жизненного опыта, с которыми субъект не желает расставаться. • Почки. Выведение токсической информации — страхов, разочарований, осуждения, критики. Соответственно нежелание избавляться от указанных качеств способствует нарушению функции почек. • Мочевой пузырь. Выделение переработанной, токсической информации. • Надпочечники. Трансформация страхов, тревог, беспокойств в силу. • Ноги. Опора. Связь с землей. Мы держимся на ногах не только на земле, но и в жизни. Проблемы с ногами означают слабую связь с опорой, недостаточно прочную уверенность в себе и своей позиции. • Простуда. Сигнализирует о сбое иммунной системы, стремлении слишком много успеть. Организм вынужден сделать остановку, паузу, прервать спешку. • Суставы. Эмоциональная подвижность. • Несчастные случаи не являются случайными, они создаются нами же самими. Наши подсознательные импульсы, формирующие систему соответствующих убеждений, буквально привлекают несчастный случай. Заметьте, что с одними постоянно случается что-то, в то время как другие проживают жизнь без единой царапины. Несчастный случай, режете ли вы палец или попадаете в автомобильную аварию, — это всегда проявление агрессии, направленной на себя. Несчастные случаи — это также восстание против того, кого мы хотим наказать, это выражение обиды. Мы так злимся, что хотим кого-то ударить, а вместо этого ударяем себя. Чувство вины всегда ищет наказания, и оно является в виде несчастного случая. • Боль есть выражение чувства вины. Вина всегда ищет наказания, наказание же создает боль (в конечном итоге, несчастный случай — тоже боль). Из сказанного становится вполне очевидно, что отрицательные ситуации и подавленные эмоции замыкаются на нашем теле, создавая различные блоки и зажимы, которые, в свою очередь, продолжают отрицательное воздействие на психику. Создается порочный круг. И его необходимо разорвать. Для этого существует ряд специальных мероприятий, целая система работы со своим телом. Один из методов связан с именем Вильгельма Райха, основателя оргонной терапии. Невротические и психосоматические проблемы трактовались им как следствие стасиса (застоя) жизненной энергии. Подобный застой приводил к фиксации этих энергетических блоков на мышцах, чем вызывал напряжения последних, которые, становясь хроническими, еще сильнее подавляли свободное движение энергетических потоков и замыкали порочный круг патогенного развития. Такое напряжение телесных структур рано или поздно приводит к формированию «мышечного панциря» или «брони характера», что создает благодатную почву для развития невротического характера, ибо подобная броня блокирует не только функционирование биоэнергетических процессов, но и подавляет естественную эмоциональную деятельность индивида. Следовательно, райхианский подход рассматривает целебный результат прежде всего как восстановление свободного протекания энергии через тело. Достигается же подобный эффект посредством систематического освобождения блоков мускульного панциря. Райх выделяет 7 таких блоков, или кругов, мышечной брони, пересекающих тело. Они располагаются в горизонтальной плоскости и действуют как барьеры на пути свободного течения жизненной энергии вверх и вниз по телу. Характерные признаки каждого из этих блокировочных колец могут быть определены визуально как в достаточной мере информативные критерии. • Глаза. Блок проявляется в неподвижности лба и глаз, маскообразном выражении лица. • Рот (оральный сегмент) включает мышцы подбородка, горла, затылка. Челюсть либо слишком напряжена, сжата, либо неестественно расслаблена. Данный сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания. • Шея. Сегмент включает глубокие мышцы шеи и язык. Удерживаются гнев, крик, плач. • Грудь. Широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, вся грудная клетка и руки с кистями. Удерживаются смех, гнев, печаль, страстность. Часто подавляющим фактором является сдерживающее дыхание. • Диафрагма. Диафрагма, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Визуальная диагностика: позвоночник сильно выгнут вперед. Выдох труднее вдоха. Удерживается сильный гнев. • Живот. Широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц (связано со страхом нападения). • Таз. Мышцы таза и нижних конечностей. Визуальная диагностика: таз вытянут назад, торчит сзад
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.200 (0.014 с.) |