ГЛАВА 2. Психосенсорный синтез. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 2. Психосенсорный синтез.



 

Вам предстоит познакомиться с психотехнической сис­темой тренинга, но мне не хотелось бы, чтобы те из вас, кто примет ее, сказали: «Все в порядке. Я усвоил и осво­ил». Ведь никто из живущих не может сказать про себя: «Я прожил жизнь, и я все знаю». А если кто-нибудь и от­важится на подобное заявление — он либо лжет, либо мертв. Для любой системы наступает смерть, когда она становится абсолютом и из системы превращается в схе­му. Особенно это важно, когда речь идет о человеке, и тем более о его тайне тайн — душе. Поэтому не спешите с вы­водами относительно своих результатов, даже если они превзойдут все ваши ожидания. Последняя страница и окончание этой небольшой работы означают всего лишь начало.

В этом мире существует только одна сила, способная произвести самые мощные трансформации, — это сила творчества. Ведь сама Жизнь — это процесс прежде всего творческий. Если бы это было не так, то не было бы ни того, кто сейчас пишет эти строки, ни того, кто их потом прочитает. Можно вести какой угодно образ жизни — здо­ровый, скотский, неприметный, бурный... А можно Жить. И данное пособие предполагает прежде всего ваше твор­ческое соучастие, для того чтобы мы вместе и каждый из вас по отдельности каждый день обретали Живую Жизнь. Для этого нам нужно вернуться к своему Изначальному, которое мы не потеряли, но обесценили и перестали куль­тивировать, тем самым превратив свою жизнь в существо­вание, став несвободными и зависимыми. Изначальное — это та глубинная часть нашего Я, или можно сказать, глу­бинное Я, которое пребывает в постоянном общении с та­инственным и непостижимым миром. Это пуповина, свя­зывающая нас с тем, откуда мы вышли, то, через что мы получаем силу. Это, в конце концов, та внутренняя истин­ная свобода, которой мы наделены, но на отсутствие кото­рой большинство из нас себя обрекает. Каждый способен к творчеству. Давайте вместе перейдем барьер, мешающий нашей самореализации.

Сенсорные каналы. Восприятие человека, будучи це­лостным, обладает свойством структурироваться, а пото­му неоднородно. Из трех основных каналов восприятия — визуального, аудиального, кинестетического — лишь один является основным, осуществляющим максимальный ин­формационный доступ, в то время как дополнительные и дополняющие информационные функции принадле­жат остальным каналам.

Например, у художника предпочтительным окажется зрительное восприятие, и в данном случае мы говорим о визуальном типе. Музыкант, скорее всего, ориентиру­ется на свои слуховые ощущения, поэтому он представ­ляет собой выраженный аудиальный тип. Скажем, спорт­смен, для которого мышечное чувство, ощущение свое­го тела служит необходимым условием для достижения профессиональных результатов, является представите­лем кинестетического типа.

Когда мы говорим о том или ином сенсорном типе, мы имеем в виду ту систему представлений, которая прева­лирует в данном случае. Существует группа людей, для которых характерны очень яркие и чувственные обонятельные образы. Ясно, что здесь идет речь об осмически ориентированных субъектах с доминирующей функци­ей осмического (обонятельного) восприятия. Если го­ворить о вкусовых впечатлениях, то мы не можем игно­рировать и их (вкусовой тип, или тип дегустатора). Та­ким образом, целостное восприятие действует как сумма функций пяти сенсорных каналов, которые можно услов­но обозначить как:

• визуальный — зрительный;

• аудиальный — слуховой;

• кинестетический — моторно-чувствительный;

• осмический — обонятельный;

• вкусовой.

 

Нетрудно заметить, что каждый из этих каналов со­ответствует аналогичному анализатору, который имеет анатомическое представительство в определенном орга­не и пользуется обособленной рецепторной организаци­ей, одновременно обусловливая локальные физиологи­ческие механизмы:

• визуальный — глаз — зрительный анализатор — зрение;

• аудиальный — ухо — слуховой анализатор — слух;

• кинестетический — тело — анализаторы мышечной и кож­ной чувствительности — мышечная и кожная чувстви­тельность;

• осмический — нос — обонятельный анализатор — обо­няние;

• вкусовой — язык — вкусовой анализатор — вкус.

Как определить основной сенсорный канал. Легче и эффективнее всего это сделать, используя свою па­мять, так как тип памяти соответствует сенсорному типу. В классической физиологии существует классифи­кация, которая делит память на зрительную, слуховую, кинестетическую, обонятельную и вкусовую. Назовите любое слово, например «лес», и отмечайте про себя те ас­социации, которые у вас при этом появятся. Выберите для себя один из подходящих для вас вариантов. При слове «лес» я прежде всего:

• внутренним взором увидел его;

• внутренним слухом услышал его звучание;

• внутренним чувством ощутил его;

• воспроизвел его запах;

• вспомнил вкус, связанный с лесом.

 

Что у вас возникло в первую очередь?

• Картина?

• Звучание?

• Ощущение?

• Запах?

• Вкус?

 

Ответив на этот вопрос, вы сможете определить свой основной сенсорный канал. Что произошло? Названное слово, как реальный раздражитель, включило ассоциа­тивный каскад воспоминаний, и память сработала в ре­жиме характерного для вас восприятия. Подобный эф­фект дает нам возможность говорить о памяти как о сен­сорной системе обратного восприятия. Это восприятие, осуществленное когда-то, в настоящий момент извлека­ется из хранилища тем же самым путем, по которому оно попало туда.

Синестетический тип. Существуют люди, которые спо­собны «скрещивать» сенсорные каналы и получать при этом единый интегральный образ. Ярким представите­лем этой группы был Скрябин, который мог видеть зву­ки. Чюрленис, художник и композитор, видел звуки и слышал цвета. Другой великий синестетик, Артур Рем­бо, видел буквы окрашенными в различные цвета.

Однако способность к синестезии наблюдается не толь­ко у специфически одаренных личностей. Можно отме­тить, что и среднестатистический человек использует нередко синестетические оценки. Когда мы определя­ем, например, цвет как теплый или холодный, звук как мягкий или жесткий, наше восприятие является синестетическим. В данном случае мы цвет или звук наделяем кинестетическими характеристиками, а это значит, что мы их не просто видим или слышим, но и чувствуем! Наше восприятие выходит за жестко заданные рамки сенсорного канала и становится экстрасенсорным. Ко­нечно, здесь присутствует метафора, но, скорее всего, ме­тафора образовалась путем слияния потоков восприя­тия. Если вы начнете вспоминать, то обязательно обна­ружите, что непроизвольно, бессознательно прибегали к синестезиям. Это говорит о том, что в каждом из нас заложены способности к такого рода восприятию.

Сенсориализация. В истории искусства есть немало примеров того, как творец настолько вживался в созда­ваемый им образ, что физически начинал испытывать те же самые явления, которые происходили с персонажами. Вспомним Флобера, когда он «отравил» свою мадам Бовари и при этом сам почувствовал явные признаки отра­вления, что заставило его пролежать несколько дней в болезненном состоянии. Фанатично религиозные люди способны вызвать у себя на теле «раны Христовы» — так называемые стигматы. В психологии подобный симптом носит название стигматизма. Он характерен для гипергипнабельных и сверхгипнабельных людей, в среде кото­рых немало фанатиков той или иной веры. Механизм этого явления также представляет собой механизм сен-сориализации.

Из приведенных фактов ясно, что сенсориализация есть процесс чувственного переживания образов, ко­торый способен вызвать в Организме физиологические изменения. Так называемые спонтанные, непроизволь­ные сенсориализации наблюдаются чаще всего там, где мы вовлечены в какое-то эмоциональное сопережива­ние, требующее от нас активизации нашей системы представления. Читаем ли мы захватывающую книгу, или слушаем волнующую музыку, или смотрим на кар­тину, насыщенную затрагивающими нас образами, мы неосознанно сенсориализуем. Вспомните о своих бурных вегетативных реакциях, когда вы страдали со своими лю­бимыми персонажами, смеялись с ними, любили и нена­видели.

Пример сенсориализации можно обнаружить и в со­стоянии гипноза, когда внушение ожога вызывает на коже испытуемого четкое покраснение. В процессе само­гипноза (вариант которого представляет аутогенная тре­нировка) воспроизведение яркого образа вызывает комп­лекс реакций со стороны организма. Если вы, положим, вызовете интенсивное представление яркого и горячего солнца, вы ощутите тепло.

Сигнальные системы. По сути своей — это информа­ционные системы, где каналом обратной связи являют­ся рефлексы: безусловные — врожденные и условные — приобретенные в процессе опыта. Первая сигнальная система — эволюционно более древняя, и потому связа­на с архаическим типом отношений с внешней средой, который осуществляется по принципу «стимул — реак­ция». Это значит, что непосредственный раздражитель, поступающий извне, вызывает непосредственный реф­лекторный ответ. Если вы случайно дотронулись до раскаленного утюга, то, не задумываясь, тут же отдерне­те руку. Сработает инстинктивный автоматизм, который зафиксируется и станет принадлежностью опыта.

Вторая сигнальная система по сравнению с первой является более новой и сложной организацией психиче­ской деятельности. Она связана со словом, которое в данном случае способно быть раздражителем и вызывать рефлекторные ответы. Для иллюстрации обратимся еще раз к примеру с лимоном, который уже стал классиче­ским. Едва вы возьмете натуральный лимон и попробуе­те его на вкус, то во рту начнется обильное выделение слюны. Здесь реальный раздражитель, воздействуя на реальные вкусовые рецепторы, включил активность первой сигнальной системы и вызвал тем самым спе­цифическую ответную реакцию. Во втором случае вам очень образно и красочно рассказывают о лимоне, и вы начинаете ощущать кислый вкус во рту и сильное слю­ноотделение. Слово подействовало как материальный раздражитель за счет включения второй сигнальной си­стемы.

Третья сигнальная система открыта мною в условиях психотерапевтической практики и получила название имагоэнергетической. Ее субстратом является кольцо превращений образа в энергию и энергии в образ. Прин­цип ее функционирования таков: образ — или формиру­ющийся в процессе индивидуального развития, или архетипический — в тканевых структурах конденсируется в виде энергетической матрицы, а любая форма биоэнергии, в свою очередь, при соответствующих условиях спо­собна разрядиться в образ. Иначе этот процесс можно назвать биопсихической трансформацией.

Физиологический смысл данного процесса — прин­цип экономии. Как таковой образ является принадлеж­ностью психической реальности, и мы располагаем ги­гантским количеством образов. Если сознание предста­вить как некое пространство, а образ — как некий объем, то для того, чтобы вместить в себя все существующие об-Разы, оно слишком ограниченно и потому не способно к такому акту. Деятельность третьей сигнальной системы позволяет часть образов вытеснить в бессознательное и трансформировать их энергию.

Одна пациентка проходила у меня курс гипнотерапии. Кроме первого сеанса, где глубина погружения в транс соответствовала первой ступени, она достигала второй ступени. Ей предлагалось свободно реагировать на те образы, которые я заранее заготовил и концентрировал в своем воображении, не прибегая к вербальному контак­ту. В то время когда я интенсивно и отчетливо представ­лял образ птицы, женщина, по ее описаниям, испытала чувство невесомости и свободного парения, хотя она и не могла себе объяснить, почему вдруг появилось такое ощущение — «просто внезапно стало легко и приятно». Экспериментируя и дальше в этом направлении, я запи­сал свои результаты в следующую таблицу, где слева я по­местил выбранные образы, на которых концентрировал­ся, а справа — ощущения, которые возникали у нее в этот момент, записанные с ее слов.

• Огонь: «По телу пошло приятное тепло, и вдруг стало жарко».

• Вода: «Прохлада, ощущение потери тела, легкий шум в ушах. Чувство, будто погружаешься куда-то».

• Горы: «Мне вспомнились горы. Ощущение разреженно­го воздуха высоты».

• Лес: «Легкий, приятный шум в ушах, напоминающий шуршание листвы».

• Поле: «Ощущение пространства, свободы. Легко ды­шится».

Я привел здесь только часть образов, с которыми мы работали. Во всех остальных ста случаях результат ока­зывался столь же продуктивным. Интересно отметить, что во всех экспериментах испытуемые не воспроизво­дили те образы, на которых фиксировался я. У каждого из них возникали свои собственные ассоциации, не сов­падающие с моим материалом. Поэтому здесь вовсе не идет речь о передаче мысли на расстоянии. Приведенные практические примеры наглядно показывают деятель­ность третьей сигнальной — имагоэнергетической системы.

Имагинация. Понятие имагинации определяет вооб­ражение как творческий созидающий акт, способный не­посредственно воздействовать на окружающий мир с си­лой не менее «материальной», чем у физических дей­ствий. Созданное воображением и в воображении — не есть фикция, а является реальностью, способной влиять на ход событий и даже изменять их в ту или иную сторо­ну. Например, образ князя Андрея Болконского в рома­не «Война и мир» перестает быть литературным персо­нажем и обретает самостоятельную жизнь. Имагинатив-ное творчество человечества — мощный и необходимый стимул для самореализации и самоадаптации. Это то, что рождается в недрах Я и выходит за пределы Я. Таковы мифы, которые, обладая собственной системой измере­ния, помогают человеку ориентироваться в индивиду­альной многомерное™.

Сам по себе процесс воображения никогда не являет­ся бесплодным, потому что он в любом случае оставляет след. Даже если вы, как Манилов, строите несуществую­щие мосты, все равно вы заполняете пространство реаль­ной продукцией своих фантазий. Фантазия, как и сно­видение, — это творчество бессознательного. А бессозна­тельное — это атомная энергия вашей психики.

Ментация — это способность мысли обретать статус материального субстрата. Любую мысль можно абстра­гировать от себя и представить ее существующей в про­странстве и времени как независимую категорию. Мож­но эту самую мысль вообразить на расстоянии вытя­нутой руки или в любом другом локусе пространства, например — зависшей над головой на высоте нескольких Метров. Подобный процесс я определяю как ментацию.

Взрыв пространства. Если вы долго идете по лесной тропинке среди густых зарослей и вдруг совершенно внезапно выходите на открытую светлую поляну, совершен­но неожиданно с вами начинает происходить нечто фан­тастическое, и вы внезапно вспоминаете «Алису в стра­не чудес». На какое-то мгновение появляется ощущение ирреальности — будто мир покачнулся, чуть-чуть смес­тился и приоткрыл одно из своих многочисленных изме­рений. То, что с вами произошло, произошло благодаря тому явлению, которое художники называли «взрыв про­странства», — неожиданному изменению перспективы. Понятие взрыва здесь точно и уместно, потому что в ва­шем сознании тоже происходит взрыв, который спосо­бен ввести вас в состояние просветления, выхода за пре­делы обыденных границ и клише, когда пробужденная интуиция вырывается потоком из недр личности и на­полняет ваше существо. В такую ситуацию вы можете по­пасть не только в лесу. Бродя, например, узенькими, кри­выми улочками по старому городу, вы будто попадаете в таинственный лабиринт словно бы ожившего про­странства, и когда вас вынесет на центральную площадь, вы физически почувствуете мгновенный взрыв и какое-то молниеносное движение в своем сознании.

И в том и в другом случае вы попадаете из одной пер­спективы в другую.

Практикум

После того как мы ознакомились с определяющими по­нятиями системы психосенсорного синтеза, выделим их в основные пункты с тем, чтобы уже приступить к прак­тическому освоению каждого из них. Отрабатывая каж­дый пункт, мы готовим себя к тому, чтобы затем синте­зировать их в гармоническое психосенсорное единство и получить в свое распоряжение мощный аппарат, спо­собный осуществлять деятельность на уровне высочай­шего энергетического напряжения.

Сенсорные каналы. Вы уже определили свой основ­ной канал восприятия. Эго дает вам возможность уси­лить его деятельность.

Выполним первое упражнение. Находясь в том месте, в той ситуации и в том положении, когда вы читаете эти строки, отвлекитесь на некоторое время и начните очень внимательно изучать окружающую обстановку, исполь­зуя свой основной сенсорный канал. Если вы принадле­жите к визуальному типу, то всматривайтесь в каждую деталь, скользя от предмета к предмету, наподобие замед­ленного и плавного движения кинокамеры, как в филь­мах Тарковского. Вообразите себе: «Мой глаз — камера». Тщательно фиксируйте все, что окажется в поле вашего зрения. Улавливайте новые соотношения, неожиданные ракурсы. Микроскопируйте объекты, пытайтесь уловить их «вибрации», увидеть каждую мелочь. Представьте себе, что вы режиссер, снимающий фильм о жизни про­странства. Через некоторое время подобного тренинга вы научитесь подсматривать такие стороны мира, которые тщательно спрятаны от обычного взгляда.

Чтобы не рассеиваться в подобных описаниях, сфор­мируем обобщенный алгоритм, некий рычаг, манипу­лируя которым вы быстро усвоите предлагаемый метод работы с Реальностью. Следующая схема послужит нам рабочим инструментом.

Таблица 2

Канал Принцип восприятия Формула осознавания
Визуальный Всматривание Я — режиссер. Мой глаз — камера.
Аудиальный Вслушивание Я — композитор. Я слушаю музыку мира.
Кинестетический   Вчувствование   Я — сенсорная система. Мое тело — тончайший сенсорный приемник.
Осмический   Внюхивание   Я — парфюмер. Нет пло­хих или хороших запахов. Я познаю мир по самому сокровенному.
Вкусовой   Въедание   Я — дегустатор. Все в мире имеет свой вкус, ни один нюанс вкуса не скроется от меня.

 

Из таблицы видно, что, на каком бы вы канале ни ра­ботали, вы — исследователь и творец. Этот процесс мы определим как включение. Ведь каждый из нас, практи­куя подобное, включается во взаимодействие с тончай­шими материями мира. Включение всегда происходит через ваш основной канал, следующий шаг — переклю­чение. Он означает, что после того, как вы максимизиро­вали свою главную систему восприятия, вы направляете поток внимания на следующий канал, который вам по­кажется наиболее характерным для вашего восприятия после основного.

Так как основная часть людей работает предпочтитель­но на трех каналах восприятия — визуальной, аудиальной, кинестетической, то основное внимание мы уделим этим трем каналам. Даже если вас назойливо преследует запах осеннего леса, скорее всего вы — кинестетик, так как обо­няние (и вкус) по сути своей является ощущением телес­ным. Поэтому мы можем обобщить кинестетическую (телесно-мышечную) ориентацию, обонятельную ориен­тацию и вкусовую в один — сенсорный или сенсорнокинестетический тип. Таким образом, в практике пере­ключения мы имеем несколько вариантов (в зависимости от последовательности предпочтительных дополнитель­ных каналов). При основной визуальной ориентации: В — А — СК, В — СК — А. При основной аудиальной ори­ентации: А - В — СК, А - СК - В. При основной сен­сорной (сенсорно-кинестетической) ориентации: СК — В — А, СК — А — В, где В — визуальный, А — аудиальный, СК — сенсорный.

Внимательно изучите эти варианты и определите наи­более подходящий для вас. Тем самым вы определите свой сенсорный динамический тип. Сенсорный динами­ческий тип определяется тем каналом, на который вы легче всего переключаетесь с основного. То есть он пред­ставляет собой бинар, дуальное единство двух систем восприятия. Сообразуясь с понятием сенсородинамики, мы без особого труда придем к следующей типологии:

 

• визуально-аудиальный;

• визуально-кинестетический (сенсорно-кинестетиче­ский);

• аудиально-визуальный;

• аудиально-кинестетический;

• кинесто-визуальный;

• кинесто-аудиальный.

После того как вы проработаете каждый канал и на­учитесь утилизировать все три с одинаковой интенсив­ностью, начинайте практиковать «вспышки».

Закройте глаза на несколько секунд, затем резко от­кройте их и посмотрите, к примеру, на металлическую Дверную ручку. При этом с вами должно произойти сле­дующее:

 

• вы увидите ее яркий насыщенный блеск;

• услышите ее металлический отзвук;

• ощутите металлический холодок, которым потянуло на вас;

• уловите характерный металлический запах;

• ощутите характерный металлический привкус.

Причем все эти ощущения переживаются одновре­менно — только тогда это будет вспышка. Не последова­тельно, даже если ваша последовательность молниенос­на, а — сразу и одновременно! Вспышками можно поль­зоваться спонтанно — в настоящий момент, в ситуации здесь и сейчас, используя непосредственные объекты восприятия (скажем, дверная ручка, на которую случай­но попал мой взгляд, когда я сидел за столом и писал эти строки), а также ментально — используя память и вооб­ражение.

Цель вспышки — интенсивное переживание, то есть трансформация энергии восприятия в эмоциональную энергию. А сейчас мы оглянемся назад и посмотрим, ка­кой путь мы прошли:

1-й шаг — определение сенсорного канала,

2-й шаг — включение,

3-й шаг — переключение,

4-й шаг — определение сенсородинамического типа,

5-й шаг — вспышки (сенсорная интеграция),

6-й шаг — переживание (сенсорно-эмоциональный синтез).

Синестезия. Как только вы овладеете вспышками, вам никакого труда не составит выработать у себя синестетическое восприятие: подобные вспышки восприятия уже представляют собой по существу форму синестезии. Тем не менее при работе с этим элементом вам понадобит­ся овладение специфическими навыками. Начнем с наи­более простых вариантов.

Возьмите семь ярко и интенсивно раскрашенных ли­стов картона или бумаги так, чтобы каждый лист был окрашен в один цвет спектра. Вы получите соответству­ющий набор: красный, оранжевый, желтый, зеленый, го­лубой, синий, фиолетовый. Затем концентрируйтесь на каждом цвете, поглощайте его и при этом отмечайте, ка­кие изменения в ваших ощущениях происходят. Полу­ченные результаты занесите в таблицу. Таким образом вы получите визуально-кинестетическую ассоциацию.

Здесь следует отметить, что в данном случае весь про­цесс происходит отнюдь не за счет игры воображения, а имеет под собой физиологическую основу, — факт, от­меченный в свое время знаменитым Максом Люшером в фундаментальном труде по психологии цвета. Тем не менее у вас могут возникнуть свои субъективные ассо­циации, и ни в коем случае не пытайтесь ориентировать их на стандарты, которые могут отличаться от ваших дан­ных. Все, что вы делаете, — вы делаете для себя, а не для развития мирового общественного мнения; после того как вы сделали этот шаг, поменяйте последовательность процессов.

Теперь фиксируйтесь на своих ощущениях и попро­буйте вызвать цветовые аналогии. Например, испытывая тепло, позвольте ему окраситься. Составьте таблицу, ана­логичную первой, и вы получите кинесто-визуальную ассоциацию. Помните, что кинестетика подразумевает также обонятельные и вкусовые ощущения. (Один мой пациент, когда смотрел на темно-бордовый цвет, испы­тывал обильное слюноотделение.)

Теперь, аналогично предыдущим, постройте визуально-аудиальные и аудио-визуальные ряды. Для этого вам придется несколько изменить свои маневры, впрочем, в сторону упрощения. Не меняя спектральной последо­вательности цветов, постройте ей параллельную музы­кальную гамму:

• красный — до;

• оранжевый — ре;

• желтый — ми;

• зеленый — фа;

• голубой — соль;

• синий — ля;

• фиолетовый — си.

В работе с этой формой ассоциации желательны му­зыкальный инструмент, или магнитофон, на котором вы бы могли записать звуки, или, по крайней мере, ваш соб­ственный музыкальный слух, но, разумеется, с полной гарантией того, что он у вас есть. Прослушивая каждую ноту, интенсивно концентрируйтесь на параллельном ей цвете. Делайте это до тех пор, пока звуки сами, без ваше­го волевого участия и напряжения, не начнут окраши­ваться, и наоборот, краски, созерцаемые вами, должны зазвучать свободно, естественно и без малейших усилий воображения.

Теперь объедините ваши навыки в единый акт вос­приятия, и вы получите объемную визуально-сенсорно-аудиальную ассоциацию, или объемную синестезию. В данном случае понятие объема сформулировано по аналогии с пространственной организацией, где одно или двухмерные соотношения позволяют говорить о линейных или плоскостных структурах, в то время как трехмерное построение имеет качество объемности.

Подытожим нашу работу в области синестетического восприятия.

1-й шаг. Визуально-сенсорная ассоциация.

2-й шаг. Сенсорно-визуальная ассоциация.

3-й шаг. Визуально-аудиальная ассоциация.

4-й шаг. Аудиально-визуальная ассоциация.

5-й шаг. Интеграция синестезии.

Сенсориализация. Важно понять, что та система тре­нинга, которой мы занимаемся, не есть механическая сумма элементов, но является именно синтезом. Поэтому, прежде чем перейти к следующему этапу, как следу­ет овладейте предыдущим. Если вы не выполняете это условие, вы лишаете смысла свою работу. Сенсориали­зация закономерно вытекает из навыков работы с канала­ми и синестетическим восприятием. Уверенность в том, что вы достаточно хорошо владеете этими приемами, по­может вам весьма эффективно освоить новый творче­ский процесс. Приступая к сенсориализации, предполо­жим, что вы готовы к данной работе, тем более что она будет совершаться уже на качественно ином уровне. Вам не понадобятся ни раскрашенные картонки, ни гаммы, и в то же время материала у вас окажется предостаточ­но, так как материалом послужит сама Жизнь.

Для начала перечитайте свое любимое литературное произведение, но теперь уже делайте это иным способом. Осознайте, что вы не просто читатель, а — соучастник ав­тора, соавтор и занимаетесь сотворчеством. Ведь всякий раз, когда книга читается, — она пишется заново. Поэтому нет раз и навсегда написанной, законченной книги.

Итак, вы — соавтор, вы даете жизнь персонажам. Ге­рои начинают действовать и говорить именно благодаря вашему участию. Но и вы оживаете, обретаете новый ста­тус бытия через своих героев, — происходит обратная связь, без которой немыслимо никакое творчество. Вы оживаете, так как вживаетесь. А теперь, вживаясь, пере­живите вместе с вашим персонажем то, что он чувствует в данный момент. Забудьте свое «Я», свои сомнения, свои комплексы. Вы в данный момент — это он или она, то есть, в конечном итоге, вы — именно вы. Помните, У Флобера: «Госпожа Бовари — это я»? Что бы ни испы­тывал ваш герой — плакал или смеялся, страдал или радовался, мечтал или тосковал, любил или боялся, — все Это испытайте и вы. Причем с такой силой, что если вы Плачете, то плачете, а не размазываете слюни по щекам, если смеетесь — то именно смеетесь, а не выдавливаете из себя искусственные судорогоподобные покашлива­ния. Не бойтесь страдать. Если вы переживете истинный и искренний страх — не «подделку под кошмар», — ваша личность не станет беднее. Ибо человеку необходим и от­рицательный опыт.

Не опасайтесь каких-либо нежелательных послед­ствий ваших экспериментов. Ведь Флобер не отравился по-настоящему. Да и ни один писатель еще не умер по­тому, что пережил жизнь созданных им героев. Подоб­ная практика обогатит вас и духовно, и душевно, и мен­тально. Когда вы научитесь читать книги, начните «чи­тать» людей. Никогда никого не слушайте формально -лучше вообще не слушайте, если вам неинтересно. Не следует изображать на своем лице понимание и сочув­ствующе кивать головой. Проявляйте искренний инте­рес к людям — разумеется, к тем, кто вам действительно интересен. Не насилуйте себя и не общайтесь с челове­ком, к которому вы не питаете никаких чувств. Тогда вы начнете слушать по-настоящему. Исповедуйте тот же принцип — будьте соучастником, только уже не книж­ной, выдуманной писателем, а реальной истории, кото­рую вам рассказывает реальный собеседник. Сопережи­вая ему, вы творите себя. Если он вспоминает, как один на один встретился с волком в зимнем лесу, вы должны ощутить горячее звериное дыхание и свое учащенное сердцебиение. Вы должны увидеть, услышать, ощутить, пережить.

Как можно больше и активнее слушайте, наблюдайте, впитывайте. И вы в какой-то момент обнаружите, что способны читать, не имея текста. Это произойдет легко, естественно, непринужденно. Просто однажды, встре­тившись с человеком, вы «прочтете» его, хотя он при этом может не произнести ни слова. Если это окажется незнакомец, вы в считанные секунды поймете, что он собой представляет и как с ним следует себя вести. Не бой­тесь избегать людей, которые вам неприятны. Ведь вы свободны в выборе. Каждый из нас по сути дела никому л ничем не обязан, кроме тех случаев, разумеется, когда вы связаны с людьми какими-либо конкретными обяза­тельствами. Но это уже другой разговор — ведь так или иначе, но почти все обязательства мы берем на себя доб­ровольно. Вы окажетесь настолько чуткой воспринимаю­щей системой, что окружающие начнут вам приписывать мистическую интуицию или еще какие-нибудь выдающие­ся заслуги. А в принципе вы разовьете в себе здоровую, нормальную экстрасенсорность. Я подчеркиваю — нор­мальную и здоровую, без домыслов и популярных ныне профанации.

В качестве итога мы не будем подсчитывать шаги, ибо сенсориализация — это больше полет, но, обобщая, все-таки отметим основные психические принципы, которы­ми следует пользоваться в этой работе: вживание — пе­реживание — сотворчество — творчество.

Сигнальные системы. То, чем мы занимались в преды­дущих разделах, так или иначе требовало участия пер­вой и второй сигнальных систем. Поэтому здесь мы основ­ное внимание уделим биопсихическим трансформациям и имагоэнергетике — то есть субстанциям, находящимся в ведомстве третьей сигнальной системы. Еще раз напом­ню, что было бы ошибочно путать наш тренинг с телепа­тическими опытами. Мы задействуем совершенно иные механизмы для достижения совершенно иной цели.

Работа предполагает наличие пары, но если у вас нет таковой или вы не хотите никакой парности, то возмож­ны и индивидуальные варианты. Рассмотрим вначале взаимодействие с партнером. Один из вас готовит про­стые образы, например: камень, дерево, огонь, вода, горы, лес, и начинает второму описывать эти образы, исполь­зуя форму короткого рассказа, но с условием, что описание должно быть лишено глаголов и прилагательных. У вас может получиться что-то вроде следующего отрыв­ка: «Вы в лесу. Вокруг деревья, птицы, заросли кустар­ника. Рядом тропинка. Мох на корнях деревьев». Второй партнер, сосредоточиваясь на этих образах, отмечает про себя ощущения, которые он начинает испытывать, и тщательно фиксирует их. Затем происходит смена ро­лей. Внимательно отмечайте те изменения, которые про­исходят в вашем организме при восприятии образа. Пос­ле того как вы отработаете это упражнение, переходите к следующему, которое незначительно отличается отдан­ного, но тем не менее представляет собой более сложную ступень. Смысл остается прежним, в то время как форма несколько модифицируется. Тот, кто готовит образы, не сообщает о них своему партнеру, а дает лишь условный сигнал, обозначая время, когда он начинает на них кон­центрироваться. И в этот момент другой участник при­ступает к самонаблюдению, стараясь улавливать как мож­но больше нюансов в той гамме ощущений, которые он испытывает. Всем возникающим в этот момент желани­ям, импульсам, побуждениям, эмоциям должно быть уде­лено самое пристальное внимание, и ничто не должно остаться неотмеченным. Результаты своих эксперимен­тов каждый раз добросовестно протоколируйте в табли­це соотношений, с которой вы уже знакомы: образ-ощу­щение.

Воздерживайтесь от соблазна подыгрывать друг другу и подтасовывать полученные данные. В начале тренинга вам может показаться, что ваши аналогии, мягко говоря, не соответствуют друг другу. К примеру, если один из вас в качестве образа выбрал огонь, а другой при этом ощу­тил сотрясающий тело озноб, это вовсе не значит, что вы потерпели неудачу. В том, чем вы занимаетесь, неудач быть не может. Наш организм способен на самые парадок­сальные ходы. После того как вы наработаете достаточный объем материала, возникнет необходимость в изуче­нии и сопоставлении вашей продукции. И вот здесь вам обязательно откроются закономерности, которые раньше были скрыты от вас. Главное понять, что чаще всего наш организм реагирует нетривиально. И с опытом у вас по­явится навык разбираться в индивидуальной системе имагоэнергетических отношений каждого человека. Ведь если разобраться как следует, то действительно нет ничего странного в том, что одного огонь согревает, а у другого вызывает чувство леденящего холода.

Имагинация. После того как вы проработали и усво­или предыдущие приемы психосенсорного синтеза, имагинацией вы овладеете за несколько минут — гораздо быстрее, чем я напишу эти строки. К окончанию этой страницы вы будете ею владеть с той же свободой, с ка­кой вы читаете или принимаете пищу, несмотря на то что имагинация представляет собой один из самых изощренных элементов психического тренинга, ведь, как вы помните, она представляет собой «материализа­цию», внедрение в окружающую среду образов, создан­ных воображением. Создайте образ. Любой. Прямо сей­час. Выберите себе формулу осознавания: «Я писатель. Я творю образ». Как можно ярче визуализируйте его и придайте ему трехмерность. А затем... выпустите из своей головы. Пусть он живет сам по себе. Вы ему дали существование, дайте и свободу.

Понаблюдайте за детьми — этими истинными масте­рами имагинации. Они буквально заселяют простран­ство своими персонажами и живут среди них, и гораздо эффективнее, чем мы, взрослые, но не повзрослевшие, осваивают мир. Однако обратите внимание на существу­ющую тонкость, которая проводит черту между игрой воображения и имагинацией. Разница проходит на уров­не осознания. В первом случае продукты вашей фантазии были и остаются фантомами, призраками. Во втором — созданное воображением обретает жизнь невоображае­мую. Вы можете, если захотите, установить мысленное общение со своим персонажем и даже получать от него интересующую вас информацию. И в этом нет ничего по­тустороннего, ирреального или мистического. Все дело в том, что любой спонтанный, непроизвольный образ есть результат деятельности нашего подсознания. Вы легко в этом убедитесь, если вспомните знаменитое вы­сказывание Фрейда: «Сон — это царство бессознатель­ного». С другой стороны, сон — это царство образов. И тем не менее, несмотря на нереальность происходяще­го, чувства вы испытываете самые реальные. А это зна­чит, что «нереальность» сновидения является таковой только в кавычках. На самом деле — это самая что ни на есть реальная реальность, пренебрежительное отноше­ние к которой, по крайней мере, легкомысленно. Ины­ми словами, сон можно обозначить как царство имагинаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.081 с.)