Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б1.Б.2 Методы исследования в менеджменте

Поиск

 

по направлению подготовки

Менеджмент

 

Уровень

магистратура

 

Магистерская программа

Управление проектами

Формы обучения

Очно-заочная

Заочная

 

Екатеринбург, 2016 г.


 

Автор–составитель

К.соц.н., доцент, доцент кафедры

теории и социологии управления _______________ Д.А.Калугина

(ученое звание, ученая степень, должность) (подпись) (Ф.И.О.)

 

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой теории и социологии управления

 

Протокол от «8»февраля 2016 г. № 5

 

 

Заведующий кафедрой теории и социологии управления ______________ _А.С.Ваторопин


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цель и задачи дисциплины (модуля)……...……………………………………………..
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)………………………...
3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО………………………………………
4. Объем дисциплины (модуля)……………………………………………………………..
5. Содержание и структура дисциплины (модуля)………………………………………...
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)………….……………………………………………………….
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)……...
8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)…………………………………………….……………………………………...
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)……….
  9.1. Основная литература……………………………………………………...…………
  9.2. Дополнительная литература…………………………………………………………
  9.3. Нормативные правовые документы………………………………….……………..
  9.4. Интернет-ресурсы, справочные системы…………………………………………...
10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины (модуля)…...….

 


В условиях постоянно меняющейся внешней среды предприятия современному руководителю необходимо принимать решения, повышающие адаптивные возможности фирмы, позволяющие рационально использовать внутренний потенциал, добиваться конкурентных преимуществ и создавать на этой основе реальные предпосылки к обеспечению устойчивости во внешней среде.

Основой грамотного управленческого решения должны стать результаты исследований. В связи с этим возникает потребность изучения и освоения общенаучных и специальных методов исследования, применяемых в менеджменте.

 

1. Цель и задачи дисциплины

Цель: сформировать компетенции в сфере теоретических знаний и практических умений и навыков исследования в профессиональной управленческой деятельности.

Задачи:

- рассмотреть ключевые понятия и категории, связанные с пониманием роли и значения исследовательской деятельности в управлении;

- изучить методологию и организацию проведения исследовательской работы в процессе осуществления управленческих функций;

- рассмотреть конкретные методы исследований;

- изучить вопросы планирования, организации исследования, оформления его результатов

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

Таблица 1.

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

Код компетенции Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
  ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу Знать: З1 – роль исследования в деятельности менеджера
Владеть: В1 – методами анализа и синтеза применительно к проблемам управления
ОПК-3 Способность проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования Уметь: У1 – проводить самостоятельные исследования
Владеть В1 – исследовательскими навыками
  ПК-4 способность использовать количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами, готовить аналитические материалы по результатам их применения Знать: З1 - основные понятия, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления
Уметь: У1 - проводить эмпирические и прикладные исследования проблем управления
Владеть: В1 – методикой проведения прикладных исследований проблем управления
ПК-9 Способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследований Уметь: У1 - выявлять актуальные направления исследований в профессиональной деятельности менеджера, обосновывать их значимость
ПК-10 Способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой Владеть: В1 – навыками проведение самостоятельных исследований согласно выявленной управленческой проблеме

 

3. Место дисциплины в структуре ОП ВО

Курс «Методы исследования в менеджменте» относится к базовой части учебного плана подготовки магистра по направлению 38.04.02 «Менеджмент». Дисциплина изучается в 1 семестре на 1 курсе обучения и основывается на компетенциях, сформированных у студентов в процессе освоения уровня бакалавриата.

Для ее изучения необходимы:

- знание основ управленческой деятельности;

- знание экономических основ поведения организаций,

- умение анализировать социально значимые проблемы и процессы

- способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений

- владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

Учебная дисциплина является опорой для дисциплин

Б1.Б.5 «современный стратегический анализ»,

Б1.В.ОД.3 «разработка, обоснование и экспертиза бизнес-плана проекта»,

Б1.В.ОД.9 «информационные технологии в управлении проектами»,

Б1.В.ДВ.1.2. «технологии разработки и принятия управленческих решений»,

Б2.Н.1 научно-исследовательский семинар

4. Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Таблица 2.

Объем дисциплины

Вид учебных занятий и самостоятельная работа Объем дисциплины (модуля), час.
Всего Семестр
             
Очно-заочная, заочная формы обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:                
лекционного типа (Л)                
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)                
практического (семинарского) типа (ПЗ)                
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)                
Самостоятельная работа обучающихся (СР)                
Промежуточная аттестация форма Экз. Экз.            
час.                
Общая трудоемкость (час. / з.е.) 108/3 108/3            

Форма итогового контроля:

1 семестр учебного плана – экзамен в письменной форме.

 


5. Содержание и структура дисциплины

Таблица 3.

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование тем (разделов) Содержание тем (разделов) Коды компетенций Коды ЗУН (в соответствии с табл. 1)  
 
Тема 1 Исследования и их роль в науке и управленческой деятельности. Исследование как составная часть менеджмента организации, научный труд и вид познавательной деятельности. Исследования в традиции «научного управления» Ф.Тейлора, исследования в традиции «доктрины человеческих отношений» Э.Мэйо. Черты менеджера исследовательского типа. Классификация исследований. Фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные исследования. Зависимость вида применяемого исследования от организационных факторов: уровня принятия решения, желаемого результата. Проблемные ситуации в управленческой деятельности. Методы выявления источников проблемы их оценка, содержание. Функциональная роль исследования в управлении бизнес-процессами. ОК-1   ПК-9 З1   У1  
Тема 2 Общие положения методологии исследования   Понятия методологии, метода, техники, методики и процедуры исследования. Основные положения и принципысистемного процессного, ситуационного подходов в научном исследовании, в теории и практике управления. Классификация и виды систем Объекты системного анализа в управлении. Элементы системы управления. Факторы формирования системы управления. Изучение характеристик входа, процесса и выхода организации. Работа менеджера по совершенствованию систем управления. ПК-4   ОК-1 З1   В1  
Тема 3 Применение общенаучных методов исследования в менеджменте Содержательные аспекты метода. Типология методов. Применение общенаучных методов исследования в менеджменте: диалектический метод, метод абстрагирования, индукция и дедукция, анализ и синтез, исторический метод, измерение, описание, сравнение, предвидение, аналогия, классификации и типология, формализация и моделирование. ПК-4 У1, В1  
Тема 4 Специфические методы исследования в менеджменте Специфические подходы к исследованиям в управлении: маркетинговый подход, инновационный подход, поведенческий подход, рефлексивный подход. Комплексный и интегративный подходы. Экспертные методы. Подбор экспертов. Индивидуальная и групповая экспертиза. Классификация методов, основанных на выявлении и обобщении мнений специалистов и экспертов: метод экспертных оценок, метод Дельфи, SMART-анализ, SPAISE-анализ. Сценарный анализ. Методы исследования и оптимизации процессов: «5 «почему», «5 W 1H», диаграмма Исикавы, метод «PDSA». Эвристические и игровые методы: метод синектики, мозговой штурм, деловая игра, ролевая игра, картографирование мысли. Организация работы группы. Социально-экономический эксперимент как элемент управления. Виды и этапы эксперимента. Метод наблюдения: хронометраж, фотографирование, социологическое наблюдение ПК-4 У1, В1 В1  
Тема 5 Применение методов социологического исследования в менеджменте Понятие и особенности методов социологического исследования. Значение социальной информации в работе менеджера. Виды и классификация социологических исследований систем управления. Качественные и количественные методы. Опросные методы. Интервью. Виды интервью. Правила проведения интервью. Анкетирование. Структура анкеты. Основные правила формулирования вопросов. Виды и назначение вопросов анкеты. Генеральная совокупность и выборка. Репрезентативность выборки. Формирование выборки социологического исследования. Анализ документальной информации. Виды документов. Качественный анализ документов. Сравнительный анализ. Контент-анализ. Социально-психологические методы при работе с персоналом: тестирование, социометрия. ПК-4 ПК-10   У1, В1 В1    
Тема 6 Формализованные и смешанные методы исследования систем управления Операциональный анализ. Сетевой метод. Графические методы (дерево решений, дерево работ). Анализ статистических данных. Факторный анализ. Экономический анализ бизнес-процессов ОК-1 ПК-10   В1 В1    
Тема 7 Планирование и организация исследований в менеджменте Программа исследования (методический и процедурный разделы). Описание и предварительный анализ проблемной ситуации. Формулировка управленческой проблемы. Объект, предмет, цели, задачи исследования. Выработка гипотез. Понятие центральной и рабочих гипотез. Формы организации исследования в менеджменте. Консультирование как форма организации процесса исследования систем управления. Процедура проведения исследования. Ресурсы исследования. Сбор, обработка и классификация информации. Понятие «эффективность исследования». Источники социальных эффектов: научно-технические, экономические, социальные, ресурсные, экологические и др. Постановка задач и установление критерия эффективности. Изложение итогов исследования. Отчет об исследовании. Структура и основные вопросы отчета. Требования к отчету. ПК-9 ОПК-3 У1 У1 В1  

Таблица 4.

Структура дисциплины (модуля)

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины (модуля), час. Форма текущего контроля успеваемости4, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
Очно-заочная, заочная формы обучения
Тема 1 Исследования и их роль в науке и управленческой деятельности.   1 i   2 i     Задания творческого уровня, экзамен, тест
Тема 2 Общие положения методологии исследования   1 i   2 i     Реконструктивный анализ, экзамен, тест
Тема 3 Применение общенаучных методов исследования в менеджменте   1 i         Экзамен, тест
Тема 4 Специфические методы исследования в менеджменте   1 i   4 i     Задания творческого уровня, кейс, тест, экзамен
Тема 5 Применение методов социологического исследования в менеджменте       2 i     Индивидуальное задание: социограмма, экзамен, тест
Тема 6 Формализованные и смешанные методы исследования систем управления       4 i     Деловая игра, экзамен, тест
Тема 7 Планирование и организация исследований в менеджменте   1 i         Проверка контрольной работы, экзамен
Промежуточная аттестация              
Всего:              

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
по дисциплине (модулю)

Вопросы к лекционному курсу

Тема 1. Исследования и их роль в науке и управленческой деятельности

i Лекция 1. 1 час. Форма проведения: лекция-дискуссия, лекция визуализация. При изложении лекционного материала преподаватель организует свободный обмен мнениями по следующим вопросам:

1. Почему исследовательскую деятельность называют составной частью менеджмента организации?

2. Какова функциональная роль исследования в развитии управлении бизнес-процессами?

3. Комментирование и обсуждение наглядных материалов, иллюстрирующих возжные методы определения и уточнения управленчнской проблемы.

Тема 2. Общие положения методологии исследовательской деятельности

i Лекция 2. 1 час. Форма проведения: традиционая. Основные положения:

1. Сущность методологии исследования.

4. Суть системного подхода к исследованию организации с точки зрения управления.

5. Системный анализ как инструмент системного подхода.

6. Инструментарий реализации системного анализа.

Тема 3. Применение общенаучных методов исследования в менеджменте

i Лекция 3. 1 час. Форма проведения: эвристическая лекция. Лектор называет метод. Студенты, основываясь на знаниях по философии и методологии раскрывают его сущность, приводят примеры применения в исследовании и интерпретации управленческой информации.

Тема 4. Специфические методы исследования в менеджменте.

i Лекция 4. 1 час. Форма проведения: лекция-визуализация. Комментирование и обсуждение наглядных материалов, иллюстрирующих применение

- методов Дельфи, SMART-анализа,

- карточек наблюдения,

- таблиц экспертных оценок, методов их учета (среднего арифметического и метода медианы).

Обсуждение условий и эффективности применения экспертных методов при исследовании систем управления.

 

Тема 5. Применение методов социологического исследования в менеджменте

Тема 6. Формализованные и смешанные методы исследований систем управления

i Лекция 5. 1 час. Форма проведения: лекция-визуализация. Комментирование и обсуждение наглядных материалов, иллюстрирующих

- оформление результатов контент-анализа

- социограмму

- дерево решений

- дерево работ

- графических построений IDEFО

Тема 7. Программа и процедура проведения исследования

i Лекция 6. 1 час. Форма проведения: традиционая. Основные положения:

1. Взаимосвязь программы и плана исследования.

2. Понятие «организация исследования систем управления».

3.Основные условия и принципы проведения исследования.

4.Принципы, лежащие в основе составления отчета об исследовании.

5.Требования предъявляются к показателям оценки результатов исследования

План практических занятий

Занятие 1. Индивидуальное выполнение заданий творческого характера. 2 часа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.008 с.)