Понятие правоохранительной деятельности, виды, общие черты, основные направления правоохранительной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие правоохранительной деятельности, виды, общие черты, основные направления правоохранительной деятельности



 

Правоохранительная деятельность – это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.

 

Цель правоохранительной деятельности – охрана самого права.

 

К правоохранительным органам могут быть отнесены: прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции, нотариат. Спорным является мнение об отнесении к указанным органам адвокатуры и частных охранных и детективных служб.

 

характерные при­знаки:

-созданы на принципах демократии и действуют в усло­виях максимальной гласности;

-в силу прямого указания в законе и специфического положения в механизме государства предназначены именно для обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и интересов граждан, трудовых коллективов, обще­ства и государства;

-наделены соответствующими правами и обладают специфической компетенцией по предупреждению, пре­сечению правонарушений и рассмотрению правовых во­просов и дел, связанных с правонарушениями и защи­той прав;

-в зависимости от характера правовых вопросов имеют право применять соответствующие меры государствен­ного или общественного воздействия в целях восстанов­ления и укрепления законности и правопорядка вплоть до уголовного наказания, применяемого исключительно судом.

 

Направления правоохранительной деятельности разнообразны, глав­ные из них следующие.

Правосудие — важнейшее направление правоохрани­тельной деятельности государства, поскольку его реализует только суд в особом процессуальном порядке с пра­вом применять к правонарушителям государственное при­нуждение, в том числе и в форме уголовного наказания. Ни один другой государственный орган или обществен­ная организация не имеют таких полномочий, как суд. Только он при наиболее серьезных правонарушениях (преступлениях) вправе разбирать дела и оправдывать подсудимых либо применять к ним наказание от имени государства.

Прокурорский надзор, осуществляемый Генеральным прокурором и всеми подчиненными ему прокурорами, направлен на опротестование и отмену противоречащих закону актов органов государственного управления, об­щественных организаций, а также предотвращение про­тивоправных действий должностных лиц и граждан. К компетенции прокуратуры относятся, кроме того, уго­ловное преследование и поддержание государственного обвинения в суде.

Охрана общественного порядка возложена на органы Министерства внутренних дел (прежде всего на мили­цию) с целью предотвращения, пресечения и раскрытия нарушений законности и правопорядка.

Расследование преступлений — деятельность особых должностных лиц — следователей, имеющая целью рас­крытие преступлений и изобличение лиц, их совершив­ших, для предания суду или реабилитации; следователи подготавливают материалы уголовного дела для рас­смотрения его судом.

Организационное обеспечение судов возложено на Ми­нистерство юстиции России, которое решает вопросы финансового, рессурсного, материально-технического ха­рактера применительно к судам с соблюдением принци­па независимости судей.

Защита прав и интересов граждан и организаций осуществляется прежде всего адвокатурой в форме дачи консультаций по правовым вопросам, составления разного рода деловых бумаг, выступления адвокатов на суде в ка­честве защитников по уголовным делам и представите­лей по гражданским делам. Адвокатура является обще­ственной организацией.

Правовая работа в народном хозяйстве и граждан­ском обороте как вид правоохранительной деятельности входит в компетенцию арбитражных судов и юридичес­

кой службы организаций и направлена на обеспечение законности в гражданском обороте, особенно в сфере до­говорных отношений предприятий, организаций, учреж­дений, фирм. Юрисконсульты содействуют правопоряд­ку в организациях путем составления договоров, визи­рования приказов, консультирования сотрудников и др. Арбитражные суды рассматривают хозяйственные спо­ры организаций и предпринимателей, связанные с заклю­чением и выполнением разного рода договоров.

Негосударственная правоохранительная деятельность осуществляется специально созданными по инициативе на­рода общественными организациями (третейские, това­рищеские суды, добровольные народные дружины и т. п.), функционирующими самостоятельно или в помощь го­сударственным органам с целью обеспечения обществен­ного порядка, защиты прав заинтересованных лиц и рас­смотрения правовых конфликтов их компетенции.

Кроме перечисленных основных видов правоохрани­тельной деятельности государства и общественности на обеспечение законности направлена работа иных госу­дарственных органов и общественных (полуобществен­ных) организаций, которую они ведут наряду с выпол­нением своих основных функций, возложенных на них законом и государством (местная администрация, комис­сии и комитеты представительных органов власти и др.).

Из краткой характеристики разновидностей право­охранительной деятельности государства следует вывод о многообразии ее направлений, форм и методов.

 

4. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ ПРИЗНАКИ

Судебная власть является разновидностью государст­венной власти, поскольку эта последняя в соответст­вии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на осно­ве разделения властей на законодательную, исполни­тельную и судебную. Органы каждой из них самостоя­тельны.

Этот принцип разделения властей (название условно, поскольку государственная власть едина) присущ каж­дому правовому демократическому государству. Взаим­ное уравновешивание ветвей власти создает благоприят­ные условия для водворения законности и правопоряд­ка.

 

Судебная власть обладает рядом отличительных при­знаков:

1) полная самостоятельность и отделение от законо­дательной и исполнительной власти;

2) подзаконность, в силу которой судьи при решении любого дела или вопроса их компетенции руководству­ются только законом. Подзаконность судебной власти проявляется не только во взаимоотношениях с теми, кто попадает в сферу ее деятельности, но и в самой судеб­ной системе, т.е. во взаимоотношениях судов и судей между собой;

3) независимость судебной власти (судов и судей) от кого бы то ни было, включая граждан и должностных лиц, органы государства и общественные объединения;

4) правоприменительный характер: суд не издает за­конов и иных нормативных актов, а применяет их к кон­кретным фактам и обстоятельствам;

5) полнота власти, выражаемая в широких, законода­тельно закрепленных полномочиях судов и судей как в разрешении самых разнообразных правовых споров и вопросов, так и в применении мер государственного принуждения к правонарушениям вплоть до самых строгих и исключительных;

6) исключительность1, устраняющая возможность поль­зоваться судебной властью кем бы то ни было кроме судей и судов и закрепляющая способы осуществления судебной власти. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная власть в России осуществляется посред­ством конституционного, гражданского, административ­ного и уголовного судопроизводства. Эти разновиднос­ти составляют основное содержание, формы выражения судебной власти и вместе с тем определяют границы правосудия как специфического вида государственной деятельности, осуществляемой судами и судьями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.83.240 (0.005 с.)