Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие правоохранительной деятельности, виды, общие черты, основные направления правоохранительной деятельности
Правоохранительная деятельность – это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.
Цель правоохранительной деятельности – охрана самого права.
К правоохранительным органам могут быть отнесены: прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции, нотариат. Спорным является мнение об отнесении к указанным органам адвокатуры и частных охранных и детективных служб.
характерные признаки: -созданы на принципах демократии и действуют в условиях максимальной гласности; -в силу прямого указания в законе и специфического положения в механизме государства предназначены именно для обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства; -наделены соответствующими правами и обладают специфической компетенцией по предупреждению, пресечению правонарушений и рассмотрению правовых вопросов и дел, связанных с правонарушениями и защитой прав; -в зависимости от характера правовых вопросов имеют право применять соответствующие меры государственного или общественного воздействия в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка вплоть до уголовного наказания, применяемого исключительно судом.
Направления правоохранительной деятельности разнообразны, главные из них следующие. Правосудие — важнейшее направление правоохранительной деятельности государства, поскольку его реализует только суд в особом процессуальном порядке с правом применять к правонарушителям государственное принуждение, в том числе и в форме уголовного наказания. Ни один другой государственный орган или общественная организация не имеют таких полномочий, как суд. Только он при наиболее серьезных правонарушениях (преступлениях) вправе разбирать дела и оправдывать подсудимых либо применять к ним наказание от имени государства.
Прокурорский надзор, осуществляемый Генеральным прокурором и всеми подчиненными ему прокурорами, направлен на опротестование и отмену противоречащих закону актов органов государственного управления, общественных организаций, а также предотвращение противоправных действий должностных лиц и граждан. К компетенции прокуратуры относятся, кроме того, уголовное преследование и поддержание государственного обвинения в суде. Охрана общественного порядка возложена на органы Министерства внутренних дел (прежде всего на милицию) с целью предотвращения, пресечения и раскрытия нарушений законности и правопорядка. Расследование преступлений — деятельность особых должностных лиц — следователей, имеющая целью раскрытие преступлений и изобличение лиц, их совершивших, для предания суду или реабилитации; следователи подготавливают материалы уголовного дела для рассмотрения его судом. Организационное обеспечение судов возложено на Министерство юстиции России, которое решает вопросы финансового, рессурсного, материально-технического характера применительно к судам с соблюдением принципа независимости судей. Защита прав и интересов граждан и организаций осуществляется прежде всего адвокатурой в форме дачи консультаций по правовым вопросам, составления разного рода деловых бумаг, выступления адвокатов на суде в качестве защитников по уголовным делам и представителей по гражданским делам. Адвокатура является общественной организацией. Правовая работа в народном хозяйстве и гражданском обороте как вид правоохранительной деятельности входит в компетенцию арбитражных судов и юридичес кой службы организаций и направлена на обеспечение законности в гражданском обороте, особенно в сфере договорных отношений предприятий, организаций, учреждений, фирм. Юрисконсульты содействуют правопорядку в организациях путем составления договоров, визирования приказов, консультирования сотрудников и др. Арбитражные суды рассматривают хозяйственные споры организаций и предпринимателей, связанные с заключением и выполнением разного рода договоров.
Негосударственная правоохранительная деятельность осуществляется специально созданными по инициативе народа общественными организациями (третейские, товарищеские суды, добровольные народные дружины и т. п.), функционирующими самостоятельно или в помощь государственным органам с целью обеспечения общественного порядка, защиты прав заинтересованных лиц и рассмотрения правовых конфликтов их компетенции. Кроме перечисленных основных видов правоохранительной деятельности государства и общественности на обеспечение законности направлена работа иных государственных органов и общественных (полуобщественных) организаций, которую они ведут наряду с выполнением своих основных функций, возложенных на них законом и государством (местная администрация, комиссии и комитеты представительных органов власти и др.). Из краткой характеристики разновидностей правоохранительной деятельности государства следует вывод о многообразии ее направлений, форм и методов.
4. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ ПРИЗНАКИ Судебная власть является разновидностью государственной власти, поскольку эта последняя в соответствии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из них самостоятельны. Этот принцип разделения властей (название условно, поскольку государственная власть едина) присущ каждому правовому демократическому государству. Взаимное уравновешивание ветвей власти создает благоприятные условия для водворения законности и правопорядка.
Судебная власть обладает рядом отличительных признаков: 1) полная самостоятельность и отделение от законодательной и исполнительной власти; 2) подзаконность, в силу которой судьи при решении любого дела или вопроса их компетенции руководствуются только законом. Подзаконность судебной власти проявляется не только во взаимоотношениях с теми, кто попадает в сферу ее деятельности, но и в самой судебной системе, т.е. во взаимоотношениях судов и судей между собой; 3) независимость судебной власти (судов и судей) от кого бы то ни было, включая граждан и должностных лиц, органы государства и общественные объединения; 4) правоприменительный характер: суд не издает законов и иных нормативных актов, а применяет их к конкретным фактам и обстоятельствам; 5) полнота власти, выражаемая в широких, законодательно закрепленных полномочиях судов и судей как в разрешении самых разнообразных правовых споров и вопросов, так и в применении мер государственного принуждения к правонарушениям вплоть до самых строгих и исключительных; 6) исключительность1, устраняющая возможность пользоваться судебной властью кем бы то ни было кроме судей и судов и закрепляющая способы осуществления судебной власти. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Эти разновидности составляют основное содержание, формы выражения судебной власти и вместе с тем определяют границы правосудия как специфического вида государственной деятельности, осуществляемой судами и судьями.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.83.240 (0.005 с.) |