Основные законодательные источники курса, конституция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные законодательные источники курса, конституция



Понятие и признаки правосудия

Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства, на основании Конституции и действующего законодательства РФ.

 

Для определения понятия правосудия надо прежде всего установить отличительные черты, характерные для данного вида государственной деятельности.

 

Первым отличительным свойством правосудия является его осуществление только судом. Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и федеральных конституционных законах суды, что должно исключить возможность присвоения его функций иными государственными органами и общественными объединениями. А воплощать в жизнь правосудие вправе только судьи, наделенные в законном порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также, как отмечалось, в установленных законом случаях представители населения.

 

Вторым отличительным свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседаний непрерывно, устно и открыто. В нем участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов.

 

Третьим отличительным свойством правосудия является то, что оно может осуществляться только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридическихдел.

 

Порядок рассмотрения различных дел в судах именуется судопроизводством. Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ч. 2 ст. 118): конституционное, гражданское, административное и уголовное. Федеральное законодательство знает также арбитражное судопроизводство.

 

Следующим отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально определен процессуальным законодательством.

 

Процессуальный порядок судебного разбирательства призван создать оптимальные условия для установления истины, обеспечивать обоснованность и законность, объективность и справедливость судебных решений, недопущение и устранение ошибок (система обжалования, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке надзора и др.), является важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса. При осуществлении правосудия судьи обязаны быть беспристрастными и справедливыми (ст. 8 Закона о статусе судей).

 

Судопроизводство не совпадает с правосудием, являющимся основной формой осуществления судебной власти, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия. Правосудие не исчерпывает всего объема судебной деятельности.

 

Таким образом, правосудие – это совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, подведомственных судам административных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

 

Отправление правосудия осуществляется на основе принципов независимости судей и подчинения их только закону, несменяемости судей, их неприкосновенности, открытости судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.

 

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФ

 

Судебная система – понятие конституционное. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

 

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

 

1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

 

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

 

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах РФ и военные суды.

 

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

 

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.

 

2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

 

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

 

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов РФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

 

С точки зрения организационных связей всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией.

 

Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с деятельностью на конкретной территории, то функциональные связи определяются понятием «инстанция».

 

Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела. Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

 

Кассационный пересмотр

(на примере судов общей юрисдикции)

Не вступившие в силу приговоры и решения судов общей юрисдикции, кроме мировых судей, могут быть обжалованы в кассационном порядке.

Основанием для рассмотрения дела в суде является кассационное представление прокурора или кассационная жалоба других заинтересованных лиц, поданные в установленном законодательством сроки.

Подача этих жалоб или представлений влечет за собой обязательный пересмотр дела в кассационном порядке.

Функции суда кассационной инстанции выполняют вышестоящие суды по отношению к тем судам, которые рассматривают дела по первой инстанции.

Для районных судов кассационной инстанцией являются областные и соответствующие суды. Судебный состав: 3 судьи.

 

Особенности рассмотрения.

Участие заинтересованных лиц не обязательно, но их должны известить о дате, времени и месте пересмотра дела.

Проверка обжалования судебных актов производится по доводам, указанным в кассационных жалобах или представлении, как правило, имеющимся в деле материалам, которые ранее были исследованы в первой инстанции.

Процессуальное законодательство позволяет представлять новые доказательства, например, если они по уважительной причине не могли быть представлены в первой инстанции.

После доклада дела одним из судей, явившиеся заинтересованные лица выступают с объяснением по поводу поданных жалоб или представлений.

По итогам проверки выносится кассационное определение, в котором отражено одно из следующих решений:

  1. Оставить приговор или решение без изменений, а жалобу или представление без удовлетворения.
  2. Изменить приговор или решение (не на противоположное). При этом приговор может быть изменен только в благоприятную для осужденного сторону.
  3. Отменить приговор или решение или прекратить производство по делу.
  4. Отменить приговор или решение, а дела направить на повторное рассмотрение в первую инстанцию.
  5. Отменить приговор или решение и вынести новое решение. Направить дела на новое рассмотрение по первой инстанции.

Нельзя давать указание о том, какой закон нужно применить при новом рассмотрении дела.

Кассационное определение вступает в силу после провозглашения и может быть обжаловано только в надзорном порядке.

 

Апелляционный пересмотр.

В апелляционном порядке могут быть обжалованы не вступившие в силу заключения мировых судей (проверку будет производить 1 судья районного суда), а так же решение арбитражных судов субъектов РФ (проверку осуществляют 3 или другое нечетное количество судей арбитражного апелляционного суда).

Проверка судебных актов в апелляционном порядке производится путем повторного рассмотрения дела по существу, как правило, на основании доводов, указанных в апелляционной жалобе или представлении.

Поэтому участие заинтересованных лиц обязательно, а в некоторых случаях суд может признать обязательным участие свидетелей и других незаинтересованных лиц.

По итогам проверки проверенные судебные акты могут:

  1. быть оставлены без изменений,
  2. они могут быть изменены, а производство по делу прекращено,
  3. отменены и вынесены новые решения или новые приговоры, в том числе вместо оправдательного приговора может быть вынесен обвинительный.

Отменить оправдательный приговор и вынести обвинительный, а так же изменить приговор в худшую для осужденного сторону можно, только если об этом просил потерпевший в своей жалобе, либо прокурор в представлении.

В апелляционном порядке по итогам приговора могут быть вынесены: апелляционное постановление или апелляционное решение или апелляционный приговор. Эти акты могут быть обжалованы в кассационном или надзорном порядке. Конкретный порядок обжалования определяется нормами процессуального законодательства.

 

Мировые судьи

Компетенция мировых судей определена достаточно широко. В соответствии со ст. 23 ГПК мировые судьи уполномочены единолично рассматривать следующие гражданские дела:

-о выдаче судебного приказа;

-о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

-дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

-иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;

-дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления;

дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

дела об определении порядка пользования имуществом;

иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых судей.

 

Они также уполномочены пересматривать свои собственные решения по гражданским делам по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

К компетенции мировых судей отнесено значительное количество дел об административных правонарушениях.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК мировым судьям подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, которые перечислены в содержащемся там же перечне.

 

Работу мирового судьи обеспечивает аппарат мирового суда, структура и штатное расписание которого устанавливаются законом субъекта РФ. В зале судебных заседаний мировых судей устанавливаются символы государственной власти РФ, соответствующего субъекта РФ. Мировой судья при осуществлении правосудия заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта РФ.

 

 

РАЙОННЫЕ СУДЫ

 

Пленум

Президиум

 

Военная коллегия

При Верховном суде РФ образован научно- консультативный совет, являющийся совещательным органом, разрабатывающим научные предложения по совершению судебной практики и законодательства; учрежден судебный департамент, занимающийся кадровым, материально-техническим и ресурсным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции.

Компетенция структурных подразделений:

1. Пленум- общее собрание судий Верховного суда, на котором решаются наиболее важные организационные вопросы. Например, на основании материалов изучения и обобщения суд. Практики применяются разъяснения по вопросам ее применения, утверждаются составы судебных коллегий, научно-консультативного совета, заслушиваются сообщения о работе президиума, решаются вопросы о выступлении с законодательной инициативой в Федеральное собрание и т.д.

2. Президиум- состоит из 13 судий, утвержденных в его состав по решению совета федераций, а председатель Военного суда и его заместители в состав суда включаются по должности.

В качестве надзорной инстанции он может проверять:

ü Кассационные и надзорные определения судебной коллегии по гр.делам, судебной коллегии по уг.делам, военные коллегии ВС РФ.

ü Определения кассационной коллегии и кассационной палаты

ü Вступившие в силу приговоры военной коллегии и судебной коллегии по уг.делам ВС РФ.

ü Вступившие в силу решения военной коллегии и судебной коллегии по гр.делам ВС РФ, если они ранее обжаловались в кассационном порядке.

ü Вступившие в силу решения обл. и соотв. Судов, а так же окружных(флотских) военных судов, если ранее они обжаловались в ВС РФ в кассационном порядке.

3. Кассационная палата проверяет не вступившие в силу приговоры и постановления обл. и соотв. Судов, принятые с участием присяжных заседателей.

4. Кассационная коллегия проверяет не вступившие в силу приговоры и решения военной коллегии, приговоры судебной коллегии по уг.делам ВС РФ и решения судебной коллегии по гр.делам ВС РФ.

Определения кассационной коллегии и кассационной палаты в надзорном порядке могут быть обжалованы в президиум ВС РФ.

По уголовным делам По гражданским делам
По 1 инстанции рассматривают:  
Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются члены Совета Федерации, депутаты Гос.Думы, судьи, кроме судий военных судов, если до начала судебного процесса указанные лица заявили ходатайство о рассмотрении дела Верховным судом. Может рассматривать иные дела, отнесённые фед. Законодательством к компетенции этой коллегии. Об оспаривании ненормативных актов президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы и правительства РФ. Об оспаривании норм. Актов Президента РФ, правительства РФ, и других федеральных органов гос. Власти, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или организаций. Об оспаривании постановлений квалификационной коллегии судий и приостановлении или прекращении полномочий судий а так же прекращении отставки судий. О приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, а так же общероссийских или международных общественных объединений. О ликвидации центр. Религиозных организаций О расформировании центр. Изб. Комиссии р. Орг.  
Приговоры и решения по этим делам, не вступившие в силу, могут быть обжалованы в кассационную коллегию, а вступившие в силу- в президиум РФ.  
По 2 инстанции в кассационном порядке проверяют не вступившие в силу приговоры и решения обл. и соотв. Судов.  
По надзорной инстанции проверяют:  
По уг. Делам: вступившие в силу приговоры обл. и соотв. Судов, если они не проверялись коллегией в кассационном порядке. -------------------------  
Надзорные постановления президиумов обл. и соотв. Судов: Кассационное и надзорное определение этих коллегий в надзорном порядке могут быть обжалованы в президиум ВС РФ.

 

Коллегия из 3 судий, состав которой ежегодно утверждается Высшей квалификационной коллегией судий РФ, решает вопросы о заключении под стражу судий, либо о продлении сроков содержания под стражей, о привлечении судий к административной ответственности, а так же дает заключение о наличии признаков преступления в действиях судий, депутатов Гос. Думы, членов Совета Федерации и ген. Прокурора РФ.

НА ПРИМЕРЕ УСТАВНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

СТ.27 ФКЗ «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ»:

1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

2. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

4. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

 

Свердловская область

Уставный Суд Свердловской области был создан в период с марта по май 1998 года и приступил к работе с июня 1998 года в соответствии со ст. 27 Федерального Закона "О судебной системе Российской Федерации", Уставом Свердловской области и Областным законом "Об Уставном Суде Свердловской области". Уставный Суд рассматривает вопросы соответствия областных законов, других нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Свердловской области, иными государственными органами Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, Уставу Свердловской области, а также осуществляет толкование Устава Свердловской области. Постановления и определения Уставного Суда Свердловской области публикуются в "Областной газете", Собрании законодательства Свердловской области и Вестнике Уставного Суда Свердловской области. Кроме того, Уставным Судом с 2001 года в дополнение к Вестнику издаются информационные выпуски, которые направляются представителям законодательной, исполнительной, судебной власти Свердловской области и в высшие учебные заведения.

 

 

32. Дисциплинарное судебное присутствие

— судебный орган, рассматривающий дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

Дисциплинарное судебное присутствие:

-рассматривает жалобы граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации или решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации за совершение ими дисциплинарных проступков, на указанные решения квалификационных коллегий судей;

-рассматривает обращения Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

 

Дисциплинарное судебное присутствие формируется из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в количестве 6 членов.

 

СУДЕЙСКИЙ КОРПУС

 

Под судейским корпусом принято понимать совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. В судейский корпус входят не только действующие судьи, но и пребывающие в отставке.

 

В силу специфики деятельности судьи обладают только им присущими полномочиями. Совокупность прав и обязанностей, характеризующих правовое положение, и составляет понятие статуса судей. Конституционные нормы, регулирующие судебную власть, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» определили общие принципы организации и деятельности всех судов страны, подчеркнув, что все они входят в единую судебную систему. Принцип единства судебной системы относится ко всем направлениям организации и деятельности суда.

 

Требования к кандидатам на должность судей установлены ст. 119 Конституции рФ. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.

 

Кроме конституционных требований, Закон «О статусе судей в Российской Федерации» включает и дополнительные требования. Кандидат не должен совершать порочащие его поступки, обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.

 

К кандидатам на должность вышестоящих судов предъявляются более высокие требования: повышенный возрастной и профессиональный ценз.

 

Наделение судей полномочиями осуществляется в порядке, установленном Конституцией РФ (ст. 128),

 

Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 13), Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 6) и Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 6).

 

Судьи вышестоящих судов назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения Председателя Верховного Суда (ВС) РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда (ВАС) РФ соответственно.

 

Председатели ВС РФ и ВАС РФ назначаются по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.

 

Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВАС РФ.

 

Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя ВС РФ и Председателя ВАС РФ по согласованию с законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ.

 

Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

 

Мировые судьи назначаются на должность законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного округа в порядке, установленном законом субъекта РФ. Законом субъекта РФ определяется и порядок наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов.

 

Назначение кандидатов на должности судей производится только при положительном заключении соответствующей квалификационной коллегии судей.

Полномочия судей в РФ не ограничены определенным сроком.

 

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ

 

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой лишь компетенцией. Различие по компетенции не нарушает общего принципа единого статуса.

 

Единство статуса означает равенство всех судов внутри судейского сообщества. На них одинаково распространяются меры государственной защиты, гарантии независимости и недопустимость вмешательства в их деятельность, материальное и социальное обеспечение. Вместе с тем единство правового статуса не исключает особенностей правового положения судей, связанных с разным объемом полномочий и спецификой их деятельности.

 

Статус судьи обеспечивается государственными гарантиями его независимости, которые включают: определенные законом процедуры осуществления правосудия; несменяемость судьи; порядок приостановления и прекращения полномочий и его право на отставку; неприкосновенность судьи и предоставление ему за счет государства материального и социального обеспечения. К гарантиям обеспечения полноправной судебной деятельности относится также деятельность системы органов судейского сообщества.

 

Процедура осуществления правосудия, предусмотренная законом, – одна из важнейших гарантий независимости судьи. В нормах процессуального законодательства и федеральных законодательных актах детально излагаются правила проведения судопроизводства по уголовным, гражданским, арбитражным делам, а также порядок осуществления конституционного контроля. Следование этим нормам объективно обеспечивает устранение из процедуры правосудия посторонних влияний, а всякое вмешательство в процессуальную деятельность судьи преследуется по закону.

 

В соответствии со ст. 121 Конституции РФ судьи несменяемы. Они не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены решением квалификационной коллегии судей и не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

 

Неприкосновенность судей – важнейший элемент судейского иммунитета. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Неприкосновенность судьи обеспечивает его защиту от преступного мира и «обиженных» в гражданском процессе сторон, а также от бюрократического администрирования со стороны государственных органов и вышестоящих судей.

 

Материальное и социальное обеспечение судей – важная составляющая их независимости.

 

Государственная защита призвана обеспечивать независимость и неприкосновенность судьи с учетом важности и значимости выносимых им решений.

 

Помимо мер правовой и социальной защиты, установлена система мер обеспечения безопасности судей.

 

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти образуются органы судейского сообщества (Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов РФ, Совет судей РФ, советы судей субъектов РФ, общее собрание судей судов, Высшая квалификационная коллегия судей РФ, квалификационные коллегии судей субъектов РФ) – важнейший институт обеспечения независимости судей.

 

 

НЕСМЕНЯЕМОСТЬ СУДЕЙ

 

Ст. 121, 122 К РФ, ст. 11, 12, 16 закона РФ «О статусе судей».

Судьи не сменяемы, т.е. они не подлежат переводу на другую должность, либо в другой суд без их согласия, но полномочия судей могут быть приостановлены или прекращены по основания и в порядке, предусмотренном законами «О статусе судей», «О Конституционном суде РФ».

 

Полномочия судьи не ограничены определенным сроком, кроме следующих случаев:

 

1) Судьи Федеральных судов (кроме Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ) впервые назначаются на 3 года, а затем могут быть назначены без ограничения сроков полномочий. Для всех Федеральных судей установлен предельный возраст пребывания в должности – 70 лет.

 

2) Мировые судьи назначаются или избираются на должность на срок, предусмотренный законами субъектов РФ, но в любом случае впервые не более, чем на 5 лет, а в последующем – не менее, чем на 5 лет. Предельный возраст – 70 лет.

 

3) Срок полномочий и предельный возраст судей Конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами соответствующих субъектов.

 

4) Председатель Конституционного суда РФ и его заместитель избираются на эти должности на 3 года, а затем могут быть …. переизбраны на эти должности.

 

5) Председатели остальных Федеральных судов и их заместители назначаются на эти должности на 6 лет и могут быть переизбраны, но не более 2 раз подряд в одном и том же суде.

 

Неприкосновенность судей

Судьи неприкосновенны, и эта неприкосновенность необходима для ТОО, чтобы исключить любое воздействие на них при осуществлении ими своих полномочий.

Ст. 16 закона «О статусе судей» подробно регламентирует положения о судейской неприкосновенности.

 

  1. За принятие судебного решения судьи не привлекаются к какой-либо ответственности, кроме случаев, когда вступившим в силу приговором суда была установлена виновность судьи в вынесении заведомо незаконного судебного акта, либо злоупотребление служебными полномочиями.

 

  1. Личный досмотр судей не допускается, кроме случаев, предусмотренных ФЗ, в целях обеспечения безопасности других лиц.

 

  1. Судья, задержанный по подозрению в преступлении или по другому основанию, если в момент задержания его личность не могла быть известна, после установления личности подлежит немедленному освобождению.

 

  1. Уголовное дело в отношении судей возбуждается в особом порядке. По решению председателя следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения трех судей Верховного суда РФ, либо трех судей областного и соответствующего суда о наличии в действиях судьи признаков преступления, с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей, либо с соглашения Конституционного суда РФ (в отношении судей Конституционного суда).
  2. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала процесса, должно быть рассмотрено по первой инстанции в Верховном суде РФ.

 

  1. К административной ответственности судьи привлекаются в следующем порядке:

Генеральный прокурор РФ направляет представление о необходимости привлечь судью к административной ответственности в областной и соответствующий суд, либо в Верховный суд РФ, и 3 судьи указанных судов рассматривают представленные материалы об административном правонарушении и выносят решение о наказании судьи, либо о прекращении производства по делу.

 

 

Участие в уголовных делах

 

В ходе судебного разбирательства уголовных дел прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование, выступая в качестве государственного обвинителя.

 

Поддержание государственного обвинения – процессуальная деятельность прокурора, которая заключается в доказывании виновности лица, привлеченного к уголовной ответственности, т.е. подсудимого, в целях защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления, а так же обеспечения неотвратимости уголовной ответственности для лиц, совершивших преступление.

 

Участие государственного обвинителя обязательно практически по всем уголовным делам.

В судебном разбирательстве государственный обвинитель должен предоставить представление и исследование доказательств, свидетельствующих о виновности подсудимого, а так же доказательства, отягчающие его уголовную ответственность.

Он вправе заявлять суду необходимые ходатайства, высказывающие его мнение по поводу ходатайств защиты и выполнять иные процессуальные действия, предусмотренные УПК РФ.

После того как будут исследованы все доказательства, прокурор выступает с обвинительной речью. В ней он:

1. анализирует исследованные в суде обстоятельства дела и доказательства,

2. высказывает свое мнение о доказанности вины подсудимого,

3. предлагает квалификацию преступления и меру возможного наказания.

 

Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель пришел к выводу, что вина подсудимого в совершении преступления не доказана, то он должен отказаться от поддержания государственного обвинения.

Если государственный обвинитель или вышестоящий прокурор не согласен с приговором суда по делу, то он может обжаловать его в вышестоящие судебные инстанции в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

 

 

47. Участие в гражданских делах

 

Ст.45 ГПК; приказ ген.прокурора РФ №51 от 2.12.3003 «об обеспечении участия прокурора в гражданском судопроизводстве»

Направлено на защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а так же интересов общества и государства.

В гражданском процессе прокурор может участвовать в двух формах.

1) Подавать в суд иски и заявления

  1. в защиту интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности или по другим уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд;
  2. в защиту интересов неопределенного круга лиц;
  3. в защиту интересов РФ или муниципального образования.
  4. О лишении родительских прав
  5. О выплате работникам причитающейся им заработной плате и т.д.

Прокурор, подавший в суд иск или заявление должен явиться на судебное разбирательство и отстаивать в процессе интересы лиц, в защиту которых он подавал заявление.

Для этого прокурор должен представить необходимое законодательство, заявить ходатайство, отвечать на вопросы суда и других участников процесса, а по окончанию исследования доказательств, высказать свое мнение о разрешении дела и указать закон, который должен применяться для разрешения данного дела.

 

2) Прокурор вступает в процесс, начатый по инициативе других лиц с целью дачи заключения по существу дела. Это возможно в случаях, предусмотренны



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.143 с.)