Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема анализа симптомов заболевания

Поиск
№ п/п      
Ф.И.О. больного      
Дата, час начала заболевания      
Дата госпитализации      
Основные симптомы: тошнота рвота запор боли в области живота боли под ложечкой температура тела озноб головная боль общая слабость головокружение расстройство зрения (двоение и др.) опущение век расширение зрачка сухость во рту затруднение глотания изменение голоса судороги цианоз сердечная слабость мышечные боли боли в суставах гриппозные явления кровь в испражнениях Тяжесть заболевания: легкая средняя тяжелая      

 

Примечание: выявленные симптомы отмечаются знаком (+) или (-)

 


Приложение 13

 

Некоторые клинические симптомы при пищевых отравлениях бактериальной этиологии и острых кишечных инфекциях*

Клинические симптомы Возбудители
Salmo- nella * Энтеро патоген ные Escherichia coli Бактерии рода Proteus Vibrio paraha- emolyticus Bacill- us cereus Staphylo-coccus aureus Streptococcus faecalis Cl. botulinum Cl. perfringens

 

1.Инкуба- 6-24 4-10 4-20 6-24 4-16 2 - 4 8-24 от 2 час 8-23

ционный час час час час час час час до неск. час

период сут.

 

2.Темпе- в ы с о к а я, п о в ы ш е н н а ян о р м а, р е д к онорманорма, редко

ратура субфебрильнаясубфебр.

 

3.Озноб ++ (+ -) (- +) (- +) - (+ -) - - -

 

4.Тошнота + (+ -) + + + ++ (+ -) (+ -) (- +)

 

5.Рвота + (+ -) + + (- +) ++ - (+ -) (- +)

 

6.Боли в

эпигастр. (+ -) (+ -) (+ -) ++ ++ ++ (+-) (-+) +

области

 

7.Боли в

области +++ ++ ++ ++ ++ (- +) ++ - +++

живота

 

8.Жидкий

стул +++ +++ +++ (+ -)++ ++ (-+)+ ++ - ++

 

9.Стул с

кровью (- +) (- +) (- +) (- +) (+ -) - - - -

 

10.Стул

со слизью (- +) + (- +) (- +) - - - - (+ -)

 

11.Запор - - - - - - - ++ -

 

12.Метео-

ризм - - - - - - - (+ -) ++

 

13.Общая

слабость, +++ ++ + + (+ -) + (+ -) (+ -)++ (+ -)

головокр.

 

14.Голов-

ная боль +++ (+ -) (- +) (- +) - + (+ -) (- +) (- +)

 

15.Рас- - - - - - - - +++ -

стройство

зрения (ди-

плопия,

птоз, мидри-

аз и др.)

 

16.Рас- - - - - - - - +++ -

стройство

глотания,

речи

 

17.Сухость

во рту - - - - - - - +++ -

 

18.Потеря

сознания (- +) (- +) (+ -) - (- +) (-+) - - -

 

 

19.Судо- (- +) (- +) - - - (- +) - - -

роги

 

20.Упадок (- +) (- +) (- +) (- +) (- +) (- +) - ++ (- +)

сердечной

деятельн.

 

21.Рас-

стройство - - - - - - - +++ -

дыхания

 

Условные знаки:

+++ - симптомы выражены резко;

++ - симптомы выражены сильно;

+ - симптомы выражены умеренно;

(+ -) - симптомы наблюдаются редко;

(- +) - симптомы наблюдаются очень редко;

«-» - симптомы не наблюдаются.

 


Приложение14

Схема оформления акта санитарно-эпидемического расследования

пищевого отравления

1) Паспортная часть: указываются все данные о лицах, принимавших прямое или косвенное участие в расследовании вспышки пищевого отравления и составления акта (место работы, фамилия, инициалы и должность, дата составления).

2) Констатационная часть: подробно описывается начало заболевания, клиническая картина, число пострадавших, госпитализированных, умерших; дается обоснование виновного продукта, место его потребления и приобретения продуктом (готовой пищей) токсических (ядовитых) свойств; приводятся данные химических и бактериологических анализов; описывается санитарное состояние пищевого предприятия.

3) Заключительная часть: обосновывается диагноз пищевого отравления (указывается продукт, микроорганизмы или токсин, источники и причины, способствующие возникновению вспышки).

4) Профилактические мероприятия: указываются мероприятия (оперативные на объекте) и необходимые в перспективе с целью предупреждения возникновения пищевых отравлений (корректировка программ производственного контроля по критическим точкам производства);

5) Санкции санитарно-эпидемиологического надзора: указываются санкции (административные взыскания – штрафы) по отношению к предприятию и должностным лицам, виновным в возникновении пищевого отравления.


Приложение15

Ситуационные задачи

Задача №1

В конце мая в районном городе произошло массовое пищевое отравление среди учащихся (76 человек) местной школы-интернат. На завтрак дети ели вареную колбасу с картофельным пюре и творожную запеканку с какао. Через 8- 10 часов появились случаи заболевания. Основными симптомами у заболевших были тошнота, рвота, боль в области живота, понос (у некоторых из детей с примесью крови – цвета мясных помоев), общая слабость, температура тела колебалась от 37,9 до 39,50С. Все больные были госпитализированы. Выздоровление наступило через 3 – 5 дней. При обследовании пищеблока столовой установлено, что накануне массового отравления в столовой в течение 2-х дней не работала холодильная камера и все продукты хранилась при комнатной температуре. На лабораторное исследование были направлены остатки пищи за весь день, рвотные массы, кал, смывы с кухонного инвентаря и оборудования. При бактериологическом анализе из всех проб колбасы был выделен протей в титре 0,001 г и кишечная палочка в титре 0,0001 г. Эти же микробные объекты были выделены из рвотных, каловых масс и смывах со столового инвентаря (разделочные доски, кухонные ножи). Реакция агглютинации сывороток переболевших с выделенными культурами протея была положительной в разведении 1:50 – 1: 200, а с выделенными культурами кишечной палочки была отрицательной. Образцы сыворотки крови в контрольной группе дали отрицательную реакцию агглютинации со всеми штаммами.

Провести самостоятельно полное расследование вспышки пищевого отравления по схеме (Приложение 8), начиная с появления первых больных. Вы сначала - врач школы-интернат, затем - врач отдела гигиены питания территориального ЦГиЭ. Какие должностные обязанности были нарушены Вами, когда Вы были врачом школы-интернат? Какие оперативные меры по ликвидации данной вспышки отравления Вы можете предложить? Меры профилактики по недопущению заболеваний аналогичного характера?

 

Задача №2

Среди преподавателей и сотрудников университетского городка, их детей, а также студентов, проживающих в двух общежитиях, с 18 ч 1 мая начались массовые заболевания. Всего заболело 86 человек. Симптомы заболевания выражались в форме острого гастроэнтерита (тошнота, сильная многократная рвота, понос, боли в эпигастральной области), головной боли, у некоторых наблюдались судороги. Имело место ослабление сердечной деятельности, общая слабость, головокружение. Температура тела у большинства заболевших была в норме, лишь у 15 детей температура поднялась до 37,4 – 37,80С. Эти дети были госпитализированы в районную инфекционную больницу. Выздоровление у большинства заболевших наступило через 2 – 3 дня. У детей заболевание протекало тяжелее, чем у взрослых. Они были выписаны из больницы через 5 – 6 дней.

Из опроса заболевших было выяснено, что они употребляли в пищу продукты, купленные в магазине, находящемся на территории университетского городка. Среди купленных продуктов были мясные, колбасные и рыбные изделия, консервы, молочные продукты, соки, напитки, кремовые торты. Заболели только те, кто ел торт.

При расследовании вспышки пищевого отравления было установлено, что торты были изготовлены в кондитерском цехе при магазине, где часть исходных продуктов в заводской упаковке (молоко, сливки, масло), а также часть готовой продукции (торты, пирожные) хранились не на холоде (из-за недостаточного объема холодильного оборудования), а при комнатной температуре в течение 12 часов до момента реализации. В санитарно-эпидемиологическую лабораторию территориального ЦГиЭ были направлены пробы, необходимые для исследований. Было установлено, что в пробах кремов, взятых из нереализованных тортов, из остатков тортов у заболевших, а также из проб их рвотных масс и кала был выделен в большом количестве золотистый стафилококк.

1.Самостоятельно провести расследование вспышки пищевого отравления по схеме (Приложение 8).

2. Оформить акт расследования (Приложение 13). Необходимо отразить:

· диагноз пищевого отравления;

· «виновный» продукт;

· источник инфекции, пути передачи инфекции (исходя из условия задачи необходимо отметить, какие дополнительные исследования надо было провести для выяснения источника инфекции);

· механизм приобретения продуктом (готовой пищей, изделием) токсичных свойств;

· виновных лиц (с обоснованием степени их вины);

· оперативные меры по ликвидации данной вспышки пищевого отравления;

· меры профилактики по недопущению заболеваний аналогичного характера.

Задача №3

В средней школе агрогородка Лучники произошли массовые заболевания детей в возрасте 8 – 12 лет. Заболевание началось через 4 – 5 часов после завтрака в столовой школы, состоявшего из порции жареного картофеля с сосиской, какао и булочки. Клинические симптомы отравления: температура нормальная, тошнота, рвота, жидкий стул, боли в области живота.

При обследовании было установлено, что сосиски были получены с колбасного цеха мясокомбината накануне и тщательно проварены, картофель жарился вечером (хранился при комнатной температуре) и утром был подогрет.

Для бактериологического анализа в лабораторию были направлены пробы пищи, рвотных масс и кала, а также смывы с кухонного инвентаря (ножи, разделочные доски),оборудования и рабочей одежды обслуживающего персонала пищеблока столовой. Из всех проб картофеля, отдельных образцов смывов с кухонного инвентаря, оборудования и рабочей одежды были высеяны энтеропатогенные серотипы кишечной палочки и протея в титрах 0,001 и 0,01 г соответственно (в пробах картофеля).

1.Заполните экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении (Приложение 6);

2.Что является причиной возникновения вспышки пищевого отравления и какие экстренные профилактические мероприятия необходимо провести в столовой, чтобы не допустить повторения аналогичных заболеваний?

 

 


Оглавление

Мотивационная характеристика темы. Цели и задачи занятии

(Замбржицкий О.Н., Колосовская В.М.) …………………………………………

Учебный материал (Замбржицкий О.Н., Колосовская В.М.) …………………..

Пищевые отравления микробной природы

Замбржицкий О.Н., Колосовская В.М.) …………………………………………..

Краткая характеристика основных пищевых токсикоинфекций ………………

Меры профилактики пищевых токсикоинфекций ………………………………

Пищевые токсикозы (интоксикации) …………………………………………….

Микотоксикозы…………………………………………………………………….

Фикотоксикозы…………………………………………………………………….

Пищевые отравления немикробной природы

(Замбржицкий О.Н.) ………………………………………………………………

Расследование пищевых отравлений (Замбржицкий О.Н.) ……………………..

Задание для самостоятельной работы студентов

(Замбржицкий О.Н.) ………………………………………………………………..

Литература…………………………………………………………………………..

Приложения…………………………………………………………………………

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.177 (0.009 с.)