Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Теоретические основания психологической диагностики в младенчестве и раннем возрасте.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Калашникова С.А. Диагностика психического развития детей в младенчестве и раннем возрасте: Учебно-методическое пособие.- Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2007.- 67 с.
В пособии рассмотрены основные принципы, подходы и методы диагностики психического развития детей младенческого и раннего возраста. Пособие восполняет недостаточность систематизации опыта в области практической работы психолога с детьми младенческого и раннего возрастов. Пособие адресовано студентам психологических специальностей, практикующим психологам. Представленные материалы могут быть использованы при изучении дисциплин «Методы психологической диагностики», «Психолого-педагогическая диагностика», «Методы диагностики в норме и патологии».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основания психологической диагностики в младенчестве и раннем возрасте. 1.1. Принципы ранней диагностики психического развития детей. 4 1.2. Методы ранней психологической диагностики. 6 1.3.Ранняя диагностика нарушений развития. 14 1.4. Организация диагностического обследования. 16
Глава 2. Психологическая диагностика развития детей от рождения до 1 года. 2.1. Показатели развития младенца и параметры диагностики. 23 2.2. Признаки нарушений нервно-психического развития в младенчестве. 27 2.3. Психодиагностический инструментарий. 28
Глава 3. Психологическая диагностика детей раннего возраста. 3.1. Показатели развития ребенка и параметры диагностики. 32 3.2. Признаки нарушений нервно-психического развития в раннем возрасте. 35 3.3. Психодиагностический инструментарий. 36
Словарь терминов 42
Литература 45
Приложение 1.Таблицы для оценки психомоторного развития детей от рождения до трех лет. 47
Приложение 2. Психопатологические симптомы и симптомокомплексы нарушений у детей раннего возраста. 61
Приложение 3. Методика диагностики умственного развития детей раннего возраста. 64
Глава 1. Теоретические основания психологической диагностики в младенчестве и раннем возрасте. Глава 2. Психологическая диагностика развития детей от рождения до Года.
Глава 3. Психологическая диагностика детей раннего возраста.
Признаки нарушений нервно-психического развития в раннем
Возрасте.
В раннем возрасте периодом, в отношении которого осуществляется оценка изменений, составляет на втором году жизни 3 месяца, на третьем – полгода. Явными признаками нарушений психического развития являются: 1) отсутствие истинно предметных действий, замена из манипуляциями (действиями, неспецифичными для определенных предметов); 2) неадекватные действия (например, упорно пытается вложить неподходящие вкладыши в доске Сегена); 3) ограниченное понимание речи взрослого, проявляющееся в отсутствии переноса; 4) резкое отставание в развитии собственной речи; 5) аутизация ребенка – жизнь в своем собственном мире, снижение потребности в общении с детьми и взрослыми, неадекватные страхи, навязчивые стереотипные движения (например, раскачивание); 6) симптомы нарушения центральной нервной системы: заикание, беспорядочная речь, постоянное моргание, бесцельные движения руками, разнообразные тики, сосание пальца, ходьба с подпрыгиванием и др.
Поведенческие нарушения, свидетельствующие о неблагополучии в эмоционально-волевой сфере личности, заключаются в следующем: ребенок очень часто плачет, капризничает, не может сам себя занять, трудно адаптируется к новым ситуациям, проявляет негативизм, агрессивно настроен по отношению к детям, не понимает запретов, не усваивает элементарные правила поведения, возбудим, бестормозен [10].
Словарь терминов Анамнез – подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни.Анамнез может быть: медицинский, психолого-педагогический, социально-психологический. Влияние наблюдателя – искажающее влияние присутствия наблюдателя на наблюдаемое поведение. Диагностические обследование – применение готовых методик с целью выявления психологических особенностей испытуемого по одному или нескольким критериям. Обследование предполагает учет определенной точки отсчета для интерпретации полученных результатов, в качестве которой могут выступать «сырые баллы», стандартные показатели, соответствующие некому уровню, или качественные признаки. Основными задачами обследования являются обеспечение индивидуального подхода к коррекции и отслеживание индивидуальной динамики становления различных параметров психической деятельности (мониторинга развития).
Диагностические признаки – это симптомы, обнаруживаемые непосредственно в диагностическом обследовании. Чаще всего эти признаки неспецифичны, то есть можно предполагать различные причины их появления. Зона ближайшего (потенциального) развития – реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны взрослого. Игра предметная – детская игра с предметами человеческой культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению. Интеллект – 1) совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности; общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 3) система всех познавательных процессов: ощущения, восприятии, памяти и т.д. Клинический метод – гибкий, полустандартизованный метод постановки перед детьми задач и вопросов. Когнитивная сфера – часть психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе. Когнитивное развитие – процесс формирования и развития когнитивной сферы человека (восприятия, внимания. Воображения, памяти, мышления, речи). Комплекс оживления – эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка 2-3 месячного возраста на близкого для него человека, выражающаяся в повышении общей двигательной активности, вокализациях, проявлениях положительных эмоций. Метод проб и ошибок – один из видов научения, при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и постепенного устранения допускаемых ошибок. Наглядно-действенное мышление – совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами. Обучаемость – способность к приобретению знаний, умений и навыков (научению). Ориентировочная реакция – естественная реакция внимания на новые стимулы. Подражание – вид научения, происходящего в результате буквального копирования поведения объекта, являющегося образцом для подражания. Предметная деятельность – практические действия человека с реальными предметами материальной и духовной культуры, подчиненные их функциональному, культурно-обусловленному назначению. Психодиагностика – теория и практика оценки психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получить достоверную информацию о них. Психологический диагноз – структурированное описание выявленных индивидуально-психологических особенностей конкретного испытуемого в их взаимосвязи; конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.
Психологический прогноз - оценка потенциального уровня развития, выделение критериев, которые считаются важными для дальнейшего развития. Сензитивный период развития – этап наиболее интенсивного развития определенных психических функций, оптимальный для освоения соответствующих видов деятельности. Симптом – характерное проявление, признак психических или органических нарушений и заболеваний, свидетельствующий об изменении обычного или нормального функционирования организма или психики. Синдром – комплекс симптомов, определенное сочетание группы симптомов, объединенных единым механизмом возникновения. Внутри общего синдрома симптомы объединяются закономерным и регулярным образом, характеризуя определенное болезненное состояние организма. Социальная ситуация развития – социальные условия, система факторов, в которых и под воздействием которых происходит психическое развитие человека. Тест – стандартизированный метод психологического исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок психологических особенностей человека с использованием сравнения этих оценок со стандартными нормами. Уровень интеллекта – показатель интеллектуального развития, выраженный в стандартных баллах. Уровень психического развития - совокупность способностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой других людей или самим собой в иной период жизни. Шкала Апгар – тест на жизнеспособность новорожденного. Предложена доктором Вирджинией Апгар. Обычно используется для оценки состояния новорожденного сразу после рождения или 5 минут спустя. Шкала позволяет дать интегральную оценку приспособляемости малыша к внешней среде, учитывающую цвет кожи, ритм сердечных сокращений и дыхания, мышечный тонус, проявления рефлексов. Каждый признак оценивается максимум 2 баллами, сумма может составить 10 баллов. Нормальными оценками считаются итоговые баллы от 7 до 10.
Литература 1. Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.Ш., Шкадаревич Е.В. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3 лет // Дефектология. – 2002. - №5.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 528 с. 1. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома// Вопросы психологии. – 1994. - №4. – С.82-92. 2. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Качество жизни. Методы исследования развития ребенка: новый инструментарий оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001. – 200 с. 3. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов/ - Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 144 с. 4. Домишкевич С.А., Инденбаум Е.Л. Психологическая диагностика в специальной психологии (общие вопросы): Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003. – 64 с. 5. Ефимкина Р.П. Детская психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 42 с. 6. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. – СПб.: Питер, 2006. – 368 с. 7. Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. – СПб., 2004. 8. Инденбаум Е.Л. Психолого-педагогическая диагностика: Методические рекомендации. – Иркутск: изд-во ИГПУ, 2001. – 32 с. 9. Исаев Д.Н. Принципы оценки психического развития // Психопрофилактика в практике педиатра. – Л.: Медицина, 1984. – С. 36-47. 10. Лаак Я. Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 384 с. 11. Психологическое тестирование/ А.Анастази, С.Урбина. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с. 12. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для адм. шк., педагогов и шк. психологов /И.В.Кузнецова, Т.В.Ахутина, М.Р.Битянова и др. – Кн. 1. – М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С.Выготского; Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. 13. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – С-Пб: Питер, 2000. 14. Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости// Дефектология. – 1994. - №1. 15. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с. 16. Флэйк_Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. / Общ. ред. М.С.Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – 511 с. 17. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с. 18. www.detisite.ru
Приложение 1 От рождения до трех лет. Таблица №1
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.019 с.) |