Принципы ранней диагностики психического развития детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы ранней диагностики психического развития детей.



 

Психологическая диагностика раннего детства является актуальным направлением практической деятельности психолога. Это связано, прежде всего, с необходимостью раннего выявления возможных отклонений, планирования индивидуальных мер психологической коррекции и профилактики. Необходимость ранней диагностики также связана с исключительной значимостью ранних периодов онтогенеза для развития личности. Поскольку темпы психофизического развития в младенчестве и раннем возрасте очень велики, то порой незначительные проблемы или отклонения в развитии могут привести к серьезным нарушениям в более старшем возрасте. С другой стороны, на ранних этапах развития имеются огромные возможности для преодоления имеющихся затруднений за счет пластичности нервной системы и чувствительности детской психики к коррекционным воздействиям.

Для успешной профилактики возможных трудностей в развитии ребенка в ранней диагностике необходимо придерживаться ряда принципов.

Первый принцип предполагает использование всех возможных путей для получения сведений о психическом развитии ребенка и условий его семейного воспитания.

Психолог может получить необходимую информацию из анамнеза, в процессе наблюдения, используя заключения других специалистов (педиатра, невролога и др.). На основе анамнеза можно получить предварительное впечатление о психическом развитии ребенка до получения объективных данных. Сбор анамнеза позволяет выявить возможные вредности, которые могли повлиять на развитие ребенка в пренатальном и постнатальном периодах развития.

Из беседы с родителями можно получить представление о темпе развития ребенка.

Второй принцип касается выявления факторов риска для нормального развития ребенка. Оценка психического развития ребенка должна производиться как можно раньше. Факторами риска могут быть как пренатальные, так и постнатальные вредности.

Третий принцип – комплексность обследования – предполагает интеграцию информации, полученной разными методами и разными специалистами. Данный принцип требует от диагноста профессионального владения отдельными методами, умения интегрировать результаты обследования в диагностическое заключение.

В изучении человека различают следующие плоскости данных [19]:

- биологическая (соматическая): на первом плане стоят соматические процессы, которые можно зафиксировать физическими и химическими способами;

- психическая (психологическая): акцент ставится на индивидуальном переживании и поведении, включая деятельность;

- социальная: акцент на межличностных системах, социальных условиях;

- экологическая: в центре внимания находятся материальные условия.

Абсолютизация какой-либо из плоскостей не может дать полной картины при изучении психики.

Четвертый принцип – целостное и системное изучение ребенка – предусматривает обследование всех сфер психики ребенка (когнитивной, эмоционально-волевой, поведенческой). Кроме того, необходимо установление взаимосвязей между отдельными показателями психического развития (особенностями восприятия, памяти, других функций), поскольку психологическое заключение не может складываться из суммы изолированных друг от друга показателей.

А.Л. Венгер отмечает, что для описания особенностей ребенка следует использовать не перечень отдельных показателей (симптомов), а более крупную единицу — синдром – комплекс органически связанных между собой симптомов, имеющий свое происхождение и историю развития. В качестве ядра синдрома предлагается рассматривать три блока: 1) психологические особенности ребенка; 2) зависящие от них особенности его деятельности и 3) складывающиеся в этой деятельности взаимоотношения с окружающими людьми. Взаимоотношения в свою очередь влияют на ход дальнейшего психического развития. Так замыкается обратная связь, обеспечивающая целостность синдрома (точнее, его ядра) и определяющая направление его развития [3].Психологические синдромы складываются в основном в кризисные возрастные периоды и, по-видимому, в значительной мере определяются общими закономерностями, характеризующими эти периоды. Можно полагать, что в каждый возрастной период формирование психологических синдромов связано преимущественно с той сферой, которая в этом возрасте является ведущей. Вместе с тем данные исследований свидетельствуют о том, что, раз возникнув, синдром часто оказывается очень устойчивым и окрашивает собой все последующее развитие ребенка.

Синдромный подход в психологии позволяет формулировать диагноз в терминах, задающих направление коррекции — в данном случае психологической.

Пятый принцип – принцип динамического изучения. В основе данного принципа лежит концепция Л.С.Выготского о двух уровнях психического развития ребенка – актуального и потенциального. Данный принцип требует учета при диагностике зоны ближайшего развития.

Шестой принцип – генетический – предполагает учет того, что симптомы возможных отклонений могут быть обусловлены не только повреждением центральной нервной системы, но и могут появляться под влиянием социальной ситуации развития ребенка, в связи с чем один и тот же симптом может иметь разное значение.

Седьмой принцип касается особенностей диагностического процесса и предусматривает возможность качественно-количественной оценки результатов диагностики. Для реализации данного принципа необходимо использование валидных и надежных диагностических методик, количество которых должно быть необходимым и достаточным. По содержанию диагностические методики должны быть взаимодополняющими.

Использование указанных принципов дает возможность адекватно оценить не только актуальное состояние и уровень развития ребенка, но и качественные характеристики формирования основных составляющих психического развития и потенциальный уровень их развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.007 с.)