Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Грамматика в играх (по лексическим темам)Стр 1 из 4Следующая ⇒
Грамматика в играх (по лексическим темам) Грамматика русского языка достаточно сложна и при её усвоении у детей бывает немало трудностей, особенно у детей с речевыми нарушениями. Они нередко путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки при согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родителям и педагогам необходимо исправлять такие ошибки, произнося правильные формы слов. Предлагаемое вашему вниманию практическое пособие содержит дидактические и подвижные игры для закрепления изучаемого грамматического материала. Игровые задания достаточно разнообразны: это и игры с мячом, и договаривание слов, и сюжетные игры и игры с пальчиками. Важно не забывать, что усвоение грамматики для ребёнка достаточно сложно, поэтому заниматься её следует непродолжительное время, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка. И самое главное – хвалите ребёнка как можно чаще, даже за его небольшие успехи в этом сложном мире грамматики!
Тема: «Овощи» Цель: - Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; - Согласование прилагательных с существительными в числе и роде. Игра: «Угостим зайца и зайчонка» Взрослый предлагает ребёнку поиграть в зайцев: «Я буду зайцем (зайчихой), а ты зайчонком. Я буду называть большой овощ, а ты маленький»: «морковь – морковочка, лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик, картошка – картошечка, перец – перчик, чеснок – чесночок, горох – горошек, репа – репка. Рекомендую повторно провести игру, усложнив её употреблением существительного в Тв.п., например: «Будем с зайцами играть – овощами угощать: зайца – морковью, зайчонка – морковкой, зайца – луком, зайчонка – лучком и т.д.»
Игра: «Подскажи словечко». Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово. В теплице растут зелёные…(огурцы) и круглые, красные…(помидоры). Из земли выкопали крупную, серую…(картошку). В винегрет мама порезала красную, круглую…(свеклу) и оранжевую…(морковь). Бабушка засолила целое ведро белокочанной…(капусты).
Тема: «Фрукты» Цель: - Согласование существительных и прилагательных с числительным; - Образование единственного и множественного числа существительных.
Игра: «Сколько фруктов в магазине» Для этой игры вам понадобятся картинки с изображениями фруктов или муляжи. Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Магазин» и сосчитать фрукты, называя их цвет или размер. Например: Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблока… пять жёлтых яблок. Игра: «Маловато будет!» Для этой игры можно взять любую мягкую игрушку (например, собачку). Ребёнку предлагают поиграть с этой собачкой и говорят о том, что ей всего мало: ей предлагаешь яблоко, а она требует яблоки, ей даёшь груши, а она кричит – груши и т.д. Таким же образом взрослый называет слово в единственном числе и предлагает ребёнку назвать это слово во множественном числе: Яблоко – яблоки Персик - персики Груша – груши Абрикос - абрикосы Апельсин – апельсины Банан - бананы Мандарин – мандарины Ананас - ананасы Пальчиковая игра: «Фрукты» Мы купили в магазине (руки перед собой, сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук) Груши, персики и сливы (правой рукой загибаем поочерёдно пальцы левой руки) И бананы, и хурмы И домой всё отнесли. (левая рука сжата в кулак, а правой её накрываем)
Тема: «Грибы» Цель: - Различать и употреблять предлоги; - Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. Игра: «Удачливый грибник» Взрослый называет гриб в единственном числе, а ребёнку предлагает стать «Удачливым грибником» и найти много грибов. Образец: Взрослый: «Я нашёл подберёзовик». Ребёнок: «Я нашёл много подберёзовиков». Маслёнок – много маслят Лисичка – много лисичек Моховик – много моховиков Подосиновик – много подосиновик Боровик – много боровиков Сыроежка – много сыроежек Опёнок – много опят
Игра: «Запасливая Белка» Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Запасливых Белок» и для этого им понадобятся грибы. Вместе с ребёнком рисует на небольших листах бумаги грибы или делают аппликации, так чтобы на каждом был один гриб. Затем он предлагает спрятать запасы. Образец: Взрослый: «Я спрячу гриб под стол». Ребёнок: «Я спрячу гриб в шкаф». Когда все грибы спрятаны, взрослый предлагает их найти.
Например: «Я нашёл гриб за дверью». Тема: «Осень» Цель: - Образование относительных прилагательных; - Согласование прилагательных с существительными
Игра: «Подскажи Тузику» Для этой игры Вам понадобится игрушечный щенок Тузик. Взрослый говорит, что Тузик на улице гулял и пришёл домой весь мокрый. Взрослый: - Тузик, почему ты весь мокрый? Тузик: - На улице дождливый погода! Взрослый, обращается к ребёнку: - Подскажи Тузику, погода какая? (дождливая погода) Тузик: - А ещё ветер сильная. (сильный ветер) Взрослый предлагает исправлять неправильные фразы. - День холодная. (холодный день) - В небе чёрный тучи. (черные тучи) - На дороге большой лужи. (большие лужи)
Тема: «Игрушки» Цель: - Различение значений и употребление предлогов; - Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.
Игра: «Волшебный платочек» Для игры Вам понадобится платочек и различные игрушки ребёнка. Взрослый сначала называет игрушку, затем накрывает её (или их) платком. Например: «Вот машина (накрывает платком), нет машины». Далее предлагает ребёнку стать волшебником и прятать игрушки. Взрослому необходимо следить за правильностью речевого высказывания ребёнка.
Тема: «Посуда» Цель: - Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; - Образование относительных прилагательных.
Игра: «Резиночки» Для этой игры Вам понадобится две резиночки, длинной 15-20 см. Взрослый предлагает поиграть с этой резиночкой. Он называет маленький предмет (с уменьшительно – ласкательным суффиксом), а когда растягивает резиночку называет большой. Например: «Маленькая чашечка (растягивает резиночку) – большая чашка. Так же он предлагает ребёнку называть большую и маленькую посуду. Маленькая тарелочка – большая тарелка. Маленькая кастрюлька – большая кастрюля. Маленькая сковородка - большая сковорода. Маленький чайничек – большой чайник. Тема: «Одежда и обувь» Цель: - Согласование существительных с притяжательными местоимениями; - Употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.
Игра: «Жадная Принцесса» Взрослый берёт куклу и говорит, что это «Жадная Принцесса» и все до чего она коснётся – это её, особенно, она, любит наряды. Например: Взрослый касается куклой до кофты: «Моя кофта», до платья: «Моё платье». Взрослый передаёт куклу ребёнку и предлагает ему поиграть с ней.
Тема: «Зима» Цель: - Изменение существительных по падежам; - Употребление предлогов.
Игра: «Доскажи словечко» Взрослый произносит незаконченное предложение и предлагает ребёнку подобрать нужное слово. Лепить из снега… (снеговика) Кататься с горки на… (на санках) На катке катаются на… (на коньках) Съехать на санках с … (с горки) По лыжне кататься на… (на лыжах) Зимой строить крепость из … (из снега) Мороз рисует узор на … (на окне) Положить птица зёрна в … (в кормушку) Снежинки летят по … (по воздуху) В Новый год Дед Мороз придёт в гости к … (к детям)
Тема: «Дикие звери» Цель: - Образование притяжательных прилагательных; - Употребление сложных предлогов –из –за, -из - под.
Игра: «Я зверь лесной» Взрослый предлагает ребёнку вместе с ним превратиться в лесных зверей: «Давай превратимся в лесных зверей, я буду медведем, а кем будешь ты? (например лисой) У меня медвежий лапы, а у тебя? (лисьи лапы). У меня медвежьи уши, а у тебя? (лисьи уши). У меня медвежьи глаза, а у тебя? (лисьи глаза) и т.д.»
Пальчиковая игра: «В лесу» Вылез ёжик из – под ёлки (руки поднять над головой и соединить «домиком») На спине держа иголки. (переплести пальцы перед собой) Из – за кустика глядят (выглядываем из – за раскрытых ладоней) Пара маленьких зайчат. (сложить «ушки» из указательных и средних пальцев на обеих руках) На опушке, посмотри, (положить одну ладонь на другую, затем нижнюю ладонь складываем в Вылез крот из – под земли. кулак и переворачиваем так что бы кулак был на верху, а ладонь внизу
Тема: «Домашние животные» Цель: - Образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ; -Употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.
Игра: «Хвастливые животные» Для этой игры Вам потребуются два игрушечных животных, например кот и собака. Взрослый предлагает ребёнку поиграть с хвастливыми животными, как бы соревнуясь, кто из них самый лучший. Образец: «У меня не кот, а котище, у него не усы, а усищи и т.д.»
Игра: «Кто о ком думает?» Думает кошка о малых … (котятах) Мама собака о детках … (щенятах) Корова вздыхает о сыне … (телёнке) А лошадь о быстром своём … (жеребёнке) Мама овечка о детях … (ягнятах) И мама свинья о своих … (поросятах)
Тема: «Транспорт» Цель: - Употребление приставочных глаголов; - Согласование числительных с существительными.
Игра: «Машины» Для этой игры Вам потребуются две машинки. Взрослый предлагает отправиться в путешествия на машинах, при этом комментирует свои действия и побуждает ребёнка проговаривать выполняемые действия. В этой игре важно использовать приставочные глаголы: ехать, выехать, переехать, заехать, подъехать, уехать, доехать.
Игра: «Посчитаем машины» Если у Вашего ребёнка есть игрушечные машины, то предложите ему их посчитать: «Одна машина, две машины … пять машин». Можно усложнить задачу и считать машины с учётом признака цвета или величины: «Одна маленькая машина, две маленьких машины … пять маленьких машин». Если у Вас нет машин, то можно их посчитать на прогулке.
Тема: «Весна» Цель: - Употребление сравнительной степени наречий; - Употребление падежных форм существительных во множественном числе.
Тема: «Семья» Цель: - Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса – ин -; - Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Игра: «Чья это вещь?» Для этой игры Вам потребуется по одной вещи каждого членов семьи. Сложите их в мешок и когда будете доставать, спрашивайте: «Чья это вещь?» Аналогично можно предложить ребёнку разобрать вещи, например, после стирки.
Тема: «Мебель» Цель: - Согласование числительных с существительными и прилагательными; - Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; - Употребление предлогов.
Игра: «Озорные игрушки» Для этой игры Вам потребуются две игрушки. Взрослый говорит ребёнку, что игрушки непростые, а игрушки озорные. Они на месте не сидят, а по мебели прыгать хотят! И предлагает ребёнку взять одну игрушку, а другую берёт сам и показывает, как они прыгают по мебели, называя свои действия (например: «Моя кошка прыгнула под стол; залезла в шкаф; вылезла из – под стола и т.д)
Тема: «Профессии» Цель: - Употребление существительных в творительном падеже; - Употребление глаголов в настоящем и будущем времени.
Игра: «Кто чем работает?» Землекоп копает… (лопатой) Врач укол делает … (шприцом) Портной шьет платье … (иглой) Маляр красит … (кистью) Лесоруб рубит деревья … (топором)
Тема: «Цветы» Цель: - Согласование числительных в именительном и косвенных падежах с прилагательными и существительными; - Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных.
Игра: «Цветок и цветочек» Взрослый предлагает ребёнку поиграть в цветок и цветочек: «Я буду называть большой цветок, а ты маленький цветочек». Образец: Большая белая ромашка – маленькая беленькая ромашечка. Большая красная гвоздика – маленькая красненькая гвоздичка. Большая розовая роза – маленькая розовенькая розочка. Большой синий василёк – маленький синенький василёчек.
Грамматика в играх (по лексическим темам) Грамматика русского языка достаточно сложна и при её усвоении у детей бывает немало трудностей, особенно у детей с речевыми нарушениями. Они нередко путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки при согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родителям и педагогам необходимо исправлять такие ошибки, произнося правильные формы слов. Предлагаемое вашему вниманию практическое пособие содержит дидактические и подвижные игры для закрепления изучаемого грамматического материала. Игровые задания достаточно разнообразны: это и игры с мячом, и договаривание слов, и сюжетные игры и игры с пальчиками. Важно не забывать, что усвоение грамматики для ребёнка достаточно сложно, поэтому заниматься её следует непродолжительное время, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
И самое главное – хвалите ребёнка как можно чаще, даже за его небольшие успехи в этом сложном мире грамматики!
Тема: «Овощи» Цель: - Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; - Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.063 с.) |