Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различия между дзогчен и чань (дзэн)

Поиск
  • Чань (яп. дзэн) — практика по определению сутрическая, тогда как дзогчен — по определению тантра, а точнее, высший класс тантры. Итак, дзогчен работает с тончайшим уровнем умственной деятельности, а чань — с более грубыми уровнями.
  • Хотя чань не содержит явного учения о том, что все благие качества уже исполнены в уме, этот тезис имплицитно подразумевается в нем, в особенности в том, что касается сострадания. Чань уделяет минимальное внимание взращиванию сострадания как метода устранения омрачений, недающих в полной мере воссиять врожденному состраданию. Когда мы достигаем естественного состояния, сострадание само собой становится частью этого состояния. Дзогчен, с другой стороны, не только явно учит, что все качества — не только сострадание — совершенны в ригпа, но также подразумевает обширную медитативную практику уровней сутры и тантры, направленную на взращивание сострадания.
  • Для того чтобы приступить к практике чань, не требуются общие и особые предварительные практики, заключающиеся в изучении сутры и медитации, а также в стотысячном повторении различных практик, в то время как для практики дзогчен требуются оба комплекса предварительных практик.
  • Практика чань не требует предварительного получения «уполномочивания» (посвящения), практика же дзогчен требует этого.
  • Хотя для просветления требуется достижение тончайшего уровня умственной деятельности, чань не объясняет этого уровня и не предлагает явных методов для его достижения. Более того, в нем даже не обсуждается система тонких энергий. Тем не менее, сосредоточение на области ниже пупка (яп. хара) в различных чаньских практиках, безусловно, заставляет энергии-ветры входить в центральный канал и растворяться в нем, что обеспечивает выход на этот тончайший уровень. В дзогчен выходят на уровень ригпа, будучи направленными духовным наставником, после того как тонкая энергетическая система будет подготовлена и «смазана» предварительной практикой ану-йоги.
  • Чаньский метод для остановки концептуального мыслительного процесса, особенно в традиции риндзай, представляет собой «глубокое сомнение» — при этом подвергаются сомнению все концептуальные утверждения — и практику коан, часто подразумевающую использование различных парадоксальных ситуаций. Дзогчен останавливает концептуальный мыслительный процесс, сосредоточиваясь одновременно на возникновении и исчезновении мыслей.
  • В чань причина для осуществления рупакайи — особенно в традиции сото — сидение в совершенной позе будды. В дзогчен причиной этого является природная способность ригпа спонтанно порождать проявления, изначальное свойство ригпа — проявлять сияние пятицветного радужного света, и предшествующая практика маха-йоги, заключающаяся в самовизуализации в форме медитативных образов будд. В чань даже не идет речь о медитативных образах будд.

Заключительные замечания

Дзогчен — чрезвычайно продвинутая и сложная практика. Когда о ней говорят как о не требующей усилий (’ bad-med), это не значит, что таким начинающим, как мы, не надо ничего делать — просто сесть, расслабиться, а все остальное случится само по себе. «Без усилий» — значит, что мысли сами по себе исчезают одновременно с их появлением: нам не нужно прилагать усилий для того, чтобы они исчезли. Тем не менее, мы должны распознать и понять этот факт. «Без усилий» также значит, что когда мы постигаем сущностный ригпа, то благодаря предшествующей практике маха-йоги и ану-йоги, энергии-ветры без усилий растворяются, а мы сами без усилий проявляемся как радужное тело, являющееся аспектом образа будды.

Итак, хотя в текстах дзогчен изложение строится в перспективе стадии плода и с точки зрения тех, для кого все случается сразу, нам следует накапливать причины для достижения успеха, прежде чем мы сможем успешно практиковать дзогчен. Другими словами, мы не можем обойтись без общих и особых предварительных практик, получения посвящения, соблюдения соответствующих обетов и определенного опыта в медитациях маха-и ану-йоги.

Однако уже сейчас для того, чтобы лучше освоить этот метод, мы можем практиковать некое подобие медитации дзогчен, имитируя ее. Сосредоточение на одновременном возникновении, пребывании и исчезновении мыслей на том уровне, на котором мы способны выполнять это в настоящий момент, поможет нам в деле преодоления беспокойства, тревоги, гнева и тому подобного. При этом нам не следует вводить самих себя в заблуждение, думая, что это и есть настоящий глубочайший уровень дзогченовской медитации. Важно избежать ошибки, полагая, что все уже и так совершенно, а потому нет необходимости изменять деструктивные стереотипы в наших воззрениях и поведении.

 

Сем и ригпа

Параллели с не-дзогченовскими системами

Определение ума

Различия между махамудрой и дзогчен

Различия между ригпа и ясным светом

Разные степени незамутненности

Различия в объяснениях распознавания тончайшего уровня ума

Различия в понимании глубокого рефлексивного самоосознавания

Лучезарный и сущностный ригпа

Соотношение познаваемых проявлений и ригпа

Медитация на пустотность

Ригпа в совершенстве наделен всеми благими качествами

Сравнение с позициями гелуг, сакья и санкхья

Смысл определения ригпа как постоянного явления

Те, кто постепенно поднимается по ступеням, и те, для кого все случается сразу

Разница между постепенным и внезапным просветлением, как она понимается в китайском буддизме

В дзогчен учение излагается в перспективе плода

Практика маха-йоги и ану-йоги как необходимое предварительное условие практики дзогчен

Маха-йога

Ану-йога

Основная процедура медитации в дзогчен

Различия между методами медитации в дзогчен, випассане и махамудре с точки зрения их отношения к концептуальному мышлению

Випассана

Махамудра

Различия между дзогчен и чань (дзэн)

Заключительные замечан

 

 

http://www.berzinarchives.com/web/ru/archives/advanced/dzogchen/basic_points/introduction_dzogchen.html

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.250 (0.009 с.)