В дзогчен учение излагается в перспективе плода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В дзогчен учение излагается в перспективе плода



Согласно учителю традиции риме (несектарной) Чжамьянгу Кхьенце Вангпо, жившему в первой половине XХ в., можно классифицировать четыре традиции тибетского буддизма в за висимости от того, исходя из какой перспективы — основы, пути или плода — строится изложение их позиции.

  1. В традиции гелуг объяснения даются в перспективе основы — другими словами, с точки зрения обычных практикующих. Например, такие люди способны воспринимать проявления и пустоту только по отдельности, хотя в действительности они нераздельны. Поэтому гелуг говорит о проявлениях и пустоте как о двух истинах, а значит, глубочайшая истина — это лишь самопустота. Отсюда следует присущее гелуг описание свабхавикакайи (ngo-bo-nyid sku, тело собственной природы) будды как пустотности всеведущей осознанности будды.
  2. В традиции сакья объяснения даются в перспективе пути. Хотя нельзя сказать, что на уровне основы — например, в момент смерти — умственная деятельность ясного света связана с блаженством, она становится таковой на пути ануттара-йога-тантры. Исходя из этой перспективы, сакья говорит о естественно присущем осознаванию ясного света блаженстве.
  3. В традициях ньингма и кагью объяснения даются в перспективе плода с точки зрения будды. Например, будды неконцептуально познают одновременно и проявления, и пустоту. Поэтому ньингма и кагью — а значит, дзогчен — говорят о глубочайшей истине как о нераздельных пустотности и проявлениях и, следовательно, описывают свабхавикакайю как нераздельность трех других тел будды.

Таким образом, когда в текстах дзогчен речь идет о естественном состоянии за пределами кармы и таких категорий, как «конструктивное» и «деструктивное», это значит, что изложение строится в перспективе плода, с точки зрения будды. Такое изложение учения не дает карт-бланш на совершение деструктивных действий находящимся на низших уровнях практикующим, которые все еще находятся под влиянием беспокоящих эмоций и воззрений. Такие люди попрежнему создают карму и попрежнему испытывают ее мучительные последствия.

«Прорыв» и «скачок вперед»

В текстах дзогчен много внимания уделяется обсуждению ступеней практики, именуемых «прорыв» (khregs-chod, «трекчо») и «скачок вперед» (thod-rgal, «тогел»). Это чрезвычайно продвинутые практики, эквивалентные последним ступеням стадии завершения в ануттара-йога-тантре.

На стадии «прорыва», когда наши наставники дзогчен привели нас к узнаванию ригпа, мы становимся способными выйти на уровень сущностного ригпа и тем самым полностью остановить деятельность сем, поскольку при этом тонкие энергии-ветры растворяются сами собой. Другими словами, мы способны остановить все грубые уровни умственной деятельности — уровни, на которых присутствуют преходящие загрязнения беспокоящих эмоций и воззрений, а также концептуальное познание. Так мы достигаем пути видения и становимся арьями. Однако, если мы не относимся к практикующим, для которых все случается сразу, мы еще не способны постоянно пребывать на уровне сущностного ригпа. После медитации мы возвращаемся в сем.

На стадии «скачка вперед» мы все ближе и ближе знакомимся с сущностным ригпа. Моменты деятельности сем являются непосредственно предшествующим условием (de-ma-thag rkyen) нашего восприятия себя как слагаемого пяти совокупностей (phung-po; санскр. skandha). Чем чаще и чем дольше мы способны пребывать в сущностном ригпа, тем более мы ослабляем силу непосредственно предшествующего условия, являющегося опорой для восприятия этих пяти совокупностей.

Без сильного непосредственно предшествующего условия наши пять совокупностей, включая и наше обычное тело, исчерпываются, и мы рождаемся в форме радужного тела (’ ja’-lus). Это происходит потому, что одним из природных качеств ригпа является способность спонтанного порождения проявления пятицветного радужного света.

Радужное тело — это обретающая причина (nye-rlen rgyu), преображающаяся в рупакайю (gzugs-sku, тело формы) будды. Эквивалентной причиной обретения рупакайи в общей ануттара-йога-тантре (кроме Калачакра-тантры) является или иллюзорное тело (sgyu-lus) в отцовских тантрах, или тело света (’ od-lus) в материнских тантрах. Эквивалент такого тела в Калачакра-тантре — пустая форма (stong-gzugs). Хотя в дзогчен для обозначения радужного тела иногда используются термины «тело света» и «пустая форма», а в общей ануттара-йоге иногда используют термин «радужное тело» для обозначения тела света, в общей ануттара-йоге, Калачакра-тантре и дзогчене типы обретенных тел и способы их обретения различны.

Практика маха-йоги и ану-йоги как необходимое предварительное условие практики дзогчен

Невозможно достичь стадий «прорыва» и «скачка вперед» без предварительной практики маха- и ану-йоги — если и не в этой жизни, то в жизнях предыдущих. По этой причине термин ати - йога — синоним дзогчен — обычно входит в состав сложного термина маха - ати - йога, что означает единство маха-йоги и дзогчен.

Маха-йога

Основные моменты практики маха-йоги эквивалентны стадии зарождения в ануттара-йоге, когда мы работаем с воображением — иными словами, когда наша практика концептуальна. Хотя ригпа находится за пределами слов и концепций, мы, тем не менее, опираемся на представление о ригпа, которое используем в качестве некоего образа, представляющего ригпа в ходе медитации, пока мы не обрели реальную способность выйти на уровень ригпа.

Мы визуализируем самих себя как медитативный образ будды (yidam, божество) — как, например, Ваджрасаттва. Это становится причиной проявления пятицветного радужного света, являющегося природным качеством ригпа, в форме радужного тела Ваджрасаттвы, а в конечном итоге — порождения просветленных форм или рупакайи будды. Хотя спонтанное порождение проявлений пятицветного радужного света — это природа ригпа, тем не менее, порождение проявления рупакайи без предварительной причины, являющейся моделью этого процесса, невозможно.

Более того, мы визуализируем себя как йидама в соитии с супругой, переживая вместе рожденную великоблаженную осознанность (lhan-skyes bde-ba chen-po), — блаженную осознанность, совозникающую с каждым моментом деятельности ригпа. Этот процесс является причиной устранения омрачений, препятствующих спонтанному проявлению блаженства, являющегося природным качеством ригпа.

Ану-йога

Основные моменты практики ану-йоги эквивалентны стадии завершения общей ануттара-йога-тантры, предшествующей достижению истинной осознанности ясного света и вступлению на путь видения. Таким образом, она подразумевает работу с тонкой энергетической системой, включающей энергии-ветры, энергетические каналы и капли энергии (rtsa-rlung-thig-le). Такая практика в каком-то смысле «смазывает» тонкую энергетическую систему, облегчая спонтанное растворение энергий-ветров на стадии «прорыва».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.209.8 (0.004 с.)