курса ____ группы ____ по направлению «38.03.03. Управление персоналом» проходил (а) учебную, производственную практику (указать вид практики) в ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Программа практики выполнена __________________________ (в полном объеме, частично).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Замечания, сделанные практиканту _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации и предложения по организации практики студентов ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«____» ________________ 20___г.
Вопросы анализа
| Балльная оценка взаимодействия организации с внешней средой
|
|
|
|
|
|
1. Рынок
|
1.1. Хорошо ли организация знает свой рынок?
| совсем не знает
| не знает
| имеет отдаленное представление
| хорошо знает
| владеет полной и системной информации о состоянии рынка
|
1.2. Каковы перспективы развития отрасли?
| падение объемов более чем на 5%
| падение на 1-2%
| без изменений
| рост на 1-5%
| рост свыше 5%
|
1.3. Как изменилась доля организации на рынке?
| уменьшилась более чем на 10%
| уменьшилось до 10%
| без изменений
| рост до 10%
| рост свыше 10%
|
2. Конкуренты
|
2.1. Сколько конкурентов на рынке?
| свыше 20 конкурентов
| от 11 до 20 конкурентов
| от 5 до 10 конкурентов
| от 1 до 5 конкурентов
| нет конкурентов
|
2.2. Каковы затраты на НИОКР в сравнении с конкурентами в процентном соотношении?
| менее 25%
| 25%
| 50%
| 75%
| 100%
|
2.3. Имеет ли организация конкурентные преимущества?
| нет
| незначительные
| аналогичные с конкурентами
| значительные
| определяющие лидирующие позиции
|
3. Потребители
|
3.1. Когда в последний раз производилось изучение
потребительских предпочтений и удовлетворенностью производимым продуктом?
| никогда
| более 3 лет назад
| 1 год назад
| в этом году
| в прошлом месяце
|
3.2. Отслеживает ли
| нет
| периодически
| бессистемно
| имеет
| одно из
|
организация социально-экономические изменения в сегментах рынка?
|
|
|
| представление
| приоритетных направлений информационного обеспечения принятия решений
|
4. Сбыт
|
4.1. Каковы возможности организации в прогнозировании объемов продаж?
| не определяется
| определяется с учетом результатов продаж организации прошедшего периода
| определяется с сравнении с продажами конкурентов
| определяется с учетом тенденций рынка
| определяется с применением экономико-математических моделей к накопленной информации
|
4.2. Каковы сезонные колебания в отрасли?
| непрогнозируемые, существенные
| значительные
| умеренные
| незначительные
| без изменений
|
4.3. Каковы долгосрочные колебания спроса?
| непрогнозируемые, существенные
| значительные
| умеренные
| незначительные
| без изменений и негативных последствий
|
4.4. Знает ли организация, как потребители получают информацию о продукте?
| нет
| только для отдельных групп потребителей
| имеет представление
| часть информации для потребителя подготовлена самой организацией
| организация контролирует информационные каналы
|
5. Общие тенденции
|
5.1. Каковы политико-правовые изменения в обществе?
| непрогнозируемые, существенные
| значительные
| умеренные
| незначительные
| без изменений и негативных последствий
|
5.2. Каковы экономические изменения в обществе?
| непрогнозируемые, существенные
| значительные
| умеренные
| незначительные
| без изменений и негативных последствий
|
5.3. Каковы законодательные
| непрогнозируемые,
| значительные
| умеренные
| незначительные
| без изменений и
|
изменения?
| существенные
|
|
|
| негативных последствий
|
Сумма баллов:
|
|
75 - 50 баллов – проектируемое и эффективное взаимодействие организации с внешней средой;
49 - 30 баллов – взаимодействие с внешней средой встраивается только при возникновении стратегических проблем организации;
менее 29 баллов – взаимодействие с внешней средой спонтанное, не позволяет создать основу для информационного обеспечения принятия управленческих решений.
Показатель
| Способ расчёта
| Достоинства
| Недостатки
|
|
1. Показатели, характеризующие достижение конечных результатов
|
|
Балансовая прибыль
| Выручка от реализации продукции за вычетом себестоимости, отражаемая в бухгалтерском балансе
| Основной обобщающий показатель, отражающий финансовые результаты в денежной форме
| Зависит от объёма выпуска продукции и уровня цен. Неприменим для убыточных предприятий
| |
Доход
| Выручка от реализации за вычетом материальных затрат и амортизации
| Экономический показатель прибавочного продукта. Стимулирует экономию ресурсов
| Зависит от объёма выпуска продукции. Включает в себя фонд заработной платы
| |
Себестоимость
| Затраты на потребление средства производства и на оплату труда
| Характеризует абсолютные размеры затрат на производство, снижение которых даёт прибыль
| Не может служить сравнительным показателем для различных показателей
| |
Уровень
рентабельности
| Отношение прибыли к стоимости ОПФ или себестоимости продукции
| Относительный показатель конечного результата, сопоставимый для различных предприятий
| При различной структуре ОПФ организаций сопоставимость затруднена. Неприменим для убыточных предприятий
| |
Затраты на
1 руб. продукции
| Отношение себестоимости к стоимости товарной продукции
| Показывает структуру себестоимости прибылей или убытков. Сопоставим для любых предприятий
| Завышение цен на продукцию приводит к искусственному снижению затрат и росту прибыли
| |
Объём
товарной продукции
| Стоимость произведённой и реализованной продукции за определённый период
| Характеризует продажу произведённой продукции на рынке
| Зависит от спроса и предложения товара и монополизации рынка производителем
| |
Качество продукции
| Отношение качественной продукции к общему объёму товарной продукции
| Показывает удельный вес брака и рекламаций в объёме товарной продукции
| Характеризует качество продукции в период гарантийного срока и только по предъявлению рекламаций
| |
Затраты на управление предприятием
| Отношение суммарных затрат на содержание аппарата управления
к общим затратам организации
| Позволяет судить о доле затрат на управление, динамике их
изменения во времени
| Характеризует эффективность работы только управленческого
персонала
| |
Внедрение НТП
| Суммарный годовой эффект от внедрения новой техники и технологии
| Характеризует состояние с внедрением новой техники, технологий и инвестиций
| Не играет роли в работе убыточных или новых предприятий
|
|
Фондоотдача ОПФ
| Отношение объёма товарной продукции к стоимости ОПФ
| Позволяет судить об эффективности использования производственных фондов, произведённой продукции в расчёте на единицу фондов
| Зависит от стоимости продукции и инфляции, неполной загрузки, простоя оборудования или завышенной стоимости ОПФ
| |
|
2. Показатели качества, результативности и сложности труда
| |
Производительность труда
| Отношение объёма товарной продукции к общей численности занятых
| Позволяет судить о производственном потенциале персонала
| Допускает завышение затрат и численности работников. Динамика несопоставима в условиях инфляции
| |
Соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы
| Отношение прироста производительности труда к приросту заработной платы
| Позволяет судить о позитивном развитии или негативном соотношении темпов роста
| Показывает только динамику, а не источники тенденций. Зависит от стоимости рабочей силы и цены товара
|
|
Производственный
травматизм
| Отношение случаев производственного травматизма к
общей численности персонала
| Характеризует состояние охраны труда и техники
безопасности
| Фиксирует только явные случаи производственного
травматизма. Зависти от факторов производства и соблюдения правил
| |
Потери
рабочего времени
| Отношение суммарных потерь времени из-за болезни, простоев и неявок к общей численности
персонала
| Показывает резервы эффективности в использовании труда персонала
| Не фиксирует внутрисменные потери рабочего времени. Зависит от социального обеспечения и здравоохранения
| |
Фонд оплаты труда
| Общий фонд основной и дополнительной заработной платы, включаемый в себестоимость продукции
| Позволяет контролировать размеры и удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции. Является базой для налогообложения
| Зависти от величины предприятия, товарной продукции и внешних факторов
| |
Средняя
заработная плата
| Отношение общего фонда
оплаты труда к общей численности персонала
| Характеризует уровень оплаты
труда и динамику её изменения по периодам времени
| Зависит от цены продукции,
инфляции и внешних факторов
| |
Качество
труда персонала
| Экспертная оценка качества труда
| Позволяет увязать работу персонала с внешней оценкой качества потребителями и клиентами
| Фиксируется только малая часть брака из-за неисполнительности и нарушений
|
|
3. Показатели социальной эффективности
|
|
Текучесть персонала
| Отношение числа удовлетворённых к общей численности персонала
| Характеризует уровень стабильности трудового коллектива и работу с персоналом
| Не включает часть уволенных по уважительным причинам работников в показатель текучести
|
|
Уровень трудовой
дисциплины
| Отношение числа случаев нарушения трудовой дисциплины к общей численности персонала, или экспертная оценка
| Позволяет судить о прогулах, опозданиях, неисполнительности в структурных подразделениях
| Сложность исчисления из-за отсутствия чёткой фиксации нарушений в оперативной отчётности
| |
Соотношение рабочих и служащих
| Отношение численности производственного персонала (рабочих) к численности управленческого персонала (служащих)
| Позволяет судить о квалификации персонала и соотношении двух главных категорий персонала
| Зависит от отраслевой специфики, уровня автоматизации производства и кадровой политики
|
|
Надёжность работы и персонала,
доли и баллы
| Вероятность безотказной работы. Экспертная оценка
| Позволяет прогнозировать неблагоприятные периоды в работе и убытки от отклонений
| Сложность и большие затраты на расчёт показателей надёжности
|
|
Равномерность загрузки персонала,
доли или баллы
| Отношение удельного веса потерь и перегрузок к общей трудоёмкости. Экспертная оценка
| Позволяет судить о степени приближения к идеальной загрузке
| Требует создания нормативной базы и сбора оперативной информации о потерях и перезагрузках
| |
Коэффициент
трудового участия,
доли
| Суммирование с нормативной единицей достижений (знак +) или упущений (знак -) в работе
| Является комплексным показателем, по которому можно судить о результатах и качестве труда персонала
| Нет прямой связи с конечными результатами производства
| |
Социально-психологический
климат
| Экспертная оценка,
социально-психологические методики
| Позволяет установить потребности, мотивацию, климат и эффективность методов управления
| Дополнительные затраты на проведение исследований
| |