О кротости по отношению к ближнему и средствах против гнева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О кротости по отношению к ближнему и средствах против гнева



 

Миро, которым, по апостольской традиции, пользуются в Церкви при миропомазании и благословениях, составлено из оливкового масла, смешанного с ароматами; они символизируют две самые прекрасные добродетели, сиявшие в святой личности Господа, Он нам особенно заповедал эти добродетели, в которых наше сердце всецело посвящается подражанию и служению Ему: «Научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем» (Мф 11.29). Смирение делает нас совершенными по отношению к Богу, а кротость по отношению к ближним. Ароматные вещества, всегда опускающиеся на дно, представляют собой смирение, а оливковое масло, всегда всплывающее наверх, символизирует кротость, которая поднимается над всем и выделяется среди добродетелей, как цветок любви, которая, как говорит св. Бернард, достигает совершенства, когда она не только терпелива, но и кротка. Но, будь внимательна, Филотея, чтобы этот состав из смирения и кротости был в глубине твоего сердца, ибо хитрость и искусство врага заключаются в том, что он побуждает людей забавляться словами и внешними проявлениями этих добродетелей. Не анализируя своего внутреннего состояния, эти люди думают, что они кротки и смиренны, когда на самом деле нет ни того, ни другого. Это можно легко обнаружить, так как на маленькую обиду или противоречие они реагируют резким проявлением высокомерия. Говорят, что те, кто принимает определенные предосторожности против укуса змей, не страдают от них, если это средство не поддельное, так же, если смирение и кротость хороши и подлинны - они нас гарантируют от опухолей и жара, которые обычно вызывают обиды в нашем сердце. Если мы, получив уколы злословия и вражды, становимся гордыми и раздосадованными - это является показателем того, что смирение наше не чистое и не искреннее, но искусственное и кажущееся. Св. патриарх Иосиф, отсылая своих братьев из Египта в дом отца, дал такой совет: «Не ссорьтесь по дороге!» (Быт 45.24) То же и я говорю тебе, Филотея, наша земная жизнь только путь к блаженной будущей жизни, не будем по дороге гневаться друг на друга, пойдем мирно и дружно со всеми нашими братьями и товарищами. Говорю тебе ясно и без исключения: не гневайся; если возможно, не принимай никакого повода для того, чтобы открыть двери гневу. Св. Иаков сказал определенно и без оговорок: «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак 1.20). Надо постоянно бороться со злом, но кротко и мирно. Ничто так не обуздывает разгневанного слона, как вид ягненка. Разумная душа, естественно подчиняется разуму; подчинение страсти является для нее тиранией, и однако, когда разум сопровождается страстью, она делается ужасной, так как ее законный управитель находится в обществе тирана. Когда в армии имеется четкая и суровая дисциплина, но проводится она мирно и спокойно, все ее одобряют, но когда проведение ее сопровождается гневом и яростью, все ее ненавидят. Лучше запретить вход гневу, говорит бл. Августин, чем впустить его хоть немного, потому что очень трудно будет заставить его выйти. Начинается с небольшого отростка, который растет и становится большим. Если наступит ночь и зайдет солнце, пока ты в гневе (что запрещает апостол) (Еф 4.26), он превратится в ненависть, и ты уже не сможешь с ним справиться. Он питается тысячью ложных убеждений, потому что разгневанный человек не осознает, что он несправедлив. Поэтому правильней стремиться жить без гнева, чем мудро умерять свой гнев. Когда по слабости и несовершенству мы почувствуем гнев, надо оттолкнуть его от себя, а не торговаться с ним, потому что как только мы дадим ему ход, он сделается господином положения, как змея, которая легко пролезает туда, куда она в состоянии всунуть голову.

 

Но ты спросишь, как же прогнать его?

 

Как только появляется у тебя это чувство, быстро собери вес свои силы, без стремительности и горячности, но кротко и серьезно. Иногда на заседаниях начинают кричать: «тише!», чтобы успокоить тех, кто поднял шум, и производят шум еще больший. Так и мы, с большой горячностью стремясь подавить гнев, вызываем в своем сердце такое смятение, что не в силах уже владеть собою. После такого тихого усилия, примени совет, который бл. Августин дал молодому епископу Авксилию: «Делайте так, как сказано в псалме: помилуй меня, Господи, ибо тесно мне: иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя» (Пс 30.10). Я хочу сказать, что когда мы охвачены гневом, надо призвать на помощь Господа, как это сделали апостолы во время грозы и бури. Он запретит нашим страстям, и настанет великая тишина (Мф 8.24-26). Но я уже предупреждал, что молитва против гнева, уже обнаружившегося и овладевшего человеком, должна совершаться тихо, спокойно, что относится и ко всем средствам, употребляемым против этого греха. Если вы неожиданно допустили акт гнева, исправьте ошибку, совершая противоположный ему акт кротости по отношению к тому же лицу; по свежим следам легче исправить зло. Также точно, если вы сказали ложь и заметили это, поправьтесь сейчас же. А когда вы спокойны и нет повода для гнева, старайтесь все делать и говорить кротко и с любовью, как бы собирая мед и молоко (Песн 4.11), которым вы будете оделять и чужих и близких. А то бывает и так, что некоторые среди чужих напоминают ангелов, а у себя дома напоминают бесов.

Глава IX



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.004 с.)