Смирение заставляет нас полюбить унижение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смирение заставляет нас полюбить унижение



 

По-латински смирение и унижение обозначаются одним словом. Матерь Божия в священном песнопении говорит следующее: «Яко призрел на смирение рабы Своея, отныне ублажат мя все роды» (Лк 1.48). Она хочет сказать, что Господь увидел ее добровольное унижение и умаление и потому даровал Ей Свои милости и щедроты. Но есть некоторая разница между добродетелью смирения и унижения. Унижение - это умаление, которое происходит не преднамеренно. Что же касается смирения - это сознательное и добровольное признание своей низости.

 

Высшая степень смирения заключается в том, чтобы не только добровольно признать свое унижение, но и полюбить его, и не из-за недостатка мужества и великодушия, но для того, чтобы еще больше восхищаться могуществом божественным и научиться ценить ближнего больше, чем самого себя. Вот к чему я вас призываю. Чтобы еще лучше это понять - знайте, - что среди всех наших страданий есть почетные и презираемые. Многие приспособляются к почетным, ноникто к презираемым. Благочестивый отшельник, в лохмотьях, замерзающий от холода, пользуется уважением, все уважают его ветхую одежду и сочувствуют его страданиям, но если бедный ремесленник или дворянин или бедная девушка ходят в такой одежде - к ним относятся с презрением, над ними смеются. Монах со вниманием выслушивает выговор своего наставника или ребенок своего отца; все назовут это мудростью и послушанием, но если рыцарь или дама выслушивают чьи-либо замечания, хотя бы сделанные справедливо и ради Бога - все назовут это трусостью. Если у кого-нибудь нарыв на руке, он вызывает сожаления, если нарыв на лице - человек делается неприятным для окружающих и он стесняется своей болезни. Первый страдает только от болезни, второй от чувства унижения. Для того, чтобы переносить болезни, нужно терпение; для того, чтобы перенести унижение - нужно смирение.

 

Есть добродетели почетные и презираемые. Терпение, кротость, простота, смирение - вот добродетели, которые мир презирает, напротив, он очень ценит благоразумие, смелость и щедрость. Одна и та же добродетель имеет дела, которые вызывают уважение, и такие, которые вызывают презрение.

 

Давать милостыню и прощать обиды - дела одной и той же любви, однако в глазах мира первое - почетно, а второе - презренно. Если молодой человек или молодая особа отказывается принять участие в разнузданном поведении какого-нибудь веселящегося общества, их будут осуждать, а их скромность назовут странностью. Любить - это значит любить унижение.

 

Мы посещаем больных. Если меня пошлют к самым несчастным, это вызовет презрение мира, но я буду доволен этим, если меня пошлют к более легким - это будет как бы унижением для меня, но я должен быть доволен и этим. Когда падаешь среди улицы, бывает не только больно, но и стыдно - надо любить и это унижение. В других случаях не испытываешь даже боли, одно только унижение; смирение не требует того, чтобы это было преднамеренно, но чтобы не смущаться, когда это наступило. Таковы все неловкие поло жения, оплошности, невежливости, которых следует избегать, но если они случатся - примириться с тем унижением, которое может быть их последствием и принять их со смирением. Скажу более: если я в гневе скажу что-либо оскорбляющее Бога или ближнего и тотчас же раскаиваюсь и стремлюсь исправить сделанное, насколько возможно, то я должен принять то унижение и презрение, которое с этим связано. Всегда надо постараться законными средствами исправить зло и его последствия. Иногда внешне надо стараться устранить унижение для блага ближнего, но сохранить его внутри. Самые полезные для нас - те случаи унижения, которые создаются происшествиями или условиями нашей жизни, которые мы не выбирали, но которые посланы Богом, а Его выбор всегда правильней нашего.

 

Наиболее сильные, противоречащие нашим наклон ностям, часто бывают самые полезные. Наш собствен ный выбор портит почти все добродетели. О, если бы мы могли сказать вместе с псалмопевцем: «Лучше мне быть у порога в Доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Пс83.11). Никто не может сделать это лучше, чем Тот, Кто жил, страдал и умер, будучи презираем от людей. Многое из того, что я сказал, покажется вам слишком суровым, но поверьте мне, когда вы будете исполнять это в жизни, все это будет для вас слаще меда.

Глава VII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.32 (0.004 с.)