Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Джордано Бруно. О бесконечности, вселенной и мирах (1584-1585 годы)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Диалог первый Собеседники: Эльпин, Филотей [48], Фракасторий, Буркий
Буркий. Начните скорей рассуждать, Филотей, потому что мне доставит развлечение выслушать эти басни или эти фантазии. Фракасторий. Будь скромней, Буркий; что ты скажешь, если истина в конце победит тебя? Буркий. Я не желаю верить, чтобы это оказалось истиной; ибо невозможно, чтобы моя голова поняла эту бесконечность, а мой желудок переварил ее [...] Эльпин. Конечно, Филотей, если мы хотим сделать чувство судьею или уступить ему то, что ему подобает, а именно, что всякое познание берет начало от него, то мы найдем, что нелегко найти средство доказать то, что ты говоришь, а скорее наоборот. Но, пожалуйста, приступите к объяснению. Филотей. Чувство не видит бесконечности, и от чувства нельзя требовать этого заключения; ибо бесконечное не может быть объектом чувства; и поэтому тот, кто желает познавать бесконечность посредстдом чувств, подобен тому, кто пожелал бы видеть очами субстанцию и сущность; и кто отрицал бы эти вещи потому, что они нечувственны или невидимы, тот должен был бы отрицать собственную субстанцию и бытие. Поэтому должно быть известное правило относительно того, чего можно требовать от свидетельства чувств; мы их допускаем только, в чувственных вещах и то не без подозрения, если только они не входят в суждение, соединенное с разумом. Интеллекту подобает судить и отдавать отчет об отсутствующих вещах и отдаленных от нас как по времени, так и по пространству. А относительно их мы имеем достаточно убедительные свидетельства чувства, которое неспособно противоречить разуму и, кроме того, очевидно сознается в своей слабости и неспособности судить о них ввиду ограниченности своего горизонта, в образовании которого чувство признает себя непостоянным. И вот, поскольку мы знаем по опыту, что оно нас обманывает относительно поверхности этого шара, на котором мы находимся, то тем более мы должны относиться к нему с подозрением, когда вопрос идет о пределе этого звездного свода. Эльпин. К чему же нам служат чувства? Скажите. Филотей. Только для того, чтобы возбуждать разум; они могут обвинять, доносить, а отчасти и свидетельствовать перед ним, но они не могут быть полноценными свидетелями, а тем более не могут судить или выносить окончательное решение. Ибо чувства, какими бы совершенными они ни были, не бывают без некоторой мутной примеси. Вот почему истина происходит от чувства только в малой степени, как от слабого начала, но она не заключается в них. Эльпин. А в чем же? Филотей. Истина заключается в чувственном объек-; те, как в зеркале, в разуме — посредством аргументов и рассуждений, в интеллекте — посредством принципов и заключений, в духе — в собственной и живой форме. Эльпин. Изложите нам ваши основания. Филотей. Я это сделаю. Если бы мир был конечным, а вне мира не было ничего, то я спрашиваю: где же мир? где вселенная? Аристотель отвечает: мир в себе самом. Выпуклость первого неба есть место вселенной; а оно, как первое объемлющее не заключается в другом объемлющем, ибо место есть не что иное, как поверхность и край объемлющего тела; вот почему то, что не заключается в объемлющем его теле, не имеет места. Но что ты хочешь сказать, Аристотель, говоря об этом "месте в самом себе"? Что подразумеваешь под "вещью вне мира"? Если ты скажешь, что там нет ничего, тогда небо, мир, конечно, не находятся ни в в какой части. [...] Филотей. Вы говорите очень хорошо, но не касаясь самой сути моих рассуждений; ибо я настаиваю на бесконечном пространстве, и сама природа имеет бесконечное пространство не вследствие достоинства своих измерений или телесного объема, но вследствие достоинства самой природы и видов тел; ибо бесконечное превосходство несравненно лучше представляется в бесчисленных индивидуумах, чем в тех, которые исчислимы и конечны. Поэтому необходимо, чтобы существовало бесконечное подобие недоступного Божественного лика, в каковом подобии находились бы как бесконечные члены бесчисленные миры, каковые суть другие миры. Поэтому ввиду бесчисленных степеней совершенства, в которых разворачивается в телесном виде божественное бестелесное превосходство, должны быть бесчисленные индивидуумы, каковыми являются эти громадные живые существа (одно из которых эта земля, божественная мать, которая родила и питает нас и примет нас обратно), и для содержания этих бесчисленных миров требуется бесконечное пространство: Подобно тому, следовательно, как хорошо то, что мoжet существовать и существует этот мир, не менее хорошо и то, что могли, и могут быть, и существуют бесчисленные миры, подобные этому. 8. Галилео Галилей Отречение (1633 год)
Я, Галилео Галилей, сын покойного Винченцо Галилея из Флоренции, семидесяти лет от роду, лично предстоя перед судом, преклонив колени перед вашими высокопревосходительствами, достопочтенными кардиналами, генеральными инквизиторами против еретического зла во вселенской христианской республике, имея перед очами Святое Евангелие, которого касаюсь собственными руками, клянусь, что всегда верил и ныне верю и, при помощи Божьей, впредь буду верить во все, что считает истинным, проповедует и чему учит святая католическая и апостольская Церковь. Но так как этим святым судилищем мне давно уже было объявлено формальное повеление совершенно дезертировать от ложного мнения, что Солнце — центр мира и неподвижно, Земля же — не центр мира и движется, его не придерживаться, защищать или преподавать каким бы то ни было образом, ни устно, ни письменно, и сделано указание, что вышеназванное учение противоречит Святому Писанию, я же сочинил и напечатал книгу, в которой трактую об этом осужденном учении и привожу в его пользу сильные доводы, не приводя заключительного опровержения, вследствие чего признан сим святым судилищем сильно подозрительным в ереси, что придерживаюсь и верю, будто Солнце есть центр мира и неподвижно, Земля же не есть центр мира и движется. А посему, желая изгнать из мыслей ваших высокопревосходительств, равно как и из ума всякого католического христианина это сильное подозрение, законно против меня возбужденное, — от чистого сердца и с непритворной верой отрекаюсь, проклинаю, объявляю ненавистными вышеуказанные заблуждения и вообще всякие противные вышеназванной святой Церкви заблуждения и сектантские мнения. Клянусь впредь никогда не говорить и не утверждать ни устно, ни письменно о чем бы то ни было, что может создать против меня подобного рода подозрение; когда же узнаю кого-либо, одержимого ересью или подозреваемого в ереси, то обязуюсь донести об этом сему св. судилищу или же инквизитору, или ординарию того места, где нахожусь. Кроме того, клянусь и обещаю уважать и строго исполнять все покаяния, которые наложило или наложит на меня сие св. судилище. В случае, если я нарушу, да хранит меня Бог, какие-либо из названных мной обещаний, протестов и клятв, пусть подвергнусь всем наказаниям и казням, которые установлены и объявлены св. канонами и другими общими и частными кодексами против провинившихся таким образом. В этом да поможет мне Господь и это его Святое Евангелие, которого касаюсь собственными руками. Я, вышеуказанный Галилео Галилей, отрекся, покаялся и обязался, как указано выше, и в подтверждение собственноручно подписываю подлинник моего отречения, который я во всеуслышание прочел от слова до слова. Рим, в монастыре Минервы, 22 июля 1633 г. Я, Галилео Галилей отрекся, как выше указано, собственной рукой.
[1] Мануил Хрисолор (около 1350—1415) — происходил из знатной константинопольской семьи, породненной с Палеологами, выполнял дипломатические поручения византийского императора. С его лекций в 1397 г. в Италии началось систематическое изучение древнегреческой словесности и культуры западными гуманистами. [2] Луиджи Марсильи (первые десятилетия XIV в. - 1394 г.) — августинский монах, богослов, один из зачинателей гуманистического движения во Флоренции. В своей келье в монастыре Санто Спири-то устраивал занятия по античной литературе и философии. [3] Леонардо Бруни Аретино (1374—1444) — один из виднейших гуманистов первой половины XV в., переводчик сочинений Платона, Аристотеля, Плутарха, Ксенофонта, Демосфена, автор этико-политических трактатов, "Истории флорентийского народа", жизнеописаний Аристотеля, Цицерона, Данте, Петрарки; в течение многих лет занимал пост канцлера Флорентийской республики. [4] Амброджо Траверсари (1386—1439) — гуманист, богослов, с 1431 г. Генерал* камальдуленского ордена; выполнял церковные и дипломатические поручения папы; автор оригинальных трудов и переводов с греческого. Карло Марсуппини (1398—1453) — флорентийский гуманист, был учителем в семье Медичи, преподавал в Университете; после смерти Бруни стал канцлером Флорентийской республики. [5] Козимо Медичи (1389—1464) — глава крупнейшей банкирско-купеческой семьи, с 1434 г. фактический правитель Флоренции, покровитель многих гуманистов и людей искусства. [6] Сан Марко — доминиканский монастырь во Флоренции. [7] Тертуллиан (160—222) — раннецерковный писатель, один из создателей христианской латинской литературы. [8] Аммиан Марцеллин (около 325 — около 398) — его "Деяния" — это история Римской империи с 96 по 378 г.; первые 13 книг (из 31) сочинения до нас не дошли. [9] Филиппо-Мария Висконти, миланский герцог с 1412 по 1447 г. [10] Оддоне Колонна — папа римский Мартин V с 1417 по 1431 г. [11] Речь идет о "Естественной истории" Плиния Старшего (около 23—79 гг.) [12] Подеста — наместник-правитель, приглашаемый на год обычно из чужеземцев; выполнял функции военачальника, судьи, главы городской администрации. [13] Филиппе Брунеллески (1377—1446) — флорентийский архитектор и инженер, по его проекту сооружен знаменитый купол собора Сайта Мария дель Фьоре. [14] Лоренцо Медичи, младший брат Козимо (1449—1492). [15] Халцедон — минерал, разновидность кварца, употребляется в ювелирных изделиях. [16] Поликлет — греческий скульптор и архитектор, расцвет его творчества приходится на 452—412 гг. до н.э. [17] Габриеле Кондульмер — папа римский Евгений IV с 1431 по 1447 г. [18] Пьетро Барбо — папа римский Павел II с 1464 по 1471 г. [19] Асклепий, 6. [20] Пико имеет в виду прежде всего Марсилио Фичино. [21] Пс. 8, 6. [22] Быт. 1, 26. [23] Платон. Тимей. 41 и след. [24] См.: Lucillius. Satyrarum Lib. VI (22). [25] В древнегреческой мифологии Протей — вещее морское божество, обладавшее даром преображения. [26] Имеется в виду иудейское апокрифическое сочинение "Книга Еноха". [27] Калипсо — нимфа острова Огигия, на котором Одиссей провел семь лет. [28] Пс. 48, 21. [29] Пс. 81, 6; Ин. 10, 34. [30] Фердинанде II (1458—1494), неаполитанский король, внебрачный сын Альфонсо I (1416—1458). [31] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. II, 68. [32] Владислав — наследник чешского короля Альберта II. Ко времени написания трактата (1450 г.) ему было 11 лет. [33] Квинтилиан. Наставление оратору. I. 1.1. [34] Квинтилиан. Наставление оратору. I. 1.2. [35] Там же. [36] Там же. И. 3.3. [37] Псевдо-Плутарх. О воспитании детей. 7. [38] Квинтилиан. Указ. соч. I. 3.4. [39] Ювенал. Сат. 7, 210—211 (пер. Д. Недовича и Ф. Петровского). [40] Квинтилиан. Указ. соч. I. 3.4. [41] Квинтилиан. Наставление оратору. 1.10.2. [42] Вергилий. Энеида. 9, 603-606 (пер. С. Ошерова). [43] Псевдо-Плутарх. Указ. Соч. 8. [44] Там же. [45] Аристотель. Политика. [46] В гл. XV Макиавелли перечисляет "истинные свойства государей": щедрость/скаредность, расточительность/алчность, жестокость/сострадательность, честность/вероломство, изнеженность и малодушие/твердость духа и смелость, снисходительность/надменность, распутство/целомудрие, лукавство/прямодушие, упрямство/покладистость, легкомыслие/степенность, набожность/нечестивость. [47] Молодо царство у нас, велика опасность; лишь это / Бдительно так рубежи охранять меня заставляет (Вергилий. Энеида. Кн. I. / 563—564 (пер. С. А. Ошерова). [48] Под именем Филотея Бруно изображает самого себя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.118.36 (0.011 с.) |