Джордано Бруно. О бесконечности, вселенной и мирах (1584-1585 годы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Джордано Бруно. О бесконечности, вселенной и мирах (1584-1585 годы)



Диалог первый Собеседники: Эльпин, Филотей [48], Фракасторий, Буркий

 

Буркий. Начните скорей рассуждать, Филотей, потому что мне доставит развлечение выслушать эти бас­ни или эти фантазии.

Фракасторий. Будь скромней, Буркий; что ты скажешь, если истина в конце победит тебя?

Буркий. Я не желаю верить, чтобы это оказалось истиной; ибо невозможно, чтобы моя голова поняла эту бесконечность, а мой желудок переварил ее [...]

Эльпин. Конечно, Филотей, если мы хотим сде­лать чувство судьею или уступить ему то, что ему подоба­ет, а именно, что всякое познание берет начало от него, то мы найдем, что нелегко найти средство доказать то, что ты говоришь, а скорее наоборот. Но, пожалуйста, при­ступите к объяснению.

Филотей. Чувство не видит бесконечности, и от чувства нельзя требовать этого заключения; ибо бесконеч­ное не может быть объектом чувства; и поэтому тот, кто желает познавать бесконечность посредстдом чувств, подо­бен тому, кто пожелал бы видеть очами субстанцию и сущность; и кто отрицал бы эти вещи потому, что они не­чувственны или невидимы, тот должен был бы отрицать собственную субстанцию и бытие. Поэтому должно быть известное правило относительно того, чего можно требо­вать от свидетельства чувств; мы их допускаем только, в чувственных вещах и то не без подозрения, если только они не входят в суждение, соединенное с разумом. Ин­теллекту подобает судить и отдавать отчет об отсутствую­щих вещах и отдаленных от нас как по времени, так и по пространству. А относительно их мы имеем достаточно убедительные свидетельства чувства, которое неспособно противоречить разуму и, кроме того, очевидно сознается в своей слабости и неспособности судить о них ввиду ог­раниченности своего горизонта, в образовании которого чувство признает себя непостоянным. И вот, поскольку мы знаем по опыту, что оно нас обманывает относитель­но поверхности этого шара, на котором мы находимся, то тем более мы должны относиться к нему с подозрением, когда вопрос идет о пределе этого звездного свода.

Эльпин. К чему же нам служат чувства? Скажите.

Филотей. Только для того, чтобы возбуждать ра­зум; они могут обвинять, доносить, а отчасти и свидетель­ствовать перед ним, но они не могут быть полноценными свидетелями, а тем более не могут судить или выносить окончательное решение. Ибо чувства, какими бы совершенными они ни были, не бывают без некоторой мутной примеси. Вот почему истина происходит от чувства толь­ко в малой степени, как от слабого начала, но она не зак­лючается в них.

Эльпин. А в чем же?

Филотей. Истина заключается в чувственном объек-; те, как в зеркале, в разуме — посредством аргументов и рассуждений, в интеллекте — посредством принципов и зак­лючений, в духе — в собственной и живой форме.

Эльпин. Изложите нам ваши основания.

Филотей. Я это сделаю. Если бы мир был ко­нечным, а вне мира не было ничего, то я спрашиваю: где же мир? где вселенная? Аристотель отвечает: мир в себе са­мом. Выпуклость первого неба есть место вселенной; а оно, как первое объемлющее не заключается в другом объемлющем, ибо место есть не что иное, как поверхность и край объемлющего тела; вот почему то, что не заклю­чается в объемлющем его теле, не имеет места. Но что ты хочешь сказать, Аристотель, говоря об этом "месте в са­мом себе"? Что подразумеваешь под "вещью вне мира"? Если ты скажешь, что там нет ничего, тогда небо, мир, конечно, не находятся ни в в какой части.

[...]

Филотей. Вы говорите очень хорошо, но не ка­саясь самой сути моих рассуждений; ибо я настаиваю на бесконечном пространстве, и сама природа имеет беско­нечное пространство не вследствие достоинства своих из­мерений или телесного объема, но вследствие достоинства самой природы и видов тел; ибо бесконечное превосходство несравненно лучше представляется в бесчисленных индиви­дуумах, чем в тех, которые исчислимы и конечны. По­этому необходимо, чтобы существовало бесконечное подо­бие недоступного Божественного лика, в каковом подобии находились бы как бесконечные члены бесчисленные миры, каковые суть другие миры. Поэтому ввиду бесчис­ленных степеней совершенства, в которых разворачивает­ся в телесном виде божественное бестелесное превосход­ство, должны быть бесчисленные индивидуумы, каковыми являются эти громадные живые существа (одно из ко­торых эта земля, божественная мать, которая родила и питает нас и примет нас обратно), и для содержания этих бесчисленных миров требуется бесконечное пространство: Подобно тому, следовательно, как хорошо то, что мoжet существовать и существует этот мир, не менее хорошо и то, что могли, и могут быть, и существуют бесчисленные миры, подобные этому.

8. Галилео Галилей Отречение (1633 год)

 

Я, Галилео Галилей, сын покойного Винченцо Галилея из Флоренции, семидесяти лет от роду, лично предстоя перед судом, преклонив колени перед вашими высокопре­восходительствами, достопочтенными кардиналами, гене­ральными инквизиторами против еретического зла во все­ленской христианской республике, имея перед очами Свя­тое Евангелие, которого касаюсь собственными руками, клянусь, что всегда верил и ныне верю и, при помощи Божьей, впредь буду верить во все, что считает истинным, проповедует и чему учит святая католическая и апостоль­ская Церковь.

Но так как этим святым судилищем мне давно уже было объявлено формальное повеление совершенно дезертировать от ложного мнения, что Солнце — центр мира и непод­вижно, Земля же — не центр мира и движется, его не придерживаться, защищать или преподавать каким бы то ни было образом, ни устно, ни письменно, и сделано указание, что вышеназванное учение противоречит Святому Писанию, я же сочинил и напечатал книгу, в которой трактую об этом осужденном учении и привожу в его пользу сильные доводы, не приводя заключительного оп­ровержения, вследствие чего признан сим святым судили­щем сильно подозрительным в ереси, что придерживаюсь и верю, будто Солнце есть центр мира и неподвижно, Земля же не есть центр мира и движется.

А посему, желая изгнать из мыслей ваших высокопре­восходительств, равно как и из ума всякого католического христианина это сильное подозрение, законно против меня возбужденное, — от чистого сердца и с непритвор­ной верой отрекаюсь, проклинаю, объявляю ненавистны­ми вышеуказанные заблуждения и вообще всякие против­ные вышеназванной святой Церкви заблуждения и сектант­ские мнения.

Клянусь впредь никогда не говорить и не утверждать ни устно, ни письменно о чем бы то ни было, что может со­здать против меня подобного рода подозрение; когда же узнаю кого-либо, одержимого ересью или подозреваемого в ереси, то обязуюсь донести об этом сему св. судилищу или же инквизитору, или ординарию того места, где на­хожусь. Кроме того, клянусь и обещаю уважать и строго исполнять все покаяния, которые наложило или наложит на меня сие св. судилище. В случае, если я нарушу, да хранит меня Бог, какие-либо из названных мной обеща­ний, протестов и клятв, пусть подвергнусь всем наказани­ям и казням, которые установлены и объявлены св. кано­нами и другими общими и частными кодексами против провинившихся таким образом. В этом да поможет мне Господь и это его Святое Евангелие, которого касаюсь соб­ственными руками.

Я, вышеуказанный Галилео Галилей, отрекся, покаялся и обязался, как указано выше, и в подтверждение соб­ственноручно подписываю подлинник моего отречения, который я во всеуслышание прочел от слова до слова.

Рим, в монастыре Минервы, 22 июля 1633 г.

Я, Галилео Галилей отрекся, как выше указано, собствен­ной рукой.

 


[1] Мануил Хрисолор (около 1350—1415) — происходил из знатной константинопольской семьи, породненной с Палеологами, выполнял дипломатические поручения византийского императора. С его лекций в 1397 г. в Италии началось систематическое изучение древнегречес­кой словесности и культуры западными гуманистами.

[2] Луиджи Марсильи (первые десятилетия XIV в. - 1394 г.) — августинский монах, богослов, один из зачинателей гуманистического движения во Флоренции. В своей келье в монастыре Санто Спири-то устраивал занятия по античной литературе и философии.

[3] Леонардо Бруни Аретино (1374—1444) — один из виднейших гу­манистов первой половины XV в., переводчик сочинений Платона, Аристотеля, Плутарха, Ксенофонта, Демосфена, автор этико-политических трактатов, "Истории флорентийского народа", жизнеописа­ний Аристотеля, Цицерона, Данте, Петрарки; в течение многих лет занимал пост канцлера Флорентийской республики.

[4] Амброджо Траверсари (1386—1439) — гуманист, богослов, с 1431 г. Генерал* камальдуленского ордена; выполнял церковные и диплома­тические поручения папы; автор оригинальных трудов и переводов с греческого. Карло Марсуппини (1398—1453) — флорентийский гума­нист, был учителем в семье Медичи, преподавал в Университете; пос­ле смерти Бруни стал канцлером Флорентийской республики.

[5] Козимо Медичи (1389—1464) — глава крупнейшей банкирско-купеческой семьи, с 1434 г. фактический правитель Флоренции, покро­витель многих гуманистов и людей искусства.

[6] Сан Марко — доминиканский монастырь во Флоренции.

[7] Тертуллиан (160—222) — раннецерковный писатель, один из соз­дателей христианской латинской литературы.

[8] Аммиан Марцеллин (около 325 — около 398) — его "Деяния" — это история Римской империи с 96 по 378 г.; первые 13 книг (из 31) сочинения до нас не дошли.

[9] Филиппо-Мария Висконти, миланский герцог с 1412 по 1447 г.

[10] Оддоне Колонна — папа римский Мартин V с 1417 по 1431 г.

[11] Речь идет о "Естественной истории" Плиния Старшего (около 23—79 гг.)

[12] Подеста — наместник-правитель, приглашаемый на год обычно из чужеземцев; выполнял функции военачальника, судьи, главы город­ской администрации.

[13] Филиппе Брунеллески (1377—1446) — флорентийский архитектор и инженер, по его проекту сооружен знаменитый купол собора Сайта Мария дель Фьоре.

[14] Лоренцо Медичи, младший брат Козимо (1449—1492).

[15] Халцедон — минерал, разновидность кварца, употребляется в ювелирных изделиях.

[16] Поликлет — греческий скульптор и архитектор, расцвет его твор­чества приходится на 452—412 гг. до н.э.

[17] Габриеле Кондульмер — папа римский Евгений IV с 1431 по 1447 г.

[18] Пьетро Барбо — папа римский Павел II с 1464 по 1471 г.

[19] Асклепий, 6.

[20] Пико имеет в виду прежде всего Марсилио Фичино.

[21] Пс. 8, 6.

[22] Быт. 1, 26.

[23] Платон. Тимей. 41 и след.

[24] См.: Lucillius. Satyrarum Lib. VI (22).

[25] В древнегреческой мифологии Протей — вещее морское божество, обладавшее даром преображения.

[26] Имеется в виду иудейское апокрифическое сочинение "Книга Еноха".

[27] Калипсо — нимфа острова Огигия, на котором Одиссей провел семь лет.

[28] Пс. 48, 21.

[29] Пс. 81, 6; Ин. 10, 34.

[30] Фердинанде II (1458—1494), неаполитанский король, внебрачный сын Альфонсо I (1416—1458).

[31] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. II, 68.

[32] Владислав — наследник чешского короля Альберта II. Ко време­ни написания трактата (1450 г.) ему было 11 лет.

[33] Квинтилиан. Наставление оратору. I. 1.1.

[34] Квинтилиан. Наставление оратору. I. 1.2.

[35] Там же.

[36] Там же. И. 3.3.

[37] Псевдо-Плутарх. О воспитании детей. 7.

[38] Квинтилиан. Указ. соч. I. 3.4.

[39] Ювенал. Сат. 7, 210—211 (пер. Д. Недовича и Ф. Петровско­го).

[40] Квинтилиан. Указ. соч. I. 3.4.

[41] Квинтилиан. Наставление оратору. 1.10.2.

[42] Вергилий. Энеида. 9, 603-606 (пер. С. Ошерова).

[43] Псевдо-Плутарх. Указ. Соч. 8.

[44] Там же.

[45] Аристотель. Политика.

[46] В гл. XV Макиавелли перечисляет "истинные свойства государей": щедрость/скаредность, расточительность/алчность, жестокость/состра­дательность, честность/вероломство, изнеженность и малодушие/твер­дость духа и смелость, снисходительность/надменность, распутство/це­ломудрие, лукавство/прямодушие, упрямство/покладистость, легко­мыслие/степенность, набожность/нечестивость.

[47] Молодо царство у нас, велика опасность; лишь это / Бдительно так рубежи охранять меня заставляет (Вергилий. Энеида. Кн. I. / 563—564 (пер. С. А. Ошерова).

[48] Под именем Филотея Бруно изображает самого себя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.02 с.)