Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семінар 30. Культура Італії ХV – середини хvіі ст.Стр 1 из 7Следующая ⇒
ІСТОРІЯ СЕРЕДНІХ ВІКІВ СЕМІНАР 30. КУЛЬТУРА ІТАЛІЇ ХV – СЕРЕДИНИ ХVІІ ст.
1. «Культура Італії в епоху Відродження» Якоба Буркхардта і основні напрями історіографії італійського Відродження в ХХ столітті. 2. Проблема витоків і соціальних передумов італійського Відродження. 3. Італійський гуманізм і гуманісти ХV – ХVІ ст. 4. Звернення до античної культурної спадщини як одна із найважливіших рис гуманістичного світогляду. 5. Людина у творах італійських гуманістів. Ренесансний індивідуалізм. 6. Історія і політика в гуманістичній думці Італії. 7. Педагогічні ідеї італійського Відродження. 8. Інтерес до наукового знання. Леонардо да Вінчі. Джордано Бруно. Галілео Галілей. 9. Криза італійського Відродження.
Джерела
1. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов, 1984—1988. Ч. 1-2. 2. Образ человека в зеркале гуманизма. Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV—XVII вв.). М., 1999. 3. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. М., 1996. 4. Расцвет искусства в Италии // История средних веков (XV—XVII вв.): Хрестоматия / Сост. В. Е. Степанова и А. Я. Шевеленко. М., 1974. Ч. II; 2-е изд. М., 1981; 3-е изд. М., 1988. 5. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985. 6. Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т. 1—2.
Література
1. Абрамсон М. Л. От Данте к Альберти. М., 1989. 2. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978. 3. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. 4. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения X1V-XV вв. М., 1977. 5. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1986. 6. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. 7. Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. 8. Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. Т. 1—2 (любое изд.). 9. История Европы. М., 1993. Т. 3: От средневековья к новому времени. 10. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1996. 11. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. 12. Ревякина Н. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV — первой половины XV века. М., 1977. 13. Рутенбург В. И. Титаны Возрождения (любое изд.). 14. Чиколини Л. С. Социальная утопия в Италии. XVI - начало XVII в. М., 1980. 15. Штекли А. Э. «Город солнца»: утопия и наука. М., 1978.
Методические рекомендации
XV—XVII вв. в Италии — это период расцвета и упадка культуры Возрождения. Представление об итальянском Возрождении как эпохе, знаменующей начало Нового времени, было впервые отчетливо сформулировано в знаменитом труде швейцарского историка Я. Буркхардта "Культура Италии в эпоху Возрождения" (1860). В основе концепции Буркхардта лежали идеи резкого разрыва ренессансной культуры со средневековой, зарождения в ней индивидуалистического сознания, пробуждения интереса к материальному миру и природе, открытия античного культурного наследия. На протяжении многих десятилетий эта концепция доминировала в историографии, в том числе и марксистской, особо подчеркивавшей революционный и прогрессивный характер эпохи. В настоящее время едва ли не все основные положения труда Буркхардта оспариваются историками самых разных направлений. Тем не менее "Возрождение" остается широко употребимым термином для обозначения культурных перемен, произошедших в Европе XV — начала XVII вв. Главным идейным течением, определившим эти культурные перемены, был итальянский гуманизм, который обычно характеризуют следующими основными чертами: 1) особым вниманием к человеку и различным проявлениям его природы; 2) верой в то, что различные философские и богословские системы и учения заключают в себе единую универсальную истину; 3) признанием достоинства человека и самоценности его земной жизни; 4) стремлением возродить ранее утраченную мудрость древних. Гуманизм способствовал разрыву с религиозной ортодоксией, развитию критического мышления и уверенности в возможностях человеческого разума. В настоящей теме представлены источники, позволяющие рассмотреть основной круг вопросов по культуре итальянского Возрождения, в том числе: итальянский гуманизм и гуманисты; обращенность к античному культурному наследию как одна из важнейших черт гуманистического мировоззрения; человек в сочинениях итальянских гуманистов; ренессансный индивидуализм; политика в гуманистической мысли Италии; педагогические идеи итальянского Возрождения; интерес к научному знанию.
Жизнеописание "Сократа ренессансной Флоренции" Никколо Никколи (1364—1437), составленное флорентийцем Веспасиано да Бистиччи (1421—1498), рисует яркую картину образа жизни и повседневной деятельности итальянского гуманиста XV в., одержимого идеей подражания древним (документ 1). Этот портрет, в котором нашли олицетворение культурные устремления и идеалы эпохи, представляет собой ценнейший источник по истории итальянского Возрождения. Он дает возможность проследить особенности гуманистического отношения к античности, представления гуманистов об идеале благочестивой жизни, о мирской добродетельности и др. (/"Речь о достоинстве человека" Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) — одно из самых знаменитых сочинений итальянских гуманистов (документ 2). Написанная как вступительное слово к "900 тезисам по философии, каббалистике, богословию", которое Пико собирался защищать на диспуте в 1487 г., она развивает две главные идеи: особого положения человека в мироздании, дающего ему свободу самоопределения, и исходного единства всех великих философских и религиозных учений. Антропология Пико, обосновывавшая достоинство и свободу человека как творца собственного "Я", оказала огромное влияние на гуманистическую мысль ренессансной Италии^ Книга Бальдассаре Кастильоне (1478—1529) "О Придворном", развивающая идеи гуманистической антропологии XV в., также пользовалась большой популярностью у современников (документ 3). Главная задача сочинения, заимствованная у античных авторов (Платона, Ксенофонта, Цицерона), писавших об идеальных Государстве, Государе и Ораторе, состояла в том, чтобы "вылепить словами совершенного Придворного". По Кастильоне, однако, совершенство человека достигается не приобщением его к каким-то надличным нормам, как это считала античная традиция. В рассуждениях о "Грации" он заявляет, что Придворный сам должен выбирать образцы для подражания и таким образом явиться самостоятельным создателем собственного "Я". Богатый материал об основных принципах гуманистической педагогики содержится в трактате "О воспитании детей" (1450) поэта-гуманиста Энеа Сильвио Пикколомини (1405—1464), избранного в 1458 г. римским папой Пием II (документ 4). Основу содержания трактата составляют рассуждения о природных задатках человека и роли учителя в обучении и воспитании ребенка. Пикколомини подробно останавливается также на различных сторонах процесса воспитания (телесного, интеллектуального, нравственного), опираясь в своих рекомендациях на античные авторитеты. В данном разделе также приводится фрагмент знаменитого сочинения Никколо Макиавелли (1469—1527) "Государь" (документ 5), дающий возможность составить представление об основных вопросах политической теории великого флорентийца. "Рецепты" Макиавелли по укреплению государственной власти на протяжении столетий вызывали споры и в историографии, и в широком общественном мнении, породив понятие "макиавеллизм" — синоним моральной беспринципности в политике. Приводимый отрывок из сочинения гуманиста может стать предметом дискуссии на семинарском занятии. При анализе текста сочинения следует учитывать конкретные исторические обстоятельства, в которых оно появилось.
Новое отношение к науке и опытному знанию в Италии эпохи Возрождения представлено отрывками из сочинений трех авторов: Леонардо да Винчи (1452—1519), Джордано Бруно (1548— 1600) и Галилее Галилея (1564—1642) — документы 6, 7, 8. Личность Леонардо да Винчи, величайшего художника эпохи, поражает своей разносторонностью. Помимо знаменитых произведений искусства он оставил также труды по механике, аэродинамике, фортификации, философии. Леонардо — ученый и гуманист, будучи убежден в безграничных возможностях человека, считал, что опыт является началом всякого знания, что механика — важнейшая из всех наук, и что законы математики применимы к познанию всего окружающего мира. Ниже приводится два фрагмента из его "Записных книжек", которые позволяют проследить новое ренессансное отношение к науке и к возможностям человеческого разума в целом. Итальянский философ-пантеист, астроном и математик Джордано Бруно, погибший на костре инквизиции, известен прежде всего своими теориями бесконечной вселенной и множественности миров. Фрагмент одного из его главных сочинений, диалога "О бесконечности, вселенной и мирах", позволяет составить представление о ключевых идеях и характере аргументации ученого. "Отречение" итальянского математика, физика и астронома Галилео Галилея, впервые доказавшего с использованием телескопа, что Земля вращается вокруг Солнца, представляет собой яркое свидетельство той борьбы, в которой утверждалось новое научное знание в условиях контрреформационной Европы. III. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
5. Никколо Макиавелли. Государь. (1513 год) О себе и своей науке 20. Истинная наука — та, которую опыт заставил пройти сквозь чувства и наложил молчание на языки спорщиков и которая не питает сновидениями своих исследователей, но всегда от первых истинных и ведомых начал продвигается постепенно и при помощи истинных заключений к цели, как явствует это из основных математических наук, то есть числа и меры, называемых арифметикой и геометрией, которые с высшей достоверностью трактуют о величинах прерывных и непрерывных. Здесь не будут возражать, что дважды три больше или меньше шести или что в треугольнике углы меньше двух прямых углов, но всякое возражение оказывается разрушенным, [приведенное] к вечному молчанию; и наслаждаются ими в мире почитатели их, чего не могут произвести обманчивые науки мысленные.
21. Не доверяйте же, исследователи, тем авторам, которые одним воображением хотели посредствовать между природой и людьми; верьте тем лишь, кто не только указаниями природы, но и действиями своих опытов приучил ум свой понимать, как опыты обманывают тех, кто не постиг их природы, ибо опыты, казавшиеся часто тождественными, часто оказывались весьма различными, — как здесь это и доказывается. О летании 209. Птица — действующий по математическим законам инструмент, сделать который в человеческой власти со всеми движениями его, но не с столькими же возможностями; но имеет перевес она только в отношении возможности поддерживать равновесие. Потому скажем, что этому построенному человеком инструменту не хватает лишь души птицы, которая должна быть скопирована с души человека. Душа в членах птицы будет без сомнения лучше отвечать запросам, чем это сделала бы обособленная от них душа человека, особенно при движениях почти неуловимого балансирования. Но поскольку мы видим, что у птицы ощутимых движений предусмотрено большое разнообразие, мы можем на основании этого наблюдения решить, что наиболее явные смогут быть доступны познанию человека и что он сможет в значительной мере предотвратить разрушение того инструмента, коего душой и вожатым он себя сделал... 252. Если скажешь, что сухожилия и мускулы птицы несравненно большей силы, чем сухожилия и мускулы человека, принимая во внимание, что все мясо стольких мускулов и мякоть груди созданы ради пользы и увеличения движения крыльев, с цельной костью в груди, сообщающей величайшую силу птице, с крыльями, целиком сотканными из толстых сухожилий и других крепчайших связок хрящей и крепчайшей кожи с разными мускулами; то ответ на это гласит, что такая крепость предназначена тому, чтобы иметь возможность сверх обычной поддержки крыльев удваивать и утраивать движение по произволу, дабы убегать от своего преследователя, или преследовать свою добычу; ибо в этом случае надобно ей удваивать и утраивать свою силу и, сверх того, нести в своих лапах такой груз по воздуху, каков вес ее самой: как видно это на примере сокола, несущего утку, и орла, несущего зайца, прекрасно показывающем, откуда такой избыток силы берется; но для того, чтобы держаться самому и сохранять равновесие на крыльях своих, и подставлять их течению ветров, и поворачивать руль на своем пути, потребна ему сила небольшая и достаточно малого движения крыльев, и движения тем более медленного, чем птица больше. И у человека тоже запас силы в ногах — больший, чем нужно по его весу; и дабы убедиться, что это так — поставь человека на ноги на берег и потом замечай, насколько отпечаток его ног уходит вглубь. Затем поставь ему другого человека на спину, и увидишь, насколько глубже уйдет он. Затем сними человека со спины и заставь подпрыгнуть вверх — насколько можно — найдешь, что отпечаток его ног более углубился при прыжке, нежели с человеком на спине: следовательно, здесь в два приема доказано, что у человека силы вдвое больше, чем требуется для поддержания его самого.
253. Посмотри на крылья, которые, ударяясь о воздух, поддерживают тяжелого орла в тончайшей воздушной выси, вблизи стихии огня, и посмотри на движущийся над морем воздух, который, ударяя в надутые паруса, заставляет бежать нагруженный тяжелый корабль; на этих достаточно веских и надежных основаниях сможешь ты постигнуть, как человек, преодолевая своими искусственными большими крыльями сопротивление окружающего воздуха, способен подняться в нем ввысь. ІСТОРІЯ СЕРЕДНІХ ВІКІВ СЕМІНАР 30. КУЛЬТУРА ІТАЛІЇ ХV – СЕРЕДИНИ ХVІІ ст.
1. «Культура Італії в епоху Відродження» Якоба Буркхардта і основні напрями історіографії італійського Відродження в ХХ столітті. 2. Проблема витоків і соціальних передумов італійського Відродження. 3. Італійський гуманізм і гуманісти ХV – ХVІ ст. 4. Звернення до античної культурної спадщини як одна із найважливіших рис гуманістичного світогляду. 5. Людина у творах італійських гуманістів. Ренесансний індивідуалізм. 6. Історія і політика в гуманістичній думці Італії. 7. Педагогічні ідеї італійського Відродження. 8. Інтерес до наукового знання. Леонардо да Вінчі. Джордано Бруно. Галілео Галілей. 9. Криза італійського Відродження.
Джерела
1. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов, 1984—1988. Ч. 1-2. 2. Образ человека в зеркале гуманизма. Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV—XVII вв.). М., 1999. 3. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. М., 1996. 4. Расцвет искусства в Италии // История средних веков (XV—XVII вв.): Хрестоматия / Сост. В. Е. Степанова и А. Я. Шевеленко. М., 1974. Ч. II; 2-е изд. М., 1981; 3-е изд. М., 1988. 5. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985. 6. Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т. 1—2.
Література
1. Абрамсон М. Л. От Данте к Альберти. М., 1989. 2. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978. 3. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. 4. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения X1V-XV вв. М., 1977. 5. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1986. 6. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. 7. Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. 8. Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. Т. 1—2 (любое изд.). 9. История Европы. М., 1993. Т. 3: От средневековья к новому времени. 10. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1996. 11. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. 12. Ревякина Н. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV — первой половины XV века. М., 1977. 13. Рутенбург В. И. Титаны Возрождения (любое изд.). 14. Чиколини Л. С. Социальная утопия в Италии. XVI - начало XVII в. М., 1980. 15. Штекли А. Э. «Город солнца»: утопия и наука. М., 1978. Методические рекомендации
XV—XVII вв. в Италии — это период расцвета и упадка культуры Возрождения. Представление об итальянском Возрождении как эпохе, знаменующей начало Нового времени, было впервые отчетливо сформулировано в знаменитом труде швейцарского историка Я. Буркхардта "Культура Италии в эпоху Возрождения" (1860). В основе концепции Буркхардта лежали идеи резкого разрыва ренессансной культуры со средневековой, зарождения в ней индивидуалистического сознания, пробуждения интереса к материальному миру и природе, открытия античного культурного наследия. На протяжении многих десятилетий эта концепция доминировала в историографии, в том числе и марксистской, особо подчеркивавшей революционный и прогрессивный характер эпохи. В настоящее время едва ли не все основные положения труда Буркхардта оспариваются историками самых разных направлений. Тем не менее "Возрождение" остается широко употребимым термином для обозначения культурных перемен, произошедших в Европе XV — начала XVII вв. Главным идейным течением, определившим эти культурные перемены, был итальянский гуманизм, который обычно характеризуют следующими основными чертами: 1) особым вниманием к человеку и различным проявлениям его природы; 2) верой в то, что различные философские и богословские системы и учения заключают в себе единую универсальную истину; 3) признанием достоинства человека и самоценности его земной жизни; 4) стремлением возродить ранее утраченную мудрость древних. Гуманизм способствовал разрыву с религиозной ортодоксией, развитию критического мышления и уверенности в возможностях человеческого разума. В настоящей теме представлены источники, позволяющие рассмотреть основной круг вопросов по культуре итальянского Возрождения, в том числе: итальянский гуманизм и гуманисты; обращенность к античному культурному наследию как одна из важнейших черт гуманистического мировоззрения; человек в сочинениях итальянских гуманистов; ренессансный индивидуализм; политика в гуманистической мысли Италии; педагогические идеи итальянского Возрождения; интерес к научному знанию. Жизнеописание "Сократа ренессансной Флоренции" Никколо Никколи (1364—1437), составленное флорентийцем Веспасиано да Бистиччи (1421—1498), рисует яркую картину образа жизни и повседневной деятельности итальянского гуманиста XV в., одержимого идеей подражания древним (документ 1). Этот портрет, в котором нашли олицетворение культурные устремления и идеалы эпохи, представляет собой ценнейший источник по истории итальянского Возрождения. Он дает возможность проследить особенности гуманистического отношения к античности, представления гуманистов об идеале благочестивой жизни, о мирской добродетельности и др. (/"Речь о достоинстве человека" Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) — одно из самых знаменитых сочинений итальянских гуманистов (документ 2). Написанная как вступительное слово к "900 тезисам по философии, каббалистике, богословию", которое Пико собирался защищать на диспуте в 1487 г., она развивает две главные идеи: особого положения человека в мироздании, дающего ему свободу самоопределения, и исходного единства всех великих философских и религиозных учений. Антропология Пико, обосновывавшая достоинство и свободу человека как творца собственного "Я", оказала огромное влияние на гуманистическую мысль ренессансной Италии^ Книга Бальдассаре Кастильоне (1478—1529) "О Придворном", развивающая идеи гуманистической антропологии XV в., также пользовалась большой популярностью у современников (документ 3). Главная задача сочинения, заимствованная у античных авторов (Платона, Ксенофонта, Цицерона), писавших об идеальных Государстве, Государе и Ораторе, состояла в том, чтобы "вылепить словами совершенного Придворного". По Кастильоне, однако, совершенство человека достигается не приобщением его к каким-то надличным нормам, как это считала античная традиция. В рассуждениях о "Грации" он заявляет, что Придворный сам должен выбирать образцы для подражания и таким образом явиться самостоятельным создателем собственного "Я". Богатый материал об основных принципах гуманистической педагогики содержится в трактате "О воспитании детей" (1450) поэта-гуманиста Энеа Сильвио Пикколомини (1405—1464), избранного в 1458 г. римским папой Пием II (документ 4). Основу содержания трактата составляют рассуждения о природных задатках человека и роли учителя в обучении и воспитании ребенка. Пикколомини подробно останавливается также на различных сторонах процесса воспитания (телесного, интеллектуального, нравственного), опираясь в своих рекомендациях на античные авторитеты. В данном разделе также приводится фрагмент знаменитого сочинения Никколо Макиавелли (1469—1527) "Государь" (документ 5), дающий возможность составить представление об основных вопросах политической теории великого флорентийца. "Рецепты" Макиавелли по укреплению государственной власти на протяжении столетий вызывали споры и в историографии, и в широком общественном мнении, породив понятие "макиавеллизм" — синоним моральной беспринципности в политике. Приводимый отрывок из сочинения гуманиста может стать предметом дискуссии на семинарском занятии. При анализе текста сочинения следует учитывать конкретные исторические обстоятельства, в которых оно появилось. Новое отношение к науке и опытному знанию в Италии эпохи Возрождения представлено отрывками из сочинений трех авторов: Леонардо да Винчи (1452—1519), Джордано Бруно (1548— 1600) и Галилее Галилея (1564—1642) — документы 6, 7, 8. Личность Леонардо да Винчи, величайшего художника эпохи, поражает своей разносторонностью. Помимо знаменитых произведений искусства он оставил также труды по механике, аэродинамике, фортификации, философии. Леонардо — ученый и гуманист, будучи убежден в безграничных возможностях человека, считал, что опыт является началом всякого знания, что механика — важнейшая из всех наук, и что законы математики применимы к познанию всего окружающего мира. Ниже приводится два фрагмента из его "Записных книжек", которые позволяют проследить новое ренессансное отношение к науке и к возможностям человеческого разума в целом. Итальянский философ-пантеист, астроном и математик Джордано Бруно, погибший на костре инквизиции, известен прежде всего своими теориями бесконечной вселенной и множественности миров. Фрагмент одного из его главных сочинений, диалога "О бесконечности, вселенной и мирах", позволяет составить представление о ключевых идеях и характере аргументации ученого. "Отречение" итальянского математика, физика и астронома Галилео Галилея, впервые доказавшего с использованием телескопа, что Земля вращается вокруг Солнца, представляет собой яркое свидетельство той борьбы, в которой утверждалось новое научное знание в условиях контрреформационной Европы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.135.210 (0.044 с.) |