Раздел 1. Объект, предмет, цели и задачи эргономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Объект, предмет, цели и задачи эргономики



 

Объективные причины возникновения и история развития экргономики

Эргономика (от греческого ergon – работа, nomos – закон) как наука возникла несколько десятилетий назад. Выделяют несколько причин возникновения эргономики:

1. В конце ХIХ века началось активное образование крупного капиталистического производства: на смену сложному человеческому труду приходит простой машинный труд. Ф.Тейлор (1856-1915) одним из первых начал исследование простого машинного труда. Он обосновал необходимость разделения трудовых функций работников на элементарные операции и стандартизированные движения.

2. В конце ХIХ и начале ХХ века начинает уделяться большое внимание к условиям работы. В Англии, Германии, США и других развитых странах организуются специальные гигиенические и физиологические лаборатории и институты, изучающие влияние на организм человека трудовых процессов и окружающей его производственной среды. До этого ни одна дисциплина не изучала трудовую деятельность человека в целом. Необходимость обработки большого числа сложных, а иногда и противоречивых требований, создание оптимальных условий труда, научный подход к изучению являются важнейшими предпосылками к возникновению этой научной дисциплины.

3. Стремительный рывок прогресса в 40 годах ХХ века – начало II Мировой войны. В срочном порядке создавались новые виды военной техники и оружия, которые, поступая на вооружение армии, предъявляли к обслуживающему персоналу требования, превосходящие психофизиологические возможности человека. Поэтому первоочередной стала проблема приспособить «работу к человеку», т.е. спроектировать такое оборудование, которое бы учитывало границы человеческих возможностей

4. Научно-техническая революция, которая произвела коренные, качественные изменения в производительных силах как целостной системе, включающей три основных компонента – средства труда, предмет труда и целесообразную деятельность человека. Характер и содержание труда меняется: снижается объем физических нагрузок, работа приобретает характер преимущественно умственной деятельности. Повышаются требования к квалификации кадров, увеличивается доля высокоспециализированных специалистов в обслуживании автоматической техники и технологии. За человеком остаются функции наблюдения и контроля.

Эргономика – это научная дисциплина, изучающая трудовую деятельность человека в системах «Человек – техника – окружающая среда».

Объектом исследования науки – система «Человек – машина – окружающая среда» (СЧМ).

Предмет исследования – конкретная трудовая деятельность человека, использующего машины. Цели науки.

1. Повышение эффективности СЧМ, особенность системы достигать поставленной цели в заданных условиях и с определенным качеством (достижение достаточной производительности с минимальными затратами энергии, материалов и без потерь, являющихся результатом ошибок). Достигается путем изначального проектирования относительно безошибочно действующих СЧМ – создания эргономически совершенной техники, подготовки хорошо обученных кадров.

2. Обеспечение безопасности труда: неучитывание человеческого фактора при эргономическом проектирование оборудования может привести к опасным действиям человека – оператора, из-за невозможности правильного и своевременного выполнения операций (по вине подобных просчетов происходит: 75% авиационных катастроф; 80% дорожных происшествий; 90% аварий на железнодорожном транспорте).

3. Обеспечение условий для развития личности человека в процессе труда, которое может быть достигнуто грамотным распределением функций между человеком и машиной.

Задачи эргономики:

1. Эргономическое обеспечение проектирования СЧМ, которое включает:

– анализ трудовой деятельности оператора;

– распределение функций между человеком и машиной;

– оптимальная организация рабочего места;

– выбор технических средств в соответствии с предъявляемыми к ним требованиям;

– учет факторов производственной среды;

– определение социально-экономической эффективности проектирования СЧМ.

2. Разработка эргономических основ эксплуатации СЧМ:

– контроль и поддержание функционального состояния человека-оператора;

– организация рациональных режимов труда и отдыха.

3. Эргономическая оценка качества СЧМ: разработка критериев и показателей эффективности надежности СЧМ.

Основные направления эргономических исследований применительно к железнодорожному транспорту:

1. Снижение психологических нагрузок: автоматизация и централизация систем регулирования и контроля; обеспечение безопасности труда; надежность работы оборудования; снижение объема информации до нормы.

2. Обеспечение комфортной рабочей среды: приток свежего воздуха; комфортный световой и цветовой климат; отсутствие шума и вибрации; улучшение производственного интерьера.

3. Обеспечение удобства работы: удобное оборудование; удобная мебель; удобный инструмент; удобная спецодежда.

4. Рациональная организация производства: рациональное размещение оборудования; правильная организация рабочих зон; правильная организация труда и отдыха и бытового обслуживания.

5. Работа с кадрами: профессиональный отбор; обучение, обмен опытом; повышение квалификации.

6. Снижение физиологических нагрузок: автоматизация и механизация процессов производства; правильная организация рабочего места; правильный выбор и размещение органов управления; централизация процессов управления.

Свойства эргономичности:

управляемость: свойство техники изменять эффективность выполнения человеком основной и вспомогательной работы при обеспечении необходимых технологических операций над предметом;

обслуживаемость: свойство техники изменять эффективность выполнения человеком трудовых операций по приведению её в состояние готовности к функционированию и поддержанию этого состояния во времени;

освояемость: характеризует эффективность приспособления техники к быстрому и высококачественному овладению её техническим и управляющим персоналом;

обитаемость: эргономическое свойство техники, приближающее условия её функционирования к оптимальным с точки зрения жизнедеятельности работающего человека параметрам среды, а также обеспечивающее уменьшение или ликвидацию вредных последствий её воздействия на окружающую среду.

Критерии эргономичности – показатели использования живого труда человека:

1. Производительность труда: затраты времени на выполнение человеком единицы труда.

2. Качество труда: точность и безошибочность выполнения единицы труда;

3. Тяжесть (напряженность) труда: степень совокупного воздействия всех факторов рабочей среды на здоровье и работоспособность человека.

 

Раздел 2. Методы эргономики

 

Методы исследования:

1. Инженерно-психологические методы, которые используются для исследования производственного процесса и деятельности в нем оператора:

а) метод наблюдения: фотография рабочего дня, хронометраж, беседы, анкетирование;

б) методы экспериментальные: стенды-тренажеры, тестовые испытания.

2. Психо-физиологические методы, которые позволяют оценивать и контролировать функциональные состояния оператора в процессе работы: снятие электроэнцефалограммы (активность коры головного мозга), электромиограммы (исследование биоэлектрической активности мышц), и т.д.

Математические методы, которые используются для формализованного описания и построения математической модели деятельности оператора (теория информационного массового обслуживания, автоматизированное управление).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.007 с.)