Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Объект, предмет, цели и задачи эргономикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Объективные причины возникновения и история развития экргономики Эргономика (от греческого ergon – работа, nomos – закон) как наука возникла несколько десятилетий назад. Выделяют несколько причин возникновения эргономики: 1. В конце ХIХ века началось активное образование крупного капиталистического производства: на смену сложному человеческому труду приходит простой машинный труд. Ф.Тейлор (1856-1915) одним из первых начал исследование простого машинного труда. Он обосновал необходимость разделения трудовых функций работников на элементарные операции и стандартизированные движения. 2. В конце ХIХ и начале ХХ века начинает уделяться большое внимание к условиям работы. В Англии, Германии, США и других развитых странах организуются специальные гигиенические и физиологические лаборатории и институты, изучающие влияние на организм человека трудовых процессов и окружающей его производственной среды. До этого ни одна дисциплина не изучала трудовую деятельность человека в целом. Необходимость обработки большого числа сложных, а иногда и противоречивых требований, создание оптимальных условий труда, научный подход к изучению являются важнейшими предпосылками к возникновению этой научной дисциплины. 3. Стремительный рывок прогресса в 40 годах ХХ века – начало II Мировой войны. В срочном порядке создавались новые виды военной техники и оружия, которые, поступая на вооружение армии, предъявляли к обслуживающему персоналу требования, превосходящие психофизиологические возможности человека. Поэтому первоочередной стала проблема приспособить «работу к человеку», т.е. спроектировать такое оборудование, которое бы учитывало границы человеческих возможностей 4. Научно-техническая революция, которая произвела коренные, качественные изменения в производительных силах как целостной системе, включающей три основных компонента – средства труда, предмет труда и целесообразную деятельность человека. Характер и содержание труда меняется: снижается объем физических нагрузок, работа приобретает характер преимущественно умственной деятельности. Повышаются требования к квалификации кадров, увеличивается доля высокоспециализированных специалистов в обслуживании автоматической техники и технологии. За человеком остаются функции наблюдения и контроля.
Эргономика – это научная дисциплина, изучающая трудовую деятельность человека в системах «Человек – техника – окружающая среда». Объектом исследования науки – система «Человек – машина – окружающая среда» (СЧМ). Предмет исследования – конкретная трудовая деятельность человека, использующего машины. Цели науки. 1. Повышение эффективности СЧМ, особенность системы достигать поставленной цели в заданных условиях и с определенным качеством (достижение достаточной производительности с минимальными затратами энергии, материалов и без потерь, являющихся результатом ошибок). Достигается путем изначального проектирования относительно безошибочно действующих СЧМ – создания эргономически совершенной техники, подготовки хорошо обученных кадров. 2. Обеспечение безопасности труда: неучитывание человеческого фактора при эргономическом проектирование оборудования может привести к опасным действиям человека – оператора, из-за невозможности правильного и своевременного выполнения операций (по вине подобных просчетов происходит: 75% авиационных катастроф; 80% дорожных происшествий; 90% аварий на железнодорожном транспорте). 3. Обеспечение условий для развития личности человека в процессе труда, которое может быть достигнуто грамотным распределением функций между человеком и машиной. Задачи эргономики: 1. Эргономическое обеспечение проектирования СЧМ, которое включает: – анализ трудовой деятельности оператора; – распределение функций между человеком и машиной; – оптимальная организация рабочего места; – выбор технических средств в соответствии с предъявляемыми к ним требованиям; – учет факторов производственной среды; – определение социально-экономической эффективности проектирования СЧМ. 2. Разработка эргономических основ эксплуатации СЧМ: – контроль и поддержание функционального состояния человека-оператора; – организация рациональных режимов труда и отдыха. 3. Эргономическая оценка качества СЧМ: разработка критериев и показателей эффективности надежности СЧМ. Основные направления эргономических исследований применительно к железнодорожному транспорту:
1. Снижение психологических нагрузок: автоматизация и централизация систем регулирования и контроля; обеспечение безопасности труда; надежность работы оборудования; снижение объема информации до нормы. 2. Обеспечение комфортной рабочей среды: приток свежего воздуха; комфортный световой и цветовой климат; отсутствие шума и вибрации; улучшение производственного интерьера. 3. Обеспечение удобства работы: удобное оборудование; удобная мебель; удобный инструмент; удобная спецодежда. 4. Рациональная организация производства: рациональное размещение оборудования; правильная организация рабочих зон; правильная организация труда и отдыха и бытового обслуживания. 5. Работа с кадрами: профессиональный отбор; обучение, обмен опытом; повышение квалификации. 6. Снижение физиологических нагрузок: автоматизация и механизация процессов производства; правильная организация рабочего места; правильный выбор и размещение органов управления; централизация процессов управления. Свойства эргономичности: – управляемость: свойство техники изменять эффективность выполнения человеком основной и вспомогательной работы при обеспечении необходимых технологических операций над предметом; – обслуживаемость: свойство техники изменять эффективность выполнения человеком трудовых операций по приведению её в состояние готовности к функционированию и поддержанию этого состояния во времени; – освояемость: характеризует эффективность приспособления техники к быстрому и высококачественному овладению её техническим и управляющим персоналом; – обитаемость: эргономическое свойство техники, приближающее условия её функционирования к оптимальным с точки зрения жизнедеятельности работающего человека параметрам среды, а также обеспечивающее уменьшение или ликвидацию вредных последствий её воздействия на окружающую среду. Критерии эргономичности – показатели использования живого труда человека: 1. Производительность труда: затраты времени на выполнение человеком единицы труда. 2. Качество труда: точность и безошибочность выполнения единицы труда; 3. Тяжесть (напряженность) труда: степень совокупного воздействия всех факторов рабочей среды на здоровье и работоспособность человека.
Раздел 2. Методы эргономики
Методы исследования: 1. Инженерно-психологические методы, которые используются для исследования производственного процесса и деятельности в нем оператора: а) метод наблюдения: фотография рабочего дня, хронометраж, беседы, анкетирование; б) методы экспериментальные: стенды-тренажеры, тестовые испытания. 2. Психо-физиологические методы, которые позволяют оценивать и контролировать функциональные состояния оператора в процессе работы: снятие электроэнцефалограммы (активность коры головного мозга), электромиограммы (исследование биоэлектрической активности мышц), и т.д. Математические методы, которые используются для формализованного описания и построения математической модели деятельности оператора (теория информационного массового обслуживания, автоматизированное управление).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.63.176 (0.012 с.) |