Раздел 3. Деятельность и труд в эргономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Деятельность и труд в эргономике



 

Действие – форма активности.

Человек раскрывается не в отдельной конкретной деятельности. Смысл данного действия будет зависеть от деятельности, от той роли, которая придается действию в деятельности, и от места, занимаемого этой деятельностью в иерархии данной личности.

При неоднократном выполнении действия и повторении связанных с ним переживаний у оператора будет формироваться соответствующая установка к этому действию, проявляющаяся в неосознанной готовности.

Способности человека правильно идентифицировать задачу и определять её значимость формируются в процессе накопления опыта выполнения предметных действий и обучения, а значит систему саморегуляции следует рассматривать как самообучающуюся.

Специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, которое он проявляет в целесообразном преобразовании этого мира.

По существу деятельность – это высшая, свойственная только человеку или группе людей форма активности. Основной вид деятельности – труд, выступающий как фактор проявления, формирования и развития психики.

Толчком к началу деятельности обычно служат потребности, которые делятся на три группы:

– жить;

– познавать;

– занимать определенное место в обществе

Большинство из них удовлетворяются посредством труда. Деятельность возникает, когда в сознании человека актуализируется конкретный предмет, который становится целью. Выбор цели приданных потребностях определяют факторы, которые называются мотивами (от латинского mover – приводить в движение, толкать).

Потребности можно рассматривать как начальный побудитель к деятельности, а мотивы – как её основную направляющую силу. Состояние мотивов и их направляющая сила зависят от свойств личности, её состояний, внешних условий деятельности. Различают 5 главных мотивов:

1. Выгода.

2. Безопасность.

3. Удобство.

4. Удовлетворенность.

5. Быть не хуже других, «нивелирование».

Цель деятельности обычно задается человеку – оператору извне. Чтобы такая цель стала его личной, она должна обладать способностью удовлетворять его соответствующую потребность. С возникновением цели деятельности в сознании человека всегда актуализируется план действий по достижению этой цели. План формируется в виде последовательных действий, обычно имевших раннее место в опыте человека, причем каждое действие плана оказывается направленным на достижение некоторой промежуточной цели данной деятельности.

Действием принято называть процесс, подчиненный представлению о том промежуточном результате, который должен быть достигнут.

Обычно каждое действие плана может выполняться различными способами, поэтому человеку приходиться в каждом конкретном случае выбирать такой способ его осуществления, который наиболее соответствует сложившимся условиям, Конкретный способ выполнения действия называется операция. Выбор той или иной операции зависит от состояния внешней среды. Таким образом можно сделать вывод, что деятельность человека порождена потребностью, подчинена мотивам и направлена на её конечный результат; отдельные действия движимы теми же мотивами, но направлены на промежуточные цели; операции подчинены задачам, которые решаются в действиях и выбираются исходя из условия их выполнения.

В деятельности человека – оператора наибольшее значение принадлежит не столько этапу формирования плана, сколько этапу его реализации, который связан с анализом условий и выбором операций, наиболее соответствующих возникшим задачам.

Значение и смысл действия

В плане актуализируются только те действия, которые имеют наибольшее значение в данной деятельности. Значение в сознание человека выступает как проекция уже сложившихся представлений о данном предмете, о его свойствах и связях. Однако, наряду с объективной оценкой роли данного предмета в окружающем мире, имеется и его субъективная оценка, которая возникает в индивидуальном сознании под воздействием потребностей и мотивов данного человека. Преломление общепринятого представления - значения - в индивидуальном сознании, есть смысл действия.

Человек раскрывается не в отдельной конкретной деятельности, а в иерархии его деятельностей. Очевидно поэтому смысл данного действия будет зависеть от деятельности, в которой оно включено, от той роли, которая придается действию в деятельности, и от места, занимаемого этой деятельностью в иерархии данной личности.

Эмоции и деятельность

Какие причины или факторы, заключенные в смысле данного действия, вызывают у человека – оператора переживания?

Эти переживания зависят от:

I. Субъективной оценки оператором вероятности неудачи в данном действии и не достижении цели.

II. Того, в какой мере, по мнению оператора, невыполнение данного действия может привести к не достижению следующей цели.

III. Того, в какой мере, по мнению оператора, невыполнение данного действия может привести к не достижению цели всей деятельности.

IV. Возможного нанесения прямого ущерба как себе, так и другим людям, технике и др.

Эмоции, сопутствующие выполнению данного действия, порождаются не столько самим действием, сколько его смыслом в общей деятельности. Та сторона смысла, которая порождает эмоции, называется значимостью. Степень значимости оценивается по уровню эмоциональной реакции человека на данный смысл. Эмоции, порождаемые предметной деятельностью, выполняют в ней весьма целесообразные функции, способствуя мобилизации различных ресурсов организма на преодоление трудностей, опасностей в отдельных действиях и тем самым успешному выполнению данной деятельности.

Установка и саморегуляциядеятельности

При неоднократном выполнении действия и повторении связанных с ним переживаний у оператора будет формироваться соответствующая установка к этому действию, проявляющаяся в неосознанной готовности, преднастройке перцептивных и мышечных структур организма к его выполнению и соответствующему эмоциональному подкреплению.

Те действия плана, которые, по мнению оператора, оказываются достаточно трудными и опасными, становятся для него и более значимыми. Более значимым действиям сопутствует более высокий уровень активации нервной системы и мобилизации организма. Эта связь закрепляется в установках. Поэтому при каждой встрече с такими действиями, где ожидаются трудности и опасности, организм реагирует на них мобилизацией энергетических ресурсов, что способствует успешности выполнения таких действий. Здесь обнаруживается схема саморегуляции, в которой фактор мобилизации внутренних ресурсов выступает в качестве средства компенсации повышенной сложности и опасности данного предметного действия.

Если цель, отраженная в плане, предопределяет общее направление деятельности человека – оператора, то сложившиеся у него отношения к отдельным действиям предопределяют распределение энергии между отдельными действиями адекватно их значимости.

Результат процесса саморегуляции зависит от способности человека правильно идентифицировать задачу и определять её значимость и степень неопределенности. Подобные способности формируются в процессе накопления опыта выполнения предметных действий и обучения, а значит систему саморегуляции следует рассматривать как самообучающуюся.

Двигательный акт как операция предметного действия

Движение в оперативной деятельности выступает как способ осуществления предметного действия – как операция, направленная на разрешение заключенной в нем задачи.

Основная задача координации движений – преодоление избыточных степеней свободы.

Таким образом, деятельность включает следующие психологические процессы:

– восприятие и переработка информации;

– прогнозирование;

– планирование;

– принятие решений;

– контроль результатов.

В любой конкретной деятельности любой из этих процессов и их соотношение обладают определенной спецификой; динамика процессов в разных видах деятельности также различна.

Поэтому в совершенствование трудовой деятельности человека существенен её психологический анализ: выявление требований к восприятию и вниманию, памяти и мышлению, эмоциям и воле, и, определение наиболее эффективных путей формирования этих важных, для конкретной деятельности оператора, психологических качеств. Так как деятельность человека является основой производственного процесса, важно как изменение последнего повлияют на неё и на психику человека – оператора: приведут ли они к усложнению деятельности, увеличению нагрузки на технику, или – к упрощению, объединению содержания деятельности. И тот и другой вариант нуждается в специальном психологическом исследовании. Если деятельность включает переработку большого количества информации, структура её сложна, она требует высокого нервно – психологического напряжения. Возрастает вероятность ошибок, развивается преждевременное утомление. Упрощенная, психологически обедненная деятельность вызывает у многих людей чувство однообразия (монотомию). В обоих случаях производительность труда низка. Поэтому очень важно определить психологическую сложность той или иной трудовой деятельности в каждом конкретном случае и пути нейтрализации отрицательного влияния как её усложнения, так и упрощения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.023 с.)