Структурно-функциональная организация региона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурно-функциональная организация региона.



Структурно-функциональная организация региона.

Регион является одновременно и самостоятельной структурной единицей, и элементом более крупной системы, включающей ряд подобных элементов.

Структура региона достаточно сложна и включает в себя множество элементов, на функционировании и взаимодействии которых основан регион.

Основные структурные составляющие региона:

- территория, географические параметры

- население, а так же процессы, связанные с формированием и изменениями состава (миграция, урбанизация, рождаемость, смертность)

- исторические закрепившиеся аспекты функционирования

- природная, трудовая базы

- соц-эконом сфера

- властные структуры региона, политические решения центральной власти

- взаимосвязи с другими регионами, странами

- потребности, проблем региона, пути их разрешения.

Структурные составляющие региона формируют территориально-экономическое образование, в рамках которого протекает множество процессов (экономических, социальных, управленческих), обеспечивающих его функционирование и развитие.

Каждая составляющая структуры региона предопределяет соответствующую функцию, которую призван осуществлять регион.

Функции, обусловленные структурным составом:

- сохранение единства территории

- улучшение демографических показателей, поддерживание национальных и культурных особенностей народов, живущих в регионе, предотвращение национальных конфликтов

- поддерживание исторических особенностей и приспособление к новым условиям

- рациональное использование природных, трудовых ресурсов

- развитие экономики, улучшение благосостояния населения

- осуществление эффективной региональной политики, взаимодействие с центральной властью

- налаживание контактов с другими территориальными образованиями

- нахождения наиболее результативных путей решения региональных проблем.

По функциональному предназначению и по соц-экономическим характеристикам регионы подразделяются на два основных вида:

- административно-хозяйственные

-производственно-экономические.

В административно-хозяйственных образованиях действуют собственные властные структуры, они характеризуются достаточно высоким уровнем развития народного хозяйства.

Производственно-экономические регионы рассматриваются как формы организации экономической деятельности в рамках определенных территорий. Они связаны с планированием производственных процессов, их осуществлением, с выявлением оптимальных способов организации производства. Эти регионы занимают, как правило, обширную территорию, обладают достаточно однородными природными ресурсами.

 

Стратегия развития региона

Стратегия развития региона строится в зависимости от наблюдаемого уровня развития различных его сфер, от имеющихся ресурсов, от специфических особенностей региона. С учетом этих факторов ставятся основные цели и выбираются те отрасли и сферы состояние которых не позволяет региону комплексно развиваться и которое особенно нуждаются в поддержке.

Однако этот подход лишь определяет приоритетные направления развития, конкретизируя общую модель развития регионов.

Стратегия развития регионов состоит из взаимосвязанных элементов, основные из которых:

- рационализация производства в регионе, более эффективное расходование имеющихся ресурсов

- развитие экономической сферы

- улучшение благосостояния населения региона, проведение соответствующей потребностям региона демографической политики

- улучшение экологической ситуации в регионе

- способствование развитию взаимовыгодных межрегиональных взаимосвязей

- решение межнациональных проблем (при их наличии)

- развитие культурной, научной сфер региона.

Стратегия регионального развития отражает необходимость эффективного использования всех видов ресурсов, имеющихся в регионе (природных, трудовых. хозяйственных и др.). развитие региона предполагает развитие его потенциала. Целью в этом случае является улучшение условии жизни людей в регионе, повышение его социально-экономического статуса, налаживание эффективных взаимосвязей с другими регионами, что окажет благоприятное воздействие и на развитие страны в целом.

В рамках разработки стратегии регионального развития планируется решение проблем занятости населения региона, качества жизни, информационного обеспечения, обеспечения безопасности людей, проживающих в регионе, предотвращения экологического кризиса и т.д.

Стратегия регионального развития предполагает соблюдение таких принципов, как устойчивость, комплексность, сбалансированность развития. Только в этом случае возможно достижение высоких результатов.

Важную роль в стратегии играют не только теоретические концепции, но и механизмы ее реализации. Развитие регионов и воплощение в реальность каждого разработанного направления зависят, прежде всего, от эффективности региональной политики. Стратегия развития предполагает обеспечение налаженного взаимодействия между региональными и федеральными властными структурами в отношении решения региональных проблем. Также ванными звеньями ее являются организация деятельности местной власти, эффективность государственных механизмов регулирования процессов, происходящих в регионах. Управление выступает основным фактором осуществления стратегии развития региона.

Стратегия отдельно взятого региона во многом зависит от общей региональной стратегии, которая направлена на повышение уровня развития отстающих регионов, на перераспределение и использование ресурсов страны таким образом, чтобы добиться более или менее равномерного обеспечения регионов необходимыми ресурсами. В некоторых регионах стратегия развития разрабатывается с учетом необходимости выведения региона из экономического кризиса или для решения социальных, межэтнических, экологических проблем.

При разработке стратегии развития региона должны учитываться также последствия запланированных преобразований. Например, быстрые темпы развития экономики региона могут привести к преждевременному истощению ресурсной базы, к возникновению экологических проблем, вызванных нарушениями равновесия в существовании общества и природы, и т.п.

Полномочия субъектов РФ

Законодательно полномочия РФ и субъектов РФ закреплены в Конституции РФ, однако в ней нет четкого перечисления полномочий субъектов РФ, зафиксировано лишь, что они обладают всей полнотой власти относительно ситуаций, предметов, процессов, не находящихся в ведении РФ и в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Отсутствие четкого законодательного закрепления полномочий, которыми обладают субъекты РФ, обусловлено широким кругом их деятельность.

Субъекты РФ в определенной степени обладают самостоятельностью. При этом все субъекты федерации равноправны по отношению к органам государственной власти федерального уровня. Собственные конституции и законодательства имеют республики, свои уставы и законодательства имеют края, области, автономные области и округа, а так же города федерального значения, однако функционирование властных структур субъектов РФ, их законодательств, конституций, уставов не должно противоречить позициям конституции РФ, решениям и действиям федеральных властных структур.

Субъекты РФ осуществляют собственную политику, в их пределах функционируют все основные сферы жизнедеятельности граждан - экономическая, социальная, культурная и др., над которыми в субъектах РФ осуществляется контроль.

В конституции РФ перечислены пункты, отражающие сферы, которые находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Эти пункты также отражают полномочия субъектов РФ, однако при этом учитывается, что он не могут решать те или иные вопросы без одобрения центральной власти.

Субъекты РФ могут осуществлять свои полномочия по согласованию с центром в следующих сферах:

- в обеспечении функционирования собственных конституций, уставов, законодательств

- при защите прав и свобод своих граждан, при защите прав народов

- при поддержании правопорядка

- в вопросах владения, распоряжения, пользования природными ресурсами, землями

- в вопросах природопользования, охраны окружающей среды

- при обеспечении экологической безопасности

- в вопросах образования, воспитания, науки, культуры, здравоохранения

- в вопросах социальной защиты населения

- при принятии мер по борьбе со стихийными бедствиями, катастрофами и т.п.

- при установлении налогов

- при организации системы местного управления

- в вопросах международных, внешнеэкономических взаимосвязей.

Перечисленные положения находятся в компетенции как субъектов, так и центральной власти РФ. Компетенция в данном случае определяется как круг полномочий и ответственности.

Субъекты РФ обладают достаточно широким кругом полномочий. Вмешательство центральной власти в деятельности властей субъектов РФ осуществляется в случаях, когда субъекты РФ нарушают конституционные нормы, противоречат политики государства или в случае проявления субъектами РФ не способности к эффективному управлению происходящими процессами. Круг предоставленных субъектам федерации полномочий сужается только в случае противоречия политики субъектами интересам государства или самого субъекта.

При рассмотрении полномочий субъектов федерации относительно основных сфер жизни общества можно отметить, что фактически наибольшими полномочиями они обладают в культурной и образовательной сферах, также их полномочия весьма весомы относительно экономической и социальной сфер, определенная самостоятельность предоставлена и в политическом управлении, однако данная сфера является наиболее контролируемой со стороны государства, именно через нее осуществляется регулирование действий субъектов в других сферах.

 

Содержание региональных целевых программ

 

Реализация региональных целевых программ – один из важных инструментов региональной политики. Конкретные цели и задачи целевых программ могут быть различными, но все они направлены на улучшение условий жизни в регионе. Это может выражаться в решении социальных проблем, в повышении экономического уровня региона и т.д.

Содержание региональных целевых программ отражает следующие позиции:

- цели и задачи разработанной программы

- ее значимость, актуальность для региона, страны, общества

- объекты, предметы, на которые направлены действия, описанные в программе

- данные исследований, проводимых в области, на преобразование которой направлена программа

- диагностика проблем регионов рассматриваемой сферы

- описание конкретных мер и мероприятий

- способы реализации программы

- затраты на программу, источники финансирования

- прогнозирование результатов

- оценка значимости результатов.

Что касается более детального рассмотрения данных положений, формирующих содержание целевой программы, то в ней должны быть достаточно четко сформулированы цели и задачи проекта, указана область, в которой будет осуществляться программа. В содержании также указываются направления, в соответствии с которыми планируется развитие той или иной сферы, круг решаемых проблем, обосновывается, насколько важны результаты программы для региона, его развития. значимость программы может обосновываться с учетом не только регионального, но и более глобальных достижений, однако первостепенным является обоснование и ее важности для региона.

В программе указывается, на какие отрасли деятельности региона, на какие гриппы людей, организации она направлена. В связи с этим актуальным является проведение исследований, позволяющих выявить особенности объекта и предмета воздействия, спрогнозировать их реакцию на мероприятие, запланированные программой, проанализировать результативность этих действий. Полученные результаты также могут быть зафиксированы в программе.

Региональные целевые программы предполагают комплексную оценку всех имеющихся факторов, способных оказать влияние на ее реализацию и повлиять на результаты. Влияние этих факторов может быть как положительным, так и негативным, они так же могут выявляться и указываться в программе.

Основы содержания целевой программы также составляет подробное описание мер, мероприятий, действий, которые планируется реализовать в ее рамках. В ней указываются методы эффективной реализации программы, воплощения в жизнь запланированных действий, участники программы (организации, физические, юридические лица, властные структуры), которые должны будут реализовывать данную программу. Также должен разрабатываться финансовый план, в котором указываются распределения средств, источники финансирования, необходимые ресурсы и способы их получения.

Важной составляющей региональных целевых программ является прогнозирование результатов, которые должны соответствовать поставленным целям и задачам. В рамках программы производится оценка запланированных результатов, указывается их значимость, может оцениваться вероятность их полного достижения с учетом различных факторов влияния и рисков.

Региональные целевые программы направлены на развитие различных отраслей и на решение различных проблем, которые имеют свою специфику и требуют особого подхода. Содержание программы должно включать основные положения, но акценты могут расставляться с учетом специфики выбранной сферы.

Характеристика Северного ЭР

Территория района 1,5 млн кв. км.; население – 5,8 млн человек.

Состав района: Республики Коми и Карелия; Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Ненецкий автономный округ.

Особенности района: наличие развитого морского транспорта; высокое развитие лесной промышленности; большие запасы природных ресурсов; тяжелые природно-климатические условия; слабая социальная инфраструктура.

Природные ресурсы:

– нефть, газ (Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция, месторождения континентального шельфа в северных морях);

– каменный уголь (Печорский угольный бассейн – крупнейший в европейской части России, Воркутинское и Воргашорское месторождения);

– железные руды (Карелия и Мурманская область – Оленегорское, Кировоградское месторождения);

– сырье для цветной металлургии:

– бокситы (Тимшерское, Иксинское месторождение – одно из крупнейших в России);

– медно-никелевые руды (Никель, Заполярный);

– алюминиевые руды (Кировск, Североонежское);

– золото (Карелия, Коми);

– титановые руды (Ярегское, Пижемское месторождения);

– алмазы (Архангельская область).

Население: СЭР является самым малочисленным районом России; плотность населения 4 чел./кв. км.; в СЭР проживают карелы, коми, вепсы, саами, доля русского населения – 82%; наблюдается отток трудовых ресурсов; доля городского населения – 76%; крупнейшие города – Мурманск (380 тыс. чел.), Архангельск (370 тыс. чел.), Череповец (320 тыс. чел.), Вологда (300 тыс. чел.), Петрозаводск (280 тыс. чел.), Северодвинск (230 тыс. чел.).

Характеристика Южного ФО

ЮФО в современных границах образован в январе 2010 года: в его состав теперь входят Краснодарский край, три области - Астраханская, Волгоградская и Ростовская, а также две национальные республики - Адыгея и Калмыкия. ЮФО занимает менее 2,5% территории страны, на которой проживает 9,7% населения РФ.

ЮФО имеет выгодное транспортно-географическое положение (обусловленное наличием Волго-Каспийского пути из Северной и Центральной Европы в страны Средней, Юго-Западной и Южной Азии, наличием Транссибирско-Черноморского пути, связывающего страны Азиатско-Тихоокеанского региона со странами Средиземноморского бассейна), наиболее благоприятные для проживания, отдыха и для сельского хозяйства природно-климатические условия и природно- ресурсный потенциал. ЮФО играет важнейшую роль в обеспечении продовольственной безопасности РФ: здесь сосредоточена почти 6-ая часть всех посевных площадей страны. Нефтегазовый комплекс является развитым сектором экономики ЮФО: в него входит добыча нефти и газа в Астраханской области и на шельфе Северного Каспия. Транспортная инфраструктура ЮФО обеспечивает обслуживание транзитных грузопотоков международного транспортного коридора "Север-Юг" и ответвления Транссибирской железнодорожной магистрали, а также внешнеэкономические связи России и экспортно-импортные перевозки грузов в бассейнах Азовского, Черного и Каспийского морей. В настоящее время в ЮФО 85 высших учебных заведений, из которых 47 являются государственными, а 38 – негосударственными.

Природные ресурсы

Минеральные ресурсы
На территории Сибири сосредоточены:
- 85% общероссийских запасов свинца и платины;
- 80% угля и молибдена;
- 71% никеля;
- 69% меди;
- 44% серебра;
- 40% золота.

Земельные ресурсы:
- 59,0% земель под лесами;
- 8,1% - болота;
- 11,1% - сельскохозяйственные угодья;
- 3,3% - водные объекты;
- 18,5% - другие угодья.
Из всех земель под оленьими пастбищами – 11,0%.

Лесные ресурсы
Общая площадь лесного фонда – 371 899 тыс. га;
- в том числе площадь, занятая хвойными породами, - 190 268 тыс. га.
- Общий запас древесины на корню – 33 346 млн. м3.

Особо охраняемые природные объекты
На территории округа расположены:
- 21 государственный природный заповедник (42,3% площади российских заповедников);
- 6 национальных парков (35,9% площади российских национальных парков).

Охотничьи угодья
Площадь охотничьих угодий округа - 30,7% от общей площади охотничьих угодий России.

Ведущие отрасли промышленности:

- цветная металлургия;

- электроэнергетика;

- лесная и деревообрабатывающая;

- черная металлургия;

- химическая и нефтехимическая;

- пищевая и мукомольная;

- топливная;

- строительных материалов;

- машиностроение и металлообработка;

- легкая.

 

Структурно-функциональная организация региона.

Регион является одновременно и самостоятельной структурной единицей, и элементом более крупной системы, включающей ряд подобных элементов.

Структура региона достаточно сложна и включает в себя множество элементов, на функционировании и взаимодействии которых основан регион.

Основные структурные составляющие региона:

- территория, географические параметры

- население, а так же процессы, связанные с формированием и изменениями состава (миграция, урбанизация, рождаемость, смертность)

- исторические закрепившиеся аспекты функционирования

- природная, трудовая базы

- соц-эконом сфера

- властные структуры региона, политические решения центральной власти

- взаимосвязи с другими регионами, странами

- потребности, проблем региона, пути их разрешения.

Структурные составляющие региона формируют территориально-экономическое образование, в рамках которого протекает множество процессов (экономических, социальных, управленческих), обеспечивающих его функционирование и развитие.

Каждая составляющая структуры региона предопределяет соответствующую функцию, которую призван осуществлять регион.

Функции, обусловленные структурным составом:

- сохранение единства территории

- улучшение демографических показателей, поддерживание национальных и культурных особенностей народов, живущих в регионе, предотвращение национальных конфликтов

- поддерживание исторических особенностей и приспособление к новым условиям

- рациональное использование природных, трудовых ресурсов

- развитие экономики, улучшение благосостояния населения

- осуществление эффективной региональной политики, взаимодействие с центральной властью

- налаживание контактов с другими территориальными образованиями

- нахождения наиболее результативных путей решения региональных проблем.

По функциональному предназначению и по соц-экономическим характеристикам регионы подразделяются на два основных вида:

- административно-хозяйственные

-производственно-экономические.

В административно-хозяйственных образованиях действуют собственные властные структуры, они характеризуются достаточно высоким уровнем развития народного хозяйства.

Производственно-экономические регионы рассматриваются как формы организации экономической деятельности в рамках определенных территорий. Они связаны с планированием производственных процессов, их осуществлением, с выявлением оптимальных способов организации производства. Эти регионы занимают, как правило, обширную территорию, обладают достаточно однородными природными ресурсами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.051 с.)