Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Установление особенностей и динамики психического состояния больныхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологическое исследование помимо решения дифференциально-диагностических и экспертных вопросов может использоваться для более точной квалификации индивидуальных особенностей и динамики состояния больного, оценки эффективности терапии и прогноза. Эти вопросы решаются в рамках установления функционального диагноза, роль психолога при этом чрезвычайно велика. В психиатрии функциональный диагноз понимается как состоящий из трех частей - клинического, психологического и социального. Актуальность разработки проблемы функционального диагноза определяется развитием реабилитационного направления в работе с больными и инвалидами. Реабилитация - деятельность, направленная на максимально полное возвращение больного человека к обычной жизни; это понятие гораздо шире, чем излечение. Дело в том, что не всегда возможно полное излечение от нервно-психических заболеваний; ремиссии чередуются с обострениями, некоторые патологические симптомы остаются на всю жизнь. В то же время даже при неполном излечении человек в большей или меньшей степени может быть интегрирован в социальную среду - иметь семью, заниматься посильной трудовой деятельностью, удовлетворять свои социальные и культурные потребности. Для реализации этих целей одного установления клинического диагноза, пусть даже очень точного и полного, недостаточно. Особенно важно реабилитационное направление работы в отношении детей, подростков, лиц молодого возраста. При реабилитационном подходе важно знать не только нозологический и синдромальный диагноз, но и то, у какой личности и в каких микросоциальных условиях протекает заболевание. Функциональный диагноз помогает определить так называемый реабилитационный потенциал больного, т.е. комплекс биологических и психологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной мере реализовать его потенциальные способности. Понятно, что одно и то же психическое расстройство может встречаться у людей совершенно разных как по личностным особенностям, так и по условиям социальной микросреды (семейной, производственной); соответственно и реабилитационный потенциал у них будет разный. Установление функционального диагноза необходимо для более точного индивидуального прогноза лечения заболевания, а также эффективности социотерапевтических и трудотерапевтических мероприятий, определения конкретных путей реабилитации больного. Деятельность психолога, участвующего в постановке функционального диагноза, имеет важные особенности, отличающие ее от экспертной работы или от установления нозологического диагноза. Во-первых, объектом диагностики в этом случае является не больной как таковой, а человек с совокупностью всех социальных связей и отношений. Эта совокупность связей и отношений, «социальная ситуация развития», по Л. С. Выготскому, подлежит тщательному изучению. Таким образом, основными составляющими при функциональной диагностике являются: пациент с присущими ему особенностями Личности (сохранными и измененными в ходе болезни) - направленностью личности, самооценкой, внутренней картиной болезни, структурой ценностных ориентации и пр.; ближайшее социальное окружение (до заболевания и в ходе заболевания) - социально-психологический климат в семье и на производстве; тип семьи (солидарная, псевдосолидарная, распадающаяся и пр.); существование гипер- или гипоопеки, эмоционального отвержения; наличие круга неформального общения. Следовательно, психолог должен не только работать с больным, но и познакомиться с членами его семьи, коллегами по работе, друзьями. Особенно важно провести точную диагностику внутрисемейных отношений, для чего можно использовать метод беседы, а также различные социальные опросники. Во-вторых, при установлении функционального диагноза очень важна подробная характеристика психической деятельности больного, в которой особое внимание следует обратить на сохранные звенья деятельности и компенсаторные ресурсы больного, в том числе и на те приемы компенсации, которые он выработал самостоятельно (например, расстройства целенаправленности он компенсирует подробнейшим письменным планированием или поддержанием чрезвычайно жесткого распорядка дня). При установлении функционального диагноза психолог может принять участие и в решении более частных вопросов. К ним относятся следующие: 1. Характеристика психического состояния для получения дополнительных данных о течении заболевания с целью индивидуализации терапевтического процесса. В этом случае исследование делает акцент на изучении личности больного - преморбидных особенностях и изменении в ходе болезни. Необходимо изучить интересы и склонности больного, его увлечения, систему ценностей, характер эмоционального реагирования на различные ситуации и т. п. Знание этих особенностей важно для коррекции терапевтического процесса, создания адекватной «терапевтической среды», выбора правильного подхода в психотерапии, трудотерапии (понятно, например, что нецелесообразно предлагать клеить коробочки и конверты для лекарств больному, увлеченному изобразительным искусством и отличающемуся высокой самооценкой). Для такого рода диагностики в исследование вносят биографический метод, т. е. анализ жизненного пути больного, разнообразные опросники. 2. Характеристика психического состояния для определения прогноза трудоспособности, установление «качества» ремиссии. В этом случае необходимо делать акцент на изучении познавательной деятельности с обязательным определением уровня обучаемости. Это важно для правильной профессиональной ориентации больного, решения вопроса о необходимости смены профессиональной деятельности, а также для решения вопроса о том, может ли больной трудиться на обычном производстве или только в условиях лечебно-трудовых мастерских (как, например, при шизофреническом дефекте). Решение вопросов, связанных с трудовым устройством больных, требует и исследования особенностей личности. При этом в первую очередь нужно выяснить характер ведущей мотивации и степень сохранности трудовых установок. Кроме того, поскольку семья во многом определяет возможности социальной (в частности, трудовой) адаптации, важен и анализ взаимоотношений в семье, выявление благоприятных и негативных для больного моментов. Для определения прогноза трудоспособности психолог ведет работу в стационаре, но не только в кабинетных условиях, а и непосредственно в лечебно-трудовых мастерских (ЛТМ), в условиях естественного эксперимента. Его создатель Е. Ф. Лазурский подчеркивал, что естественный эксперимент позволяет обнаружить многие индивидуальные особенности человека, в том числе и профессионально значимые - быстроту и координацию движений, способность к выработке навыков, отношение к разным видам труда. Поэтому естественный эксперимент в условиях ЛТМ для выработки прогноза трудоспособности и определения эффективности трудотерапии рекомендуется как один из центральных. Выделяется несколько этапов данного эксперимента: подготовка (ознакомление психолога с цехами, особенностями технологического процесса, психологическими требованиями к тому или иному виду деятельности); ознакомительное посещение цеха больными; начало работы в цехе (обращается внимание на то, к чему больной проявляет интерес, насколько он активен, как усваивает объяснение мастера и т. д.); анализ взаимоотношений в ходе совместной работы с другими пациентами, техническим и медицинским персоналом; анализ производственного обучения, особенно больных молодого возраста, не имеющих опыта профессиональной деятельности; общее наблюдение за поведением больного в процессе работы (понимание инструкций, наличие целенаправленности, усидчивости, мотивации к труду, самостоятельности, активности, способности к планированию и т. п.). Такой эксперимент позволяет подобрать наиболее адекватные формы трудовой занятости (элементарный труд или более сложные трудовые действия), изменить их в соответствии с изменившимся состоянием, что обеспечивает максимальный успех трудотерапии. Кроме того, он позволяет, проследив за динамикой состояния, сделать трудовой прогноз. Наконец больным молодого возраста при ЛТМ при индивидуализированном подборе труда удается овладеть рядом неспецифических, но важных трудовых навыков и качеств. Экспериментально-психологические исследования в условиях ЛТМ дополняют клинические представления о больном, объективизируют динамику психической деятельности в ходе трудотерапии, способствуют построению полной и адекватной реабилитационной программы как в условиях стационара, так и после вы- писки, позволяют оценить «качество» ремиссии - насколько ремиссия заболевания определяет общую продуктивность деятельности больного. В рамках установления функционального диагноза психолог помимо диагностической и экспертной работы участвует в решении следующих вопросов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.81.172 (0.008 с.) |