Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психодиагностическая и психокоррекционная работа с использованием техники

Поиск

Психодиагностическая и психокоррекционная работа с использованием техники

«Мандала»

 

 

Составитель: Серебрякова И.С.

педагог-психолог

МОКУ СОШ пгт. Мирный

 

 

Арт-Мандала терапия это терапевтический метод, который впервые прозвучал у К.Г. Юнга. Разработчиком современного метода арт-мандалы в 1986 году стала известный арт-терапевт Джоан Келлог в сотрудничестве с Станисловом Грофом. Джоан Келлог углубила идеи Юнга в русле мандала-терапии, упрочив позиции этого направления психотерапевтической работы.

В словаре Уэбстера: «Мандала – циркулярный образ, содержащий концентрические геометрические формы, образы или изображения божеств и т.д. и символизирующий в индуизме или буддизме вселенную, единство и целостность».

Как работает мандала? Человеку предлагают изобразить свою проблему в круге, в образах и цветах, как он ее чувствует. Каждый такой рисунок подходит под диагностическую картину и соотносится с инструментом большого круга Джоан Келлог. Таким образом, психолог может провести диагностику и сказать не только, что происходит с человеком, но и помочь закрепить достигнутый позитивный результат опыта.

Мандала может считаться личным сакральным пространством пациента, на которое он проецирует части своего «я», выражая их формой и цветом, что помогает ему достичь состояния преображения и гармонии.

Метод «Мандала» носит терапевтический (коррекционный) и диагностический характер.

Техника «Мандала» в работе с педагогами может использоваться:

1. в целях коррекции эмоционального состояния (рисование мандал, раскрашивание готовых мандал-раскрасок);

2. в целях диагностики актуального состояния личности «здесь и сейчас»;

3. в целях диагностики изменения состояния личности во временном периоде; после проведения ряда тренинговых, развивающих работ, консультативной деятельности;

4. как инструмент творческого самовыражения и самопознания, который дает клиентам возможность успокоиться, помогает передать переживания на бумагу.

5. в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции).

Техника «Мандала» в работе с родителями может использоваться:

1. при консультативной работе педагога с родителями;

2. в целях диагностики изменения состояния личности во временном периоде; после проведения ряда тренинговых работ, консультативной деятельности;

3. в целях изучения детско-родительских отношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции).

Техника «Мандала» в работе с детьми может использоваться:

1. при консультативной работе педагога с детьми;

2. в целях диагностики (самооценки, мотивации, пессимизма и депрессии и т.д.);

3. при психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии, при ощущение жизненного тупика, страха и тревоги;

4. при сопровождении адаптации;

5. при сплочении группы на основе духовного сближения, коллективного творчества;

6. при повышении концентрации и внутреннего равновесия у гиперактивных детей;

7. при коррекции расстройств мелкой моторики и нервного напряжения;

8. при работе гармонизации связи левого и правого полушария мозга;

9. при раскрытии творческого потенциала.

Оборудование необходимое для создания Мандалы:

1. Белая бумага формата А3;

2. Пастельные мелки или карандаши (набор из 24, 36, 48 цветов);

3. Бумажная тарелка 27 см. в диаметре. Важно, чтобы тарелка была указанного выше размера, который примерно соответствует размеру головы человека, что способствует проявлению зеркального эффекта.

Можно также иметь акварельные краски и музыкальный фон, что хорошо применять для достижения психотерапевтического эффекта.

Серия психологических занятий с применением техники «Мандала».

Занятие № 1.

Когда вы закончите рисовать, посмотрите на свою мандалу, медленно поворачивайте ее по часовой стрелке, смотрите, как она меняется в вашем восприятии, возможно в какой-то момент вам захочется ее остановить. Когда вы ее остановите, укажите, где находится верхняя часть вашего рисунка, придумайте название своей мандале и напишите три своих желания.

3. Презентация работы. По окончании рисования каждый участник группы демонстрирует свою работу, называя свое имя, зачитывая название, которое он дал своей мандале и три своих желания. Интерпретация мандалы не приводится.

4. РЕФЛЕКСИЯ: Во время рефлексии можно использовать следующие вопросы:

Что Вы чувствовали во время рисования?

Что Вы чувствует после презентации своей работы?

Использовать прием «зеркального отражения» - повторить то, что сказал (не дословно, а лучше другими словами) и, исходя из последних слов – задавать следующий вопрос.

Зеркалить мимику и жесты.

Понравилось Вам рисовать?

Повесьте готовую мандалу на видное место и почаще смотрите на нее. Таким образом, вы будете поддерживать в себе внутреннее состояние, которое является главным ключом к материализации Вашего желания.

 

Занятие № 2.

Занятие № 3.

Занятие № 4.

Тема: «Мандала желаний».

Цель: визуализация желаний, потребностей личностного развития и преобразования жизни.

Оборудование: Белая бумага формата А3, пастельные мелки или карандаши (набор из 24, 36, 48 цветов), бумажная тарелка 27 см. в диаметре, журналы для вырезания, ножницы, клей.

Проведение:

1. Инструкция по созданию Мандал.

Бывают такие желания, исполнений которых мы очень ждем, но вот рассказать об этом боимся. Сегодня я предлагаю вам сказать решительное: "Да!" своим тайным и явным желаниям. Не обязательно говорить это вслух, и уж тем более – своим окружающим. Для начала скажите это себе и про себя. Хорошие они или не очень – не важно. Пусть вы услышите их стук, их просьбы открыть дверь в ваш сознательный мир.

Как работает «Мандала желаний»? Наш мозг устроен так, что ему очень нравятся понятные, семеричные, сбалансированные и гармоничные формы. И если мы посмотрим на мандалу, мы увидим, что там это все присутствует.

Рисуем на доске Мандалу.

 

 
 

 


Представьте себе, что это Мандала – это самый древний символ, что он может обозначать?

Круг, окружность - бесконечность, и если мы возьмем эту идею бесконечности, то это будет космос, тогда кто находится в центре космоса – создатель, Бог.

Рисуем на доске вторую мандалу

 
 

 


Сейчас нарисуем другую мандалу, допустим в центре человек, тогда окружность это его мир, его жизнь.

А теперь соединим, предыдущий круг космос с Богом внутри, и круг где человек со своим окружающим миром.

Где теперь находится Бог? Бог там же, где человек. Может быть, Бог в человеке или над человеком, но они в одной точке, а поэтому все возможно, все что вы задумаете исполнимо.

На листе бумаге запишите, пожалуйста, все свои желания и мечты, затем выберите из них наиболее актуальные на данный момент. 15, 20 минут постарайтесь сконцентрироваться на своем желание, затем на листе бумаги нарисуйте круг. Внутри круга мы рисуем или наклеиваем то, чего хотим в настоящем или отдаленном будущем. Главное, чтобы рисунок был с четко указанным центром, у каждого желания, у каждой потребности должен быть рисунок и подпись. Писать нужно, в таком падеже, что это уже достигнуто. Например: «Я съездила в марте 2014 г. и хорошо отдохнула в Ялте. Там плавала в бассейне с подогреваемой морской водой под открытым небом».

На вашей мандале не может быть желаний, к которым вы не имеете отношения. Рисовать нужно только Ваши желания, не желания партнера, родителей, коллег, а только ваши!

Мандалу желаний вы можете заново перерисовывать. Если что-то не получилось – отложите её в сторону и рисуйте новую. Не выбрасывайте старую до того момента, пока новая не будет нарисована! И, напротив, если вы что-то вспомните – нет необходимости перерисовывать всю мандалу, а надо лишь добавить осознанное желание на уже нарисованную мандалу.

Помните, что сила мысли работает.

2. Презентация работы. По окончании выполнения работы, каждый участник группы демонстрирует свою мандалу, называя свое имя, зачитывая надписи желаний на мандале.

3. Рефлексия.

Вам понравилось создавать «Мандалу желаний»?

Что Вы чувствуете после презентации своей работы?

 

 

Интерпретация МАНДАЛЫ

Арт-терапевты говорят, что Мандала это ренген нашего подсознания. Личные мандалы всегда находятся в процессе изменений.
Главное в понятии мандалы — это её центр. Центр, из которого расходятся лучи или концентрические окружности.

Гармония и красота присущи здоровым мандалам, так же, как они присущи здоровым живым организмам.

Существуют две основные категории изображения:

1. Симметричные мандалы, напоминающие цветок или апельсин в разрезе. Такие мандалы отражают исключительно текущий момент времени; при этом отсутствие в рисункецвета и формысвязаны с тем психическим материалом, который в настоящий момент находятся за пределами осознания.

2. Композиционно более сложные мандалы, в разных секторах, которых представлены разные цветы и формы часто отражают как осознаваемый, так и неосознаваемый материал, который, возможно, более полно раскроется в дальнейшем.

Первая стадия «Пустота»

Странная тревожная стадия жизни, когда мы понимаем, что мы неотделимы отчего-то. Подобные переживания могут быть характерны для депрессии. Вербальные ассоциации: чернота, тяжесть, покинутость, безнадежность, одиночество, окаменелость, задавленность, мрак, изгнание.

Вторая стадия «Блаженство»

Точки разного цвета рассеянные по всему пространству. Для мандал этой стадии характерна текучесть и отсутствие четкой структуры. Это состояние редко присутствует в чистом виде, чаще всего оно проявляется в ощущении удовольствия, блаженства и пассивности, а также «растворения» в других, когда утрачивается привычное чувство «я». У пациентов, создавших такую мандалу, высока вероятность внетелесных переживаний, вызванных спонтанным регрессом.

Использование на данной стадии цвета различны, однако следует выделить голубой цвет. В тех же случаях, когда регресс не столь глубок и ощущение утраты чувства «я» отсутствует, может использоваться сочетание более темных и более светлых оттенков синего цвета, дополняемых изображением белых или желтых точек в виде звезд. В некоторых случаях может присутствовать сиреневые цвет в сочетании с желтым или золотыми вкраплениями, что указывает на духовные переживания. Вторая стадия в большей степени связана с раскрытием потенциальных возможностей, чем с проявлением актуально присутствующих качеств.

Слабо обозначенные на второй стадии границы круга указывают на низкую степень психической дифференциации.

Вербальные ассоциации: доверие, самоотдача, пассивность, «я» без границ, нарциссизм, опыт полного принятия, идентификация со всем, опьянение.

Четвертая стадия «Начало»

В основном люди рисуют что-то в центре, какую-то явную фигуру. Человек хочет сказать, что он в центре мира, что он личность, что он понял, что хочет в этой жизни. Розовый цвет, окруженный голубым цветом, указывает на инфантильный характер переживаний. Фиолетовый цвет свидетельствует о нарциссических тенденциях. Красный цвет на синем фоне будет указывать на пассивно-агрессивный стиль реагирования. То же справедливо для мандалы с синим центром на красном фоне. Розовый, голубой, или сиреневый цвет выражает ностальгию по утраченному.

Нарциссизм как характеристика этой стадии указывает на потребность в утверждении собственной уникальности, однако, при этом человек остается пассивным и проявляет зависимость от окружающих. Эта стадия может соотноситься с оральной фазой психосексуального развития.

Как и на предыдущей стадии здесь будут преобладать извилистые линии.

Алкоголики склонны регрессировать именно к этой стадии, к отказу от всякой активности.

Пятая стадия «Мишень»

Концентрические круги. При данной стадии человек чувствует себя мишенью и старается выстроить вокруг себя защиту, выстраивает границы. Стадия говорит о сложной ситуации жизни. Связанное с этой стадией поведение изменить достаточно трудно, однако, когда изменения все же происходят, они хорошо проявляются в создаваемых в последующем мандалах.

Иногда, когда имеются параноидальные проявления, внешний мир может восприниматься как угрожающий, несущий боль и напряжение. Нередко мандалы этой стадии ассоциируются с воронкой, что связано со стремлением индивида сохранить контроль над ситуацией.

При заболевании анорексией данное состояние подобно крепости, в которой сам человек становится узником. Когда окружающая среда воспринимается как враждебная, внешние границы мандалы становятся очень толстыми и изображаются темными оттенками. На этой стадии часто проявляется зависимое поведение.

Стадии Мандал

1. Стадии с 1 по 4 включительно указывают на переработку материала на уровне бессознательного, опыт рождения, развития и психоаналитического самоопределения;

2. Стадии с 5 по 8 включительно указывают на переработку материала на уровне сознания, опыт сознательной деятельности и самоактуализации;

3. Стадии 9 по12 включительно указывают на переработку материала как на сознательном, так и на бессознательном уровнях, процессы психологических изменений, трансформации и фрагментации, экстатические переживания.

Значение формы в МАНДАЛАХ.

Хорошая связь центра с внешними границами способности ставить и достигать поставленные цели, о развитой силе воли и сознательного контроля.

Об упорядоченности мандалы свидетельствует наличие или отсутствие в ней изображений геометрических фигур или хорошо оформленных образов, включая изображения людей, животных, растений. При этом элементы рисунка связаны друг с другом, как в пространстве, так и по содержанию (это выясняется в ходе обсуждения рисунка, уточнения ассоциаций). Такие изображения свойственны онтогенетически более зрелым состояниям.

Хаотичные изображения. Если автор рисует импульсивно, контроль над изобразительной деятельностью низкий, нередко пересекает внешние границы мандалы – то такой рисунок будет говорить о регрессивных состояниях. В некоторых случаях небольшая степень хаотичности может быть связана со спонтанностью или переживанием сильных чувств.

Симметрия или асимметрия. Симметричными являются те мандалы, в которых правая и левая половины или верхняя и нижняя часть «отзеркаливают» друг друга, они могут говорить о спокойном состоянии, уравновешенности, пассивности, отсутствии психологических изменений.

Можно выделить два типа мандал, с абстрактным и конкретным изображением (людей, животных, растений). В случае преобладании абстрактного мышления над конкретным мандалы имеют отвлеченный, геометрический характер; в случае преобладания конкретного мышления – более реалистический, фигуративный характер.

Обширное не закрашенное пространство в мандале говорит о желании скрыть и подавить свои чувства.

Изображение в центре мандалы эмбриона или чего-то его напоминающего, может указывать на неспособность человека справляться со стрессом, это говорит об уязвимости и слабости, регрессии.

Извилистые линии - преобладание эмоций над разумом. Более характерно для женщин.

Прямые линии преобладание рационального начала и более характерна для мужчин.

Квадрат – может соответствовать в воображении пациента двору ли саду. Если вход во двор или сад закрыт, то возможно переживание состояние стресса. Если квадрат ОРАНЖЕВЫЙ – автор в жизни пытается сопротивляться давлению, которое оказывается из вне, социальными авторитетами.

Треугольник – символизирует лидерство, способность концентрироваться на главной цели, движение.

Звезда – символ мужественности. Признак уверенно стоящего на ногах человека. Может указывать на связь с материальным миром.

Цветок – символ женственности.

Крест – состояние нерешительности, человек чувствует себя распятым, жертвой.

Центр мандалы говорит о самооценке автора. Если центр не велик –сниженная самооценка. Если центр отсутствует то, тогда не исключено, что вся мандала характеризует «эго» автора.

Если в Женских мандалах неизменно присутствуют оранжевый, желтый и красный цвет, но отсутствует синий и голубой, можно предполагать препятствующее развитие феменинных качеств.

Если Мужчина не использует желтый цвет, и пользуется в основном, зеленым и синим, его мужские качества недостаточно проявлены. И что он слишком пассивен.

Если рисунок выходит за пределы круга, потребность защищаться, человек склонен к эмоциональной зависимости и потребности в защите.

Оквадрачивание круга может говорить, что изменения в жизни человека возможны и желаемы.

Если композиция в целом характеризуется бесформенностью – это говорит о беспомощности, незащищенности автора.

Если спираль раскручивается против часовой стрелки – это указывает на переживание психического регресса, готовности к самопознанию.

Два полукруга – красного и зеленого, повернутых в противоположных направлениях друг к другу, свидетельствовало о наличии конфликта между стремлениям к действию и высокому самоконтролю.

Психодиагностическая и психокоррекционная работа с использованием техники

«Мандала»

 

 

Составитель: Серебрякова И.С.

педагог-психолог

МОКУ СОШ пгт. Мирный

 

 

Арт-Мандала терапия это терапевтический метод, который впервые прозвучал у К.Г. Юнга. Разработчиком современного метода арт-мандалы в 1986 году стала известный арт-терапевт Джоан Келлог в сотрудничестве с Станисловом Грофом. Джоан Келлог углубила идеи Юнга в русле мандала-терапии, упрочив позиции этого направления психотерапевтической работы.

В словаре Уэбстера: «Мандала – циркулярный образ, содержащий концентрические геометрические формы, образы или изображения божеств и т.д. и символизирующий в индуизме или буддизме вселенную, единство и целостность».

Как работает мандала? Человеку предлагают изобразить свою проблему в круге, в образах и цветах, как он ее чувствует. Каждый такой рисунок подходит под диагностическую картину и соотносится с инструментом большого круга Джоан Келлог. Таким образом, психолог может провести диагностику и сказать не только, что происходит с человеком, но и помочь закрепить достигнутый позитивный результат опыта.

Мандала может считаться личным сакральным пространством пациента, на которое он проецирует части своего «я», выражая их формой и цветом, что помогает ему достичь состояния преображения и гармонии.

Метод «Мандала» носит терапевтический (коррекционный) и диагностический характер.

Техника «Мандала» в работе с педагогами может использоваться:

1. в целях коррекции эмоционального состояния (рисование мандал, раскрашивание готовых мандал-раскрасок);

2. в целях диагностики актуального состояния личности «здесь и сейчас»;

3. в целях диагностики изменения состояния личности во временном периоде; после проведения ряда тренинговых, развивающих работ, консультативной деятельности;

4. как инструмент творческого самовыражения и самопознания, который дает клиентам возможность успокоиться, помогает передать переживания на бумагу.

5. в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции).

Техника «Мандала» в работе с родителями может использоваться:

1. при консультативной работе педагога с родителями;

2. в целях диагностики изменения состояния личности во временном периоде; после проведения ряда тренинговых работ, консультативной деятельности;

3. в целях изучения детско-родительских отношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции).

Техника «Мандала» в работе с детьми может использоваться:

1. при консультативной работе педагога с детьми;

2. в целях диагностики (самооценки, мотивации, пессимизма и депрессии и т.д.);

3. при психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии, при ощущение жизненного тупика, страха и тревоги;

4. при сопровождении адаптации;

5. при сплочении группы на основе духовного сближения, коллективного творчества;

6. при повышении концентрации и внутреннего равновесия у гиперактивных детей;

7. при коррекции расстройств мелкой моторики и нервного напряжения;

8. при работе гармонизации связи левого и правого полушария мозга;

9. при раскрытии творческого потенциала.

Оборудование необходимое для создания Мандалы:

1. Белая бумага формата А3;

2. Пастельные мелки или карандаши (набор из 24, 36, 48 цветов);

3. Бумажная тарелка 27 см. в диаметре. Важно, чтобы тарелка была указанного выше размера, который примерно соответствует размеру головы человека, что способствует проявлению зеркального эффекта.

Можно также иметь акварельные краски и музыкальный фон, что хорошо применять для достижения психотерапевтического эффекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.016 с.)