Табакокурение школьников как социально-педагогическая проблема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Табакокурение школьников как социально-педагогическая проблема



ТАБАКОКУРЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Курсовая работа

Выполнил: студент группы ПИПдп-15   Ведерникова А.А.
Проверил: доцент базовой кафедры ПиП   Блинова Т.И.

Братск 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  
ГЛАВА 1. ТАБАКОКУРЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА  
1.1. Проблема табакокурения. Причины формирования и распространения табакокурения среди школьников  
1.2. Физиологические и психологические последствия табакокурения  
1.3. Основные направления деятельности школы по профилактике табакокурения  
Выводы по первой главе  
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕСС КУРЕНИЯ И УРОВЕНЯ ОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКАМИ ВРЕДА ТАБАКОКУРЕНИЯ  
2.1. Организация и описание исследования  
2.2. Обоснование и выбор методов и методик  
2.3. Предоставление и анализ результатов  
Выводы по второй главе  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
ЛИТЕРАТУРА  
ПРИЛОЖЕНИЯ  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Курение является одной из вредных и распространенных привы­чек среди молодежи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоро­вью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формиро­ванию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет лич­ностный и нравственный рост.

К сожалению, в сознании молодых людей курение не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы поведения). Об­щественная мораль в нашей стране терпима к курению. В то же вре­мя в целом ряде стран курение признается одной из форм девиантного поведения. Курильщиков отождествляют с наркоманами, нев­ротиками, загрязнителями воздуха, виновниками пожаров и т. п. Предстоит многое сделать в обществе, чтобы в сознании молодежи, и прежде всего школьников, укрепилась мысль о том, что курильщик - это человек, имеющий определенные дефекты в культуре и поведении.

Разрушительная сила курения заставила психологов и педагогов искать ответы на вопросы: почему люди курят и как им помочь из­бавиться от этой привычки, насколько эффективны программы по борьбе с курением?

Сегодня помощь курильщикам включает следующее: предупреж­дение официальной службы охраны здоровья, советы врачей, лече­ние, когнитивную терапию, создание групп поддержки. К сожале­нию, все это дает только временный эффект и всего лишь 1/5 часть людей бросают курить после принятых мер, большинство же возоб­новляют привычку.

Наибольший эффект дают программы по коррекции поведения, приводящего к курению. В данной работе представлены направления деятельности школы по предупреждению табакокурения, а также выявлены условия, влияющие на распространение табакокурения у подростков.

Целью работы является изучение проблемы табакокурения среди школьников.

Особенно велико отрицательное действие на неокрепший растущий организм подростка. Диапазон времени начала курения весьма широк, но обычный человек, не начав курить до 25-30 лет, позднее к курению не привыкнет. Мужчины начинают курить раньше женщин, обычно еще до наступления половой зрелости, желание казаться взрослее, чувствовать себя мужчиной – одна из основных причин курения у мальчиков. При этом некоторые ребята думают, что, начав курить, они совершают чуть ли не героический поступок. Хотя, выкуривая по 1-20 сигарет, а то и больше, они медленно систематически разрушают свое здоровье.

Объект исследования – учащиеся среднего и старшего школьного звена.

Предмет исследования - отношение подростков к табакокурению.

Задачи исследования:

1. Изучение теоретической литературы по проблеме исследования.

2. Выявление условий, влияющих на формирование и распространение табакокурения у школьников.

3. Изучение направления деятельности школы по предупреждению табакокурения

4. Проведение опроса среди школьников.

Гипотезой исследования является предположение о том, что в настоящий момент времени в моду входит здоровый образ жизни, в связи с чем снижается количество курящих подростков.

Методы исследования: анкетирование, сравнение, изучение, анализ, методика «Ассоциации».

База исследования: МБОУ Лицей №2 г. Братска

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема табакокурения детей и подростков в настоящее время идет на спад. В ходе данного исследования можно убедиться в том, что, по сравнению с взрослыми, организм ребенка не имеет достаточно устойчивых и сильных восстановительных механизмов, от действия табачных веществ его организм менее защищен.

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах. В 12 – 15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще сто лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие и расстройство пищеварения. Подростки, начиная курить и стремясь это скрыть от взрослых, быстро и глубоко затягиваются. Быстрое курение способствует переходу в табачный дым большого количества вредных веществ, никотина поступает в 2 раза больше, чем при медленном. Обычно подростки докуривают сигарету или папиросу до конца, а, как известно, при этом в организм поступает максимальное количество ядовитых компонентов табака. Следует также учесть, что подростки, имея мало денег, чаще курят дешевые сорта сигарет, где никотина содержится больше.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам – балеринами, певицами и др.) Курение и школьник не совместимы. Школьные годы – это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Чем раньше дети, подростки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему. И в дальнейшем отказаться от курения будет трудно.

Таким образом, табакокурение актуальная проблема в среде учащихся, хоть и курящих становится меньше. Так как влияние сверстников на несформировавшееся сознание очень велико, то причин для беспокойства достаточно много. Подрастающему поколению необходимо больше внимания, как со стороны родителей, так и со стороны учителей, социальных педагогов, которым надо внимательнее наблюдать за стремлениями и наклонностями учащихся.

 

Таким образом, из проведенной работы я сделала выводы.

1. На основе литературных источников были изучены мотивационные аспекты табакокурения подростков, профилактические программы по борьбе с курением.

2. Был осуществлен сбор фактологического материала по данной проблеме.

3. Проведение анализа профилактических занятий позволило выявить процент курящих подростков и обнаружить снижение тенденции курения.

5. Цель работы выполнена успешно.

6. На основе проведенных исследований мы выявили снижение процента курящих школьников

 

Я считаю, что школа справляется со своей воспитательной задачей, и в дальнейшем мы будем наблюдать здоровое, некурящее поколение!

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

[1] Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

[2] Хриптович В.А. Психолого-педагогические основы обучения школьников здоровому образу жизни // Психолог года: материалы, посвященные Первому республиканскому профессиональному конкурсу / Редкол.: Я.Л. Коломинский и др. – Мн.,2001. С. 161-164.

[3] Руденко Е.И. Наследство Жана Нико. – М., 2000.

[4] Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

[5] Хриптович В.А. Проективная методика «Мое письмо курящему подростку» в психопрофилактической работе психолога. – Мн., 2001. – Ч. 2. – С.187 -192.

[6] Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – М., 1984. – 305с.

[7] Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. В 7 т. Т.4. – М., 1957

[8] Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников (вопросы теории). – М., 1979

9. Соколов Ю. Как отказаться от курения. – СПб, 1997.

10. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб, 2000. – (серия «мастера психологии»).

11. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001. – 204с.

12. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. – М., 2000

13. Колеченко А.К. Комплексная профилактика наркозависимых в системе образования.// Служба практической психологии в системе образования. – 2000. - № 5

14. Сизанов А.Н. Ваш психологический портрет. – М., 1998.

15. Каннингем Р. Дымовая завеса. Канадская табачная война / Пер. с англ. В.Н. Королева. – М., 2001.

16. Карпов А.М., Шакирзянов Г.З. Самозащита от курения: Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии курения. – Казань, 2001.

17. Лалаянц К. Дорогое удовольствие (о курильщиках) // Наука и жизнь. – 1996. - № 10. – С. 80-83.

18. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. – Мн., 1998.

19. Леви В. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. – М., 1991.

20. Левитский Л.М., Язловецкий В.С., Вред алкоголя и никотина: Пособие для учителей. – 2-е изд., перераб. и доп. – К., 1997.

21. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учебное пособие. – М.; Новосибирск, 2000.

22. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М., 1996. – 610с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1.

1. Курите ли Вы?     Да, ежедневно  
Да, редко  
Нет, не курю  
2. Сколько сигарет Вы выкуриваете в день?   1-5  
5-10  
10 и более  
3. Сколько лет Вы уже курите?  
4. Почему Вы курите?    
5. Собираетесь ли Вы бросить курить в ближайшее время? Хочу бросить в ближайшее время  
Хочу бросить, но не в ближайшее время  
Не хочу бросать  

Приложение 2.

Методика «Ассоциации»
СЛОВО АССОЦИАЦИЯ
Курение  
Курить  
Сигареты  

 

ТАБАКОКУРЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Курсовая работа

Выполнил: студент группы ПИПдп-15   Ведерникова А.А.
Проверил: доцент базовой кафедры ПиП   Блинова Т.И.

Братск 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  
ГЛАВА 1. ТАБАКОКУРЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА  
1.1. Проблема табакокурения. Причины формирования и распространения табакокурения среди школьников  
1.2. Физиологические и психологические последствия табакокурения  
1.3. Основные направления деятельности школы по профилактике табакокурения  
Выводы по первой главе  
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕСС КУРЕНИЯ И УРОВЕНЯ ОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКАМИ ВРЕДА ТАБАКОКУРЕНИЯ  
2.1. Организация и описание исследования  
2.2. Обоснование и выбор методов и методик  
2.3. Предоставление и анализ результатов  
Выводы по второй главе  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
ЛИТЕРАТУРА  
ПРИЛОЖЕНИЯ  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Курение является одной из вредных и распространенных привы­чек среди молодежи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоро­вью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формиро­ванию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет лич­ностный и нравственный рост.

К сожалению, в сознании молодых людей курение не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы поведения). Об­щественная мораль в нашей стране терпима к курению. В то же вре­мя в целом ряде стран курение признается одной из форм девиантного поведения. Курильщиков отождествляют с наркоманами, нев­ротиками, загрязнителями воздуха, виновниками пожаров и т. п. Предстоит многое сделать в обществе, чтобы в сознании молодежи, и прежде всего школьников, укрепилась мысль о том, что курильщик - это человек, имеющий определенные дефекты в культуре и поведении.

Разрушительная сила курения заставила психологов и педагогов искать ответы на вопросы: почему люди курят и как им помочь из­бавиться от этой привычки, насколько эффективны программы по борьбе с курением?

Сегодня помощь курильщикам включает следующее: предупреж­дение официальной службы охраны здоровья, советы врачей, лече­ние, когнитивную терапию, создание групп поддержки. К сожале­нию, все это дает только временный эффект и всего лишь 1/5 часть людей бросают курить после принятых мер, большинство же возоб­новляют привычку.

Наибольший эффект дают программы по коррекции поведения, приводящего к курению. В данной работе представлены направления деятельности школы по предупреждению табакокурения, а также выявлены условия, влияющие на распространение табакокурения у подростков.

Целью работы является изучение проблемы табакокурения среди школьников.

Особенно велико отрицательное действие на неокрепший растущий организм подростка. Диапазон времени начала курения весьма широк, но обычный человек, не начав курить до 25-30 лет, позднее к курению не привыкнет. Мужчины начинают курить раньше женщин, обычно еще до наступления половой зрелости, желание казаться взрослее, чувствовать себя мужчиной – одна из основных причин курения у мальчиков. При этом некоторые ребята думают, что, начав курить, они совершают чуть ли не героический поступок. Хотя, выкуривая по 1-20 сигарет, а то и больше, они медленно систематически разрушают свое здоровье.

Объект исследования – учащиеся среднего и старшего школьного звена.

Предмет исследования - отношение подростков к табакокурению.

Задачи исследования:

1. Изучение теоретической литературы по проблеме исследования.

2. Выявление условий, влияющих на формирование и распространение табакокурения у школьников.

3. Изучение направления деятельности школы по предупреждению табакокурения

4. Проведение опроса среди школьников.

Гипотезой исследования является предположение о том, что в настоящий момент времени в моду входит здоровый образ жизни, в связи с чем снижается количество курящих подростков.

Методы исследования: анкетирование, сравнение, изучение, анализ, методика «Ассоциации».

База исследования: МБОУ Лицей №2 г. Братска

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.043 с.)