Глава 2. Исследование степени вовлеченности школьников В процесс курения и уровня осознания подростками вреда табакокурения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Исследование степени вовлеченности школьников В процесс курения и уровня осознания подростками вреда табакокурения



Организация и описание исследования

Цель исследования: изучить степень вовлеченности школьников в процесс курения и уровня осознания подростками вреда табакокурения.

Задачи:

1.Изучить степень вовлеченности школьников в процесс курения и уровень осознания подростками вреда табакокурения. Провести анкетирование.

2.Провести методику «Ассоциации»

Объект исследования: учащиеся среднего и старшего школьного звена.

Предмет исследования: отношение подростков к табакокурению.Гипотезой исследования является предположение о том, что в настоящий момент времени в моду входит здоровый образ жизни, в связи с чем снижается количество курящих подростков.

Исследование проводилось с 4 апреля 2016 года по 12 апреля 2016 года. В исследовании принимали участие 23 учащихся 8-11 класса.

Базой исследования является МБОУ «Лицей№2» г.Братска.

Обоснование и выбор методов и методик

Для изучения влияния работы классного руководителя на формирование здорового образа жизни со старшеклассниками мы провели исследование, которое проводилось в три этапа.

На первом этапе эксперимента мы провели анонимное анкетирование школьников, целью которого было изучение степени вовлеченности их в процесс курения и уровня осознания подростками вреда табакокурения.

На втором этапе мы использовали методику «Ассоциации» (см. приложение 2) для подтверждения гипотезы.

 

Предоставление и анализ результатов

 

Этап I

Анкетирование проводилось анонимно, в учебный день, на перемене.

Ученикам была предложена анкета (см. приложение 1):

Анализ анкет показал, что курит только 37,5% старшеклассников.

Курение во многих случаях носит эпизодический характер, но 28,5% подростков курят ежедневно, т.е. курение у них можно считать уже сформировавшейся табачной зависимостью. Причем 20% школьников выкуривает 5 и более сигарет в день.

На вопрос «Почему Вы курите?» большинство школьников ответили, что причиной является то, что они просто не могут бросить эту вредную привычку.

Настораживает и такой ответ: «Нравится, поэтому курю». Есть и такие курильщики, которые вообще не верят в то, что курение - это вредно для здоровья.

На вопрос «Собираетесь ли Вы бросить курить в ближайшее время?» положительно ответили лишь 5,5% учеников.

 

Этап II

Данные, полученные с помощью методики «Ассоциации» показали, что курение теряет свою популярность. Слова «курение», «курить», «сигареты» вызывают у подростков-курильщиков ассоциации с друзьями, школьной переменой, алкоголем, прогулкой. Не курящие ученики в свою очередь, озвучивают такие ассоциации как: проблемами со здоровьем, ограниченностью в возможности заниматься спортом, кашлем, непривлекательным внешним видом.

 

Вывод по второй главе:

Итак, проанализировав результаты нашего исследования, мы приходим к выводу, что гипотеза подтверждена данными исследования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема табакокурения детей и подростков в настоящее время идет на спад. В ходе данного исследования можно убедиться в том, что, по сравнению с взрослыми, организм ребенка не имеет достаточно устойчивых и сильных восстановительных механизмов, от действия табачных веществ его организм менее защищен.

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах. В 12 – 15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще сто лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие и расстройство пищеварения. Подростки, начиная курить и стремясь это скрыть от взрослых, быстро и глубоко затягиваются. Быстрое курение способствует переходу в табачный дым большого количества вредных веществ, никотина поступает в 2 раза больше, чем при медленном. Обычно подростки докуривают сигарету или папиросу до конца, а, как известно, при этом в организм поступает максимальное количество ядовитых компонентов табака. Следует также учесть, что подростки, имея мало денег, чаще курят дешевые сорта сигарет, где никотина содержится больше.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам – балеринами, певицами и др.) Курение и школьник не совместимы. Школьные годы – это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Чем раньше дети, подростки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему. И в дальнейшем отказаться от курения будет трудно.

Таким образом, табакокурение актуальная проблема в среде учащихся, хоть и курящих становится меньше. Так как влияние сверстников на несформировавшееся сознание очень велико, то причин для беспокойства достаточно много. Подрастающему поколению необходимо больше внимания, как со стороны родителей, так и со стороны учителей, социальных педагогов, которым надо внимательнее наблюдать за стремлениями и наклонностями учащихся.

 

Таким образом, из проведенной работы я сделала выводы.

1. На основе литературных источников были изучены мотивационные аспекты табакокурения подростков, профилактические программы по борьбе с курением.

2. Был осуществлен сбор фактологического материала по данной проблеме.

3. Проведение анализа профилактических занятий позволило выявить процент курящих подростков и обнаружить снижение тенденции курения.

5. Цель работы выполнена успешно.

6. На основе проведенных исследований мы выявили снижение процента курящих школьников

 

Я считаю, что школа справляется со своей воспитательной задачей, и в дальнейшем мы будем наблюдать здоровое, некурящее поколение!

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

[1] Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

[2] Хриптович В.А. Психолого-педагогические основы обучения школьников здоровому образу жизни // Психолог года: материалы, посвященные Первому республиканскому профессиональному конкурсу / Редкол.: Я.Л. Коломинский и др. – Мн.,2001. С. 161-164.

[3] Руденко Е.И. Наследство Жана Нико. – М., 2000.

[4] Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

[5] Хриптович В.А. Проективная методика «Мое письмо курящему подростку» в психопрофилактической работе психолога. – Мн., 2001. – Ч. 2. – С.187 -192.

[6] Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – М., 1984. – 305с.

[7] Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. В 7 т. Т.4. – М., 1957

[8] Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников (вопросы теории). – М., 1979

9. Соколов Ю. Как отказаться от курения. – СПб, 1997.

10. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб, 2000. – (серия «мастера психологии»).

11. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001. – 204с.

12. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. – М., 2000

13. Колеченко А.К. Комплексная профилактика наркозависимых в системе образования.// Служба практической психологии в системе образования. – 2000. - № 5

14. Сизанов А.Н. Ваш психологический портрет. – М., 1998.

15. Каннингем Р. Дымовая завеса. Канадская табачная война / Пер. с англ. В.Н. Королева. – М., 2001.

16. Карпов А.М., Шакирзянов Г.З. Самозащита от курения: Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии курения. – Казань, 2001.

17. Лалаянц К. Дорогое удовольствие (о курильщиках) // Наука и жизнь. – 1996. - № 10. – С. 80-83.

18. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. – Мн., 1998.

19. Леви В. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. – М., 1991.

20. Левитский Л.М., Язловецкий В.С., Вред алкоголя и никотина: Пособие для учителей. – 2-е изд., перераб. и доп. – К., 1997.

21. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учебное пособие. – М.; Новосибирск, 2000.

22. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М., 1996. – 610с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1.

1. Курите ли Вы?     Да, ежедневно  
Да, редко  
Нет, не курю  
2. Сколько сигарет Вы выкуриваете в день?   1-5  
5-10  
10 и более  
3. Сколько лет Вы уже курите?  
4. Почему Вы курите?    
5. Собираетесь ли Вы бросить курить в ближайшее время? Хочу бросить в ближайшее время  
Хочу бросить, но не в ближайшее время  
Не хочу бросать  

Приложение 2.

Методика «Ассоциации»
СЛОВО АССОЦИАЦИЯ
Курение  
Курить  
Сигареты  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.011 с.)