Основные направления деятельности школы по профилактике табакокурения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления деятельности школы по профилактике табакокурения



Здоровый образ жизни – это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни. Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ).

Особенно остро в наше время стоит вопрос курения. Табакокурение среди молодежи – очень серьезная проблема, и проблема не только медицинская, но и социальная. В то время как в Европе и в Америке все больше и больше распространяется приверженность здоровому образу жизни, у нас заметна совершенно противоположная тенденция. И это положение нельзя изменить, не зная причин явления и не имея данных о его характере и распространенности.

Качественное преобразование и социальное развитие общества сейчас происходит на высоком уровне работоспособности, социальной активности и широких интеллектуальных возможностях составляющих его личностей.

Именно эти качества регрессируют у молодежи с девиантным поведением. Образ жизни, при котором раннее курение, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств играет для человека первостепенную роль, способствует развитию социальной инертности личности. Изучением проблемы здорового образа жизни и, в частности, табакокурения, занимались как с медико-биологической точки зрения, так и с социально-психологической, такие ученые, как Попов С.В., Куинджи Н.Н., Зайцев Г.К., Осипова М.П., Казин Э.М., Афанасьев А.Л., Золотников А.Г., Левин Б.М., Немцов А.В., Е.М. Щербакова Е.М., Менделевич В.Д., Донских Т.А., Короленко Ц.П., Кулаков С.А., Акулич М.М. и др.

Путь укрепления здоровья детей и подростков – создание благоприятных социально-педагогических условий для формирования здорового образа жизни как в школе, так и в семье. Деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.

Далее я предлагаю рассмотреть воспитательную работу классного руководителя со старшеклассниками.

«Воспитательная работа, - подчеркивал А.С. Макаренко, - есть прежде всего работа организатора». [7, с.349] По отношению к деятельности классного руководителя это положение приобретает буквальный смысл. Только проявляя организаторские умения и вовлекая учащихся в разнообразную практическую деятельность, он может закалять характер учащихся, формировать у них устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе против различных аморальных явлений в жизни и в быту. А для этого классный руководитель должен знать технологию организации (методы и формы) воспитательного процесса.

Выделяют следующие методы воспитания в работе классного руководителя:

- метод убеждения;

- метод коррекции поведения;

- метод стимулирования;

- метод воздействия на эмоциональную сферу;

- метод воспитывающих ситуаций;

- метод дилемм.

Болдырев Н.И. выделяет следующие формы метода убеждения:

Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

Основное требование к классному часу – это активное участие в нем всех учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем – всем можно найти дело при его подготовке и проведении. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, для разноса и нотации. [6, с.77-79]

Беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует проводить сразу после совершения поступка.

Рассмотрим содержание такой деятельности с детьми, склонными к табакокурению. Основные направления:

1. деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к курению, посредством его личностного развития;

2. деятельность по профилактике табакокурения, включающую обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к курению;

3. деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами.

Центральное место в деятельности классного руководителя со старшеклассниками, склонными к табакокурению, отводится воспитанию, нацеленному на формирование у детей здорового образа жизни и отрицательного отношения к курению.

В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать подростков полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.

В процессе воспитания необходимо раскрыть безнравственность табакокурения, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на раскрытии последствий курения, сколько на безнравственности самого факта курения. Необходимо обращать внимание на моральный урон, который наносит курение окружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что табакокурение – это признак взрослости и возмужания.

Деятельность классного руководителя должна быть нацелена на формирование здоровых социально-психологических установок путем просвещения родителей и внушения мысли о личной ответственности родителей за каждый случай табакокурения детьми.

Основным методом работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни является профилактика, проводимая в форме бесед, консультаций, тренингов, диспутов, деловых игр, экскурсий.

Необходима организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии у старшеклассников табакокурения. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы дети могли выбрать занятие по душе. Классный руководитель должен знать интересы, склонности и увлечения детей и помочь организовать содержательный досуг.

Беседа проводится с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок. Опытные классные руководители не увлекаются коллективным осуждением недостатков в поведении школьников.

В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности. [8, с.143-149]

В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и т.п.

В заключение необходимо подчеркнуть, что проблема табакокурения – проблема комплексная, поэтому и ее решение может дать положительные результаты только при условии, что ее реализация будет осуществляться не только усилиями классного руководителя, но и всех субъектов деятельности.

 

Итак, проанализировав методы воспитательной работы классного руководителя, необходимо отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система.

Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели. Кроме того, отрицательное отношение к вредным привычкам формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых подростку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. Поэтому методы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны с жизнью.

Выводы по первой главе: Таким образом, цель работы – изучение проблемы табакокурения среди школьников – достигнута; задачи: изучение теоретической литературы по проблеме исследования, изучение направления деятельности школы по предупреждению табакокурения, выявление условий, влияющих на формирование и распространение табакокурения у школьников – реализованы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.146.172 (0.024 с.)