Моторная (экспрессивная) алалия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моторная (экспрессивная) алалия



Моторная алалия — это системное недоразвитие эксп­рессивной речи центрального органического характера, обус­ловленное несформированностью языковых операций процес­са порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Сторонники данной концепции объясняют речевую несфор-мированность моторной недостаточностью (Р. Коэн, Г. Гутцман, Р. А. Белова-Давид, Н. Н. Трауготт, Ф. К. Орфинская и др.) Большинство авторов связывают алалию с кинетической или кинестетической апраксией и выделяют в связи с этим эфферентную и афферентную формы.

При афферентной алалии механизм нарушения речи сво­дится к кинестетической апраксии, при эфферентной — к кинетической апраксии (по аналогии с афазией). Есть сведе­ния, что последняя из названных форм является преобладаю­щей в 9—10 раз.

В свете современных представлений о речи как о много­уровневой деятельности моторные концепции вызывают оп­ределенные возражения. Апраксией можно объяснить различ­ного рода артикуляционные расстройства (нарушения звукопроизношения, звукослоговой структуры слова). Одна­ко языковые нарушения, которые являются ведущими при алалии, не могут быть объяснены моторной недостаточностью. Кроме того, и моторная недостаточность отмечается только у половины детей с алалией.

Согласно психологическим концепциям, механизм мотор­ной алалии составляют нарушения психических процессов (мышления, памяти), а также соотношения отдельных этапов речевой деятельности.

И. Т. Власенко, В. В. Юртайкин (1981) подчеркивают, что выявляется диссоциация между структурными компонента­ми, составляющими речевую деятельность таких детей: у од­них имеет место несформированность целевых установок при сохранности операционных возможностей, у других — недостатки в операционном звене деятельности при наличии дос­таточно стойкой мотивации. Страдает и контрольное звено за исполнительской деятельностью; нет возможности сличения результатов с исходными установками.

Современный психолингвистический подход нашел отра­жение в языковых концепциях (Е. Ф. Соботович, В. А. Ков­шиков, Б. М. Гриншпун, В. К. Воробьева и др.).

В. А. Ковшиков (1985) полагает, что ядром нарушения при этой форме алалии является несформированность языковых операций производства высказывания (лексических, грамма­тических, фонетических) при относительной сохранности смыс­лового и моторного уровня порождения высказывания. Это дает основание интерпретировать алалию как преимущественно языковое нарушение. При моторной алалии может отмечаться и нарушение внутреннего программирования (глубинных син­таксических структур) в сочетании с несформированностью отбора слов, словосочетаний, с несформированностью речевых действий по построению фраз и текста.

Е. Ф. Соботович (1985) отмечает, что основным при мотор­ной алалии является нарушение овладения знаковой формой языка, т. е. правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи. У детей не формируются опера­ции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения высказывания; могут быть несформи­рованными как операции выбора, так и операции комбиниро­вания, следствием чего оказывается нарушенным языковое (и речевое) оформление высказывания. Нарушаются все ас­пекты лексико-грамматического структурирования: выбор слов и порядок их расположения, грамматическое маркиро­вание и звуковое оформление высказывания. В целом это может быть охарактеризовано как несформированность пси­хофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, воспроизводство и адекватное восприятие знаков языка.

У ребенка с алалией заметно ограничены возможности овла­дения системой языковых знаков и самим инвентарем языко­вых средств различных уровней. Оказываются несформирован­ными операции порождения, оформления высказывания, в частности, наряду с отбором фонем, нарушается внутрислоговое и межслоговое программирование (т. е. артикуляторная про­грамма), и операции, реализующие глубинно-синтаксический и глубинно-семантический уровень, т. е. уровень внутренней речи.

В работах нейрофизиологического плана анализируется взаимосвязь нарушений субстрата мозга с характером речевого недоразвития. В работах психологического и лингвисти­ческого плана анализируются взаимоотношения нарушений речевых и общепсихологических функций, а также состояние речевой деятельности в структуре проявления нарушения. В связи с различиями в подходах одни и те же явления получа­ют различную интерпретацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.005 с.)