Диагностика и коррекция общего отставания младших школьников в учении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика и коррекция общего отставания младших школьников в учении



Лекция 13

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ И КОРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ (2 ч./ 1 ч.)

Содержание: диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе. Причины неуспеваемости младших школьников. Диагностика и коррекция общего отставания младших школьников в учении. Диагностика воспитанности младших школьников.

Образовательная политика государства по отношению к детям с трудностями в обучении. Специфика организации, содержания и методики коррекционно-развивающего обучения младших школьников. Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений в поведении детей: методы коррекции отклоняющегося поведения, коррекция группового поведения.

.

План:

1. Диагностика и коррекция общего отставания младших школьников в учении.

2. Диагностика воспитанности младших школьников, методы диагностики.

3. Специфика организации, содержания и методики коррекционно-развивающего обучения младших школьников.

 

Литература:

1. Гришин В.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. – М., 1990

2. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. Пер. с немецкого - М., 1991.

3. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Академия, 1999.

4. Сергеева В.П. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования (курс лекций). – М.: Граф-Пресс, 2002. – 144 с.

5. Кузнецова И. Психологические трудности и психологическая поддержка детей и подростков с отклоняющимся поведением http://psy.1september.ru/2000/29/4.htm

6.


– 1 –

Основные направления КПД.

Вся система КПД направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.

Для реализации и осуществления конкретных задач КПД существует определенный инструментарий: методы, приемы, средства.

Общепедагогические: упражнения, убеждения, примера, стимулирования поведения и деятельности.

Специальные: переубеждения, принуждения, приучения, переучивания, поощрения, реконструкции характера, метод «взрыва» и др.

Специфические: суггестивные, метод «сократического диалога», прием рассудочного аргументированного воздействия, методы конгруэнтной коммуникации, метод разрушения конфликтов, арттерапия, игротерапия и др.

Содержание коррекционно-развивающей работы включает в себя совокупность качеств личности, формируемых в процессе воспитательной деятельности, в процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Коррекционно-развивающая работа воспитателя может осуществляться в индивидуальной, групповой и фронтальной формах.

В качестве средств, используемых воспитателем выступают: художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др., собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность (при воспитании практики нравственного поведения), общение лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений, атмосфера, в которой живет ребенок. Выбор средствзависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития.

Лекция 13

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ И КОРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ (2 ч./ 1 ч.)

Содержание: диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе. Причины неуспеваемости младших школьников. Диагностика и коррекция общего отставания младших школьников в учении. Диагностика воспитанности младших школьников.

Образовательная политика государства по отношению к детям с трудностями в обучении. Специфика организации, содержания и методики коррекционно-развивающего обучения младших школьников. Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений в поведении детей: методы коррекции отклоняющегося поведения, коррекция группового поведения.

.

План:

1. Диагностика и коррекция общего отставания младших школьников в учении.

2. Диагностика воспитанности младших школьников, методы диагностики.

3. Специфика организации, содержания и методики коррекционно-развивающего обучения младших школьников.

 

Литература:

1. Гришин В.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. – М., 1990

2. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. Пер. с немецкого - М., 1991.

3. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Академия, 1999.

4. Сергеева В.П. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования (курс лекций). – М.: Граф-Пресс, 2002. – 144 с.

5. Кузнецова И. Психологические трудности и психологическая поддержка детей и подростков с отклоняющимся поведением http://psy.1september.ru/2000/29/4.htm

6.


– 1 –

Диагностика и коррекция общего отставания младших школьников в учении

В современной педагогике диагностику рассматривают как общее направление работы педагога и как практическую педагогическую деятельность. В деятельности педагога выделяют два направления диагностирования: обученности и воспитанности, то есть выявление результатов этих процессов.

Цель диагностирования – своевременное выявление, оценивание, анализ учебно-воспитательного процесса и своевременное проведение коррекционной работы.

Рассмотрим психолого-педагогическую типологию недостатков и отклонений у младших школьников и направления коррекционной работы с ними.

Недостатки и отклонения у младших школьников необходимо рассматривать с различий между этими терминами.

Недостатки – это проблемы, отсутствие чего-либо полезного, нужного.

Отклонения – это не просто отсутствие желательного, но и наличие нежелательных, вредных качеств (например, привычек, неправильных навыков).

В специальных источниках выделены следующие типы отклонений, сформулированные в педагогических терминах:

1. Общее отставание в учении (как по языку, так и по математике).

2. Специфическое отставание (по одному лишь из предметов).

3. Отклонения от индивидуального оптимума учебной деятельности (лат. слово «optimum» – совокупность наиболее благоприятных условий).

Рассмотрим подробней типы отклонений у младших школьников.

Под общей неуспеваемостью мы подразумеваем стойкое относительно длительное отставание ученика по обоим основным предметам школьной программы, языку и математике.

Специфическоеотставание затрагивает лишь один из этих предметов при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным предметам школьного курса.

Дифференцирование неуспеваемости на общую и специфическую служит в отечественной психологии одним из эмпирических подтверждений деления способностей на общие и специальные.

Что касается общих способностей, то этим термином принято обозначать психические свойства личности, которые активизируются во всех видах умственной деятельности, являются необходимым условием их выполнения и определяются как максимально возможный индивидуальный уровень достижений.

К общим умственным способностям относятся:

- относительно высокий уровень притязаний в отдельных областях умственной деятельности;

- умственная работоспособность;

- подвижность, гибкость;

- уравновешенность нервно-психических процессов, отсутствие импульсивности;

- настойчивость в достижении умственных целей;

- адекватная самооценка в отношениях своих умственных способностей;

- умение рационально планировать свою деятельность;

- внимательность и самоконтроль.

Недостаточная сформированность общих способностей отрицательно сказывается на успеваемости ученика по всем предметам. Недостатки в специальных способностях тормозят, как правило, успеваемость по одному предмету.

Различение двух вариантов неуспеваемости – общей и специфической – имеет важное диагностическое значение. Ведь при общем отставании причины также должны быть общими, то есть одними и теми же для всех учебных предметов. При специфическом же отставании и причины являются специфическими, то есть такими, которые касаются только математики или языка. Следовательно, отнесение ученика к определенному типу неуспеваемости (общей или специфической) как бы предполагает тот круг причинных факторов, которые являются предметом анализа в процессе постановки психологического диагноза.

Рассмотрим психолого-педагогическую типологию общего отставания у младших школьников и направления коррекционной работы с ними.

Типы неуспевающих учеников и характеристика особенностей психической индивидуальности ребенка
Дети с низкой интенсивностью учебной деятельности Учащиеся с низкой эффективностью учебной деятельности Учащиеся с сочетанием признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности
     
§ отсутствие устойчивых мотивов учения в школе при ярко выраженной направленности на различные виды внешкольной активности; § незначительные нарушения отдельных функций эмоционально-волевой сферы; § задержка в развитии эмоционально-волевой сферы § низкий уровень развития познавательных способностей; § инертный тип нервной системы; § большие пропуски учебного времени из-за длительной болезни или неблагоприятных домашних условий § низкая интенсивность учебной деятельности, обусловленная ее низкой эффективностью; § низкая эффективность учебной деятельности, обусловленная ее низкой интенсивностью на начальном этапе школьного обучения; § одновременное проявление признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности

 

Для каждого из описанных выше типов и подтипов общего отставания в учении предусмотрена соответствующая коррекционная работа.

Коррекция рассматривается как совокупность мер, направленных на исправление недостатков в развитии ребенка.

Для детей 1-го типа хорошо зарекомендовали себя следующие коррекционные приемы:

§ переключить ориентацию ребенка с внешкольных занятий на, какую-либо внутришкольную деятельность (кружки, спортивные секции и т.д.);

§ предлагать неуспевающему ученику такие задания, которые были бы для него интересными по содержанию;

§ создавать условия успеха, чтобы учащийся испытывал удовлетворение, самоуважение и радость;

§ в общении учителя с такими учениками нужно быть не только внимательным, но и добрым, ласковым;

§ подкреплять успех ребенка добрым словом, радостной улыбкой.

Для детей с низкой интенсивностью учебной деятельности первостепенное значение имеет ликвидация присущей им импульсивности. Для этого важно спокойное, размеренное поведение самого учителя, мягкость его интонаций, рассудительность, размеренный ритм урока. Не менее важно учителю предоставлять импульсивному ребенку возможность ответить на поставленный вопрос, но предоставлять эту возможность с некоторой задержкой, чтобы очередной «заряд» импульсивности «разрядился». Желательно, чтобы учитель подчеркнул, что обсуждаемый вопрос требует спокойной рассудительности, без излишней торопливости.

Что касается детей с низкой интенсивностью учебной деятельности, психологи предлагают начинать обучение до достижения 7 лет. В процессе школьного обучения как можно шире использовать игровые моменты и красочно оформленный наглядный материал, уменьшение объема учебных заданий.

Дети 2-го типа – с низкой эффективностью учебной деятельности, обусловленной недостатком развития познавательных способностей, мышления и речи. Для этого типа характерные приемы работы используются как на уроке, так и во внеурочное время в форме различных упражнений на сравнение, обобщение, классификацию объектов, ответов на вопросы (открытого типа, требующие развернутых ответов: почему? как? когда? и т.д.).

Для детей, характеризующихся инертностью, медлительностью, учитель должен предоставлять больше времени для подготовки и произношения ответа, выполнения письменных заданий. Целесообразно предоставлять медлительным детям разного рода подсказки, сокращать объем заданий, привлекать к подвижным играм на воздухе, включать в работу на основе сотрудничества с более быстрыми учащимися.

Для детей с низкой эффективностью учебной деятельности, обусловленных значительными проблемами в знаниях, умениях, навыках, важно:

§ включать их в систематическую, заранее спланированную работу по ликвидации имеющихся у них пробелов;

§ оказывать индивидуальную помощь в овладении рациональными приемами умственной деятельности;

§ привлекать родителей ребенка к контролю над режимом его учебной работы.

Для детей 3-го типа, характеризующихся низкой интенсивностью и низкой эффективностью учебной работы, коррекционные воздействия носят более длительную и сложную историю.

Коррекционная работа с детьми этого типа строится по двум направлениям:

1. восстановление и укрепление у ребенка учебной мотивации;

2. развитие его познавательных способностей.

Для этого могут быть использованы приемы, которые были описаны выше, при характеристике первых двух типов неуспевающих.

Детей, принадлежащих к группе учащихся с низкой эффективностью и интенсивностью на начальном этапе обучения, рекомендуется зачислять в классы повышенного индивидуального внимания, где с ними будет проводиться специальная коррекционная работа.

В отношении учащихся с одновременным и независимым сочетанием проявлений низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности необходимо:

§ формирование особо доверительных отношений между учителем и учеником;

§ признание и привязанность ученика к своему учителю;

§ создание благожелательного, теплого микроклимата;

§ давать поручения ребенку с учетом его интересов.

Для преодоления присущей ребенку агрессивности необходимо использование специальных приемов:

§ чтение детям сказок, рассказов;

§ показ и обсуждение детских кинофильмов, герои которых совершают гуманные поступки, проявляют доброту и милосердие.

Итак, мы рассмотрели психолого-педагогическую типологию недостатков и отклонений у младших школьников, остановились на приемах коррекционной работы с учетом типов отклонений у детей. Специфическую неуспеваемость изучают в курсах специфических методик.

– 2 –



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.039 с.)