Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика организации, содержания и методики коррекционно-развивающего обучения младших школьников
Коррекция (лат. сorrectus – исправление) – совокупность медицинских, психологических и социально-педагогических мер, направленных на исправление недостатков развития и поведения. Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление и преодоление недостатков психофизиологического развития и отклонений ребенка. В узком смысле – самостоятельное педагогическое действие, направленное на исправление недостатка: коррекционно-развивающая деятельность (система мер дифференцированного образования, направленная на систематизацию знаний для повышения общего уровня развития, восполнения пробелов образования, подготовку к адекватному восприятию учебного материала). В широком смысле – целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка: коррекционно-воспитательная деятельность (совокупность педагогических мер направленных, на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, развитие его интересов и склонностей...). Необходимо различать термины «недостаток» и «отклонение». Недостатки – это проблемы, отсутствие чего-либо полезного, нужного. Отклонения – это не просто отсутствие желательного, но и наличие нежелательных, вредных качеств (например, привычек, неправильных навыков). Коррекционно-педагогическая деятельность – планируемый и организуемый педагогический процесс, реализуемый с группами детей и подростков, имеющих отклонения в развитии и поведении. КПД направлена на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения. В зависимости от характера педагогических задач выделяют следующие виды КПД: · диагностико-коррекционная; · коррекционно-развивающая; · коррекционно-профилактическая; · воспитательно-коррекционная; · корекционно-обучающая; · психокоррекционная и др. Согласно утверждениям отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) – цель коррекционной работы должна определяться пониманием закономерностей психического развития ребенка. При формулировке коррекционных педагогических целей необходимо иметь в виду, что цели коррекции должны: · формулироваться в позитивной, а не в негативной форме;
· реалистичны и соотноситься с продолжительностью коррекционной работы; · привлекательны и оптимистичны, вызывать желание и стремление у подростка в их достижении; · учитывать индивидуальные и психологические возможности ребенка; · коррелировать с существующими социально-педагогическими условиями жизни ребенка. Учитывая выше сказанное, можно определить цель коррекционно-развивающей работы воспитателя, которая заключается в исправлении недостатков поведения и развитии навыков правильного поведения (в соответствии с общепринятыми нормами). Законы КПД: 1. Исходная точка в КПД с аномальными детьми - сохранные величины организма ребенка (наименее подвергшиеся аномалии). 2. Объект КПД - не столько тяжесть самого органического поражения, сколько возможности социальной компенсации этого первичного дефекта за счет развития высших функций. 3. КПД не тренировка и не упражнение западающих умений, а целостная осмысленная деятельность ребенка адекватная его жизнедеятельности и системе социальных отношений. Принципы КПД: 1. Общепедагогические: · целенаправленности - цель как закон определяет характер и способ действий человека; · целостности и системности педагогического процесса - КПД элемент общей педагогической системы, ее субсистема, то есть имеет свою структуру, множество упорядоченных связей; · гуманистическая направленность - гармоническое сочетание целей общества и личности, ориентация на личностные возможности ребенка; · опора на положительное в человеке - «уважение авансом»; · сознательности и активности личности - ребенок как субъект КПД; · сочетание прямых и параллельных педагогических действий - мобилизация социально значимых сил. 2. Специально педагогические: · системности задач - (коррекция, профилактика, развитие) при КПД исходит из ближайшего прогноза развития ребенка, а не сиюминутной ситуации; · единство диагностики и коррекции - контроль динамики хода и эффективности коррекции; · учет индивид и возрастных особенностей ребенка; · деятельностный принцип коррекции - при КПД выбор модели деятельности адекватной целям и задачам коррекции;
· комплексное использование методов и приемов; · интеграция усилий ближайшего социального окружения. Таким образом, основополагающие положения системы КПД формируют ее базу, определяют логику коррекционного процесса намечают общую стратегию и конкретную тактику. Основные направления КПД. Вся система КПД направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества. Для реализации и осуществления конкретных задач КПД существует определенный инструментарий: методы, приемы, средства. Общепедагогические: упражнения, убеждения, примера, стимулирования поведения и деятельности. Специальные: переубеждения, принуждения, приучения, переучивания, поощрения, реконструкции характера, метод «взрыва» и др. Специфические: суггестивные, метод «сократического диалога», прием рассудочного аргументированного воздействия, методы конгруэнтной коммуникации, метод разрушения конфликтов, арттерапия, игротерапия и др. Содержание коррекционно-развивающей работы включает в себя совокупность качеств личности, формируемых в процессе воспитательной деятельности, в процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром. Коррекционно-развивающая работа воспитателя может осуществляться в индивидуальной, групповой и фронтальной формах. В качестве средств, используемых воспитателем выступают: художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др., собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность (при воспитании практики нравственного поведения), общение лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений, атмосфера, в которой живет ребенок. Выбор средствзависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.006 с.) |