Специфика организации, содержания и методики коррекционно-развивающего обучения младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика организации, содержания и методики коррекционно-развивающего обучения младших школьников



Коррекция (лат. сorrectus – исправление) – совокупность медицинских, психологических и социально-педагогических мер, направленных на исправление недостатков развития и поведения.

Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление и преодоление недостатков психофизиологического развития и отклонений ребенка.

В узком смысле – самостоятельное педагогическое действие, направленное на исправление недостатка: коррекционно-развивающая деятельность (система мер дифференцированного образования, направленная на систематизацию знаний для повышения общего уровня развития, восполнения пробелов образования, подготовку к адекватному восприятию учебного материала).

В широком смысле – целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка: коррекционно-воспитательная деятельность (совокупность педагогических мер направленных, на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, развитие его интересов и склонностей...).

Необходимо различать термины «недостаток» и «отклонение».

Недостатки – это проблемы, отсутствие чего-либо полезного, нужного.

Отклонения – это не просто отсутствие желательного, но и наличие нежелательных, вредных качеств (например, привычек, неправильных навыков).

Коррекционно-педагогическая деятельность – планируемый и организуемый педагогический процесс, реализуемый с группами детей и подростков, имеющих отклонения в развитии и поведении. КПД направлена на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения.

В зависимости от характера педагогических задач выделяют следующие виды КПД:

· диагностико-коррекционная;

· коррекционно-развивающая;

· коррекционно-профилактическая;

· воспитательно-коррекционная;

· корекционно-обучающая;

· психокоррекционная и др.

Согласно утверждениям отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) – цель коррекционной работы должна определяться пониманием закономерностей психического развития ребенка. При формулировке коррекционных педагогических целей необходимо иметь в виду, что цели коррекции должны:

· формулироваться в позитивной, а не в негативной форме;

· реалистичны и соотноситься с продолжительностью коррекционной работы;

· привлекательны и оптимистичны, вызывать желание и стремление у подростка в их достижении;

· учитывать индивидуальные и психологические возможности ребенка;

· коррелировать с существующими социально-педагогическими условиями жизни ребенка.

Учитывая выше сказанное, можно определить цель коррекционно-развивающей работы воспитателя, которая заключается в исправлении недостатков поведения и развитии навыков правильного поведения (в соответствии с общепринятыми нормами).

Законы КПД:

1. Исходная точка в КПД с аномальными детьми - сохранные величины организма ребенка (наименее подвергшиеся аномалии).

2. Объект КПД - не столько тяжесть самого органического поражения, сколько возможности социальной компенсации этого первичного дефекта за счет развития высших функций.

3. КПД не тренировка и не упражнение западающих умений, а целостная осмысленная деятельность ребенка адекватная его жизнедеятельности и системе социальных отношений.

Принципы КПД:

1. Общепедагогические:

· целенаправленности - цель как закон определяет характер и способ действий человека;

· целостности и системности педагогического процесса - КПД элемент общей педагогической системы, ее субсистема, то есть имеет свою структуру, множество упорядоченных связей;

· гуманистическая направленность - гармоническое сочетание целей общества и личности, ориентация на личностные возможности ребенка;

· опора на положительное в человеке - «уважение авансом»;

· сознательности и активности личности - ребенок как субъект КПД;

· сочетание прямых и параллельных педагогических действий - мобилизация социально значимых сил.

2. Специально педагогические:

· системности задач - (коррекция, профилактика, развитие) при КПД исходит из ближайшего прогноза развития ребенка, а не сиюминутной ситуации;

· единство диагностики и коррекции - контроль динамики хода и эффективности коррекции;

· учет индивид и возрастных особенностей ребенка;

· деятельностный принцип коррекции - при КПД выбор модели деятельности адекватной целям и задачам коррекции;

· комплексное использование методов и приемов;

· интеграция усилий ближайшего социального окружения.

Таким образом, основополагающие положения системы КПД формируют ее базу, определяют логику коррекционного процесса намечают общую стратегию и конкретную тактику.

Основные направления КПД.

Вся система КПД направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.

Для реализации и осуществления конкретных задач КПД существует определенный инструментарий: методы, приемы, средства.

Общепедагогические: упражнения, убеждения, примера, стимулирования поведения и деятельности.

Специальные: переубеждения, принуждения, приучения, переучивания, поощрения, реконструкции характера, метод «взрыва» и др.

Специфические: суггестивные, метод «сократического диалога», прием рассудочного аргументированного воздействия, методы конгруэнтной коммуникации, метод разрушения конфликтов, арттерапия, игротерапия и др.

Содержание коррекционно-развивающей работы включает в себя совокупность качеств личности, формируемых в процессе воспитательной деятельности, в процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Коррекционно-развивающая работа воспитателя может осуществляться в индивидуальной, групповой и фронтальной формах.

В качестве средств, используемых воспитателем выступают: художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др., собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность (при воспитании практики нравственного поведения), общение лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений, атмосфера, в которой живет ребенок. Выбор средствзависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.006 с.)