Система лечебно-педагогической комплексной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система лечебно-педагогической комплексной работы.



строится с учетом общедидактических и специфических прин­ципов. Можно выделить следующие общие установки комп­лексного воздействия.

В коррекционной работе осуществляется опора на связи между анализаторами обще- и речедвигательными, общедви­гательным и слуховым; зрительным, речедвигательным и речеслуховым. Нормализация темпа и ритма общих движе­ний способствует четкости и точности речевых движений; умение более быстро воспринимать и воспроизводить различ­ные ритмические структуры помогают ребенку правильно оформить речь и т. д. Коррекционное воздействие необходимо направить на вне­шнюю и внутреннюю речь страдающего брадилалией и тахилалией. Например, при брадилалии необходимо в занятия включать задания на развитие невербального и вербального мышления, на быстрое речевое оформление мысли и др. Содержание и форма проведения занятия должны быть связаны с основной деятельностью ребенка (игровой, учебной), а его возраст должен определять подбор неречевого и речево­го материала, методику работы, индивидуальный подход. Учет личностных особенностей страдающего нарушения­ми темпа речи позволяет вести систематическую, целенаправленную работу по коррекции его поведения, эмоционально-волевых проявлений с целью его социальной адаптации. Наряду с систематической коррекционной работой логопе­да необходима и постоянная самостоятельная работа ребенка над речью и поведением. Указанные положения реализуются в ходе индивидуаль­ной и коллективной (групповой) логопедической работы.

Груп­повая работа имеет ряд преимуществ: в коллективе легче со­здать проблемную, игровую, речевую ситуацию, организовать общение. Сначала инициатива принадлежит логопеду, а де­тям — исполнительная роль. Постепенно инициатива пере­ходит к занимающимся: они самостоятельно осуществляют контроль над темпом и ритмом общих движений и речи.

Методика преодоления нарушений темпа речи включает медицинское воздействие (медикаментозное, физиотерапевти­ческое, психотерапевтическое лечение), а также дидактичес­кие методы, логопедическую ритмику, физкультуру.

Медицинское воздействие при брадилалии направлено на повышение активности нервной деятельности и нормализацию психических процессов. Лекарственное лечение и физиотера­пия носят тонизирующий характер.

Медикаментозная терапия при тахилалии включает общеукрепляющее, общеуспокаиваю­щее лечение, дифференцированное воздействие в зависимости от выраженности раздражительности, беспокойства, двигатель­ной расторможенности, гиперактивности и т. п.

Применяются различные бальнеологические процедуры для регуляции общего тонуса, центральной и вегетативной нервной системы, улучшения самочувствия, укрепления физического здоровья.

Психотерапия направлена на перевоспитание личности страдающего брадилалией или тахилалией, на изменение ус­тановки на собственную речь и микросоциальное окружение, на воспитание социальной функции речи.

Еще в 30-е годы XX в. Ю. А. Флоренская совместно с 3. С. Ходоровой разработала коллективно-психологический метод, в котором особое значение приобретает социальная сто­рона речи, условия речевой компенсации в зависимости от ситуационной установки пациента на окружающую его среду, в частности на его слушателей. Окружающая среда может оказать декомпенсирующее или компенсирующее влияние на страдающего тахилалией, применяемая методически правиль­но, она делается необходимым, активным средством коррекции. Задача разъяснительной психотерапии — социальное перевоспитание всей личности больного. С целью стимуля­ции активности можно применять рациональную психотера­пию и аутогенную тренировку. Рациональная психотерапия проводится в форме коллективных и индивидуальных бесед. В детском возрасте используется косвенная психотерапия в виде одобрения, похвалы, ободряющего внимания к ребенку, признания и подчеркивания его удач.

Аутогенная тренировка начинается с появления первых успехов во время коллективных психотерапевтических сеан­сов.

 

 

В курс аутогенной тренировки входит ознакомление пациентов с задачами и спецификой этого вида терапии, усво­ение основных приемов саморегуляции, отработка навыков локальной релаксации мышц, в которых возникает патологи­ческое напряжение; овладение сокращенными формулами са­мовнушения, приемами активной регуляции мышечного то­нуса и активизации навыков локальной релаксации в процессе речевой деятельности. Предлагается расширенная формула спокойствия. По окончании тренировки ученики в письмен­ном виде дают отчет о проведенной аутогенной тренировке. В процессе речевых заданий они постепенно переходят от мыс­ленного проговаривания к шепотной и громкой речи, от груп­повой работы к индивидуальным выступлениям и от сопря­женного проговаривания речевого материала к спонтанной речи и публичным выступлениям.

Занятия физической культурой (включая гимнастику и ритмику) при брадилалии содержат тонизирующие комплек­сы движений для рук, ног, туловища в сочетании с дыхатель­ными голосовыми упражнениями, которые проводятся снача­ла в среднем, а затем ускоренном темпе. Гимнастические упражнения при тахилалии способствуют воспитанию тормоз­ных реакций, выдержки, внимания, сосредоточенности, произ­вольного переключения движений: торможению ненужного движения и активизации необходимого. Все упражнения ре­комендуется проводить под счет, мелодичную музыку, разме­ренно, спокойно, плавно, в медленном темпе. Общеукрепляю­щие упражнения чередуются со спортивными играми, которые проводятся в перемежающемся ритме и темпе движений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.006 с.)