Нормализации темпа речи при брадилалии способствуют также занятия по логопедической ритмике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормализации темпа речи при брадилалии способствуют также занятия по логопедической ритмике.



Ходьба и маршировка в различных направлениях под бодрую музыку (марш, галоп), перемежающаяся поскоками, прыж­ками, приседаниями, остановками под меняющийся характер музыки. Указанные упражнения сочетаются со счетными Упражнениями, помогающими контролировать темп выпол­няемых движений и облегчающими детям удерживать нуж­ный темп в речи. Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные, слу­ховые раздражители, развивают все виды памяти: зритель­ную, слуховую, моторную.

Ритмические упражнения, связанные с такими динамичес­кими характеристиками музыкального произведения, как mezzoforte — средней силы, forte — сильно. Ритмические уп­ражнения для рук, ног, туловища выполняются быстро, четко. Ритм обозначается энергичными хлопками в ладоши, удара­ми в бубен, взмахами флажками, топочущими шагом и т. п.

Пение мелодий с короткими тональностями. Темп песен средний и быстрый, отрывистого характера.

Подвижные игры: несюжетные и сюжетные. Несюжетные игры типа перебежек, ловушек, пятнашек, игры-эстафеты, игры с предметами, с элементами спортивных соревнований и т. п. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жиз­ненные или сказочные эпизоды и способствуют отработке речи в диалогах, драматизациях.

Музыкальная самостоятельная деятельность учащихся: под бодрую музыку они энергично выполняют однотипные дви­жения — рубят дрова, скачут на лошади, боксируют и т. д. Затем с помощью логопеда и самостоятельно исполняют твор­ческие композиции: народные пляски, характерные танцы, бальные танцы (польку, галоп). Играют на музыкальных ин­струментах: струнных и ударных, воспроизводя простые и сложные ритмические структуры.

В результате 6—12-месячной работы речь становится зна­чительно четче и быстрее. Однако и после курса занятий необходимо сравнительно долгое наблюдение над детьми, стра­дающими брадилалией и особенно традикинезией. Рекомен­дуются: самостоятельные занятия, постоянный контроль за темпом речи, консультативные занятия у логопеда, катамнестические исследования.

Преодоление тахилалии предполагает воспитание:

а) мед­ленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования;

б) медленного ритмического чтения;

в) спокойной, ритмически упорядоченной речи;

г) здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведе­ния;

д) общего и слухового внимания к речи.

Логопедическую работу с подростками и взрослыми, стра­дающими тахилалией, рекомендуется проводить поэтапно.

Первый этап режим молчания.

Логопед знакомит­ся с особенностями речи каждого в условиях коллективного общения, проводит беседу о значении коллектива и логопеди­ческих занятий для нормализации темпа речи. Рекомендует­ся максимум молчания вне занятий и дома, ограничиваться лишь самыми необходимыми фразами. Режим молчания сни­мает тревожную возбудимость, успокаивает учеников, сосре­доточивает их на задачах и правилах занятий. На занятиях с логопедом начинается усвоение медленного темпа на простей­шем речевом материале (сопряженная, отраженная речь, от­веты на вопросы).

Второй этап работа по усвоению медленного темпа начинается на материале громкого чтения. Сначала образец чтения дает логопед, затем дети читают сопряженно, отраженно, по очереди, с последующим анализом чтения каждого. Каж­дое занятие начинается с речевой зарядки (счет до 30 или 50), затем проводится индивидуальная и групповая (4—5 чело­век) самостоятельная речевая работа под руководством одно­го из занимающихся. Стержневым моментом во всех рече­вых упражнениях является слитная речь, отрабатываемая в замедленном темпе. Медленный темп приобретает основное значение как со стороны технической работы над речью, так и со стороны психотерапевтического воздействия на личность ученика.

Дается установка на замедление не только внешней речи, но и всех других психомоторных процессов. Предлага­ется замедлить все движения, скорость течения ассоциатив­ных рядов, реакции на внешнюю среду, все поведение в це­лом. В конце II этапа подводятся итоги работы дома и в группе, дети отчитываются о самочувствии.

Третий этап работа над редактированием высказы­ваемых мыслей, над адекватностью фразы намеченному со­держанию.

Материал занятий: точные пересказы прочитанного по плану и без него, с произвольной установкой на ту или иную длину, детализацию пересказа; упражнения в произношении различных редакций одной и той же фразы.

Четвертый этап работа над коллективным расска­зом. Внимательно слушая своего товарища, каждый включает­ся в рассказ неожиданно, по сигналу логопеда или дежурного. На этом этапе вводится медленное чтение про себя, которое оказывает дисциплинирующее и замедляющее влияние на ус­тную речь занимающихся. Больше времени отводится инди­видуальной работе над речью, которая продолжается и после окончания логопедического курса в течение не менее одного года по 2 раза в день (утром и вечером по 10—30 минут).

Используемые на занятиях приемы: подражание, сопряженнно-отраженное произношение, ритмическое чтение, речевые упражнения под такт, отмечаемый ударом руки, ноги хлопком в ладоши и т. п., запись и прослушивание правиль­ной речи, записанной на магнитофонную ленту и др.

На этом этапе проводятся функциональные тренировки вне стен логопедического кабинета, как индивидуально, так и кол­лективно. Условием перехода к тренировкам является дос­тупность диалогического общения в замедленном (и нормаль­ном) темпе на логопедических занятиях. Функциональные тренировки носят характер диалогов с прохожими на улице, в магазине, на почте, в транспорте и т. д. Пациенты заранее готовят речевой материал, отрабатывают его дома и на кол­лективных занятиях.

Тренировки вне логопедического учреждения воспитыва­ют внимание к собственной речи и ответам собеседника, уме­ние управлять своим поведением и речью в момент эмоцио­нального напряжения, стимулируют речевую активность и способствуют перевоспитанию личности.

Пятый, заключительный этап подготовка к пуб­личному выступлению. Материал для него подбирается с уче­том индивидуальных особенностей учеников. Манера пове­дения, темп речи отрабатываются в процессе самостоятельных индивидуальных и фронтальных занятий; выступление за­писывается на магнитофонную ленту, прослушивается, ана­лизируется по содержанию и внешнему оформлению.

Продолжительность курса — 2,5—3 месяца. Если этого времени недостаточно, то рекомендуется после перерыва про­должить занятия в течение 4—6 месяцев. После логопедичес­кого курса дается установка на дальнейшее самостоятельное закрепление навыков правильной речи.

При устранении тахилалии у детей дошкольного и млад­шего школьного возраста рекомендуется использовать мето­дики по коррекции заикания с соответствующими изменени­ями, с учетом механизма и симптоматики тахилалии. В целом принципы и содержание логопедической работы с детьми при заикании и тахилалии сходны.

Логопедическая ритмика включается в логопедическую коррекцию последовательно на каждом этапе с возрастани­ем трудности ритмических занятий и речевых нагрузок. Ос­новой занятий является медленный темп. Занятие обычно включает вводные упражнения; дыхательные, голосовые уп­ражнения; упражнения, регулирующие мышечный тонус, улуч­шающие двигательную координацию и моторную память; активизирующие внимание; воспитывающие чувство ритма; счетные упражнения в замедленном темпе; речевые задания на координацию слова с движением и музыкой; специаль­ные распевания, мелодекламацию и пение с целью улучше­ния ритмичности дыхания, выработки плавного речевого вы­доха и речи в целом; слушание музыки; сюжетные драматизации с характерными, бальными танцами, хоровода­ми; музыкальную самостоятельную деятельность; игровую де­ятельность; заключительные упражнения.

Курс логопедической коррекции у дошкольников и млад­ших школьников — от 6 месяцев до 1 года. В случаях реци­дивов необходимы повторные курсы занятий.

В логопедической работе по преодолению баттаризма и полтерн на первом месте стоит формирование понятий на конкретной основе и их словесное грамматически правиль­ное выражение.

1. Необходим подход к речи как к системе в единстве с другими психическими процессами. Рекомендуется работа не столько над элементами речи, изолированными функциями дыхания и артикуляции, сколько над целостными речевыми продукциями высшего порядка: над самостоятельным выс­казыванием, пересказом, диалогом, декламацией, подготовлен­ным и свободным рассказом, докладом, сообщением, свобод­ным изложением мыслей. Основной прием — фиксация внимания пациента на речи, правильное распределение его во фразе на каждое слово, чтобы процесс переключения внима­ния соответствовал процессу последовательного логического развертывания мысли.

 

 

Для этой цели используются сопря­женно-отраженное произношение фраз, текста; работа над логическим ударением во фразе; перифразировка; диалоги с логопедом, между детьми; драматизация, требующая сцени­ческого поведения и выразительной речи для передачи необ­ходимого образа; различимые способы чтения: сопряженно с логопедом, отраженно за логопедом, чтение по слову, по фразе Друг за другом и вразбивку, чтение по заранее размеченному тексту; через прорезь в полоске картона, который медленно передвигается по строке, открывая сначала только одно слово, затем синтагму, наконец, целую фразу.

2. Воспитание логического мышления в неречевых и рече­вых заданиях. Например, разложить серии картинок в нуж­ной последовательности, исключить лишнюю из данных пред­метных картинок или составить общий план высказывания; развернуть главную мысль определенной части рассказа; найти несколько вариантов «завязок» или «развязок» заданных сюжетов и т. д.

3. Преодоление дефектов внутренней речи. С этой целью содержание высказывания (замысла) реализуется с помощью сюжетной картинки, текста, который прорабатывается по воп­росам сначала вместе с логопедом, затем самостоятельно. Составляется план пересказа. Текст записывается, читается, пересказывается по памяти.

4. Развитие слухового внимания, умения слушать речь на материале фраз, текстов. Полезны магнитофонные занятия, на которых ребенок одновременно слышит и видит (читает) текст, подающийся с магнитофонной ленты в замедленном темпе. Для привлечения внимания к собственной речи пред­лагаются для прослушивания и последующего анализа об­разцы речи в замедленном и быстром темпе. Полезна работа над интонацией.

5. Работа над упорядочением темпа речи: счетные упраж­нения с движениями, речь по слогам или в сопровождении ритмического отстукивания; выделение смысловых частей в коротком тексте, во фразе, составленной по картинке, и произ­ношение речевого материала с соответствующей смыслу вы­разительной интонацией; ритмическое проговаривание с од­новременным отстукиванием ритма различных фраз и т. д.

6. Работа вне логопедических занятий, чтобы закрепить замедленное и четкое произношение, спокойное поведение и внимание к собственной речи.

Преодоление баттаризма и полтерн требует раннего нача­ла занятий, систематического длительного логопедического воздействия и последующего периодического контроля из-за частых рецидивов. Работа по преодолению этих расстройств во многих случаях является профилактикой заикания.

 

 

Выводы и проблемы.

Брадилалия и тахилалия с ее разновидностями (объеди­няемые общим названием «нарушения темпа речи») относятся к сложным и не до конца изученным рече­вым нарушениям. В проблеме изучения патологически нарушенного темпа речи продолжают оставаться акту­альными вопросы:

•всестороннего изучения механизмов возникновения и структуры дефектов при различных видах нарушенного темпа речи, совершенствования их дифференциальной диагностики;

• дальнейшего изучения особенностей протекания раз­ных видов нарушенного темпа речи у людей разного воз­раста; психолого педагогического изучения речи, лично­сти и поведения лиц с брадилалией и тахилалией с ее разновидностями;

• совершенствования дифференцированных методик коррекционно-педагогической работы при разных видах нарушенного темпа речи у людей разного возраста и в зависимости от разных типов лечебно-педагогических уч­реждений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.013 с.)