Классификация разновидностей тахилалии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация разновидностей тахилалии.



Патологически ускоренный темп нередко сочетается с други­ми нарушениями речи лексико-грамматического и фонетичес­кого характера. Для обозначения таких комбинозов к концу XIX столетия было предложено большое количество терминов

В отечественной литературе для обобщенного обозначения таких речевых нарушений иногда используется термин «спо­тыкание». Это неправомерно, так как спотыкание определяет только необоснованные остановки, паузы, запинки, а в данном случае в основе речевых нарушений лежат прежде всего агграмматизмы на фоне патологически ускоренной речи.

Баттаризм (парафразия) неправильное формирование. Фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи. Часто сочетается с други­ми нарушениями речи.

В качестве причин и механизмов возникновения можно рассматривать соматические, психогенные факторы и привыч­ку. Неврологические исследования указывают на изменения в физиологии и анатомии мозга, которые или свидетельству­ют о пренатальных нарушениях, или они унаследованы как конституциональная особенность.

А. Либманн (1900) считал, что парафразия появляется в результате преимущественно моторных или преимуществен­но сенсорных расстройств внимания, сходных с его наруше­ниями при соответствующих формах афазии.

По мнению М. Надолечны, торопливость в речи обусловлена несоот­ветствием между желанием говорить и речемоторной воз­можностью. Эта речевая атаксия свойственна лицам с по­спешным и беспокойным характером, с недостаточно четкой памятью словесных норм и расстройством внимания. Центр тяжести все-таки падает на чисто моторно-артикуляционную трудность слова, причем последующее слово вклинивается в предыдущее, а концентрация внимания децентрализуется.

М. Зееман предполагает причину нарушения в стриопаллидарной системе. Кроме того, он указывает на органические изме­нения в мозгу и на связь ускоренной речи с эпилепсией. Из психических факторов следует назвать недостаточную концентрацию внимания, несоответствие темпа мышления и речи. Механизм баттаризма и анатомо-физиологических пози­ций также можно объяснить преобладанием процесса воз­буждения над процессом торможения вследствие аномалий центральной нервной системы.

 

 

М. Надолечны определяет его как парартрию и считает, что данное нарушение выражается в проглатывании и перестановке слогов и слов, в остановках в речи.

Э. Фрешельс объясняет парафразию с позиций механиз­ма правильной речи. В норме, благодаря вниманию, процесс течения мысли направляется в соответствии с моторной гибко­стью речи. Этим достигается известная отрегулированность психомоторных процессов. Данный механизм нарушается при быстром течении мысли. Последующее понятие нередко пре­восходит силу предыдущего до того, как оно будет произнесено, и само преждевременно вклинивается в речь. Получается кар­тина парафразии.

По мнению Ю. А. Флоренский, нарушается регулирующая функция речевого внимания. Вследствие этого не происходит самопроизвольной перестройки его по ходу ре­чевого потока. Теряется концентрация внимания в логически важных частях речевого потока, и потому речь становится спо­тыкающейся, неряшливой, хаотичной, она содержит повторе­ния, пропуски, смешения, недоговаривания, включения во фра­зу неадекватного по смыслу речевого материала и т. д.

С лингвистической точки зрения парафразию можно рас­сматривать как синтаксическое расстройство. Недоговаривание, пропуски, смазанность речи А. Гутцман относит за счет дискоординации между ско­ростью течения мысли и речемоторной функцией. А. Гутцман в этом речевом нарушении видит не столько расстройство темпа, сколько расстройство синтаксического порядка, кото­рое выражается в нарушении правильного распорядка слов при развертывании фразы. Ведущее значение в речи X. Пик придавал слову. Сочетание слов представляет определенную фразу в процессе речи. При нарушениях речи именно эта фаза может страдать. Расстройство правильного словесного оформления мысли приводит к особым аграмматизмам, ко­торые представляют неправильное речевое построение в структуре предложения. Приближение парафразии к свое­образным формам синтаксических аграмматизмов или к рас­стройствам речи органического порядка приводит к необхо­димости выделения основных и вторичных нарушений в структуре дефекта.

Ю. А. Флоренская считала, что механизмы парафразии и афазии одинаковы. Основное расстройство при афазии и па­рафразии связано с затруднением произвольного нахожде­ния слов и выражается как: нарушение правильного течения синтаксических рядов речи, рыхлость предложения, непроиз­вольная вставка в речь добавочных элементов, нарушение бук­венного состава слова, наличие литеральных парафразии.

Полтерн (спотыкание) патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного харак­тера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

Начиная с работ Аристотеля, рассматривается в группе раз­личных расстройств органического и функционального про­исхождения. С конца XIX в. оно выделено как самостоятель­ное речевое нарушение.

Экспериментальные исследования направлены на отграничение спотыкания прежде всего от заикания. А. Куссмауль (1879) выделил дислогические рас­стройства речи, или дизфразии, обусловленные нарушением содержательной стороны речи, и спазматические лалоневрозы, к которым отнес заикание как чисто артикуляторное рас­стройство речи. Он первым указал на возможность смеше­ния спотыкания с заиканием и предложил способ различения этих расстройств: привлечение внимания к речи у заикаю­щихся усиливает судорожность, у лиц со спотыканием — улучшает речь; заикающиеся в домашних условиях говорят лучше, а люди со спотыканием — хуже.

Анализ признаков полтерна и заикания показывает, что в первом случае люди обычно не осознают своего недостатка, в то время как заикающиеся от него страдают. При сосредото­ченном внимании речь при полтерн и парафразии улучшает­ся, а при заикании — ухудшается. В присутствии некоторых людей или в ответственной обстановке дети с парафразией и полтерн говорят лучше, заикающиеся хуже. Во время не­принужденного разговора симптомы полтерн и парафразии усиливаются, симптомы заикания уменьшаются.

В 30—50-х годах нашего столетия были проведены элект­роэнцефалографические исследования, подтверждающие раз­личия между заиканием и спотыканием.

Французские исследователи Pichon и Borel-Maisonny (1964) вычленяют нарушение речи, которое они называют бормота­нием. Авторы подчеркивают, что бормота­ние отличается от спотыкания тем, что оно касается расстрой­ства темпа и ритма только внешней стороны речи, а при спотыкании одновременно страдает внешняя и внутренняя речь. В настоящее время признана классификация D. Weiss (1964), который различает две формы:

чистые формы споты­кания и спотыкание-синдром.

Чистые формы спотыкания обусловлены врожденными конституциональными аномалиями развития. Речь при спо­тыкании носит поверхностный и одновременно абстрактный характер и является рубленой, нечеткой по смыслу высказы­вания и способу артикулирования.

В ней проявляются эле­менты аграмматизма и нарушений синтаксиса (провалы, по­вторения, телескопирование, вставки, нарушения согласования и управления слов во фразе), которые отражают внутренний беспорядок мышления. Речь недостаточно выразительна из-за быстроты, аритмии, захлебываний. D. Weiss чистые формы спотыкания делит на следующие группы:

Первая группа с моторными расстройствами;ос­новными симптомами нарушения являются ускоренная речь и отклонения в артикулировании звуков речи.

Вторая группа с сенсорными расстройствами; в клинике спотыкания преобладает трудность нахождения не­обходимых слов, имеются нарушения слухового внимания.

Третья группа с общей трудностью формулирова­ния речи несмотря на достаточный запас слов.

Четвертая группа со спотыканием, при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных (а-а, э-э) или вставлением восклицаний, отражающих постоянные трудности в выборе слов или общих формулировок речи.

Полтерн наблюдается при хорее, псевдобульбарном пара­личе, дистрофирующих органических заболеваниях головно­го мозга, а также при психопатии, психических заболеваниях, олигофрении.

По мнению В. С. Кочергиной, спотыкание отличается боль­шой распространенностью. По данным К. П. Беккера (1981), среди учащихся 7—8 лет массовой школы — 1,8% детей, а в классах для заикающихся — 11,5% детей имеют полтерн. Симптомы полтерн позволяют отличать его от нормальной речи, а также от речи заикающихся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.006 с.)