Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национально-психологическая детерминация эффективности воспитательной работы в коллективе
Учет национально-психологических особенностей предполагает особое построение воспитательной деятельности в коллективе. Национально-психологические особенности, с одной стороны, определяют своеобразие форм и способов воспитательных воздействий, их сочетание. Представители различных национальных общностей по-своему воспринимают стиль поведения руководителя, социального работника и социального педагога. Они предъявляют разные требования к их моральным и нравственным качествам, профессиональным навыкам, педагогическому мастерству. Известно, например, что у некоторых коренных народов Поволжья, Сибири и Дальнего Востока поначалу ценится не столько само содержание их воспитательных усилий, сколько умение подойти уважительно к представителю той или иной нации, способность доводить информацию постепенно, дозируя ее на различных стадиях воздействия. У представителей государств Прибалтики приоритет в воспитательной работе отдается тому человеку, которому сразу удается доказать логическую необходимость и целесообразность предпринимаемых усилий. Национально-психологические особенности, с другой стороны, опосредуют продолжительность воспитательных воздействий. Руководителю, социальному работнику и социальному педагогу, управляющим коллективом, сформированным, например, из удмуртов, чукчей, бурятов или якутов требуется настрой на продолжительную и объемную работу как с каждым конкретным представителем конкретной этнической микрогруппы, так и с ней самой в целом. Почти так же будет обстоять дело и в коллективе, в который входят выходцы из Средней Азии. С гражданами славянских и прибалтийских национальностей изначально требуется очень напористая, всегда чрезвычайно убедительная активность руководителя (социального работника и социального педагога), эффект от которой должен быть ощутим с первых шагов. Все эти нюансы определяются исторически сложившимися традициями в отношении к педагогической деятельности у конкретных народов. Многое здесь зависит и от специфики культурного развития этнической общности. Воспитание — это воздействие на личность человека определенной национальности, видоизменение ее в интересах более гибкого и всестороннего общения и взаимодействия с представителями других наций и народностей. По этой причине руководитель, социальный работник и социальный педагог в своей деятельности обязаны предусматривать возможные проявления национального своеобразия индивидуальности тех, на кого она направлена [265. — С. 178-180].
Эта закономерности в воспитательной работе — следствие специфики национальных механизмов деятельности и поступков людей. В основе таких механизмов лежат установки и стереотипы, закрепленные всем ходом исторического и культурного развития национальной общности. Национально-психологические особенности оказывают существенное воздействие и на конструкцию собственно воспитательных мероприятий. Они могут способствовать или, наоборот, препятствовать адаптации представителей той или иной нации к требованиям со стороны руководителя, социального работника и социального педагога. Например, у некоторых народов Севера есть традиция не противопоставлять себя явно воздействию со стороны воспитателя другой национальности, а постепенно завоевывая его на свою сторону, свести эту деятельность к приемлемым для них формам и способам взаимного общения. У представителей некоторых народов Северного Кавказа непонятные или непривычные для них приемы и средства воспитательного воздействия, как правило, сразу же встречают неприятие или даже противодействие. Можно выделить три этапа процесса адаптации национальной психологии представителей той или иной национальности к педагогическим мероприятиям. На начальном этапе национально-психологические особенности или способствуют или препятствуют воспитательному воздействию руководителя, социального работника или социального педагога. Если они вступают в противоречие с целями последних, то должны предприниматься конструктивные шаги для перестройки содержания и качества педагогических мероприятий. В этом случае требуются усилия по нахождению более эффективных путей для привлечения внимания объекта воспитания. Теперь уже потребуется довольно длительное время, которое необходимо затратить на тщательное изучение ситуации в коллективе, уточнение специфики проявления национально-психологических особенностей, специфики их влияния на взаимодействие и общение с представителями конкретных этнических микрогрупп.
На втором этапе происходит стабилизация воспитательных воздействий. Несмотря на трудности начального периода, руководителю, социальному работнику и социальному педагогу, как правило, удается найти контакт с людьми, достигнуть определенного взаимопонимания. На этой стадии воспитательной работы наблюдается и консолидация активности ее субъекта и объекта в интересах закрепления успеха, устанавливаются прочные связи с каждым конкретным членом коллектива или группой лиц одной национальности, закладывается база для совместного взаимодействия людей в рамках коллектива. На последнем этапе максимально раскрываются потенциальные возможности представителей всех этнических миммикрогрупп во взаимодействии друг с другом. Теперь национально-психологические особенности людей уже стимулируют активность руководителя, социального работника и социального педагога, обусловливают большую интенсивность проявления дружеских отношений. В таких условиях мероприятия по интернациональному воспитанию становятся гораздо более результативными, прямо способствуют сплочению членов многонационального коллектива. А если и возникают какие-то трудности совместного взаимодействия людей, то они быстро нейтрализуются самими представителями этнических общностей [120. —С. 162].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.006 с.) |