Этнопсихологическая специфика и этапы формирования семейных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнопсихологическая специфика и этапы формирования семейных отношений



 

Психологическая наука в семейных отношениях должна исследовать:

v как осуществляется влияние национально-психологических особенностей на характер межличностных отношений между супругами, детьми и другими членами семьи в ходе совместного проживания, взаимодействия и общения, выработку принципиально важных общих решений, специфику воспитательных и иных воздействий;

v в чем состоят всегда реально присутствующие национальные отличия в традициях и способах формирования национально своеобразной личности в семьях, где родители являются представителями разных национальностей, с характерными для каждого из них моральными и нравственными ценностями, формами поведения и деятельности, специфическим мировосприятием и миропониманием;

v как анализировать и правильно оценивать факторы и причины возникновения конфликтных отношений между разноэт-ническими членами семьи.

Исходным моментом готовности человека к браку и созданию семьи выступает понимание им значимости семейных отношений, определенных обязательств людей друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничений личной свободы. Все эти характеристики имеют свое национальное выражение. На Кавказе они одни, у народов Сибири и Дальнего Востока другие. Можно сказать и так: каждая этническая общность вырабатывает свои собственные представления о том, какими они должны быть и стремится поддерживать их в национальном сознании, выражать в традициях, поступках и отношениях представителей своего народа.

Этот процесс достаточно сложный. Он осуществляется по своим собственным законам у каждой этнической общности и разбивается на ряд последовательных этапов, включающих:

1) первичное знакомство с семейной жизнью, ее психологией и формирование общих представлений о ней, особенно если вступающие в брак являются представителями разных этнических общностей;

2) формирование взглядов на свою собственную семью как многонациональную;

3) реализацию собственных представлений о многонациональной семье в личном браке;

4) накопление опыта семейной жизни в рамках многонациональной среды;

5) дальнейшее совершенствование семейных отношений в процессе окончательного закрепления супружеских уз.

При этом первостепенное значение получает динамика развития супружеских отношений и ее национальная специфика.

На первом этапе формирования супружеских отношений обычно осуществляется присущая для каждой этнической общности социально-ролевая и межличностная адаптация к условиям семейной жизни. Это время первоначального вхождения в духовный мир друг друга, взаимного привыкания, распределения социальных ролей, а также устройство быта и организации досуга.

Если супруги являются представителями разных народов, часто не все складывается гладко, на их пути встречается достаточно большое количество трудностей, которые нужно преодолеть, не затронув национальное достоинство каждого. Это — самый трудный и опасный период с точки зрения стабильности брака, когда даже малые размолвки, тем более окрашенные этнической спецификой, могут оттолкнуть людей друг от друга. Правда, опыт специальных исследований показывает, что существует достаточно серьезный фактор, обеспечивающий стабилизацию супружеских отношений — любовь, которая скрашивает все обиды и сметает препятствия на своем пути.

На втором этапе формирования супружеских отношений, начинающемся после появления ребенка, происходит значительная перестройка во взаимоотношениях супругов, приводящая к изменениям в ролевой структуре, появлению родительских обязательств, перераспределению материальных средств и бюджета времени. На этом этапе нет еще построенных на общем единстве интересов, не сложилось окончательного взаимопонимания между супругами и и все еще присутствует достаточно много серьезных проблем. Однако уже в это время появляется основа для преодоления всяческих, в том числе и национально специфических размолвок, закладываются предпосылки для общего, интернационального отношения супругов к себе и другим людям, правильной оценки особых этнических «недостатков» и недоразумений, если они имеют место.

Самое главное, что супруги вынуждены серьезно задумываться над интернациональными принципами воспитания у себя в семье, относящимся не только к рождению ребенка, но и к развитию его самосознания, к перспективам его будущей культурной адаптации в окружающем полиэтническом мире.

Большое значение здесь имеет и новое распределение обязанностей по дому между супругами разных национальностей. Например, во многих семьях жителей Северного Кавказа только после рождения ребенка отец начинает уделять большее внимание работе по дому, помощи жене. Раньше это, как правило, не наблюдается в силу специфики национальных традиций.

Специальные психологические исследования показывают, что молодые люди разных национальностей, полюбив друг друга и намереваясь вступить в брак, не задумываются всерьез над возможными трудностями совместной жизни (в том числе межнациональными), которые их ожидают.

Столкнувшись на втором и третьих этапах становления своей семьи с ними, они по-разному их преодолевают. Меньшие проблемы, как правило, испытывают те молодые люди, которые сильнее любят друг друга и которые до свадьбы жили в районах смежного проживания представителей разных национальностей.

Третий этап характеризуется наметившейся тенденцией к устойчивости и стабильности супружеских отношений в ряде основных сфер жизнедеятельности семьи. Полностью распределяются социальные роли, и они перестают быть источником разногласий. Окончательно выявляется ответственный лидер в каждой из функций семьи, если он ранее не был определен в соответствии с национальными традициями. Или же значительно сглаживаются противоречия, возникавшие ранее на этой основе.

Однако этот период сложен из-за проблем по воспитанию детей. Причем он имеет свою национальную специфику. У представителей некоторых этнических общностей он усугубляется наличием известного дефицита общения отцов с детьми, у других — наоборот, упрощается в силу проявления национальных традиций активного участия главы семьи в формировании внутреннего мира своих детей, а также их воспитания в целом. В любом случае, если супруги являются представителями разных этнических общностей, необходимость совместного их участия в воспитании детей способствует укреплению их взаимоотношений и сглаживанию различий в традициях тех этнических общностей, к которым они принадлежат.

В этот же период возникает и еще одна своеобразная проблема, имеющая принципиальное значение. Родители начинают более глубоко понимать и реализовывать в воспитании своего ребенка традиции обоих национальных общностей, к которым они принадлежат. В этой связи и они сами значительно глубже осмысливают необходимость интернационального подхода к развитию психики и поведения своего ребенка, стремятся воспитать у него одинаковое отношение как к одной, так и другой нациям, к которым принадлежат отец и мать.

Четвертый этап отличается гораздо большей устойчивостью и стабильностью сложившихся взаимоотношений в основных сферах жизни разноэтнической семьи. Его отличительными особенностями являются упрочение взаимоотношений супругов на основе устоявшегося опыта воспитания своих детей, полная интернализация внутрисемейных отношений. Подрастающие дети не только очень эффективно влияют на выполнение обязанностей супругами, но и оказывают корректирующее воздействие на их поведение. Для супругов возрастает значимость самооценки своих поступков, решений, мотивов действий, так как их дети подмечают всевозможные нюансы во взаимоотношениях родителей, видят фальшь или двусмысленность в их взаимных реакциях на различные нюансы внутрисемейной жизни.

В то же время нельзя забывать, что в рассматриваемый период у супругов появляется больше времени для самих себя и принятия ими более эффективных мер по повышению своего культурного, интеллектуального уровня, налаживанию интимных отношений. С другой стороны, на этом этапе приходит черед для активного осмысления ими своего индивидуального опыта налаживания межэтнических отношений, понимания внутреннего мира самого близкого тебе человека, если он, конечно, является представителем другой национальной общности.

Пятый этап связан с окончательной стабилизацией супружеских отношений во всех сферах жизнедеятельности семьи. У супругов устанавливается близость, а часто и полное единство взглядов по значительному числу проблем. Взрослые дети вносят в нравственно-психологическую атмосферу семьи элементы демократизма, обязательности, осмысленности действий, взвешенных решений. Чаще в поступках супругов имеют место взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие и терпимость, что проявляется и в решении различных внутрисемейных проблем. В этот период практически никогда не возникают конфликты на межнациональной почве, присутствует полная адаптация супругов к национальным традициям друг друга.

Опыт исследования национальной специфики семейных отношений в то же время показывает, что психологическими предпосылками их стабилизации выступают осуществляемая как в государственном, так и в семейном масштабе пропаганда и разъяснение необходимости понимания и соблюдения национальных традиций каждого из супругов, учета проявления национально-психологических особенностей представителей различных наций, борьба с попытками принижения их достоинства и национального самосознания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.009 с.)